«“ЛЕСТНИЦА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ” ИЛИ РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА МУЗЫКИ ПО ФГОС».
Оценка 4.8

«“ЛЕСТНИЦА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ” ИЛИ РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА МУЗЫКИ ПО ФГОС».

Оценка 4.8
docx
18.01.2021
«“ЛЕСТНИЦА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ” ИЛИ РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА МУЗЫКИ ПО ФГОС».
выступление на конференции.docx

«“ЛЕСТНИЦА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ” ИЛИ РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА МУЗЫКИ ПО ФГОС».

Кнышова Валентина Ивановна

Учитель музыки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей имени Дважды Героя Социалистического труда В.Ф. Резникова

Каждый из нас знает одним из этапов урока является этап  рефлексии, который как правило относится к заключительному этапу урока. Зачастую он представлен виде:

- рефлексии настроения и эмоционального  состояния - смайлики, букет настроения, солнышко и тучка;

- рефлексии деятельности - «дерево успеха», « светофорик», «поезд»;

- рефлексии содержания учебного материала -  «волшебный мешочек», «закончи предложение», «синквейн» и др.

С переходом на новые образовательные стандарты достаточно актуальным стал вопрос проведения рефлексии на уроке, ни как отдельного заключительного этапа, а как сквозная рефлексия урока  т.е. рефлексивный момент должен быть на каждом этапе урока.

 Необходимо разобраться с самим понятием, что означает это слово. Слово "рефлексия" русский язык в словарях толкует как самоанализ и самооценку своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии. Слово "рефлексия" имеет латинское происхождение, что означает умение размышлять, проводить самонаблюдение и осмысление своей деятельности. С точки зрения психологии становление личности школьника достаточно тесно связано с рефлексией: если ребенок не умеет этого делать, то он не играет роль субъекта образовательного процесса. Отсутствие этого этапа урока показывает, что занятие направлено только на деятельностный процесс, а не на развитие личности школьника.

Какие существуют формы рефлексии?

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Рефлексия в области самосознания – это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензитивной способности человека.

Рефлексия образа действия – это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь".

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Каковы функции рефлексии?

 В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:

Ø проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

Ø организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

Ø коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

Ø смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

Ø мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

Ø коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Последнее время сложилась тенденция - уходя с урока у ребенка должно сложится определенное представление об уроке, т.е. определенный алгоритм, который можно представить в виде  схемы, слайдов, рисунков и т. д.

Урок можно представить виде трех кирпичей: ( цитирую слова)

                           

   действие                рефлексия                         продукт урока

хочу представить вам продукт урока, который я назвала «Лестница музыкальных познаний» к уроку по теме «Россия- Родина моя. Мелодия». К уроку предусмотрена логическая схематизация материала в процессе его поэтапного изучения, что весьма помогает учащимся в усвоении материала. И формирует такие над предметные компетентности как анализ, обобщение, сопоставление.

Как видим момент рефлексии на каждом этапе – это и есть продукт урока, который, еще раз повторюсь, помогает составить определенное представление о материале урока, дома вспомнить основные моменты урока и на основании этого выполнить домашнее задание, объемный материал скомпоновать в определенную схему.

Проследим поэтапное формирование продукта урока через рефлексию на каждом этапе урока:

1. Музыкальное приветствие

2. Актуализация материала ( мелодия)

3. усвоение новых знаний (С. В. РАХМАНИНОВ, картины природы, «концерт»)

4. включение в систему знаний первичное закрепление изученного ( дирижер)

5. домашнее задание.

Схему можно использовать на каждом уроке музыки, также формировать портфолио усвоения  материала по основным разделам программы по музыке Е. Критской.

Рассмотрим  один из уроков. Данный урок разработан по программе «Музыка 1-4 классы» автор Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, издательство «Просвещение». Согласно программе урок относится к первому разделу «Россия – Родина моя». На изучение данной темы отводится один час.

Урок разработан с учетом возрастных особенностей детей и изученного ими  материала.

Следовательно, данный урок по типу является комбинированным- изучение нового с введением элемента повторения на этапе актуализации знаний.

Соответственно обозначенной теме сформирована цель и задачи:

Цель урока: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере знакомства с творчеством С.В. Рахманинова.

- обучающая: формирование понятий: мелодия, как средство музыкальной выразительности, концерт, знакомство с биографическими фактами и творчеством русского композитора С.В. Рахманинова, обогащение словаря музыкальных эмоций.

- развивающая: развитие внимания и наблюдательности, умение  слушать и слышать музыку, определять её характер, развитие навыков хорового исполнения, чистоты интонирования;

-воспитывающая: направлена на воспитание культуры восприятия классической музыки, умения работать в коллективе, уважение друг к другу, воспитание чувства патриотизма к Родине, к стране России.

Исходя из поставленных целей, проведен отбор содержательного материала, средств и методов обучения, продумана структура урока, а также условия его проведения.

Предусмотрена логическая схематизация материала (технология «знак») в процессе его поэтапного изучения, что весьма помогает учащимся в усвоении  материала. И формирует такие над предметные компетентности как анализ, обобщение, сопоставление. Продуктом данного урока является схема «Лестница музыкальных познаний по теме «Россия - Родина моя. Мелодия».

Учитывая возрастные психологические особенности учащихся данного возраста предусматривалась постоянная смена деятельности с введением небольшой физминутки, а также таких методов как:

-перцептивный ( обеспечивающий передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения и практических действий)

- гностический ( усвоение нового учебного материала путем самостоятельных действий и активного запоминания готовой учебной информации), а также методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: аудиовизуальный, частично- поисковый, проблемный методы.

Результативность вышеперечисленных методов сочеталась с применением элементов технологий таких как опережающего обучения, технология коллективного способа действий, технологии педагогического сотрудничества, технология диалогового обучения, информационно- коммуникативный, исследовательский, неоценимую помощь в работе с детьми не склонными к самовыражению оказывает личностно- ориентированный подход.

Бесспорно главную роль на этом уровне обучения играет здоровьесберегающая технология, реализуемая на уроке с помощью четкой логики урока, создания мотива достижения успеха, сложность заданий соответствовала возможностям учащихся за счет построения  логической схемы, поэтапного раскрытия этой схемы.

Стараюсь выстроить такой стиль общения, который бы максимально стимулировал деятельность учащихся, снимая психологическое напряжение. Неоценимую помощь в работе с детьми не склонными к самовыражению оказывает личностно- ориентированный подход.

Перечисленные методы и элементы технологий нашли своё отражение на всех этапах урока.

Урок начинается с музыкального приветствия. Пою вместе с детьми, что помогает настроить ребят на дальнейшее восприятие музыки и на разговор о музыке.

 Этап актуализации знаний организован на повторение понятия «мелодия», с которым ребята знакомились в предыдущих классах. Предлагаю учащимся фрагмент стихотворения найти пропущенное слово 

-в  музыке есть то, что человек запоминает в первую очередь?

Что помогает вывести учащихся на мысль, что в когда нам нравится произведение, мы можем сказать, что у него красивая мелодия., вспоминаем слова М.И.Глинки  « мелодия- душа музыки». Делаем вывод.

 На данном этапе происходит введение в тему урока через создание проблемно- поисковой ситуации, что помогает вовлечь  детей в разговор о творчестве русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.

Основная часть урока предусматривала знакомство с творчеством русского композитора С.В. Рахманинова, слушание и анализ произведения «Концерт №3 для фортепиано с оркестром», закрепление  понятия «концерт».

 На этапе усвоения новых знаний ребята узнают интересные факты из жизни композитора, что позволило создать определенное мотивационное поле, т.е. заинтересовать учащихся и настроить их  на прослушание фрагмента произведения с последующей задачей дать ответ на вопросы: какая картина возникает в воображении? Можно ли представить картины природы? Предлагается сопоставить репродукции картин с прозвучавшей музыкой. Итог анализа подвожу я: у человека, который любит свою Родину, картины природы вызывают восхищение, а художники, композиторы, поэты создавая произведения, будто признаются в любви своей Родине.

 Слушание следующего фрагмента произведения, через наводящие вопросы, через беседу с детьми позволило закрепить  понятие «концерт».

Этап включение в систему знаний первичное закрепление изученного предполагает обращение к понятию «мелодия», рассматривая мелодию с разных точек зрения (какой бывает мелодия), работа детей с учебником (рассмотреть нотную запись) и дети высказывают  обобщение о «мелодии»  созданной композитором для «Концерта №3 для фортепиано с оркестром».

 Учащимся младших классов свойственна большая подвижность, неусидчивость. В виде динамической паузы предлагаю учащимся почувствовать себя в роли дирижера, как С. В. Рахманинов, слушая фрагмент произведения, дети дирижируют стоя.

 На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации организуется работа в группах. Дирижер должен знать и слышать голос каждого инструмента в оркестре.  Группы представляют своё творческое задание: по предложенным карточкам сформировать группы музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.

 В продолжение темы урока, учащиеся знакомятся с новой песней - «Песня о России» композитора В. Локтева.

 Домашнее задание состоит из творческого и традиционного. Нарисовать иллюстрацию к музыке, прозвучавшей на уроке, что предусматривает обращение к схеме урока, к материалу учебника.

 На этапе рефлексии учащимся предлагается небольшая проверочная работа «Проверь себя», на экране по материалу урока.

 Контроль  усвоения  знаний имеет как промежуточный характер (на этапе анализа произведения, рассуждений о музыке, работы в группа), так и итоговый, в процессе выполнения проверочного теста, что позволяет судить о результативности усвоения материала.

В завершении урока говорю о встречи с музыкальным произведением, которые в искусстве называют классическими, т.е с теми которые несколько столетий радуют человечество. Как говорил древнегреческий философ Аристотель «гимнастика выпрямляет тело, а музыка выпрямляет душу». Именно к такой музыке относится прозвучавшее произведение.

Сочетание всех форм, методов и технологий выше обозначенных позволили создать ситуацию системно - деятельного подхода, т. е. активного вовлечения учащихся в образовательный процесс. Что и послужило созданию основного продукта урока.

Использование уже на ранних этапах элементов метапредметной технологии «знак», т.е. обучение построению и чтению схем с целью систематизации материала имеет положительную перспективу и приносит определенные результаты в обучении учащихся музыке.

 


 

ЛЕСТНИЦА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ”

ЛЕСТНИЦА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ”

Какие существуют формы рефлексии?

Какие существуют формы рефлексии?

Последнее время сложилась тенденция - уходя с урока у ребенка должно сложится определенное представление об уроке, т

Последнее время сложилась тенденция - уходя с урока у ребенка должно сложится определенное представление об уроке, т

Как видим момент рефлексии на каждом этапе – это и есть продукт урока, который, еще раз повторюсь, помогает составить определенное представление о материале урока, дома…

Как видим момент рефлексии на каждом этапе – это и есть продукт урока, который, еще раз повторюсь, помогает составить определенное представление о материале урока, дома…

Соответственно обозначенной теме сформирована цель и задачи:

Соответственно обозначенной теме сформирована цель и задачи:

Результативность вышеперечисленных методов сочеталась с применением элементов технологий таких как опережающего обучения, технология коллективного способа действий, технологии педагогического сотрудничества, технология диалогового обучения, информационно- коммуникативный, исследовательский,…

Результативность вышеперечисленных методов сочеталась с применением элементов технологий таких как опережающего обучения, технология коллективного способа действий, технологии педагогического сотрудничества, технология диалогового обучения, информационно- коммуникативный, исследовательский,…

Предлагаю учащимся фрагмент стихотворения найти пропущенное слово -в музыке есть то, что человек запоминает в первую очередь?

Предлагаю учащимся фрагмент стихотворения найти пропущенное слово -в музыке есть то, что человек запоминает в первую очередь?

Концерта №3 для фортепиано с оркестром»

Концерта №3 для фортепиано с оркестром»

Именно к такой музыке относится прозвучавшее произведение

Именно к такой музыке относится прозвучавшее произведение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021