Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Государственное управление топливно-энергетическим комплексом……...5
1.1.Понятие топливно-энергетический комплекс, его структура и значение…5
1.2.Функции государственных органов, регулирующих
топливно-энергетический комплекс……………………………………………..8
1.3.Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса………………………………………………………………………...11
1.4.Важнейшая задача реформирования энергетики России – формирование регионального электроэнергетического комплекса…………………………...14
2.Деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса………...23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38
Введение
Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. Топливная промышленность входит в состав топливно-энергетического комплекса и включает в себя нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую, угольную, торфяную, сланцевую, уранодобывающую.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что топливно-энергетический комплекс становится базисной структурой и важнейшим фактором роста эффективности производства во всех отраслях народного хозяйства страны. Поэтому формирование механизма управления устойчивым развитием ТЭК является одной из ключевых задач теории и практики управления XXI века: без ее решения невозможны стабилизация и вывод российских регионов на траекторию экономического роста.
В то же время поиск путей формирования нового механизма управления ТЭК не получил должного развития в отечественной науке.
Задача науки управления состоит в том, чтобы на основе теоретического обобщения опыта управления ТЭК в условиях рынка выработать механизм управления, который учитывал бы особенности России и мог эффективно использоваться в российских регионах. Рыночные условия хозяйствования ставят перед ТЭК новые задачи: обоснование стратегии функционирования, выбор приоритетов и моделей устойчивого развития, формирование новых экономических отношений между субъектами управления ТЭК. Это невозможно без разработки и внедрения эффективного механизма управления ТЭК региона, построенного на основе анализа состояния отраслей ТЭК, их адаптации к рыночным отношениям, научного обоснования методов государственного регулирования с учетом социально-экономических, геополитических, природно-климатических и других особенностей российских регионов. Все это определяет актуальность темы исследования, ее теоретическую и народнохозяйственную значимость [1].
Топливно-энергетический комплекс играет важнейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продукции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. Мировой спрос на первичные энергетические ресурсы (ПЭР) (к первичным энергоресурсам относятся нефть, газ, уголь, ядерная и возобновляемые источники энергии) в 1995-2015 гг. растет медленнее, чем в 80-е годы (без учета бывшего СССР), и эта тенденция сохранится в последующие десятилетия XXI в. Одновременно будет повышаться эффективность их использования, особенно в промышленно развитых странах.
Как считают специалисты, к 2015 г. потребление всех видов ПЭР в мире может возрасти примерно в 1,6-1,7 раза и составит 17 млрд. т условного топлива (у.т.). При этом в структуре потребления доминирующее положение сохранится за топливно-энергетическими ресурсами органического происхождения (94%). Доля энергии атомных электростанций (АЭС), гидроэлектростанций (ГЭС) и других не превысит 6%. В общем, объеме производства и потребления ПЭР лидирующую роль сохранит нефть, на втором месте останется уголь и на третьем – газ [3].
Топливно-энергетический комплекс России является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать эффективные формы управления.
Цель: Исследование роли и значения государственного управления ТЭК
Задачи:
1. Познакомиться с источниками информации по данному вопросу.
2.Рассмотреть понятие ТЭК, его структуры и значения.
3.Выявить задачи реформирования энергетики России и проблемы комплекса.
4.Изучить деятельность и специфику предприятий ТЭК.
1.Государственное управление топливно-энергетическим комплексом
1.1.Понятие топливно-энергетический комплекс, его структура и значение
Топливно-энергетический комплекс представляет собой сложную систему - совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ресурсов, так и преобразованных видов энергоносителей [3].
В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные подсистемы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая), добывающая подсистема и электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители. Эти подсистемы связаны с энергетическим машиностроением, электротехнической, атомной отраслями промышленности и со всеми отраслями - потребителями топлива и энергии.
От развития ТЭК во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства. Вместе с тем приближение к источникам топлива и энергии - одно из основных требований территориальной организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных комплексов, в том числе промышленных, определяя их специализацию на энергоёмких производствах. С точки зрения народного хозяйства, размещение ресурсов по территории неблагоприятно. Главные потребители энергии находятся в европейской части РФ, а 80 % геологических запасов топливных ресурсов сосредоточено в восточных районах России, что обусловливает дальность перевозок и, в связи с этим, увеличение себестоимости продукции [2].
Топливно-энергетический комплекс имеет районообразующую функцию: вблизи энергетических источников развивается мощная инфраструктура, способствующая формированию промышленности, росту городов и посёлков. Но, на долю ТЭКа приходится 90% выбросов парниковых газов, около половины всех вредных выбросов в атмосферу и 1/3 вредных веществ, сбрасываемых в воду, что не может быть положительным.
Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных трубопроводов (для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля) и высоковольтных линий электропередачи. ТЭК связан со всеми отраслями народного хозяйства, он использует продукцию машиностроения, металлургии, связан с транспортным комплексом. На его развитие расходуется 30% денежных средств, 30 % всей промышленной продукции дают отрасли ТЭКа.
С ТЭК напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция, ведь в сфере ТЭК 200 крупных компаний и более 2 млн. человек занято в его отраслях [5].
Топливно-энергетический комплекс является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, 20 % ВВП формируется за счёт ТЭКа, больше 40 % бюджета страны и 50 % экспорта России складывается за счёт реализации топливно-энергетических ресурсов.
Основа экспорта России приходится на продукцию ТЭК. Особенно зависят от поставок нефти и газа из России страны СНГ. В то же время Россия изготовляет лишь половину необходимой ей нефтедобывающей техники и зависит от поставок энергооборудования из Украины, Азербайджана и других стран [3].
Состояние и технический уровень действующих мощностей топливно-энергетического комплекса становятся в настоящее время критическими. Исчерпали свой проектный ресурс более половины оборудования угольной промышленности, 30 % газоперекачивающих агрегатов, 50 % износа имеет половина оборудования в нефтедобыче и 1/3 - в газовой промышленности.
Особенно велик износ оборудования в нефтепереработке и электроэнергетике.
Антикризисные меры в отраслях топливно-энергетического комплекса предполагают в ближайшие годы восстановить докризисный уровень и наращивать добычу ТЭР. Региональная стратегия России в топливно-энергетическом комплексе направлена на развитие рыночных отношений и максимальное энергоснабжение каждого региона самостоятельно.
Реализацию государственной политики в сфере ТЭК осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации и подведомственные ему организации. [8]
Структура ТЭК:
Топливная промышленность: нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная.
В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов.
Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геолого-разведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспотирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры.
Уголь добывается шахтным способом и в карьерах - открытая добыча (40 % общей добычи). Наиболее производительный и дешевый способ добычи угля - открытый (в карьерах), но он нарушает природные комплексы.
Электроэнергетика: тепловые электростанции, атомные электростанции (АЭС), гидроэлектростанции (ГЭС), прочие электростанции (ветро-, гелиостанции, геотермальные станции), электрические и тепловые сети самостоятельные котельные [4].
Структура производимой электроэнергии распределяется следующим образом: ТЭС - 68 %, ГЭС - 18 %, АЭС - 14 %.
1.2.Функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс
Правительство РФ устанавливает предельные уровни тарифов естественных монополий, рассматривает в связи с этим их инвестиционные программы, регулирует доступ к нефте- и газопроводам, определяет балансовые задания по поставкам на внутренний рынок.
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) - исполнительный орган государственной власти, регулирующий естественные монополии. ФЭК, рассматривающий издержки монополий, дает предложения по изменению тарифов [6].
Главной задачей ФЭК является создание благоприятных отношений между потребителями и производителями энергии. Это позволяет потребителю рассчитывать на доступную по цене энергию, а производителю обеспечивать нормальное функционирование и развитие бизнеса. Основная функция ФЭК - регулирование цен естественных монополий. На уровне регионов эту функцию выполняют региональные энергетические комиссии.
Энергетика, газовая и нефтяная промышленность производят небольшое число однородных и стандартизированных товаров. В этих условиях свободные цены на энергоносители не могут быть инструментом конкуренции. Они должны регулироваться государством наряду и в комплексе с налоговой системой, с учетом потребностей в финансовых средствах и возможностей как производителей (ТЭК), так и основных потребителей энергоресурсов. В настоящее время необходимо усиление ценового и финансового контроля государства в энергетическом комплексе.
Важно, чтобы внутренние цены на энергоносители и финансовые потоки, проходящие через топливно-энергетические компании, контролировались и регулировались государством [7].
Внутренние цены на энергоресурсы должны быть защищены от резких колебаний мировых цен и обменного курса рубля. Это не означает их полной автономности и независимости. Они должны стимулировать адаптацию отечественных производителей и потребителей к мировой конъюнктуре.
Однако сильные ценовые колебания могут отрицательно повлиять на производственный потенциал как топливно-энергетических отраслей, так и ш потребителей, создавать высокие риски для инвесторов.
В развитых странах относительные внутренние цены на энергоресурсы повышаются, когда мировые растут, и снижаются, когда последние падают. Вместе с тем изменение внутренних цен значительно меньше, чем мировых в первую очередь благодаря государственному регулированию.
Для нашей страны, использующей большую часть энергоресурсов на свои нужды, - это актуально. Общий уровень и соотношение цен на энергоносители должны зависеть от затрат на их производство, транспортировку, потребности в капитальных вложениях. Вместе с тем развитие мировой экономики свидетельствует о том, что повышение цен на топливо и сыри выступает серьезным стимулом структурных изменений в экономике. Возрастает потребность в новых технологиях, содействующих сокращению потребления и сбережения энергии и материалов. Меняется структура производства в пользу наукоемких энергосберегающих производств. Это ведет к сокращению потребления энергоносителей и сырья и, как правило, к снижению мировых цен на эти товары.
В новых правилах ценообразования на продукцию российского ТЭК предусматривается избирательный подход к учету значимых факторов. Региональным энергетическим комиссиям да обходимо предоставить право дифференцировать тарифы таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность того производственного потенциала, который есть в каждом регионе [10].
Следует выравнивать стоимость электроэнергии по всей стране для населения. Можно выравнивать тариф для населения, используя единую энергетическую систему России, если покупать всю электроэнергию на федеральном оптовом рынке и продавать ее потребителям уже по средней одинаковой рыночной цене. Такой механизм ценообразования возможен уже сегодня, В этом и проявляется государственная роль регулирования тарифов.
Для регулирования тарифов в отраслях ТЭК необходим единый тарифный орган. Существует жесткая экономическая цепочка: газ - топливо - электроэнергетика - железная дорога. Определение стоимости услуг этих отраслей требует сильной координации.
Государство вынуждено взять на себя ответственность за регулирование тарифов в отраслях ТЭК и в связи с тем, что оно остается крупным собственником на рынке производства и передачи электроэнергии. Например, его доля в общем объеме произведенной электроэнергии в 2010 г. превысила 80% (без учета атомных электростанций).
Важную роль в регулировании ТЭК играет Министерство энергетики РФ. Как федеральный орган Минэнерго России проводит государственную политику в сфере ТЭК, а также координирует деятельность других министерств и ведомств в этой области [8].
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве энергетики РФ» от 12 октября 2000 г. № 777 Минэнерго России разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти программы освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов, топливно-энергетический баланс в целом по стране и по регионам, текущие и перспективные балансы по отдельным видам энергоресурсов, осуществляет меры по их реализации.
В составе Минэнерго России работает Госэнергонадзор. У этого важнейшего органа мало полномочий. Госэнергонадзор проверяет подготовку и выдает паспорта готовности энергохозяйств к зиме. Подготовка энергохозяйства к зиме - это не столько обязанность коммерческих структур, сколько важнейшее государственное дело и долг государства перед своими гражданами.
1.3.Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса
Топливно-энергетический комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла.
В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России. В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате проведенных работ по реструктуризации угольной промышленности повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются убыточные неперспективные предприятия.
Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунальной сферы. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования [9].
В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около ¼ производства валового внутреннего продукта, ⅓ объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.
Вместе с тем в отраслях ТЭК сохраняются механизмы и условия хозяйствования, не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК.
Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:
— высокая (50%) степень износа основных фондов;
— ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2 до 6 раз;
— практика продления ресурса оборудования закладывает будущее отставание в эффективности производства. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе;
— сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;
— деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля.
Политика поддержания относительно низких цен на газ и электроэнергию в перспективе может иметь следствием нарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающего роста спроса;
— несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по технологиям, повышающим качество продукции, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют современные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;
— отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, и особенно в газовой отрасли;
— отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции;
— сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду. Несмотря на произошедшее за последнее десятилетие снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким;
— высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка.
Наблюдается тенденция к повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает отсталую структуру всей экономики России;
— отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.
Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК в первой четверти XXI века, являются:
— динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
— масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий, как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
— состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в мировое энергетическое пространство;
— устойчивое развитие минерально-сырьевой базы;
— формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
— создание экономических стимулов для уменьшения воздействия энергетики на окружающую природную среду;
— масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего.
Поставленная задача достижения качественно нового состояния ТЭК диктует жесткие требования к выбору мер государственного регулирования и взаимной ответственности всех участников процесса.
1.4.Важнейшая задача реформирования энергетики России – формирование регионального электроэнергетического комплекса
Реформирование электроэнергетики осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ», Законом «Об электроэнергетике» и другими нормативно-правовыми документами федерального уровня.
Цели реформирования - обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Реформирование электроэнергетики осуществляется на принципах:
• демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т.д.);
•отнесение передачи, распределения электрической энергии и диспетчеризации к исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);
• обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка электроэнергии;
• единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетике;
• обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.
При реформировании преследуются задачи:
• создание конкурентных рынков электроэнергии;
•создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;
• стимулирование энергосбережения во всех отраслях экономики;
• поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных групп потребителей;
• сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;
• демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;
• реформирования системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике.
• совершенствование федерального (общероссийского) оптового и розничных (региональных) рынков электроэнергии.
Направлениями реформирования электроэнергетики являются:
• создание федеральной сетевой компании (ФСК);
• создание единой системы диспетчерского управления (системного оператора Центрального диспетчерского управления - СО ЦДУ);
• создание администратора торговой системы (АТС);
• создание генерирующих компаний;
• реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации (ОАО-энерго).
После реформирования на оптовый рынок поставляется электроэнергия, вырабатываемая генерирующими компаниями, а также электростанциями региональных энергокомпаний и других производителей независимо от организационно-правовой формы.
Субъектами оптового рынка электроэнергии являются: поставщики -генерирующие компании; покупатели - энергосбытовые организации; крупные потребители; гарантирующие поставщики; администратор торговой системы оптового рынка; системный оператор [19].
На базе существующих тепловых, атомных и гидравлических электростанций РАО «ЕЭС России» формируются крупные генерирующие компании, которые станут самостоятельными участниками оптового рынка.
В процессе реформирования они постепенно выводятся из РАО «ЕЭС России» для демонополизации сферы производства электроэнергии. Если сейчас вся электроэнергия на оптовом рынке продается по тарифам, устанавливаемым Федеральной службой по тарифам РФ (ФСТ РФ), то в дальнейшем ее часть, а затем и вся электроэнергия, будут продаваться по свободным, конкурентным ценам, складывающимся на основе спроса и предложения.
Совершенствование рынков электроэнергии заключается в преобразовании существующего оптового рынка электроэнергии в конкурентный рынок электроэнергии и формировании розничных рынков. Конкурентный оптовый рынок электроэнергии будет складываться на основе свободного коммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленным правилам функционирования рынка. На оптовый рынок будет поставляться электроэнергия, вырабатываемая генерирующими компаниями, сформированными на базе существующих тепловых, атомных и гидравлических электростанций, а также электроэнергии, вырабатываемой электростанциями энергокомпаний и других независимых производителей.
На первом этапе каждому поставщику обеспечивается право продажи на торгах 5-15% вырабатываемой электроэнергии. На всю остальную электроэнергию сохраняется государственное регулирование тарифов. Всем продавцам и покупателям электроэнергии, соблюдающим установленные лимиты по минимальному объему производства (для производителей) или оборота электроэнергии (для покупателей), обеспечивается возможность свободного выхода на рынок [17].
Розничный рынок электроэнергии будет формироваться региональными сетевыми компаниями, созданными на базе акционерных обществ энергетики и электрификации.
В процессе развития электроэнергетики СССР была создана Единая энергетическая система страны (ЕЭС). Основной частью ЕЭС России является Единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны и представляющих собой один из элементов гарантии целостности государства. С целью ее сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике на базе существующих межсистемных электрических сетей к настоящему времени создана Федеральная сетевая компания (ФСК), являющаяся дочерним обществом РАО «ЕЭС России» со 100% капиталом РАО. Критериями, по которым линии электропередачи относятся к магистральным, являются напряжение, объемы передаваемой энергии, направления мощности и т.п.
После преобразования РАО «ЕЭС России» государство будет иметь непосредственное участие в уставном капитале ФСК с контрольным пакетом акций после распределения акционерного капитала РАО «ЕЭС России» среди его собственников. Услуги по передаче электрической энергии по магистральным сетям подлежат регулированию со стороны государства.
В процессе реформирования электроэнергетики сохраняется единая система единого оперативно-диспетчерского управления путем создания системного оператора (СО) на базе существующих центрального диспетчерского управления (ЦДУ) и объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) [18].
Основными задачами СО являются управление режимами работы ЕЭС России, составление и исполнение балансов производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежности энергосистемы страны и показателей качества электроэнергии.
На данном этапе СО создан РАО «ЕЭС России» в качестве дочернего предприятия со 100% участием в его уставном капитале. В дальнейшем государство примет непосредственное участие в уставном капитале СО путем распределения его акционерного капитала среди собственников РАО «ЕЭС России». По мере проведения реформ и выхода государства из потенциально конкурентных сфер в электроэнергетике произойдет увеличение доли государства в уставном капитале СО путем обмена акций генерирующих компаний, принадлежащих государству, на акции СО, принадлежащих другим акционерам. Аналогичным образом государство получит контрольный пакет акций в уставном капитале ФСК.
В процессе реформирования электроэнергетики создается администратор торговой системы (АТС).
Задачи АТС:
• организация торговли на оптовом рынке электроэнергии;
• обеспечение расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка;
• контроль за действиями СО, влияющими на экономическую эффективность оптового рынка.
АТС образуется участниками оптового рынка электроэнергии в форме некоммерческой организации. В целях обеспечения баланса интересов продавцов и покупателей электроэнергии и предотвращения злоупотребления монопольным положением предусматривается равное представительство поставщиков и электроэнергии в органах управления и имуществе АТС, обеспечение государственного контроля за деятельностью АТС, учет интересов всех субъектов рынка при принятии решений [9].
На базе электростанций РАО «ЕЭС России» создаются генерирующие компании, которые являются самостоятельными участниками оптового рынка электроэнергии, и генерирующие компании тепловых и гидравлических электростанций.
На начальном этапе реформирования генерирующие компании создаются РАО «ЕЭС России» в качестве дочерних обществ со 100% участием в их уставных капиталах. В процессе реформирования будет проводиться демонополизация сферы производства электроэнергии путем выделения генерирующих компаний из РАО «ЕЭС России» с пропорциональным распределением их акций между акционерами РАО «ЕЭС России».
Целью реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации (ОАО-энерго) является разделение видов деятельности. На базе ОАО-энерго создаются:
• региональные сетевые компании (РСК), в собственность которых передаются сетевые активы (линии электропередачи, подстанции т.п.);
• территориальные генерирующие компании (ТГК), им передаются в собственность тепловые электростанции и тепловые сети;
• энегосбытовые компании;
• энергоремонтные компании;
• вспомогательные и обслуживающие предприятия (ремонтные, проектные, наладочные, образовательные, автотранспортные) с передачей им соответствующих активов;
• региональные диспетчерские управления (РДУ).
В конечном счете, ОАО-энерго становятся региональной сетевой компанией. В дальнейшем, на базе РСК произойдет создание межтерриториальных сетевых компаний, а на базе выделившихся из ОАО-энерго генерирующих компаний - межрегиональные генерирующие компании.
Развитие энергетической системы России на каждом этапе характеризовалось специфическими особенностями. Суть их сводилась, прежде всего, к тому, что решение технических, технологических или экономических задач осуществлялось в разные периоды на разных структурных уровнях управления.
На первом этапе после распада СССР было образована электроэнергетическая монополия – РАО «ЕЭС». Атомные электростанции были объединены в государственную компанию «Росэнергоатом» [18].
На втором этапе с формированием РАО «ЕЭС» и последующим образованием региональных акционерных энергокомпаний, была достигнута максимальная централизация управления отраслью. Вместе с тем, это не привело к принципиальным изменениям и решению накопившихся за многие годы проблем.
На каждом из этих этапов российская электроэнергетика, оказавшись участником рыночных процессов, сама не приступала к собственному реформированию. В течение почти десятилетия с начала акционирования отрасль служила опорой реформ в других секторах экономики. Безусловно, данный фактор сдерживал развитие энергетики и требовал новых подходов к управлению в данной сфере.
На третьем этапе возникла необходимость трансформации централизованного управления электроэнергетикой. В соответствии с этим были приняты решения о горизонтальном разделении монополии по видам деятельности. Реформирование РАО «ЕЭС» привело к появлению развернутой инфраструктуры рынков электроэнергии, включающей в себя:
- системного оператора;
- администратора торговой системы;
- федеральную и региональные сетевые компании;
- значительное число генерирующих и сбытовых компаний.
При всех несомненных достоинствах выбранной модели преобразований российской электроэнергетики произошло определенное ослабление связей новых хозяйствующих субъектов с региональными властями и территориальными потребителями. Это может привести в будущем к негативным последствиям в социально-экономическом развитии субъектов РФ.
Применительно к электроэнергетике существенные преобразования должны были проявиться в делегировании централизованно выполняемых функций региональным комплексам, обеспечивающим производство, передачу, распределение электроэнергии, решение экономических задач и оперативно-технологическое управление этими процессами на местах.
Особенности электроэнергии как вида продукции лежат в основе формирования специфических организационных управленческих структур, охватывающих процессы ее производства, передачи, сбыта и использования. Существует несколько подходов к трактовке сущности электроэнергетики, которые можно рассматривать и как научную основу её реформирования.
С одной стороны, энергетика представляет собой совокупность естественных и искусственных систем, предназначенных для получения, преобразования, распределения и использования в народном хозяйстве энергетических ресурсов всех видов [1].
Особый характер производимой продукции, ряд специфических особенностей электроэнергетики придают ей свойства, которых лишены другие отрасли промышленности [5].
Исходя из комбинированности производства электроэнергии и тепла, целесообразно ввести понятие «национальный электроэнергетический комплекс» (НЭЭК). Это комплекс технологически взаимообусловленных видов экономической деятельности, обеспечивающих производство, передачу и распределение электроэнергии и тепла на территории страны [12].
Данное определение НЭЭК учитывает не только все перечисленные традиционные подходы к трактовке сущности электроэнергетики, но и при этом включает в себя учет пространственной компоненты. Особенностью НЭЭК является то, что он должен исследоваться в двух аспектах. С одной стороны, интересен анализ, исходя из структурных элементов системы, c другой в исследовании должна быть учтена и рассмотрена его территориальная организация.
Исследование представленной функциональной модели комплекса позволяет увидеть, что при ее разработке реализованы и отраслевой, и видовой подходы. С учетом значимости энергетики на национальном и региональном уровнях наиболее логична и правомерна постановка вопроса о реформировании её путем создания двухуровневой системы управления НЭЭК.
С одной стороны, НЭЭК включает в качестве организационных элементов отдельные предприятия всех форм собственности и различных ведомств, занятых производством почти однородной продукции. По этим признакам и формируется отрасль (электроэнергетика), составляющая комплекс с другой структурной составляющей – производство тепла.
С другой стороны, если рассматривать выработку электроэнергии и тепла с точки зрения объединения ресурсов для производства продукции, то этот процесс можно представить уже как экономическую деятельность особого вида.
Предложенная функциональная модель НЭЭК позволяет представить его вертикальный срез, то есть выявить структурные составляющие с системой взаимосвязей между ними. Однако при этом необходимо исследовать электроэнергетический комплекс страны в горизонтальном аспекте через его территориальную организацию [17].
2.Деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса
Деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса осуществляется в рамках технологических и деловых процессов, не требующих, как правило, применения проектного управления. Однако получение доходов невозможно без создания, поддержки и развития необходимой инфраструктуры, а в связи с этим предприятие ТЭК можно отнести к разряду проектно-ориентированных компаний.
Предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) нельзя считать проектно-ориентированными компаниями. Их деятельность, приносящая непосредственный доход предприятию (добыча, транспортировка, переработка и распределение углеводородов), осуществляется в рамках технологических и деловых процессов, не требующих, как правило, применения проектного управления. Однако получение доходов невозможно без создания, поддержки и развития необходимой инфраструктуры, включая скважины, хранилища, трубопроводы и т. д. Объем этих вспомогательных работ столь значителен, а влияние качества и своевременности их выполнения столь велико, что, на наш взгляд, современное предприятие ТЭК можно относить к классу проектно-ориентированных компаний [1].
Типовые подходы к применению проектного управления в различных предприятиях ТЭК с учетом собственного опыта участия в подобных проектах. Выделим три основных направления
Предприятия ТЭК, занятые разведкой и добычей. Для этих предприятий наибольший интерес представляет тема управления комплексными проектами (например, поиск, разведка, обустройство месторождения).
Транспортные предприятия ТЭК. Здесь принципиальной является тема формирования оптимального портфеля инвестиционных проектов и управления портфелями проектов (как портфели ИТ-проектов, строительных проектов и т. д.)
Головная (управляющая) компания холдинга ТЭК. Для управляющих компаний с точки зрения проектного менеджмента наиболее характерно управление целевыми программами, реализуемыми в различных областях деятельности всех предприятий холдинга (например, сертификация предприятий холдинга по ISO9000, внедрение унифицированных систем управления документами и т. д.)
Управление комплексными проектами на добывающем предприятии ТЭК:
Основные процессы предприятия ТЭК, занятого разведкой и добычей углеводородов, определяются жизненным циклом месторождения. Внешний вид этого цикла порождает аналогии с жизненными циклами других объектов (информационной системы, здания, продукта или услуги и т. д.), включающими инвестиционную стадию (направленную на создание объекта), стадию эксплуатации объекта (направленную на извлечение дохода) и стадию ликвидации объекта [7].
Подавляющий объем работ первой и третьей стадий выполняется в проектной форме. Работы второй стадии исполняются в основном в рамках соответствующих технологических процессов, однако значительный объем работ, связанных с реконструкцией, модернизацией и ремонтом объекта, может и должен выполняться в проектной форме. Таким образом, жизненный цикл любого объекта может быть представлен как серия проектов, направленных на реализацию отдельных стадий, этапов и других более мелких элементов жизненного цикла.
Примером комплексного проекта добывающего предприятия может служить совокупность работ, выполняемых при поиске нового месторождения. Основным содержанием этих работ является осуществление комплекса геолого-геофизических мероприятий, по результатам которых принимается решение о проведении дальнейших работ в соответствии с жизненным циклом месторождения. Все эти мероприятия выполняются непосредственно командой проекта, основную часть которой составляет экспедиция, проводящая собственно полевые работы [10].
Основные процессы жизненного цикла месторождения невозможно реализовать без поддержки со стороны вспомогательных процессов. В частности, для комплексного проекта Поиск месторождения на его различных этапах придется привлекать специалистов в таких областях, как закупки и снабжение, транспортное обеспечение, управление кадрами, построение и анализ моделей скважины, проектирование и строительство, юридическое обеспечение.
Организационная структура предприятий ТЭК выстроена по функциональному принципу, поэтому реализация процессов в этих областях осуществляется соответствующими профильными подразделениями предприятия. Это означает, что часть работ, непосредственно влияющая на успешность выполнения комплексного проекта, вынужденно выпадает из зоны влияния руководителя проекта, оставаясь при этом в зоне его ответственности. Организация этой части работ полностью является прерогативой функциональных руководителей соответствующих подразделений.
Основные работы комплексного проекта (например, как региональные геофизические работы) выполняются непосредственно командой проекта. Отдельные вспомогательные работы по поручению руководства проекта выполняются профильными подразделениями, отвечающими на предприятии за соответствующий бизнес-процесс в рамках своей операционной деятельности (например, заказ и доставка оборудования). Наконец, отдельные комплексы работ могут выделяться в самостоятельные подпроекты и поручаться для выполнения соответствующим профильным подразделениям или субподрядчикам (например, построение моделей, проектирование, капитальное строительство) [13].
Участниками комплексных проектов добывающего предприятия ТЭК являются многие подразделения, планирующие и контролирующие ход проектов и подпроектов, обеспечивающие проекты финансовыми, материально-техническими и человеческими ресурсами, выполняющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-изыскательские и строительные работы. В такой ситуации одним из ключевых элементов в организации проекта является создание таких органов управления проектом, которые позволили бы осуществлять планирование, мониторинг, контроль, анализ проекта и вырабатывать сбалансированные управленческие решения, учитывающие мнение всех заинтересованных сторон на разных уровнях ответственности.
1.Верхний уровень управления представлен куратором комплексного проекта, осуществляющим общее управление. Кураторами комплексных проектов назначаются менеджеры верхнего звена уровня начальника или заместителя начальника управления. На этом уровне решаются вопросы взаимодействия проектной команды с подразделениями предприятия, вовлеченными в работы по проекту.
2.Средний уровень управления представляет руководитель комплексного проекта. Он осуществляет оперативное управление ходом проекта по всем его направлениям. На этот пост назначаются сотрудники профильных подразделений компании, обладающие необходимыми навыками и компетенциями.
3.Нижний уровень управления представлен руководителями проектов, входящих в состав комплексного проекта. Они отвечают за выполнение конкретных работ и качество результатов. Руководителями этого уровня назначаются специалисты профильных подразделений компании, обладающие необходимыми навыками и компетенциями. Руководители проектов осуществляют непосредственное взаимодействие с профильными подразделениями предприятия и сторонними компаниями, вовлеченными в работу по проекту [12].
Набор процессов и соответствующих им процедур управления проектами для добывающего предприятия ТЭК может выглядеть достаточно традиционно.
Запуск проекта - определение объема работ, формирование организационной структуры проекта, определение основных этапов проекта, формирование календарно-ресурсного плана, планирование контроля и отчетности.
Выбор подрядчика и заключение контракта (для работ, на выполнение которых привлекается сторонняя компания) - формирование запроса на проведение работ, анализ предложений и выбор подрядчика, подготовка, согласование и утверждение контракта.
Мониторинг и анализ исполнения проектов - сбор информации и формирование отчетов по объемам выполненных работ в натуральном выражении и в процентах к общему объему работ, по расходованию финансовых средств, по отклонениям по срокам и бюджету от планов.
Управление отклонениями - анализ, мониторинг и принятие решений по рискам, проблемам и изменениям в проектах.
Завершение проекта - анализ результатов проекта, расформирование рабочих групп и административное завершение проекта.
Деятельность транспортного предприятия ТЭК, выполняемая в проектной форме, может быть сведена к нескольким основным категориям проектов, но, во всех этих проектах само предприятие выступает только в качестве заказчика, а функции исполнителя (и вместе с ними основные обязанности по управлению проектами) передаются сторонним организациям-подрядчикам [11].
Для самого предприятия на первый план выходят вопросы, связанные с управлением портфелем проектов. Это возможность формирования жизнеспособного и сбалансированного портфеля проектов, учитывающего стратегические цели предприятия, инвестиционную привлекательность и риски проектов. Здесь речь должна идти о создании и использовании объективной системы критериев и оценок, а также формализованных процедур принятия решений. Необходимо также иметь систему мониторинга и анализа исполнения проектов и подготовки отчетов и рекомендаций, относящихся к изменению как состава портфеля, так и системы критериев и оценок.
Система критериев и оценок проектов может быть построена на базе стратегического плана предприятия, который определяет основные цели развития и соответствующие им показатели и инициативы [10].
Учитывая, что главная цель транспортного предприятия ТЭК - это организация надежной, бесперебойной и эффективной транспортировки продукта, можно выделить два основных направления развития.
Развитие производственного потенциала предполагает повышение способности предприятия обеспечивать бесперебойную подачу продукта потребителям за счет снижения аварийности, эффективного использования резервов, диспетчеризации транспортных потоков и внедрения передовых технологий. Сюда могут быть отнесены вопросы, связанные с увеличением объемов транспортировки продукта путем ввода новых мощностей, создания инфраструктуры и технических условий для потребления продукта в регионе.
Развитие организационного потенциала связано с повышением профессионального уровня управленческого и технического персонала, ростом его заинтересованности в общем успехе предприятия, а также с освоением и внедрением современных управленческих технологий, включая ИТ-поддержку.
В качестве основы для построения системы целей может быть использована методология BSC (Balanced Scorecard - сбалансированная система показателей). Необходимо учитывать специфику транспортного предприятия, являющегося, как правило, дочерней компанией в холдинге. Эта специфика состоит в том, что, во-первых, финансовые цели, при всей их важности, не являются определяющими для деятельности предприятия. И во-вторых, транспортное предприятие слабо связано с внешними клиентами. В силу этого наиболее приоритетными должны быть признаны цели в области бизнес-процессов и инноваций [13].
Наличие системы целей, соответствующих этим целям показателей и стратегических инициатив, позволяет решать целый ряд задач управления портфелем проектов. Это и формализация процесса принятия решений по выделению инвестиций на различные цели бизнеса, и исключение субъективности при принятии этих решений, и обоснование возможностей реализации предлагаемых инвестиционных программ [15].
Второй важнейшей составляющей системы критериев и оценок является обеспечение проектов необходимыми ресурсами (человеческими, техническими, технологическими и т. д.). Здесь возникает возможность (и, на наш взгляд, необходимость) разделить ответственность за принятие решения по включению проекта в портфель.
За содержательную сторону вопроса (соответствие стратегии) отвечает то подразделение предприятия, в интересах которого реализуется проект, - функциональный заказчик. То есть именно он обосновывает необходимость реализации проекта, подтверждает его соответствие стратегическим целям предприятия. За ресурсную сторону ответственность несет то профильное подразделение, которое будет реализовывать проект (своими силами или с привлечением сторонних исполнителей), - генеральный заказчик.
Включение проекта в состав портфеля должно осуществляться в соответствии с формализованной процедурой, входящей в операционный стандарт управления проектами предприятия. В упрощенном виде процедура формирования портфеля проектов может включать следующие шаги.
Шаг 1. Функциональный заказчик готовит предложение о запуске проекта. Предложение должно содержать описание целевых потребностей предприятия, ради которых выполняется проект, формальные требования к продукту проекта (ИТ-системе, зданию или сооружению и т. д.), расчет оценок по всем необходимым критериям.
Шаг 2. Генеральный заказчик проводит экспертизу предложения, продумывает основные концептуальные решения и совместно с функциональным заказчиком уточняет оценки проекта.
Шаг 3. Проектный офис вычисляет формальные ранги всех представленных проектов, формирует сводный документ по всем предложениям и передает его лицу, принимающему решения.
Шаг 4. Лицо, принимающее решение, визирует предложение. Решение о запуске проекта может быть изменено после получения реального финансирования от головной компании.
Шаг 5. Генеральный заказчик в рамках полномочий корректирует свой портфель (по срокам и ресурсам) в соответствии с полученным финансированием [14].
Приведем в качестве примера несколько критериев, которые могут использоваться при принятии решения о включении проекта в портфель. Наиболее важной для транспортного предприятия ТЭК является группа стратегических критериев.
Соответствие целям предприятия - показывает, в какой степени проект привязан к конкретным целям предприятия. Этот показатель может оцениваться через количество целей и важность этих целей.
Влияние - показывает, в какой степени данный проект оказывает влияние на достижение целей предприятия. Степень влияния определяется изменением значения ключевого показателя деятельности, соответствующего цели. Если таких целей и показателей несколько, берется средневзвешенное значение [20].
Срочность - определяет период времени, по истечении которого последствия проблемы, решаемой данным проектом, станут критичными для деятельности предприятия.
Вторая группа критериев относится к финансовой сфере. Здесь могут использоваться такие традиционные показатели, как период окупаемости, чистая приведенная стоимость, доля инвестиций в общем инвестиционном портфеле и т. д.
Третья важная группа - это рисковые критерии. Необходимо выделить риски ограниченных ресурсов. Для некоторых видов проектов (например, для ИТ-проектов) весьма важными являются также риски новизны предлагаемых решений и связанные с ними риски сопротивления внутри предприятия.
Большинство российских холдингов ТЭК в настоящее время построено на принципах жесткого централизованного управления. Это делает похожей деятельность управляющей компании холдинга ТЭК (как по своей функциональной направленности, так и по форме реализации) на деятельность федеральных министерств (комитетов, служб). В том числе это относится к используемым механизмам управления целевыми программами.
Традиционно в качестве такого механизма используется организационное планирование, в ходе которого определяется совокупность мероприятий, как раз и составляющих целевую программу [13].
Хорошо известны общие проблемы традиционных схем организационного планирования. Это отсутствие единой методологии и технологии планирования, что порождает разрыв между стратегическим уровнем планирования и уровнем конкретных мероприятий. Положения стратегий и программ неадекватно трактуются на уровне исполнителей. Сложные структурные связи между мероприятиями делают систему планов непрозрачной. Руководство холдинга не имеет возможности соотнести выполняемые работы с общей стратегией развития. Положение усугубляется тем, что показатели эффективности итогов реализации программ носят формальный характер, а процесс их вычисления является сложным и трудоемким.
Наличие этих проблем приводит к снижению эффективности управления и контроля реализации целевых программ в целом и составляющих их мероприятий. Административный ресурс по управлению этими процессами очень быстро оказывается исчерпанным. Это порождает необходимость разработки и применения специальных методов и средств для поддержания процессов планирования и контроля деятельности различных подразделений управляющей компании холдинга.
Структура планов холдинга, охватывает несколько горизонтов планирования - оперативное, среднесрочное, стратегическое - и замыкается на финансовые планы.
Процедура формирования планов выглядит традиционно: подготовка предложений - снизу вверх, доведение планов - сверху вниз. Отметим, что на пути предложений есть несколько промежуточных инстанций, таких как управление капитального строительства дочерней компании и профильное управление управляющей компании холдинга [15].
Для поддержания работы всего этого механизма в управляющей компании холдинга создается организационная структура, задачей которой является координация на постоянной основе всех проектов развития, планируемых и реализуемых в холдинге (в дальнейшем - координатор). На координатора ложится ответственность как за формирование плана организационных мероприятий, так и за контроль его исполнения.
С точки зрения планирования организационных мероприятий координатор решает задачи сбора заявок на выполнение работ в рамках целевых программ развития, формирования и взаимоувязки мероприятий планов разного уровня (вертикальные связи), а также формализации и учета взаимосвязей различных мероприятий по срокам, ресурсам и т. д. (горизонтальные связи). С точки зрения контроля исполнения организационных мероприятий задачей координатора является учет использования материальных, финансовых и человеческих ресурсов, а также контроль исполнения мероприятий, оповещение о задержках, переносах сроков, формирование текущей и аналитической отчетности [16].
Координатор осуществляет только формальную поддержку процессов управления целевыми программами, не вникая в содержательную сторону вопросов и не принимая управленческих решений. С точки зрения современного менеджмента проектов такой подход может показаться архаичным. Эта традиционная управленческая культура органов государственного управления является весьма живучей и продолжает активно использоваться в современных компаниях ТЭК. Но все это не отменяет необходимости управления целевыми программами по существу.
Для того чтобы проиллюстрировать методы, которые могут применяться в холдинге для управления целевыми программами, рассмотрим в качестве примера целевую программу создания корпоративной интегрированной информационной системы, охватывающей различные функциональные направления деятельности и различные уровни управления.
Сложности управления подобными программами связаны с большим количеством заинтересованных сторон, выполняющих различные роли в проектах программы. Можно выделить несколько типовых ролей участников проектов.
Инвесторы - финансируют программу.
Генеральный заказчик - осуществляет заключение договоров с исполнителями на выполнение работ по проекту, учет и контроль хода работ, оценку качества результатов работ в соответствии с условиями договоров, а также приемку работ и документации.
Функциональные заказчики - определяют содержательную постановку задач проекта, осуществляют консультирование по этим задачам в ходе выполнения проекта и участвует в согласовании и приемке результатов работ исполнителей.
Исполнители - сторонние организации или подразделения предприятий холдинга, выполняющие работы по проекту.
Эксплуатирующие организации - подразделения управляющей компании или дочерних предприятий холдинга, принимающие в эксплуатацию компоненты системы [20].
Практика показывает, что внедрение корпоративной информационной системы нарушает сложившийся баланс интересов различных подразделений предприятия. Попытка изменения этого баланса в ту или иную сторону в приказном порядке, как правило, к успеху не приводит, так как незаинтересованные стороны имеют достаточно возможностей для сколь угодно долгого затягивания процесса. Поэтому должен быть предусмотрен механизм, обеспечивающий выработку и реализацию сбалансированных управленческих решений на всех уровнях управления программой. В качестве такого механизма может выступать специально создаваемая иерархическая организационная структура управления программой, в которой представлены все заинтересованные участники проектов [2].
Самостоятельную проблему представляет необходимость постоянного согласования содержательных решений технического характера, принимаемых при разработке отдельных компонентов системы. Здесь может оказаться недостаточным согласование решений на уровне различных разработчиков (совет конструкторов). В тех случаях когда принимаемые решения должны быть согласованы с общекорпоративными решениями в области ИТ, для их экспертизы может привлекаться постоянно действующий в холдинге или специально создаваемый экспертный совет (или его аналог). Экспертиза качества предлагаемых проектных решений может проводиться на этом уровне также и при возникновении конфликтных ситуаций.
У каждого из предприятий топливно-энергетического комплекса есть особенности, определяющие те или иные приоритеты при внедрении управления проектами.
Важным вопросом управления проектами добывающего предприятия ТЭК является структуризация работ с целью правильного формирования комплексных проектов, проектов и подпроектов и определения ответственных лиц и правил их взаимодействия при реализации проектов.
При этом процедурные вопросы управления проектами могут быть решены в рамках традиционных подходов к формированию операционного стандарта управления проектами предприятия [3].
Для транспортного предприятия ТЭК приоритетными являются вопросы управления портфелями проектов. А решение этих вопросов возможно только с использованием механизмов стратегического управления предприятием, позволяющих принимать обоснованные решения по формированию портфелей инвестиционных проектов. Соответственно, операционный стандарт управления проектами транспортного предприятия ТЭК, кроме традиционных разделов, связанных с управлением отдельными проектами, должен содержать регламенты формирования и мониторинга портфеля проектов, а также описание критериев оценок проектов.
Приверженность идеологии жесткого централизованного управления в холдингах ТЭК делает необходимым использование в управляющих компаниях современных методов управления целевыми программами. При этом возникает опасность конфронтации этих методов с традиционной культурой организационного планирования. А возможные решения лежат в области организации и разумной регламентации совместной деятельности всех заинтересованных участников проектов и программ.
Заключение
В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы и предложения:
1. Результативность проводимых в регионах России экономических реформ находится в зависимости от состояния их топливно-энергетических комплексов, которые являются важнейшей составной частью экономики, оказывающим существенное влияние на уровень и качество жизни населения.
2. Процесс становления и развития рыночных отношений в экономике России изменяет условия функционирования и развития топливно-энергетических комплексов регионов. Пока еще не накоплен опыт управления ТЭК регионов, адаптации его к рыночным отношениям, нацеленности на эффективное социально-экономическое развитие территории.
3. Формирование механизма управления ТЭК России в условиях социально-экономической трансформации должно осуществляться на научно обоснованных концептуальных положениях. Основная цель формирования механизма управления топливно-энергетическим комплексом состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения и народного хозяйства регионов в качественных и доступных продуктах и услугах ТЭК.
4. Формирование эффективного механизма управления ТЭК диктует необходимость глубокого анализа и учета специфики ТЭК как базовой отрасли их народного хозяйства.
5. Многомерность и сложность топливно-энергетического комплекса, разнонаправленность воздействия внутренних и внешних факторов, влияющих на его развитие, диктуют необходимость исследования особенностей взаимодействия этих факторов в системе управления ТЭК. Это касается факторов, обусловливающих противоречие между огромными энергетическими ресурсами, которыми обладает Россия, и нарастающим темпом старения основных фондов, ростом неплатежей, расточительным расходованием энергетических ресурсов.
6. Механизм управления ТЭК, функционирующий в условиях рыночных отношений, будет эффективным только в том случае, если в процессе его формирования определено соотношение федеральных и региональных составляющих. К компетенции федеральных структур управления следует относить совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, создание системы государственного мониторинга функционирования ТЭК, т.е. проблемы обеспечения энергетической безопасности страны.
7. Исследование процесса формирования механизма управления топливно-энергетическим комплексом выявило необходимость выработки дополнительных мер по совершенствованию взаимодействия отраслевых органов управления.
Список литературы
1.Амелин А. Экономика и ТЭК сегодня /А. Амелин // Энергоэффективность и энергоснабжение. - 2009. - № 11.
2.Башмаков И. Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа. - М.: Инфра-М, 2010.
3.Бушуев В.В. Сценарии развития мировой энергетики в 2010-2050 гг. // Международный форум «ТЭК России в XXI веке». Москва, 8 апреля 2010 г.
Байков Н.П. Топливно-энергетический комплекс. // МЭиМО. - 2008. - № 8.
4.Васильев П., Экономика и ТЭК сегодня / П. Васильев// Россия и СНГ в новейших европейских интеграционных процессах. - 2009. № 11.
5. Воронкова О.Н., Акопова Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. // МэиМО. - 2007. - № 5.
6. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2009.
7. Гордеев О.Г. Состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. // Нефтяное хозяйство. - №1. - 2010.
8.Городов О. А. Введение в энергетическое право: учебное пособие. - М.: Проспект, 2012.
9. Жиляев К.В. Анализ структуры и динамики российского экспорта // Сб. науч. трудов ИНП РАН. - М.: РАН, 2012.
10.Каримов А.Р. Важнейшая задача реформирования энергетики России – формирование регионального электроэнергетического комплекса // Российское предпринимательство. 2008. - № 6 Вып. 2 (113). - c. 64-68. - http://www.creativeconomy.ru/articles/12386/
11.Карташев И.И., Тульский В.Н. и др. под ред. Шарова Ю.В. Управление качеством электроэнергии. - М.: Издательский дом МЭИ, 2009.
12. Куликова О.В. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса предприятий электроэнергетики // Российское предпринимательство. - 2008. - № 6 Вып. 2 (113). - c. 48-51.
13.Михайлов С., Экономика и ТЭК сегодня / С. Михайлов // Возобновляемая энергетика сегодня и завтра. - 2009. № 11. - С. 9-10.
14.Петко О.В., Журавлева А.О. Формирование экономических механизмов стимулирования промышленных предприятий и кластеров по переработке вторичных ресурсов // Российское предпринимательство. - 2013. - № 20 (242). — c. 161-166.
15.Плужник М.В., Сапрыкина М.А. Энергетическая безопасность и угрозы ее обеспечения в современной экономике России // Российское предпринимательство. 2013. - № 16 (238). - c. 41-50.
16.Правовое регулирование хозяйственных (предпринимательских) отношений в топливно-энергетическом комплексе: учебное пособие / Р. Н. Салиева, З. М. Фаткудинов, Ю. Н. Чижиков. - Тюмень, 2011.
17.Станбеков Т.А. Топливно-энергетический комплекс России и стран Центральной Азии: межгосударственный механизм развития // Российское предпринимательство. 2013. - № 9 (231). - c. 29-33.
18.Серов В.А. Инвестиционные проблемы компаний топливно-энергетического комплекса России // Российское предпринимательство. 2011. - № 10 Вып. 1 (193). - c. 102-106.
19.Титов В.И. Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.
20.Энергетическая стратегия России до 2020г. / авт. коллектив под руководством А.Б.Яновского. - М.: МТУ, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.