Урок 7. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг.
Актуализация знаний:
1. Охарактеризуйте социальное положение России на рубеже XIX в.
2. Назовите даты правления Александра I, вспомните, кто оказывал влияние на будущего императора.
3. Перечислите реформы, которые были проведены императором в первые годы правления.
Ход урока
Внутреннюю политику Александра I условно делят на два периода:
1. Либеральный – реформы Негласного комитета и М.М. Сперанского в первое десятилетие царствования.
2. Консервативный – после разгрома Наполеона до конца царствования.
Внутренняя политика Александра I:
· 1801 г. – Негласный комитет
· 1802 г. – создание министерств
· 1802 г. – создание Комитета министров, проводивший совещания императора с министрами
· 1803 г. – указ о вольных хлебопашцах
· 1804 г. – университетский указ, дающий автономию (самостоятельность) университетам
· 1809 г. – после прекращения деятельности Негласного комитета Александр I поручил М.М. Сперанскому разработать «План государственного преобразования»
· 1810 г. – Государственный совет – высший законосовещательный орган
· 1810-1857 гг. – создание военных поселений – особая организация войск в России, совмещавших военную службу с сельским хозяйством (создатель А.А. Аракчеев). Цели:
Ø Подготовка резерва без увеличения расходов на вооруженные силы
Ø Возможность частичного упразднения рекрутских наборов
Ø Решение крестьянского вопроса
Ø Снижение расходов государства на содержание армии
Ø Охрана рубежей государства
Ø Преодоление экономического кризиса
Победа России в Отечественной войне 1812 г. дала Александру I большое преимущество в проведении внутри страны новых реформ. Народ был воодушевлен победой. Российские офицеры и солдаты, побывавшие в заграничных походах и увидевшие хорошую европейскую жизнь, начали мечтать о преобразованиях в России. Дворяне говорили в открытую о введении Конституции. Крестьяне, которые сделали огромный вклад в победу над Наполеоном, мечтали об отмене крепостного права. Таким образом, послевоенный период в России был идеальным временем для перемен и преобразований, страна была готова к ним.
Александр I, глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 г. он ввел в Польском царстве Конституцию, которая давала больше свобод Польше и определяла ее государственное устройство.
Польская Конституция 1815 г. предусматривала:
Данная Конституция Польши была фактически революционной. Александр I после введения Конституции в Польше предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой. Таким образом, первый шаг в государственных преобразованиях был сделан, и император задумался о проведении реформ в России.
Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета, графу Н.Н. Новосильцеву.Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи».
Организация работы с п. 2-3 «Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева»:
1. Охарактеризуйте проект Новосильцева, в чем заключалась цель данного проекта?
2. Сравните проект Новосильцева с проектом Сперанского, в чем заключаются общие черты?
3. Каковы были главные причины отказа от проведения реформ с начала 1820-х гг.?
Кроме всего прочего, период жизни Александра Iв 1820-х гг. связан с еще одной особенностью его личности. Император резко стал очень духовным, приближал к себе все больше в духовную жизнь, отрешаясь от государственных вопросов и проблем.
Даже смерть Александра I окутана ореолом тайн. Он умер в г. Таганроге по дороге на Кисловодские курорты. После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела; а в гробу на захоронение привезли другого человека.
В целом внутренняя политика Александра I в России в 1815–1825 гг. не оправдала надежд прогрессивно настроенных кругов Российской империи. Однако можно сказать, что те его прогрессивные преобразования, которые были проведены в начале XIX в., во многом подготовили почву для будущих Великих реформ 1860-х гг. Александра II.
Подведение итогов: работа с вопросами после параграфа.
Домашнее задание: §6 учить.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.