Личность педагога в современной школе
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. К.Д. Ушинский.
ФГОС требует от учителя постоянного профессионального роста и совершенствования личностных качеств. Ибо учитель будущего – это высоко профессиональная, владеющая всеми современными информационными и педагогическими технологиями, стильно одетая интересная личность и счастливый человек, имеющий высокую степень стрессоустойчивости, финансово защищенный от жизненных мелочей, уделяющий большое внимание воспитательному процессу посредством собственного активного действия. Влияние учителя будет проявляться тем сильнее, чем ярче и самобытнее его индивидуальность.
В связи с этим необходимо выяснить, какими личностными компетенциями должен обладать педагог, чтобы реализовать на практике ФГОС?
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы.
Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.
Современный учитель должен быть профессионалом, который:
Современный учитель - это и воспитатель, который:
Современный учитель должен владеть основными инструментами пользователя компьютера, мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации (Интернет, электронная почта), ИКТ – средствами (интерактивная доска, системы управления учебным процессом, цифровое и мультимедийное учебное оборудование).
Сейчас я хочу представить вам результаты анкетирования детей, которое провела среди 5,7,9,10 классов. Детям предлагала ответить на два вопроса при условии отвечать честно и анонимно.
«Каким должен быть учитель в современной школе?»,
«Каким вы представляете себе внешний облик идеального педагога?».
Вот ответы обучающихся:
Классы |
1 вопрос «Каким должен быть учитель в современной школе?» |
2 вопрос«Каким вы представляете себе внешний облик идеального педагога?» |
5а |
Часто встречаются: умный, добрый, строгий |
Без яркого макияжа, любая одежда. |
5б |
Добрый, красивый, вежливый, |
Красивая скромная одежда. |
5в |
Добрый, честный, справедливый. |
|
7а |
Добрый, строгий. Один человек написал – не быстро объяснять урок, не успеваю записывать. |
Одежда, как у нас – не- яркая. |
7б |
Добрый, понимающий, в меру строгий. |
Одеваться красиво и чисто. Как одеваться - это решение учителя. |
9а |
Терпеливый, справедливый, честный. Были ответы о том, чтоб учитель не говорил на уроке на другие темы, соблюдал правила и имел свои права. |
Строгий образ. Классика |
9б |
Понимающий, добрый, умеющий выслушать. 4 человека написали о том, чтоб на них не кричали, если что-то не понятно и не говорили, что это проходили в начальной школе или мы уже проходили, а лучше еще раз объяснить. |
|
10 |
Спокойным, понимающим, справедливым, ответственным, требовательным. Редко встречается слово «добрый». Были такие выражения: «если ребенок попросит помощи, не оскорблять», «на уроках не отвлекаться на посторонние темы» |
Внешний вид не имеет значения, главное хорошо учил, качественно. |
С целью решения задач, определенных в
государственных стандартах, в своей профессиональной деятельности учитываю
образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя с
помощью диагностики познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и
класса в целом, в соответствии с этим я планирую свою деятельность, ставлю
конкретные цели и задачи для развития каждого ребенка, осуществляю
индивидуальный и дифференцированный подход с целью продвижения вперед и
сильных, и слабых учащихся. Развиваю в детях коммуникабельность, на занятиях
организую работу в группах, в парах. Обучение на уроке стараюсь организовать в
атмосфере доброжелательности. На моих уроках присутствует взаимопонимание,
уважение к мнению детей. Чтобы вызвать живой интерес у детей к своему
предмету, активно использую разнообразный дополнительный материал
(энциклопедии, научно-популярную литературу, интернет – ресурсы и т.д.).
В моей педагогической деятельности основной технологией
является технология проблемного обучения.
Мой опыт показывает, что эффективному решению
поставленных задач способствуют следующие методы обучения:
Применение презентаций и готовых электронных карт значительно расширяет возможности картографического метода, незаменимого и, несомненно, важнейшего в географии. Использую в презентациях различные типы карт (физические, тематические, контурные). Возможности компьютера помогают работать с картой: убрать ненужную информацию или, наоборот, добавить необходимую, выделить на карте особо значимые географические объекты, отразить явления, характерные для какой-либо местности.
Важное место в моей работе занимает
педагогическая диагностика по выявлению обучающихся со склонностью к изучению
географии. В школе ежегодно проводятся олимпиады, в которых принимают участие
мои ученики 5 - 11-х классов. Победители школьного этапа ежегодно участвуют в
районном туре олимпиад.
Мои ученики – участники районных и областных
научно-практических конференций «Земля родная», победители НПК
учащихся-участников краеведческого движения «Люблю тебя, мой край родной»,
международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«Старт в науке», регионального конкурса «Быть хозяином на Земле»
Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся,
больше подчеркиваю положительные результаты. Поощряю не только творческую
деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные
на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не оставляю
незамеченным. В этом вопросе стараюсь привлекать внимание родителей
обучающихся. Чтобы вызвать интерес к предмету 5 и 6 классах после изучения
некоторых тем предлагаю ученикам объяснить родителям, например «почему бывает
високосный год?» или «откуда появляется роса и куда потом исчезает?»
Свою профессиональную деятельность совершенствую
через курсы повышения квалификации, районные семинары, участвую в методических
объединениях учителей; посещаю уроки коллег, изучаю и внедряю передовой
педагогический опыт.
В системе веду внеклассную работу по предмету,
где создаются условия для более полной самореализации учащихся, для
формирования творческих и практических умений. Во внеурочной
деятельности использую разнообразные формы работы: игры, викторины, вечера,
выпуск географических газет, провожу Недели географии,
географические олимпиады, предметный кружок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.