Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Оценка 4.7
Лекции
docx
биология
9 кл
07.02.2019
Материалы лекции содержат очень интересные и необходимые к уроку данные о способах размножения организмов.Можно использовать для составления презентаций ,так как здесь имеются прекрасные рисунки,схемы,для индивидуальных работ,как дополнительный материал.Притеним для уроков биологии в 6, 7, 9 и 10 классе. Имеются выводы к разным вопросам.
Индивидуальное развитие организма — онтогенез.docx
1. Онтогенез. Эмбриональное
развитие животных
Теория:
Онтогенез — индивидуальное развитие организма от начала
существования до конца жизни.
В онтогенезе животных выделяют два периода
— эмбриональный и постэмбриональный.
Эмбриональное (зародышевое) развитие охватывает процессы от первого
деления зиготы до выхода из яйца или рождения и у большинства животных
включает три основных этапа: дробление, гаструляцию и органогенез.
Дробление — это семь — восемь последовательных митотических делений
зиготы.
При дроблении дочерние клетки (бластомеры) не расходятся и не
увеличиваются в размерах. С каждым следующим делением их размеры
уменьшаются.
Яйцеклетки с небольшим запасом питательных веществ делятся полностью, т. е.
происходит полное дробление. Если яйцеклетка содержит большое количества
желтка, то наблюдается частичное дробление — делится только диск
цитоплазмы с ядром, а сам желток остается без изменений (например, у птиц).
Завершается дробление образованием однослойного многоклеточного зародыша
— бластулы.
Бластула — это шарообразный зародыш, стенка которого (бластодерма)
образована одним слоем клеток, а внутри полость (бластоцель). После дробления идет процесс гаструляции, который характеризуется
перемещением части клеточного материала с поверхности бластулы внутрь, на
места будущих органов. В результате этих перемещений образуется гаструла.
Гаструла — двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых
листков: наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы).
У ланцетника гаструла возникает путем впячивания бластодермы в полость
бластоцеля.
Внутренняя полость гаструлы называется первичной кишкой. Её связывает с
внешней средой отверстие (бластопор), которое становится первичным ртом.
На стадии двух зародышевых листков заканчивается развитие губок и
кишечнополостных.
У всех остальных животных развитие продолжается и образуется третий
зародышевый листок — мезодерма. Она формируется из энтодермы и всегда
расположена между экто и энтодермой в первичной полости тела.
Дальнейшая дифференцировка клеток каждого зародышевого листка приводит
к образованию тканей и органов, т. е. к гисто и органогенезу.
Из энтодермы образуется хорда — внутренний скелет в виде гибкого тяжа,
расположенный на спинной стороне. Впоследствии хорда у позвоночных
замещается позвоночником, и только у некоторых животных (например, у
хрящевых рыб) ее остатки сохраняются в течение всей жизни.
Из эктодермы, расположенной над самой хордой, выделяется нервная
пластинка. Затем края пластинки поднимаются и смыкаются.
Образуется нервная трубка — зачаток центральной нервной системы.
Формируется нейрула. Ранняя нейрула
Нервная трубка, хорда и кишечник создают осевой комплекс
органов зародыша, который определяет двустороннюю симметрию тела.
Поздняя нейрула
Ткани и органы развиваются одинаково у всех трёхслойных животных.
Из эктодермы у позвоночных животных образуется нервная система, органы
чувств, покровный эпителий с его железами и производными структурами
(волосы, перья, копыта, когти и т. п.).
Из энтодермы формируются органы пищеварительной и дыхательной
системы: эпителий средней кишки, печень и поджелудочная железа, жабры,
лёгкие, плавательный пузырь, а также щитовидная железа. Из мезодермы образуется мышечная ткань, все виды соединительной ткани
(например, дерма кожи, тела позвонков), кровеносная система, органы
выделения, половые железы.
Зародыш развивается как единый организм, в котором все клетки, ткани и
органы находятся в тесном взаимодействии.
2. Типы онтогенеза
Теория:
У животных выделяют три типа онтогенеза: личиночный, яйцекладный и
внутриутробный.
Личиночный тип развития встречается у насекомых, рыб и земноводных.
Желтка в их яйцеклетках мало и зигота быстро развивается в личинку, которая
питается самостоятельно.
Личинка капустной белянки
Личинка активно питается и увеличивается в размерах. Затем
происходит метаморфоз — превращение личинки во взрослый организм.
Стадии развития комнатной мухи Наличие стадии личинки обеспечивает животным возможность жить в разных
средах и использовать разную пищу. Например, гусеницы питаются листьями, а
бабочки — нектаром; головастики питаются зоопланктоном, а лягушки —
насекомыми.
У малоподвижных, прикреплённых и паразитических видов свободноживущие
личинки способствуют расселению вида и расширению ареала. Это позволяет
избежать перенаселения и ослабляет внутривидовую конкуренцию за пищу и
другие ресурсы.
Яйцекладный тип онтогенеза встречается у рептилий, птиц и яйцекладущих
млекопитающих (утконоса и ехидны). Яйцеклетка у них содержит большой запас
питательных веществ, зародыш развивается в яйце и личиночная стадия
отсутствует.
Детёныш черепахи
Внутриутробный тип онтогенеза наблюдается у большинства млекопитающих, в
том числе у человека. В этом случае развитие зародыша происходит в
материнском организме. Организм матери обеспечивает все потребности
растущего эмбриона (дыхание, питание, выделение) через специальный орган
— плаценту. Внутриутробное развитие заканчивается процессом рождения. Слонёнок в матке
3. Постэмбриональное развитие
Теория:
Периоды постэмбрионального развития
Постэмбриональное развитие животных подразделяется на три периода:
ювенильный, период зрелости и период старения.
Ювенильный период характеризуется продолжением начавшегося еще в
эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу
этого периода все органы развиты до такой степени, что молодое животное
может существовать и развиваться в окружающей среде. Выполняют свои
функции нервная, кровеносная и выделительная системы.
С выходом организма из зародышевых оболочек начинают функционировать
органы дыхания, пищеварительная система и органы чувств. В
течение ювенильного периода окончательно складываются видовые и
индивидуальные особенности организма и особь достигает характерных для
вида размеров.
Позже других органов развивается половая система. Когда заканчивается ее
формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.
В течение периода зрелости происходит размножение. Продолжительность
этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов он длится
лишь несколько суток, у других — много лет.
Период старения характеризуется замедлением обмена веществ и деградацией
органов. Старение приводит к естественной смерти.
Прямое и непрямое развитие
Для ювенильного периода характерно прямое или непрямое развитие При прямом развитии на свет появляется особь, похожая на взрослую, но
значительно меньших размеров. Её дальнейшее развитие сводится главным
образом к росту и половому созреванию.
Прямое развитие характерно для животных с яйцекладным и внутриутробным
типом онтогенеза: млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, некоторых
беспозвоночных (малощетинковых червей, пауков и др.).
При непрямом развитии появившийся на свет организм (личинка) по строению и
образу жизни отличается от взрослых особей. Для того, чтобы личинка стала
взрослой, требуется перестройка её организма — превращение или
метаморфоз.
Метаморфоз — быстрое изменение, которое происходит при переходе от
личиночной стадии к взрослой форме.
Это процесс постэмбрионального созревания, который характерен для многих
групп животных: большинства беспозвоночных (плоских и круглых червей,
насекомых, двустворчатых моллюсков и т. д.), а также для рыб и земноводных.
Пример:
Личинка лягушки (головастик) не похожа на взрослое земноводное, а похожа на
рыбу (нет конечностей, жаберное дыхание, боковая линия и т.п.). Постепенно
происходит развитие органов взрослых земноводных. Головастики лягушки
Непрямое развитие насекомых бывает с полным превращением (с полным
метаморфозом) и с неполным превращением (с неполным метаморфозом).
При развитии с полным превращением из яйца появляется личинка, которая
питается, растет, затем превращается в куколку. Внутри неподвижной куколки
происходит полная перестройка всех органов. Из куколки выходит взрослое
насекомое (имаго).
Полное превращение характерно для чешуекрылых (бабочек), жесткокрылых
(жуков), двукрылых (мух и комаров), перепончатокрылых (пчел, ос, шмелей) и т. п.
Развитие с неполным превращением происходит, когда отсутствует стадия
куколки. Личинка в процессе линек постепенно превращается в имаго. Неполное
превращение характерно для тараканов, полужесткокрылых (клопов),
прямокрылых, стрекоз. Сравнение прямого и непрямого развития
Преимущества прямого развития организмов:
развитие организма во взрослую особь (ювенильный период) обычно
проходит за более короткий промежуток времени;
не происходит существенной перестройки организма и поэтому требуется
меньше энергии и питательных веществ.
Недостатки прямого развития организмов:
для осуществления эмбрионального развития требуется большое
количество питательных веществ в яйцеклетках или внутриутробное развитие
потомства;
при перенаселении обостряется внутривидовая конкуренция между
молодыми и зрелыми особями, так как им необходимы одинаковые жизненные
ресурсы.
Преимущества непрямого развития организмов:
у многих видов животных личинки и взрослые особи занимают разные
экологические ниши — это снижает внутривидовую конкуренцию;
у малоподвижных или прикреплённых животных личинки способствуют
расселению вида, расширению его ареала.
Недостатки непрямого развития организмов:
развитие во взрослую особь обычно занимает длительный промежуток
времени;
для метаморфоза требуется много пищи и энергии.
Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Лекция по теме "Онтогенез.Индивидуальное развитие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.