Методика «Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
самооценка.docx
Методика «Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он
оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся
эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой
вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном
изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала
(формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости
начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной
доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание.
Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку,
не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью)
– хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать
пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые
плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем
повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия,
открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной
лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то
здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие
ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни
хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь
(показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя?
Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.
В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому
что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие
ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить
свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой
рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения,
переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь
первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве
принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка
(«звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у
меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и
свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что
учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними
играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку.
Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе
ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я
бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь
налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что
пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае
разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к
урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка
ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с
товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе
ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на
перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной
самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией
проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка
может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет
своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду
проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего
хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя
помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно,
в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку
(рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и
делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника:
беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например,
если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о
том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни
произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний,
формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о
недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна
демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в
дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это
выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со
школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной
учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка
процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а
лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в
деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за
самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения
самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит
себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений –
одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться,
сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной
дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к
«самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на
школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин
трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных
межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины
резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная
деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае
неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с
низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-
положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и
своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны
медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Лесенка
Лесенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.