Материалы лекции содержат  очень интересные и необходимые к уроку данные о способах размножения организмов.Можно  использовать для  составления презентаций ,так как здесь имеются прекрасные рисунки,схемы,для индивидуальных работ,как дополнительный материал.Притеним для уроков биологии в 6, 7, 9 и 10 классе. Имеются выводы к  разным вопросам.
            
        
        
        
                    
                
                    1. Онтогенез. Эмбриональное 
развитие животных
Теория:
Онтогенез — индивидуальное развитие организма от начала 
существования до конца жизни.
В онтогенезе животных выделяют два периода 
— эмбриональный и постэмбриональный.
 
Эмбриональное (зародышевое) развитие охватывает процессы от первого 
деления зиготы до выхода из яйца или рождения и у большинства животных 
включает три основных этапа: дробление, гаструляцию и органогенез.
Дробление — это семь — восемь последовательных митотических делений 
зиготы.
При дроблении дочерние клетки (бластомеры) не расходятся и не 
увеличиваются в размерах. С каждым следующим делением их размеры 
уменьшаются.
 
 
Яйцеклетки с небольшим запасом питательных веществ делятся полностью, т. е. 
происходит полное дробление. Если яйцеклетка содержит большое количества 
желтка, то наблюдается частичное дробление — делится только диск 
цитоплазмы с ядром, а сам желток остается без изменений (например, у птиц).
 
Завершается дробление образованием однослойного многоклеточного зародыша 
— бластулы.
Бластула — это шарообразный зародыш, стенка которого (бластодерма) 
образована одним слоем клеток, а внутри полость (бластоцель).После дробления идет процесс гаструляции, который характеризуется 
перемещением части клеточного материала с поверхности бластулы внутрь, на 
места будущих органов. В результате этих перемещений образуется гаструла.
Гаструла — двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых 
листков: наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы).
У ланцетника гаструла возникает путем впячивания бластодермы в полость 
бластоцеля.
 
Внутренняя полость гаструлы называется первичной кишкой. Её связывает с 
внешней средой отверстие (бластопор), которое становится первичным ртом.
 
 
На стадии двух зародышевых листков заканчивается развитие губок и 
кишечнополостных.
 
У всех остальных животных развитие продолжается и  образуется третий 
зародышевый листок — мезодерма. Она формируется из энтодермы и всегда 
расположена между экто и энтодермой в первичной полости тела.
 
Дальнейшая дифференцировка клеток каждого зародышевого листка приводит 
к образованию тканей и органов, т. е. к гисто и органогенезу.
 
Из энтодермы образуется хорда — внутренний скелет в виде гибкого тяжа, 
расположенный на спинной стороне. Впоследствии хорда у позвоночных 
замещается позвоночником, и только у некоторых животных (например, у 
хрящевых рыб) ее остатки сохраняются в течение всей жизни.
 
Из эктодермы, расположенной над самой хордой, выделяется нервная 
пластинка. Затем  края пластинки поднимаются и смыкаются. 
Образуется нервная трубка — зачаток центральной нервной системы. 
Формируется нейрула.Ранняя нейрула
 
Нервная трубка, хорда и кишечник создают осевой комплекс 
органов зародыша, который определяет двустороннюю симметрию тела.
 
Поздняя нейрула
 
Ткани и органы развиваются одинаково у всех трёхслойных животных.
 
Из эктодермы у позвоночных животных образуется нервная система, органы 
чувств, покровный эпителий с его железами и производными структурами 
(волосы, перья, копыта, когти и т. п.).
 
Из энтодермы формируются органы пищеварительной и дыхательной 
системы: эпителий средней кишки, печень и поджелудочная железа, жабры, 
лёгкие, плавательный пузырь, а также щитовидная железа.Из мезодермы образуется мышечная ткань, все виды соединительной ткани 
(например, дерма кожи, тела позвонков), кровеносная система, органы 
выделения, половые железы.
 
Зародыш развивается как единый организм, в котором все клетки, ткани и 
органы находятся в тесном взаимодействии.
2. Типы онтогенеза
Теория:
У животных выделяют три типа онтогенеза: личиночный, яйцекладный и 
внутриутробный.
  
Личиночный тип развития встречается у насекомых, рыб и земноводных. 
Желтка в их яйцеклетках мало и зигота быстро развивается в личинку, которая 
питается самостоятельно.
 
Личинка капустной белянки
 
Личинка активно питается и увеличивается в размерах. Затем 
происходит метаморфоз — превращение личинки во взрослый организм.
  
Стадии развития комнатной мухиНаличие стадии личинки обеспечивает животным возможность жить в разных 
средах и использовать разную пищу. Например, гусеницы питаются листьями, а 
бабочки — нектаром; головастики питаются зоопланктоном,  а лягушки — 
насекомыми.
 
У малоподвижных, прикреплённых и паразитических видов свободноживущие 
личинки способствуют расселению вида и расширению ареала. Это позволяет 
избежать перенаселения и ослабляет внутривидовую конкуренцию за пищу и 
другие ресурсы.
 
Яйцекладный тип онтогенеза встречается у рептилий, птиц и яйцекладущих 
млекопитающих (утконоса и ехидны). Яйцеклетка у них содержит большой запас 
питательных веществ, зародыш развивается в яйце и личиночная стадия 
отсутствует.
 
Детёныш черепахи
 
Внутриутробный тип онтогенеза наблюдается у большинства млекопитающих, в 
том числе у человека. В этом случае развитие зародыша происходит в 
материнском организме. Организм матери обеспечивает все потребности 
растущего эмбриона (дыхание, питание, выделение) через специальный орган 
— плаценту. Внутриутробное развитие заканчивается процессом рождения.Слонёнок в матке
3. Постэмбриональное развитие
Теория:
Периоды постэмбрионального развития
Постэмбриональное развитие животных подразделяется на три периода: 
ювенильный, период зрелости и период старения.
 
Ювенильный период характеризуется продолжением начавшегося еще в 
эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу 
этого периода все органы развиты до такой степени, что молодое животное 
может существовать и развиваться в окружающей среде. Выполняют свои 
функции нервная, кровеносная и выделительная системы.
 
С выходом организма из зародышевых оболочек начинают функционировать 
органы дыхания, пищеварительная система и органы чувств.  В 
течение ювенильного периода окончательно складываются видовые и 
индивидуальные особенности организма и особь достигает характерных для 
вида размеров.
 
Позже других органов развивается половая система. Когда заканчивается ее 
формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.
 
В течение периода зрелости происходит размножение. Продолжительность 
этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов он длится
лишь несколько суток, у других — много лет.
 
Период старения характеризуется замедлением обмена веществ и деградацией 
органов. Старение приводит к естественной смерти.
Прямое и непрямое развитие
Для ювенильного периода характерно прямое или непрямое развитиеПри прямом развитии на свет появляется особь, похожая на взрослую, но 
значительно меньших размеров. Её дальнейшее развитие сводится главным 
образом к росту и половому созреванию.
 
Прямое развитие характерно для животных с яйцекладным и внутриутробным 
типом онтогенеза: млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, некоторых 
беспозвоночных  (малощетинковых червей, пауков и др.).
 
 
При непрямом развитии появившийся на свет организм (личинка) по строению и
образу жизни отличается от взрослых особей. Для того, чтобы личинка стала 
взрослой, требуется перестройка её организма —  превращение или 
метаморфоз.
Метаморфоз — быстрое изменение, которое происходит при переходе от 
личиночной стадии к взрослой форме.
Это процесс постэмбрионального созревания, который характерен для многих 
групп животных: большинства беспозвоночных (плоских и круглых червей, 
насекомых, двустворчатых моллюсков и т. д.), а также для рыб и земноводных.
Пример:
Личинка лягушки (головастик) не похожа на взрослое земноводное, а похожа на 
рыбу (нет конечностей, жаберное дыхание, боковая линия и т.п.). Постепенно 
происходит развитие органов взрослых земноводных.Головастики лягушки
 
Непрямое развитие насекомых бывает с полным превращением (с полным 
метаморфозом) и  с неполным превращением (с неполным метаморфозом).
  
При развитии с полным превращением из яйца появляется личинка, которая 
питается, растет, затем превращается в куколку. Внутри неподвижной куколки 
происходит полная перестройка всех органов. Из куколки выходит взрослое 
насекомое (имаго).
 
Полное превращение характерно для чешуекрылых (бабочек), жесткокрылых 
(жуков), двукрылых (мух и комаров), перепончатокрылых (пчел, ос, шмелей) и т. п.
 
 
Развитие с неполным превращением происходит, когда отсутствует стадия 
куколки. Личинка в процессе линек постепенно превращается в имаго. Неполное 
превращение характерно для тараканов, полужесткокрылых (клопов), 
прямокрылых, стрекоз.Сравнение прямого и непрямого развития
Преимущества прямого развития организмов:
развитие организма во взрослую особь (ювенильный период) обычно 
проходит за более короткий промежуток времени;
не происходит существенной перестройки организма и поэтому требуется 
меньше энергии и питательных веществ.
Недостатки прямого развития организмов:
для осуществления эмбрионального развития требуется большое 
количество питательных веществ в яйцеклетках или внутриутробное развитие 
потомства;
при перенаселении обостряется внутривидовая конкуренция между 
молодыми и зрелыми особями, так как им необходимы одинаковые жизненные 
ресурсы.
Преимущества непрямого развития организмов:
у многих видов животных личинки и взрослые особи занимают разные 
экологические ниши — это снижает внутривидовую конкуренцию;
у малоподвижных или прикреплённых животных личинки способствуют 
расселению вида, расширению его ареала.
Недостатки непрямого развития организмов:
развитие во взрослую особь обычно занимает длительный промежуток 
времени;
для метаморфоза требуется много пищи и энергии.