Лес – природное сообщество (4 класс, мир вокруг нас)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
09.07.2018
Цели:
• закрепить знания учащихся о взаимосвязи компонентов живой природы леса; формировать представление о связях между компонентами леса.
• развивать умение работать в группе, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению товарищей;
• развивать внимание, память, мышление, выразительность речи;
• воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Лес – природное сообщество.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛЬВОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
142155, Московская область, Городской округ Подольск, микрорайон
№4
Львовский,
ул. Строителей, д.4
Тел.(4967) 60-61-61, тел/факс (4967) 60-61-61. lvovka
ОКПО 56868242 ОГРН 1035011452948, ИНН/КПП 5074019380/507401001
44@
yandex
. ru.
Открытый урок по миру вокруг нас
«Лес – природное сообщество».
4 класс
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Лапшина Жанна Анатольевна Цели:
закрепить знания учащихся о взаимосвязи компонентов живой природы
леса; формировать представление о связях между компонентами леса.
развивать умение работать в группе, отстаивать свое мнение и
прислушиваться к мнению товарищей;
развивать внимание, память, мышление, выразительность речи;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: Картинки с животными и растениями леса, различные
наглядные пособия на эту же тему, гербарии.
Ход урока:
Мотивация.
Орг.момент.
1.
Наш урок сегодня очень необычный.
Сегодня на уроке мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда вы
сможете догадаться, прослушав небольшое стихотворение.
Объявление темы и целей урока.
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью, темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои!
Кто догадался, как называется тема нашего урока, о чем пойдет речь на
нашем уроке. (Мы отправимся в лес.) Тема нашего урока: Лес природное
сообщество. Слайд 1.
Вот именно в лес, мы и совершим прогулку нашими двумя отрядами.
Отряд «Животные»
Отряд «Растения»
Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и
человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос : «Почему так
говорят : Берегите лес. Лес наше богатство. » Слайд 2.
Работая в группах, вы должны соблюдать простые и знакомые
правила. Слайд 3.
Объединитесь по группам быстро и тихо. Принесите необходимые материалы.
Говори тихо.
Слушайте, когда ктото говорит.
Знайте свое задание.
Оставайтесь в своей группе, пока не сообщил учитель следующее
задание.
За активную работу и правильные ответы вы будите получать вот такие
жетоны в форме листочка, а в конце урока мы узнаем, кто был наиболее
активным и трудолюбивым.
III Основная часть.
Изучать природное сообщество леса мы будем по следующему плану:
Данный план нам пригодиться для изучения и других сообществ :Луг,
водоем. Слайд 4.
1. Название сообщества.
2. Какие организмы составляют сообщество.
3. Как связаны между собой организмы в сообществе.
4. Значение сообщества для человека.
5. Влияние человека на сообщество.
6. Охрана сообщества.
Итак, начнем нашу прогулку. Попутаемся ответить на второй пункт плана.
Работа в группах сменного состава.
А как вы представляете себе, что такое лес? Почему его называют
природным сообществом. Кто обитает в лесу, что там растет? На эти и на
многие другие вопросы вы сможете найти ответы, изучив материал на
информационных картах. Работать будем в парах сменного состава.(Дети
работают в парах сменного состава, изучают материал урока на
информационных картах)
Информационная карта
Природное сообщество лес.
Лес – это сложное природное сообщество. Это значит, что все его
обитатели уживаются вместе: деревья, кустарники, травы, птицы,
звери, микробы.
Замечал ли ты, что в лесу есть «Этажи?» Ученые называют
их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже
расположен ярус кустарников. Еще ниже – маленькие кустарнички
(например, черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и
лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса
требуется меньше света, и потому они могут жить в тени деревьев.
Особую группу образуют молодые деревца – подрост. Это –
будущий лес. Ни к одному из ярусов нельзя отнести и те лишайники,
которые поселяются на стволах деревьев.
Все деревья делятся на три большие группы и образуют разные леса:
Лес хвойный смешанный
лиственный
Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. К
животным относятся не только млекопитающие, но и птицы,
пресмыкающие, земноводные, насекомые, пауки, черви.
Ты знаешь, что грибы не относятся ни к растениям, ни к
животным. Это особая группа живых существ. Грибы обычно состоят из
шляпки и ножки. А в почве от ножек в разные стороны тянуться тонкие
белые нити. Это – грибница. Грибы нужны в лесу. Как для растений, так
и для животных. И поддерживают круговорот веществ в лесу.
Работа над изученным материалам
Отгадайте загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но, зимние метели
В лесах его одели. (дерево)
Какие же деревья растут в лесу?
Загадки о деревьях. (Учащиеся из отряда «Растения» подготовили
заранее загадки ). Сейчас ребята из отряда «Растения» загадают
вам загадки о деревьях леса, а вы будьте внимательны, попробуйте
их отгадать.
Каким одним словом можно объединить березу, дуб, клен?
(Лиственные) Слайд 6.
Как будет называться лес, в котором растут только лиственные деревья?
Какие лиственные деревья растут в нашем крае?
Сообщение «Береза» (Гербарий)
Каким одним словом можно объединить ель, сосну, кедр?(Хвойные)
Слайд 7.
Как будет называться лес, в котором растут только хвойные деревья?
Какие хвойные деревья растут в нашем крае?
Как называется лес, где смешались и хвойные и лиственные деревья?
(Смешанный) Слайд 8.
Схема .Слайд 9
.
Лес
хвойный смешанный
лиственный
Работа с гербариями. (Ель, сосна, береза)
Сравните веточку сосны, ели и березы. В чем их сходство и различие?
Растет в нашем краю очень необычное дерево, а как оно называется, вы
узнаете, отгадав загадку.(Лиственница.) Прослушайте сообщение и будьте готовы ответить на вопрос «Почему это
дерево называют необычным?»
Сообщение «Лиственница» (Гербарий)
Загадки о растениях леса.
Но не только деревья растут в нашем лесу, что же еще.
Туристы отряда «Р» загадают загадки о растениях, которые они подобрали
дома другому отряду, а те в свою очередь за каждый правильный ответ
получат жетон.
А вы слышали, чтонибудь о лесных «этажах». Слайд 10.
Какие ярусы есть в лесу?
Деревья Кустарники Травы и маленький кустарники Мхи и лишайники
Почему растения нижних ярусов могут жить в тени деревьев?
Сообщение «Вороний глаз»
Об одном из растений, которое тоже относиться к нижнему ярусу нам
расскажет …
Что же еще растет в наших лесах? (Грибы)
Что вы знает о грибах?(Их нельзя отнести ни к растениям, ни к животным)
Какую роль в жизни леса они играют?
Что такое грибница?
Сообщение «Белый гриб» Слайд 11.
Животные
Только ли растения составляют сообщество Леса.
Весь лес – от верхушек до земли – заселен животными. Слайд 12.
Кого мы относим к животным?
Если знаешь лес зверей,
Назови их поскорей.
Загадки о животных
Ребята из команды «животные» загадают вам загадки, а вы в свою очередь
отгадайте.
Все животные леса поделили между собой лесные этажи? Каким образом
они это сделали?
Например, это животное в основном живет на верхнем этаже.
Сообщение «Дятел» Слайд 13
Сообщение «Белка.» Слайд14
Работа с учебником с 126. (Чтение материала по теме природное
равновесие)
В лесу складывается природное равновесие. Что это такое мы можем узнать,
прочитав материал на с.126 нашего учебника.
Приведите еще несколько примеров цепей питания, которые складываются в
лесу.
О лесной подстилке и микробах Говоря о лесе нельзя забывать и о лесной подстилке, она оказывает
огромную роль для леса и многих ее обитателей. Продолжаем работать с
учебником. После прочтения попытаемся ответить на данные вопросы.
Можно еще очень много говорить на эту тему, но наш урок подходит к
концу.
IV. Итог урока.
На сегодняшнем уроке мы с вами убедились, что в природе все
взаимосвязано?
Наш урок подходит к концу ,и я хотело бы у вас, как у любителей природы
спросить, что сегодня на уроке вам больше всего запомнилось?
Почему же так говорят. Берегите лес. Лес наше природное богатство!
Послушаете и запишите домашнее задание
«3» и «4» изучить материал учебника с.122127 уметь рассказывать
«5» Подготовить ответ на вопросы 4,5,6. План на с.128
V. Финал. Оценки.
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
Информационная карта
Природное сообщество лес.
Лес – это сложное природное сообщество. Это значит, что все его
обитатели уживаются вместе: деревья, кустарники, травы, птицы,
звери, микробы.
Замечал ли ты, что в лесу есть «Этажи?» Ученые называют
их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже
расположен ярус кустарников. Еще ниже – маленькие кустарнички
(например, черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и
лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса
требуется меньше света, и потому они могут жить в тени деревьев.
Особую группу образуют молодые деревца – подрост. Это –
будущий лес. Ни к одному из ярусов нельзя отнести и те лишайники,
которые поселяются на стволах деревьев.
Все деревья делятся на три большие группы и образуют разные леса:
Лес
хвойный смешанный
лиственный
Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. К
животным относятся не только млекопитающие, но и птицы,
пресмыкающие, земноводные, насекомые, пауки, черви.
Ты знаешь, что грибы не относятся ни к растениям, ни к
животным. Это особая группа живых существ. Грибы обычно состоят из
шляпки и ножки. А в почве от ножек в разные стороны тянуться тонкие
белые нити. Это – грибница. Грибы нужны в лесу. Как для растений, так
и для животных. И поддерживают круговорот веществ в лесу.
Лес – природное сообщество (4 класс, мир вокруг нас)
Лес – природное сообщество (4 класс, мир вокруг нас)
Лес – природное сообщество (4 класс, мир вокруг нас)
Лес – природное сообщество (4 класс, мир вокруг нас)
Лес – природное сообщество (4 класс, мир вокруг нас)
Лес – природное сообщество (4 класс, мир вокруг нас)
Лес – природное сообщество (4 класс, мир вокруг нас)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.