1. Общие сведения и разновидности подшипников
2. Подшипники скольжения
3. Подшипники качения
Учебные вопросы
Основные понятия
Подшипник – часть опоры, непосредственно взаимодействующей с цапфой вала или оси.
Подшипники служат опорами для валов. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу, и сохраняют заданное положение оси вращения вала
Классификация
Классификация подшипников по направлению силовой нагрузки, воспринимаемой подшипником:
радиальные воспринимают нагрузку, направленную перпендикулярно (по радиусу) к оси вращения;
упорные воспринимают нагрузку, направленную вдоль оси вращения (упорные подшипники иногда называют подпятниками);
радиально-упорные воспринимают одновременно и радиальную, и осевую нагрузки, при этом величина радиальной нагрузки обычно существенно больше осевой;
упорно-радиальные так же, как и предыдущие, воспринимают и радиальную, и осевую нагрузки, но в этом случае величина радиальной нагрузки значительно меньше осевой.
Область применения
в высокоскоростных машинах, когда долговечность подшипников качения резко сокращается;
для валов, когда по условиям сборки требуются разъёмные подшипники;
при работе в химически агрессивных средах и воде, в которых подшипники качения неработоспособны;
для валов, воспринимающих ударные и вибрационные нагрузки;
при близко расположенных валах, когда требуются малые радиальные размеры подшипников;
в тихоходных малоответственных механизмах и машинах.
Область применения
Для правильной работы подшипников без износа поверхности цапфы и втулки должны быть разделены слоем смазки достаточной толщины. В зависимости от режима работы подшипника в нём может быть: жидкостное трение, когда рабочие поверхности вала и вкладыша разделены слоем масла, толщина которого больше суммы высот шероховатости поверхностей; при этом масло воспринимает внешнюю нагрузку, изолируя вал от вкладыша, предотвращая их износ; полужидкостное трение, когда неровности вала и вкладыша могут касаться друг друга и в этих местах происходит их схватывание и отрыв частиц вкладыша.
Достоинства
Надежно работают в высокоскоростных приводах;
Способны воспринимать большие ударные и вибрационные нагрузки;
Бесшумность работы;
Сравнительно малые радиальные размеры;
Разъемные подшипники допускают установку на шейки коленчатых валов;
Простота конструкции;
Возможность работы в водной, абразивной и коррозионно-активной среде (при соответствующем подборе материалов и изготовлении);
Для тихоходных машин могут иметь весьма простую конструкцию.
Недостатки
В процессе работы требуют постоянного надзора из-за высоких требований к смазыванию и опасности перегрева; перерыв в подаче смазочного материала ведет к выходу из строя подшипника.
Имеют сравнительно большие осевые размеры.
Значительные потери на трение в период пуска и при несовершенной смазке.
Большой расход смазочного материала.
Классификация
По виду нагрузки: статические и динамические.
По направлению воспринимаемых нагрузок: радиальный, упорный и радиально-упорный.
Классификация
Подшипники скольжения по конструктивным признакам делятся на неразъёмные (глухие) и разъёмные.
Материалы
Требования:
низкий коэффициент трения в паре с материалом вала (как правило, сталью);
износостойкость;
усталостная прочность при пульсирующих нагрузках;
высокая теплопроводность;
хорошая прирабатываемость;
хорошая смачиваемость маслом.
Смазочные материалы
Маслянистость – способность смазочного материала образовывать на поверхности трения устойчивые адсорбированные пленки.
Вязкость – объемное свойство смазочного материала оказывать сопротивление относительному перемещению его слоев.
Смазочные материалы могут быть жидкими, пластичными (густыми), твердыми и газообразными.
Критерии работоспособности
Работа подшипников скольжения сопровождается абразивным изнашиванием вкладышей и цапф, заеданием и усталостным выкрашиванием.
Основным критерием работоспособности опор скольжения является износостойкость – сопротивление изнашиванию и заеданию.
Для оценки работоспособности и надежности подшипников, работающих в режиме несовершенной смазки служат
среднее давление на трущихся поверхностях pm,
удельная работа сил трения pm· u (u – окружная скорость поверхности цапфы).
Критерии работоспособности
Расчет по среднему давлению гарантирует невыдавливаемость смазки, а расчет по удельной работе сил трения – нормальный тепловой режим и отсутствие заедания.
Конструкция
1. Наружное кольцо, обычно устанавливаемое в корпусе, и потому неподвижное;
2. Внутреннее кольцо, обычно насаживаемое на цапфу вала, и вращающееся вместе с ней;
3. Тела качения (шарики, ролики или другие), обкатывающиеся при работе подшипника по беговым дорожкам наружного и внутреннего колец.
4. Сепаратор, предотвращающий в процессе работы подшипника набегание тел качения друг на друга.
Достоинства
малые потери на трение (приведённый к цапфе вала коэффициент трения подшипников качения в зависимости от типа подшипника и других его характеристик составляет f = 1,5·10–3 – 6·10–3);
малые габариты в осевом направлении;
низкая стоимость при высокой степени взаимозаменяемости;
малый пусковой момент сопротивления, практически одинаковый с моментом, действующим в процессе установившегося движения;
малый расход смазочных материалов и, следовательно, малый объём работ по обслуживанию;
пониженные требования к материалу и качеству обработки цапф.
Недостатки
высокая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам вследствие малых площадей контакта между телами качения и беговыми дорожками колец подшипника;
большие габариты в радиальном направлении;
малая надёжность в высокоскоростных приводах.
Классификация
1. По форме тел качения – шариковые, роликовые с цилиндрическими, коническими или бочкообразными роликами, игольчатые.
Основные формы тел качения, применяемые в подшипниках:
шарик (а);
ролики – цилиндрический (б);
конический (в);
бочкообразный (г);
игольчатый (д);
витой (е)
Классификация
3. По направлению воспринимаемой нагрузки – радиальные, предназначенные для восприятия нагрузки, перпендикулярной оси вращения, радиально-упорные (радиальная и осевая нагрузки, причём радиальная нагрузка больше осевой), упорно-радиальные (радиальная и осевая нагрузки, но радиальная нагрузка меньше осевой), упорные (только под осевую нагрузку), комбинированные (радиальная и осевая нагрузки воспринимаются разными телами качения).
4. По самоустанавливаемости – несамоустанавливающиеся и самоустанавливающиеся.
5. По габаритным размерам (серии диаметров и ширин) – особо лёгкая, лёгкая, лёгкая широкая, средняя, средняя широкая, тяжелая серии.
Классификация
Серии диаметров и ширин подшипников качения: 1 – особо лёгкая;
2 – лёгкая; 3 – лёгкая широкая; 4 – средняя; 5 – средняя широкая; 6 – тяжёлая
Классификация
6. По точности изготовления – для подшипников качения стандартом (ГОСТ 520-71) предусмотрены 5 классов точности (Р0, Р6, Р5, Р4, Р2); класс точности указывается перед номером подшипника, при этом буква «Р» может опускаться (Р4-205 или 4-205), а нулевой класс (подшипники общего назначения) может не указываться вообще.
7. По конструктивным особенностям – с защитными шайбами, с упорным бортом на наружном кольце, с канавкой на наружном кольце, с составными кольцами и др.
Виды разрушения
Усталостное выкрашивание рабочих поверхностей тел качения и дорожек качения колец в виде раковин или отслаивания (шелушения) вследствие циклического контактного нагружения. Усталостное выкрашивание является основным видом разрушения подшипников, обычно наблюдается после длительной работы и сопровождается стуком и вибрациями.
Пластические деформации на дорожках качения (вмятины) вследствие действия ударных нагрузок или больших статических нагрузок без вращения.
Задиры рабочих поверхностей качения при недостаточном смазывании или слишком малых зазорах из-за неправильного монтажа.
Абразивный износ вследствие плохой защиты подшипника от попадания пыли. Применение совершенных конструкций уплотнений подшипниковых узлов уменьшает износ рабочих поверхностей подшипника.
Разрушение сепараторов от действия центробежных сил и воздействия на сепаратор тел качения. Этот вид разрушения является основной причиной потери работоспособности быстроходных подшипников.
Раскалывание колец и тел качения из-за перекосов при монтаже или при больших динамических нагрузках.
Расчет на долговечность выполняют для подшипников, вращающихся с угловой скоростью.
Не вращающиеся подшипники или медленно вращающиеся рассчитывают на статическую грузоподъемность.
При выборе типа подшипника рекомендуется вначале рассмотреть возможность применения радиальных однорядных шарико-подшипников, как наиболее дешевых и простых в эксплуатации.
При ударных или переменных нагрузках с большой кратковременной пиковой нагрузкой предпочтительны двухрядные роликовые подшипники.
Расчет (подбор) на долговечность
Долговечность – количество миллионов оборотов (L) одного кольца подшипника относительно другого либо число моточасов работы (Lh) до появления усталостного разрушения.
Базовая долговечность – долговечность большинства из одновременно испытанных подшипников. В общем машиностроении и при стандартных испытаниях подшипников обычно используется 90 % базовая долговечность L10, то есть долговечность, которую имеют не менее 90 % участвующих в испытаниях подшипников. Базовая долговечность обеспечивается при базовой динамической грузоподъёмности – нагрузка, которую выдерживает подшипник при сохранении базовой долговечности .
В стандартах для каждого конкретного подшипника указывается обычно базовая динамическая грузоподъёмность C и предельно допустимая статическая нагрузка C0.
Под статической понимается нагрузка, действующая на подшипник при относительной частоте вращения колец до 10 оборотов в минуту.
Расчет (подбор) на долговечность
Эквивалентная динамическая нагрузка – постоянная однонаправленная нагрузка, при которой подшипник имеет такую же долговечность, как и в реальных условиях работы
Расчет (подбор) на долговечность
Динамическая грузоподъёмность подшипника
где величина p – показатель степени кривой усталости; для шариковых подшипников p = 3, для роликовых – p = 10/3.
По известной требуемой величине грузоподъёмности подшипник может быть выбран из соответствующего каталога, при этом грузоподъёмность выбранного подшипника должна быть не меньше требуемой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.