Конспект урока Мир природы в 3 классе.
Тема урока: «Лес. Растения леса. Травы.»
Тип урока - обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: Формирование элементарных представлений о лесе как целого природного сообщества.
Задачи:
– познакомить учащихся с ярусным строение леса, типами лесов;
– развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить;
– развивать воображение, память;
– развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
– воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение ко
всему живому вокруг нас.
Предварительная работа: учащиеся на уроках «Мир природы и человека», на занятиях рассказывали о лесе, загадывали загадки о деревьях; на уроках изобразительного искусства рисовали деревья, кустарники, цветы.
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, отвечать
И друг другу помогать.
-Вы готовы слушать, отвечать и друг другу помогать?
2. Речевая разминка.
3. Проверка домашнего задания.
Доска зеленого цвета – это наша полянка. У учащихся картинки деревьев (береза, ель, сосна, клен, липа, осина, рябина, дуб, верба). Учащиеся по очереди загадывают загадки, отгадывают и помещают фигуру дерева на полянку.
4. Сообщение темы урока. Чтобы узнать о чем мы будем с вами беседовать вам необходимо разгадать мою загадку.
– Разгадайте мою загадку. Вам поможет картина на доске, которую мы с вами только что сложили.
Дом
со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
– Что за картина у нас на доске? (Лес.)
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (О лесе.)
– Правильно. Мы будем беседовать о лесе. Мы узнаем, какие бывают леса, как
устроен лес, кто в нем живет и как мы должны вести себя в лесу.
5. Работа над темой урока.
1) Знакомство с типами лесов.
– Какие деревья растут в нашем лесу? (Дети перечисляют названия деревьев, которые видят на доске). Как можно назвать одним словом? (Разные.) Правильно.
Встречаются леса, в которых растут только сосны, ели. Такие леса называют хвойные. (Слайд 2)
– Кто объяснит, почему их так называют? (Потому что на ветках хвоя.) Правильно.
А если в лесу растут только ели, такой лес называется - ельник (Слайд 3) , сосновый бор (Слайд 4).
– Где изображен ельник? Сосновый бор? (Слайд 5). (Учащиеся отвечают: слева изображен ельник, потому что там растут ели, справа изображен сосновый бор, потому что там растут сосны.)
– Какие это леса? (Хвойные.)
– Догадайтесь, как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (Лиственные.) Правильно. (Слайд 6).
– А наш лес лиственный или хвойный? (Учащиеся скажут, что он не лиственный и не хвойный, потому что деревья перемешались.)
– Да. Деревья в нашем лесу смешались. Такой лес называют смешанный. (Слайд 7).
– Кто запомнил, какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные.)
- Какие растения растут в лесах? (Деревья, кустарники, трава)
– Только ли деревья растут в лесу? (Нет.) (В лесу растут кустарники) (Слайд 10)
- Какие кустарники растут в лесу? (Малина, лещина, рябина, калина)
- Какие растения самые низкие в лесу? (Трава)
Молодцы!!!!
6. Физкультминутка.
(Пение соловья)
Пора нам отдохнуть.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели!
7) Знакомство с ярусным строением леса.
Работа в тетрадях:
Давайте откроем рабочую тетрадь на стр.33. И рассмотрим внимательно картинку. А теперь ответим на вопросы:
Работа с учебником. Ребята, откроем учебник на стр. 17. Посмотрите внимательно на картинку в учебнике. Что изображено на картинке? (Лес, деревья, кустарники, трава)
(отвечаем на вопросы из учебника. Читаем вместе.)
- Какие растения самые высокие и самые сильные.? (Деревья.)
Объясняют, почему? (У них крепкий ствол, большая крона, много листьев и им нужно много света.)
– Какие растения пониже? (Кустарники. У них более тонкие стволы, они не могут так высоко вырасти. Они приспособились к меньшему количеству света.)
– Какие растения самые низкие? (Травы.)
8) Давайте поиграем в игру «Угадай, про что я говорю»:
У него есть один ствол, ветки и листья - Дерево.
У него есть корень, несколько тонких стволов, ветки и листья - Кустарник.
Что покрывает всю землю? - Трава.
9) Игра «Путаница».
Деревья высокие. Трава низкая. ( с движениями).
Произношу «деревья» – поднимаем руки. «Трава» – руки опускаем.
Сюрпризный момент:
Слышится стук (Стук 1,2,3, 1,2). К нам на занятие заглянул дятел и в клюве принес конвертики. Что в них? Давайте откроем. Дети открывают конверты и называют лесных зверей. (Волк, лиса, заяц, лось, белка).
5) – Ребята, давайте дополним нашу лесную картинку. (Лесных зверей.)
Какой замечательный лес у нас получился!
– Прогулка закончилась. Вам понравилось в лесу? Прекрасно!
7. Итог урока:
Что мы узнали на уроке? (Учащиеся отвечают):
-Какие растения растут в лесах? (Деревья, кустарники, травы)
-Вспомни и назови известные тебе деревья. (сосна, ель, липа, дуб,…..)
- Кто живет в лесу? (Звери и птицы)
- Названия каких зверей и птиц ты помнишь.
-Рассмотри рисунок. Определи, какие растения самые высокие, а какие – самые низкие. (самые высокие – деревья, самые низкие- травы)
Составляем коллективно рассказ о лесе. Встаем в круг и каждый по одному предложению добавляет:
У нас много лесов. Лес бывает хвойным, лиственным, смешанным. В лесу растут деревья, кустарники, травы. Самые высокие деревья, пониже – кустарники, самые низкие – травы. В лесу живут птицы и звери. Лес дает нам чистый воздух, грибы, ягоды, орехи и …. Мы любим лес.
8. Выставление оценок.
Молодцы, ребята. Благодарю всех за интересный урок. Оценки.
9. Домашнее задание.
Учебник стр. 17-18, рабочая тетрадь стр.33-34.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.