СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа
Взрослым
14.11.2019
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение феномена социально-психологического климата в группе учащихся предзнаменовалось идеями гуманизации педагогического процесса. Не смотря на великое изобилие в настоящий момент исследований проведенных в данной области, актуальность проблемы формирования социально-психологического климата в образовательной среде велика. Нельзя говорить и о достаточном уровне разработанности проблемы формирования социально - психологического климата в образовательной среде и по причине содержательного изменения данной среды, потребностей и социальных запросов ее субъектов, наличия существенных особенностей формирования коллектива на разных этапах осуществления образовательного процесса.
ТЕЗИСЫ НИЗОВЕЦ.doc
Е.В. Низовец. Педагог­психолог. Преподаватель ЧУО «Барановичский экономико­юридический колледж» СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Введение.  В   современной   психологической   науке   под   социально­психологическим   климатом понимается   качественная   сторона   межличностных   отношений,   проявляющаяся   в   виде   совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Социально­психологический климат группы, представляется нам как нечто динамическое и в то же время, как  совокупность психологических состояний всех членов группы. Исследование феномена социально­психологического климата группы началось в 60­е годы XX века, как в отечественной, так и в зарубежной науке. Изучались все доступные формы коллективного проявления, однако   наиболее   частыми   являются   исследования   социально­психологического   климата   в   трудовых коллективах, как одного из основополагающих факторов успешности организации и продуктивности труда.  В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы [1, с. 41].  Основная часть.  Изучение   феномена   социально­психологического   климата   в   группе   учащихся   предзнаменовалось идеями   гуманизации   педагогического   процесса.   Не   смотря   на   великое   изобилие   в   настоящий   момент исследований   проведенных   в   данной   области,   актуальность   проблемы   формирования   социально­ психологического   климата   в   образовательной   среде   велика.   Нельзя   говорить   и   о   достаточном   уровне разработанности проблемы формирования социально ­ психологического климата в образовательной среде и по причине содержательного изменения данной среды, потребностей и социальных запросов ее субъектов, наличия существенных   особенностей   формирования   коллектива   на   разных   этапах   осуществления   образовательного процесса.  Как   предмет   научного   исследования   выявление   путей   формирования   благоприятного   социально   ­ психологического климата в учебных группах учреждений среднего специального образования, предстает в качестве   системы   многообразных   проблем,   принципиальные   аспекты   которых   находят   свое   отражение   в отечественной и зарубежной социологической, психолого­педагогической и специальной литературе, однако особенности его формирования заслуживают отдельного исследовательского внимания. Изучив   многочисленные   источники,   теории   и   подходы   к   проблеме   исследования   и   определения сущности   социально­психологического   климата   группы   в   отечественной   и   зарубежной   литературе,   мы предлагаем рассмотреть особенностей формирования социально­психологического климата в учебных группах учреждений   среднего   специального   образования,   по   структуре   предложенной  А.Н.   Лутошкиным.   А.Н. Лутошкин,   раскрыл   структурные   компоненты   социально­психологического   климата   и   обозначил   в   данной структуре   три   ряда   отношений:  по   «вертикали»;   по   «горизонтали»;   по   отношению   к   совместному   виду деятельности [2, с. 26]. В данном случае, освещая особенности формирования социально­психологического климата группы учащихся, следует отметить, что на первом этапе группа обучающихся не представляет собой коллектив в полном смысле этого  слова. Это обусловлено тем, что данная группа создана из поступающих в учреждение образование   учащихся   различного   жизненного   опыта,   взглядов,   отношения   к   коллективной   жизни. Основополагающая   роль   в   формировании   и   определении   условий   жизнедеятельности   данной   группы отводиться   ее   официально   назначенному   руководителю.   Значимость   взаимоотношений   по   «вертикали»   на данном   этапе   заключается   в   выдвижении   правил,   требований   к   организации   и   проведении   деятельности учащихся. В учреждении среднего специального образования – это закрепление за группой учащихся нового набора куратора.  Задача   куратора   обеспечить   сопровождение   учащихся   в   образовательном   процессе,   воспитании   и развитии как личностных, так и коллективных навыков.  Данные   обязанности   стоящие   перед   куратором   группы   учащихся   регламентируются   правовыми актами   Министерства   образования   Республики   Беларусь,   в   том   числе   и     в   инструктивно­методическом письме   об   организации   классного   руководства  и   работы   куратора   учебной   группы   в   учреждениях образования от 2012 года, внутренними положениями о кураторстве в учреждениях среднего специального образования.  На этапе констатирующего эксперимента исследовались группы нового набора частного учреждения образования   «Барановичский   экономико­юридический   колледж»   по   трем   специальностям.   По   данным анкетного опроса 35% испытуемых отметили, что до поступления в колледж, информация об особенностях выбранной   специальности   у   них   была   ограничена.   На   наш   взгляд,   прохождение   учащимися   успешной адаптации,   формирования   ученического   коллектива,   возникновение  чувства   удовлетворенности  учащимися выбранным учреждением образования, будущей специальностью, интереса к учебной деятельности,  принятием норм и традиций учреждения, должно быть результатом работы руководителя – куратора группы.  Существенной особенностью формирования социально­психологического климата является и  возраст поступающих в учреждения среднего специального образования, который варьируется от 14 до 16 лет, что непосредственно определяется как подростковый с вытекающими из этого психологическими и социальными особенностями. Важной   особенностью   подростковой   группы   является   то,   что   членство   в   ней   представляет самостоятельную ценность для учащегося. Меньшую роль играют характеристики этой группы, даже статус в ней не так значим, как сам факт членства. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Получение статуса референтности   в среде сверстников в отрочестве ценится более всего[3, с. 157]. По   проведенной   методике   субъективной   оценки   межличностных   отношений   С.В.   Духновского выявлены   особенности   учащихся   первого   года   обучения   выражающиеся   в   низких   значениях   по   шкале «напряженность»,   что   свидетельствует   о   большом   количестве   социальных   контактов   у   учащихся,   данные контакты   не   характеризуются   достаточной   глубиной   и   значимостью,   отношения   носят   преимущественно поверхностный характер. Данная особенность замечена у 73,1% респондентов.  Процесс вхождения подростка в группу настолько важен, что при его неблагополучном стечении, это может вызвать отчужденность подростка, потерю интереса к обучению и возможным отчислением [3, с. 213]. Особенностью формирования социально­психологического климата в учебных группах учреждений среднего специального   образования,     является   гиперболизированность   таких   структурных   компонентов   как сплоченность,   качество   межличностных   отношений   и   способность   противостоять   и   решать   конфликты. Взаимоотношения   в   данной   среде,   в   силу   психологических   особенностей   возраста,   подчас   излишне эмоциональны,   стихийны   в   своем   проявлении,   что   не   может   не   беспокоить   ответственных   за   учащихся взрослых и их родителей.  По методике определения индекса групповой сплоченности Сишора, две группы учащихся первого года обучения оценили уровень сплоченности своего коллектива как средний, а три – ниже среднего. Что свидетельствует о наличии некоторого напряжения в процессе интеграции группы. Еще   одной   существенной   особенностью   формирования   социально­психологического   климата   в учебной группе является отношение к совместной деятельности. В формировании данного аспекта в учебных группах учащихся учреждений среднего специального образования также имеются специфические черты, а именно  основным   видом   деятельности   обучающихся   ­   учебой,   имеющей   специфические   психологические характеристики.   Познавательная   деятельность   обучаемых   ­   это   интеллектуальный   труд,   сложность   и напряженность которого достигает высокого уровня. Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются между учащимися, а решаются каждым из них в полном объеме. Эта особенность учебных задач, не стимулирует коллективную деятельность. Отсюда – климат  индивидуализма,  препятствующий  развитию  общей образовательной среды группы. Специфической  чертой учебной группы   является принятая  ею  цель ­  обеспечение  благоприятных условий для овладения каждым учебной программой средне­специального учебного заведения и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во­первых, учебная группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную   активность, и, во­вторых, учащиеся как члены коллектива приобретают опыт решения   своих   внутриколлективных   проблем,   практически   знакомятся   с   психологическими   механизмами регулирования   совместной   жизни   и   дельности   и,   таким   образом,   готовят   себя   к   успешной   работе   по руководству коллективом в будущем. Заключение.  Таким образом, для оптимальной адаптации учащихся к обучению в колледже важно знать   их   способность   к   сознательной   регуляции   своего   поведения   в   новых   условиях.   Смена   привычной обстановки приводит к тому, что многие учащиеся, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей   и   педагогов,   расслабляются,   не   могут   организовать   личное   время   и   уже   на   первых   зачетах   и экзаменах  становятся  кандидатами на отчисление.  На данном  этапе становления учащегося,  как  субъекта образовательной   деятельности,   для   его   успешной   самореализации   в   учебном   коллективе,   очень   важна слаженная, планомерная и целенаправленная работа руководителя группы – куратора. При этом обеспечивается психолого­педагогическая поддержка, которая позволяет избежать первые и основные трудности адаптации с одной стороны, и успешно совмещаются усилия преподавателей и учащихся в учебном процессе с другой стороны. Список цитируемых источников: 1. 2. 3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов/ 5­е издание, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально­психологический климат коллектива и личность. ­М.:Мысль,2008.­ 193с. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2019