«Лесная газета» - художественная энциклопедия природы.
Оценка 5

«Лесная газета» - художественная энциклопедия природы.

Оценка 5
docx
16.11.2019
«Лесная газета» - художественная энциклопедия природы.
Документ Microsoft Office Word (6).docx

Лекция 5

В.В. Бианки. Общая характеристика творческой деятельности.

Рассказы «Синичкин календарь», «По следам», «Купанье медвежат» и др. Воспитание наблюдательности и нравственного отношения к природе «Лесная газета» - художественная энциклопедия природы.

Содержание лекции

В.В.Бианки (1894-1959) вошёл в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения.

Бианки вырос в семье известного ученого-орнитолога.

Будущий писатель учился на факультете естественных наук Петербургского университета. Он много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю.

Первая сказка В.Бианки - «Путешествие красноголового воробья». Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, - «сказки-несказки». Он создал более тридцати сказок о жизни леса, животных, птиц. На страницах этих сказок оживают увиденные поэтом-натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок.

В «Лесных домишках» рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж - юная ласточка Береговушка. Заблудившись  в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь - в жилище Зуйка, Витютня, Иволги - и чуть не попадает на зуб белке. Береговушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве. Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

Не менее драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил». Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

Писатель, по его словам, старался избегать антропоморфизма - очеловечивания природы, очень пугавшего издателей книг для детей в 20-е годы. Но вот в описании жизни мышонка («Мышонок Пик») ему это, к счастью, не удалось. Мышонок Пик попадает в положение Робинзона Крузо, и при этом он наделен вполне человеческими реакциями на все происходящее.

Повествование в сказке о мышонке членится на главы, заключающие в себе как эпизоды приключения, так и этапы внутреннего развития героя. Причем сближение его переживаний с человеческими не отрывает героя от подлинной его биологической природы: во всех злоключениях поведение Пика подчинено инстинкту - он-то и помогает ему выжить.

Приручение Пика детьми в конце рассказа - важный нравственный момент. Мышонок слушает игру мальчика на дудочке, музыка кажется ему красивой, и он совсем забывает про опасность. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, приручающие животных. Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, человеку него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель.

«Лесная газета» появилась на свет первоначально как постоянный природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926-1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. Бианки видел главную цель «Лесной газеты» в том, чтобы показать тесную, органическую связь природы и человека, вырастить своего читателя бережливым хозяином природы. Д/З- « Первая охота», «Лесные домишки», «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?».

 И в лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь тоже есть свои герои и разбойники. Здесь случаются загадочные истории и веселые приключения, бывают праздники, спектакли и музыкальные концерты, происходят кражи, несчастные случаи и настоящие сражения.

Двенадцать номеров «Лесной газеты» – это лесные новости и репортажи, статьи юных натуралистов и рассказы бывалых охотников, срочные сообщения и телеграммы, отзывы о спектаклях и заметки уголовной хроники.

Это живая энциклопедия леса и его обитателей, которая раскроет перед детьми удивительный мир природы и поможет постичь ее тайны.

 

 

 

 

«Лесная газета» - художественная энциклопедия природы.

«Лесная газета» - художественная энциклопедия природы.

«Лесная газета» - художественная энциклопедия природы.

«Лесная газета» - художественная энциклопедия природы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2019