Личностно-ориентированный подход в системе воспитания.
Сегодня воспитание
ребенка не просто должно опираться на стандартную схему, оно обязано ставить
своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей
натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. На
жизненную арену выходят люди нового типа раскрепощенные, прагматичные в мыслях
и действиях, независимые и свободные от шаблонов. Личностно-ориентированный
подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание
условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных
функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление
деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога,
определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.
Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя
личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в
осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов
самоопределения, самореализации и самоутверждения. На основании данного
утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации
личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи
учения, обучения, воспитания и развития. Это целостный образовательный процесс,
существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса
(Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000
г.). Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку
личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике
нашего времени довольно часто. Личностно-ориентированная педагогика создает
образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности
реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.
Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных
качеств на основе общечеловеческих ценностей. Личностный подход – это важнейший
принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия
индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение
ребенка в воспитательном процессе. Личностный подход является ведущим в
организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального
подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между
собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею
личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто
ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует
в первую очередь учитывать воспитателю президентского кадетского училища в
своей повседневной работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в
которых каждый кадет чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя
только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Вместе с тем не только
теория, но и современная практика доказывают, что личностный подход реализуется
при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив
педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные
качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность кадета и
личность педагога – главное мерило наличия и развития воспитательной системы.
Воспитатель имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей
уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту
уникальность, вырастить личность, развить склонности и таланты, расширить
возможности каждого "Я" и целью нашей работы является раскрытие этой
личности. Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется нами каждый
день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и
деятельность кадета стала разнообразной, содержательной и строилась на основе
самых высоких нравственных отношений. Радостным для него является сам процесс
приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами.
Ни с чем нельзя сравнить радость, которую доставляют общение с одноклассниками,
приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания. Каждый
кадет – в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходит в чём-то: кто-то
хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше
других, кто-то — русский язык, а кто-то читает много книг... Надо только помочь
ребёнку раскрыться. При этом важно отметить старания ребёнка и усилия,
прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, труде, творчестве.
Ведь, как показывает опыт, в каждом ребёнке есть задатки таланта, но если их не
развивать, то ничего и не получится. Когда наш коллектив начал работать с
кадетами, то мы ориентировались на личность каждого ребёнка, на его
индивидуальность. Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны. И
личностно- ориентированное воспитание способствует успешному обучению, служит
профилактикой стрессовых психических состояний у ребёнка в процессе обучения.
Каждый кадет должен в чём-то самоутвердиться. На первых порах важно оценивать
успехи кадета не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им
результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчёркивая его
развитие и продвижение. Для большинства детей успех — сильный стимул к
дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда
сопутствует творчеству. В начале каждого учебного года перед педагогическим
коллективом стоят задачи по дальнейшей адаптации кадет к условиям жизни и
обучения в кадетском училище, формированию и укреплению классного коллектива,
раскрытию талантов кадет, выработке единой системы обоснованных,
последовательных требований, совершенствованию норм взаимоотношений между
одноклассниками и воспитателями. За прошедший год педагоги и воспитатели
училища выявляли, кто на что способен, чтобы в дальнейшем в процессе работы по
возможности развивать способности детей, чтобы каждый из них чувствовал себя на
своём месте. Кадеты нашего курса являются активными участниками и победителями
проводимых мероприятий в училище, доказательством является наличие грамот,
наград и кубков. Множество побед завоевано кадетами в олимпиадах по учебным
предметам, по итогам конкурсов проектов и исследовательских работ.
Дополнительным образованием во внеурочное время охвачено 100% кадет. Они
посещают кружки и секции по интересам. Проводимые репетиции по подготовке
мероприятий, которые организуются в классах, на курсе имеют большое значение в
воспитании кадет, так как во время их проведения они общаются и незаметно для
себя показывают то, на что они способны. Распределение ролей исходя из сил,
способностей и желания каждого, происходит на глазах всего коллектива. На этих
мероприятиях нет деления на способных и неспособных — роли доступны всем, а не
только одарённым детям. Кадеты учатся писать стихи, рассказы, сказки и параллельно
этому учатся быть хорошими людьми. Встречи, организованные с неординарными
личностями, как поэты, актеры, музыканты, то есть творческими людьми, оказывает
положительное влияние на воспитание кадет. Для учреждения образования нового
типа, которое работает в режиме развития, такому как наше Севастопольское
президентское кадетское училище, очень важно, чтобы все было направлено на
развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, становление
самосознания, самореализации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение
играет важную роль в системе образования. Литература: Осипова И.
Личностно ориентированные способы конструктивной коммуникации с учащимися.
2006. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000.
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.:
Сентябрь, 1996. www.openclass.ru www.edu.ru Особенности планирования
воспитательной работы.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить
цитату:
Невоструева, Н. Г. Личностно-ориентированный
подход в воспитании / Н. Г. Невоструева. — Текст : непосредственный // Молодой
ученый. — 2015. — № 24.2 (104.2). — С. 30-31. — URL:
https://moluch.ru/archive/104/24655/ (дата обращения: 07.06.2023).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.