Личностно-ориентированный подход к социализации и адаптации учащихся с ОВЗ

  • pptx
  • 25.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Март 2021г Орехова А.С..pptx

Личностно-ориентированный подход к социализации и адаптации учащихся с ОВЗ

В Конституции РФ и Законе «Об образовании»

Каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии со своими интересами, способностями, возможностями, поэтому перед учителем стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса – как в социуме школы, так и вне ее, в том числе и для детей с ОВЗ, которые не могут реализовать свои способности в полной мере.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостнезрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому применение личностно-ориентированного подхода в обучении, является одним из необходимых средств повышения эффективности познавательной деятельности, адаптации и социализации детей с ОВЗ.

Личностно ориентированное обучение

это обучение, центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Это признание ученика главной фигурой всего образовательного процесса.

Личностно-ориентированный подход
это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Цель личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Это в полной мере относится к школам для детей с ОВЗ потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.

Главная задача личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, социализировать и адаптировать его к школе.

Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.

Основные задачи социализации и адаптации:

пробуждение социальной активности;
воспитание чувства собственного достоинства;
максимальная индивидуализации обучения;
формирование стремления к самоопределению;
формирование способности к выбору жизненной позиции;
формирование навыков правильного поведения;
трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
развитие творческих способностей.

Развитие навыков и личностных качеств


Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но педагоги должны создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, что способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:
социальная компетентность;
толерантность;
навыки решения проблем;
независимость, уверенность,
самоуважение, самоконтроль;
навыки целеполагания.

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в:

целенаправленной педагогической поддержке детей;
раскрытии их потенциала в различных формах деятельности.


В чем состоит задача образовательной организации для успешной социализации и адаптации?
Задача: создать адекватные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.
(В этом поможет личностно-ориентированный подход в обучении)

Задачи личностно-ориентированного подхода

Создание комфортных ощущений у ребенка в процессе познавательной деятельности.
Социально-бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации.
Коррекция эмоциональной сферы поведения детей.
Учет индивидуальных способностей и возможностей каждого.

Личностно-ориентированный подход предполагает:

Материал разного типа, вида и формы
Преобладают проблемные, неоднозначные задания
Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный
Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением
Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая)
Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора

Для детей с ОВЗ ЛОП особенно акутален

Ценность применения разноуровневых заданий


Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.

Овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.

Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного подхода.

Применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших результатов.

Личностно-ориентированные технологии

Принцип недопущения перегрузок, предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

Исключение принуждения;

Активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность;

Организация совместной деятельности, обеспечение диалогового общения.

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Деятельность учителя с личностно-ориентированной направленностью

Изучение индивидуальных особенностей воспитанников
Планирование индивидуальной работы с каждым ребенком на основе дифференцированного подхода.
Помощь детям в адаптации и социализации
Создание необходимых условий для обучения в классе, для проявления активности ребенка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, поведенческой).
Стимулирование усилий ребенка по самопознанию, самооценке, самосовершенствованию, саморегуляции.
Постоянное внимание к условиям и отношениям, в которых идет процесс формирования личности ребенка.

Деятельность учителя с личностно-ориентированной направленностью

Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в группе и с детьми школы в целом (межгрупповое, межличностное общение).Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.
Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций.
Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания, на основе выработки житейских умений и навыков.
Ведение необходимой документации (планы, дневники наблюдений, мониторинг уровня воспитанности).

Основные требования к личностно- ориентированному уроку

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Вывод

Таким образом, личностно-ориентированный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий индивидуальный подход к ребенку, как к личности.
Использование личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании детей с ОВЗ, является самым эффективным методом для социализации и адаптации учащихся.

Спасибо за внимание!

Контакты:

Орехова Антонина Святославовна

Адрес эл.почты: tonechkaorehova69@gmail.com