СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа
Взрослым
14.11.2019
Изучение феномена социально-психологического климата в группе учащихся предзнаменовалось идеями гуманизации педагогического процесса. Не смотря на великое изобилие в настоящий момент исследований проведенных в данной области, актуальность проблемы формирования социально-психологического климата в образовательной среде велика. Нельзя говорить и о достаточном уровне разработанности проблемы формирования социально - психологического климата в образовательной среде и по причине содержательного изменения данной среды, потребностей и социальных запросов ее субъектов, наличия существенных особенностей формирования коллектива на разных этапах осуществления образовательного процесса.
ТЕЗИСЫ НИЗОВЕЦ.doc
Е.В. Низовец.
Педагогпсихолог. Преподаватель ЧУО «Барановичский экономикоюридический колледж»
СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение.
В современной психологической науке под социальнопсихологическим климатом
понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности
психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и
всестороннему развитию личности в группе. Социальнопсихологический климат группы, представляется нам
как нечто динамическое и в то же время, как совокупность психологических состояний всех членов группы.
Исследование феномена социальнопсихологического климата группы началось в 60е годы XX века,
как в отечественной, так и в зарубежной науке. Изучались все доступные формы коллективного проявления,
однако наиболее частыми являются исследования социальнопсихологического климата в трудовых
коллективах, как одного из основополагающих факторов успешности организации и продуктивности труда.
В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С.
Мансуров, который изучал производственные коллективы [1, с. 41].
Основная часть.
Изучение феномена социальнопсихологического климата в группе учащихся предзнаменовалось
идеями гуманизации педагогического процесса. Не смотря на великое изобилие в настоящий момент
исследований проведенных в данной области, актуальность проблемы формирования социально
психологического климата в образовательной среде велика. Нельзя говорить и о достаточном уровне
разработанности проблемы формирования социально психологического климата в образовательной среде и по
причине содержательного изменения данной среды, потребностей и социальных запросов ее субъектов, наличия
существенных особенностей формирования коллектива на разных этапах осуществления образовательного
процесса.
Как предмет научного исследования выявление путей формирования благоприятного социально
психологического климата в учебных группах учреждений среднего специального образования, предстает в
качестве системы многообразных проблем, принципиальные аспекты которых находят свое отражение в
отечественной и зарубежной социологической, психологопедагогической и специальной литературе, однако
особенности его формирования заслуживают отдельного исследовательского внимания.
Изучив многочисленные источники, теории и подходы к проблеме исследования и определения
сущности социальнопсихологического климата группы в отечественной и зарубежной литературе, мы
предлагаем рассмотреть особенностей формирования социальнопсихологического климата в учебных группах
учреждений среднего специального образования, по структуре предложенной А.Н. Лутошкиным. А.Н.
Лутошкин, раскрыл структурные компоненты социальнопсихологического климата и обозначил в данной
структуре три ряда отношений: по «вертикали»; по «горизонтали»; по отношению к совместному виду
деятельности [2, с. 26].
В данном случае, освещая особенности формирования социальнопсихологического климата группы
учащихся, следует отметить, что на первом этапе группа обучающихся не представляет собой коллектив в
полном смысле этого слова. Это обусловлено тем, что данная группа создана из поступающих в учреждение
образование учащихся различного жизненного опыта, взглядов, отношения к коллективной жизни.
Основополагающая роль в формировании и определении условий жизнедеятельности данной группы
отводиться ее официально назначенному руководителю. Значимость взаимоотношений по «вертикали» на
данном этапе заключается в выдвижении правил, требований к организации и проведении деятельности
учащихся. В учреждении среднего специального образования – это закрепление за группой учащихся нового
набора куратора.
Задача куратора обеспечить сопровождение учащихся в образовательном процессе, воспитании и
развитии как личностных, так и коллективных навыков.
Данные обязанности стоящие перед куратором группы учащихся регламентируются правовыми
актами Министерства образования Республики Беларусь, в том числе и в инструктивнометодическом
письме об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях
образования от 2012 года, внутренними положениями о кураторстве в учреждениях среднего специального
образования.
На этапе констатирующего эксперимента исследовались группы нового набора частного учреждения
образования «Барановичский экономикоюридический колледж» по трем специальностям. По данным
анкетного опроса 35% испытуемых отметили, что до поступления в колледж, информация об особенностях выбранной специальности у них была ограничена. На наш взгляд, прохождение учащимися успешной
адаптации, формирования ученического коллектива, возникновение чувства удовлетворенности учащимися
выбранным учреждением образования, будущей специальностью, интереса к учебной деятельности, принятием
норм и традиций учреждения, должно быть результатом работы руководителя – куратора группы.
Существенной особенностью формирования социальнопсихологического климата является и возраст
поступающих в учреждения среднего специального образования, который варьируется от 14 до 16 лет, что
непосредственно определяется как подростковый с вытекающими из этого психологическими и социальными
особенностями.
Важной особенностью подростковой группы является то, что членство в ней представляет
самостоятельную ценность для учащегося. Меньшую роль играют характеристики этой группы, даже статус в
ней не так значим, как сам факт членства. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают
об уроках и домашних обязанностях. Получение статуса референтности в среде сверстников в отрочестве
ценится более всего[3, с. 157].
По проведенной методике субъективной оценки межличностных отношений С.В. Духновского
выявлены особенности учащихся первого года обучения выражающиеся в низких значениях по шкале
«напряженность», что свидетельствует о большом количестве социальных контактов у учащихся, данные
контакты не характеризуются достаточной глубиной и значимостью, отношения носят преимущественно
поверхностный характер. Данная особенность замечена у 73,1% респондентов.
Процесс вхождения подростка в группу настолько важен, что при его неблагополучном стечении, это
может вызвать отчужденность подростка, потерю интереса к обучению и возможным отчислением [3, с. 213].
Особенностью формирования социальнопсихологического климата в учебных группах учреждений среднего
специального образования,
является гиперболизированность таких структурных компонентов как
сплоченность, качество межличностных отношений и способность противостоять и решать конфликты.
Взаимоотношения в данной среде, в силу психологических особенностей возраста, подчас излишне
эмоциональны, стихийны в своем проявлении, что не может не беспокоить ответственных за учащихся
взрослых и их родителей.
По методике определения индекса групповой сплоченности Сишора, две группы учащихся первого
года обучения оценили уровень сплоченности своего коллектива как средний, а три – ниже среднего. Что
свидетельствует о наличии некоторого напряжения в процессе интеграции группы.
Еще одной существенной особенностью формирования социальнопсихологического климата в
учебной группе является отношение к совместной деятельности. В формировании данного аспекта в учебных
группах учащихся учреждений среднего специального образования также имеются специфические черты, а
именно основным видом деятельности обучающихся учебой, имеющей специфические психологические
характеристики. Познавательная деятельность обучаемых это интеллектуальный труд, сложность и
напряженность которого достигает высокого уровня.
Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются между учащимися, а
решаются каждым из них в полном объеме. Эта особенность учебных задач, не стимулирует коллективную
деятельность. Отсюда – климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды
группы.
Специфической чертой учебной группы является принятая ею цель обеспечение благоприятных
условий для овладения каждым учебной программой среднеспециального учебного заведения и всесторонней
подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что,
вопервых, учебная группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая
стимулирует индивидуальную активность, и, вовторых, учащиеся как члены коллектива приобретают опыт
решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с психологическими механизмами
регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по
руководству коллективом в будущем.
Заключение. Таким образом, для оптимальной адаптации учащихся к обучению в колледже важно
знать их способность к сознательной регуляции своего поведения в новых условиях. Смена привычной
обстановки приводит к тому, что многие учащиеся, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны
родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать личное время и уже на первых зачетах и
экзаменах становятся кандидатами на отчисление. На данном этапе становления учащегося, как субъекта
образовательной деятельности, для его успешной самореализации в учебном коллективе, очень важна
слаженная, планомерная и целенаправленная работа руководителя группы – куратора.
При этом обеспечивается психологопедагогическая поддержка, которая позволяет избежать первые и
основные трудности адаптации с одной стороны, и успешно совмещаются усилия преподавателей и учащихся в
учебном процессе с другой стороны. Список цитируемых источников:
1.
2.
3.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов/ 5е издание, испр. и доп. – М.: Аспект
Пресс, 2006. – 363 с.
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социальнопсихологический климат коллектива и личность.
М.:Мысль,2008. 193с.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.