Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.
Оценка 4.6

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
чтение
3 кл
15.10.2019
Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.
Выбор темы обусловлен возможностями технологии личностно-ориентированного развивающего обучения для формирования личностных и коммуникативных компетенций младших школьников. Они, на мой взгляд, являются основополагающими в развитии духовно-нравственных, интеллектуальных и социальных возможностей человека. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия - основа умения учиться. Использование технологии сотрудничества на всех уроках и во внеурочной деятельности даёт несомненный результат. Мне бы хотелось представить применение технологии сотрудничества на уроках литературного чтения
доклад.docx
Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.          В современном образовании осуществляется переход от «школы знания»  к «школе понимания», которая провозглашает приоритет коммуникации над  информацией, приоритет понимания над знанием. На смену авторитарному  субъект­объектному подходу приходит гуманный личностно  ориентированный подход, в котором развитие учащегося рассматривается как главная ценность образовательного процесса. Главная же идея обучения в  сотрудничестве ­ учиться вместе, а не просто что­то выполнять вместе.      Практика работы показывает, что вместе учиться не только легче и  интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта  эффективность касается не только академических успехов учеников, их  интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе  решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи ­  также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.         Выбор темы обусловлен возможностями технологии личностно­ ориентированного развивающего обучения для формирования личностных и  коммуникативных компетенций младших школьников. Они, на мой взгляд,  являются основополагающими в развитии духовно­нравственных,  интеллектуальных и социальных возможностей человека. В Федеральном  государственном образовательном стандарте начального общего образования  личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные  универсальные учебные действия ­ основа умения учиться. Использование  технологии сотрудничества на всех уроках и во внеурочной деятельности даёт несомненный результат. Мне бы хотелось представить применение технологии сотрудничества на уроках литературного чтения           Для изучения исходного состояния уровня личностных и  коммуникативных компетенций своих первоклассников в 2013 году был  использован диагностический инструментарий: методики Ж. Пиаже, Г.А.  Цукермана; тест САН (Самочувствие. Активность. Настроение.),  разработанный В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П.  Мирошниковым; тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону  Снайдеру), направленный на выявление уровня контроля при общении  личности в группе, а также метод индивидуальной диагностической беседы.        В результате анализа полученных данных были выделены три типа детей  (1 «А» класс, 2013 год) с точки зрения характеристики их общения в школе: Слайд 2 ­ тип с ярко выраженной позитивной «Я ­ концепцией» — 45% (дружелюбны,  удовлетворены общением, низкие показатели эгоистических проявлений); ­ тип среднего уровня успешности с негативной «Я ­ концепцией» — 35%  (недоверчивы, насторожены к окружающим, испытывают затруднения  говорить в присутствии одноклассников); ­ эгоцентричный тип ­ 15% (низкий уровень готовности к общению,  затруднения, связанные с сотрудничеством и взаимодействием: попросить о  помощи, вежливо обратиться, благодарить).              Таким образом, определилась необходимость использования  целенаправленных приемов и форм для активизации речевой деятельности  учащихся, способствующих формированию коммуникативных возможностей  младших школьников, развитию личностных компетенций. Уроки с  использованием технологии сотрудничества – наиболее универсальное  средство формирования данных компетенций у младших школьников.             Сегодняшний ученик начальной школы значительно отличается от  сверстников прошлых лет. Диапазон уровня готовности к школе очень широк:  от полного незнания букв, цифр, отсутствия элементарных навыков  ориентировки в пространстве, навыков обратиться к взрослому, к ровеснику с элементарным вопросом ­ до умения читать бегло, объяснять смысл  прочитанного, сравнивать, обобщать и общаться на равных с любой  возрастной категорией. Поток информации и её объём постоянно  увеличивается, поэтому условия современной жизни диктуют нам  необходимость формирования креативной личности, владеющей  информацией, способной эффективно и нестандартно решать жизненные  проблемы, уметь общаться и аргументировано отстаивать свою точку зрения.  Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из  факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.          Чтобы быть  успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально  компетентным, более адаптированным к социальной действительности,  способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.  Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она  формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого  общения. Приобретения эти осуществляются в том числе и на уроках  русского языка и литературного чтения.              Кроме этого, педагогическое сообщество и широкая общественность  обеспокоены отношением современных школьников к чтению. Дети не  понимают ценности читательской деятельности для своего развития,  проведения качественного досуга, самообразования; рассматривают эту  деятельность как скучное и ненужное занятие.      Современная эпоха  информационных технологий породила особый тип культуры, в которой  аудиовизуальные средства информации подчиняют себе текст. При работе на  компьютере в интернете используется упрощённый, «спрессованный», сленговый язык общения.      «Технизация» языка опасна при развитии  коммуникативных компетенций, при становлении читательской деятельности  младших школьников. Человеку ищущему, любознательному легко справиться с противоречиями в жизни и в обществе. Поэтому так важно именно в  начальных классах сформировать необходимые читательские умения,  расширить читательский кругозор, научить действовать с книгой и в мире  книг.             Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка  активного решения и новых сложных коммуникативных задач: организации  делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы  общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку  формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником,  между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая  коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и  развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного  подхода в обучении – «учиться общению общаясь».  Слайд 2 Целью педагогической деятельности вижу обеспечение положительной  динамики развития личностных и коммуникативных компетенций,  формирования читательской деятельности на основе уроков литературного  чтения через использование педагогики сотрудничества. Слайд 3 Достижение планируемых результатов предполагает решение  следующих задач:  исследовать уровень сформированности личностных компетенций и  коммуникативных взаимодействий младших школьников, начиная с  этапа поступления в школу;  использовать в педагогической практике систему упражнений, а также  приемов и методов формирования личностных и коммуникативных  компетенций младших школьников через технологию обучения в  сотрудничестве;  вводить детей через литературу в мир человеческих отношений и  нравственных ценностей.             Началом становления работы по выбранной теме можно считать 2013­ 2014 учебный год ­ начало работы по новым ФГОС. К этому времени уже  были опробованы отдельные формы и приемы, направленные на формирование читательской деятельности и развитие коммуникативных  навыков обучаемых. Изучение методической литературы, новых подходов в  построении уроков литературного чтения (через работу интерактивных  клубов «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир», заочные путешествия в  музеи разных стран, анализ литературных произведений и репродукций  уникальных картин «Музейного дома», работу на уроках базовых и сменных  групп) способствовало пробуждению у детей интереса к активной  читательской деятельности, появилось желание общаться и высказывать свою  точку зрения. В 2016­2017 учебном году мониторинг читательской деятельности в 4  «А» классе показал, что речь детей стала богаче, свободней, улучшилось  качество чтения, повысился уровень читательской деятельности, активности  участия в конкурсах. Дети стараются участвовать в дистанционных конкурсах различного уровня, что способствует самореализации ребёнка, как креативной личности.            Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы  межличностного взаимодействия рассматривали Л.С.Выготский,  В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, А.А.Леонтьев. Исследования В.А.Канн­ Калика, К. Роджерса, А.Н.Леонтьева, Г.С.Трофимовой, Д.Б.Эльконина  доказывают необходимость систематической работы по развитию  межличностных отношений, обращают внимание на обязательность  организации коммуникативной деятельности, специально организованного  общения. В основе представленного опыта лежит идея УМК «Школа России»  — оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической  поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов,  склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной  деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли  обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. УМК «Школа России» предполагает систему заданий разного уровня трудности, сочетание  индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе, что позволяет обеспечить условия, при которых  обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого  ученика, на основе учета уровня его актуального развития и личных  интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может  сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что  представляет сложность для конкретной малой группы, становится  доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.            Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество  позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального  развития и создают возможности его индивидуального продвижения.            Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к  технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии ­ создать условия для активной совместной учебной  деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные ­ одни  быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только  значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные  примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать  вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они  не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких  случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3­4 человека) и дать им  одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении  ЭТОГО задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что  особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики  стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый  ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик  имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до  самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.  Это общая идея обучения в сотрудничестве.                На мой взгляд, процесс коммуникации в условиях совместного  обучения является приоритетным направлением работы педагога. Ведь  одними из важнейших умений личности являются коммуникативные умения.  Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с  другими людьми при различных видах деятельности. Однако, несмотря на  постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных,  современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений.                Развитие личностных и коммуникативных компетенций младших  школьников зависит от профессионализма учителя начальных классов,  установления преемственных связей между дошкольным периодом  становления личностных компетенций, коммуникативной деятельности и её  совершенствованием в начальной школе. Слайд 5                Личностные компетенции обеспечивают ценностно­смысловую  ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с  принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение  выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях  и межличностных отношениях.                Активизация коммуникативной деятельности младших школьников  предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному,  целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока,  поэтому формирование коммуникативных компетенций учащихся ведет к повышению качества учебно­воспитательного процесса. Использование на  уроках литературного чтения технологии сотрудничества и комплекса  специально организованных приёмов по формированию личностных и  коммуникативных компетенций происходит через: обучение содержанию  предмета, развитие прикладных исследовательских умений, развитие  социально­коммуникативных умений, личностно ориентированный аспект  учебной коммуникации. Слайд 6 Это может быть выражено в следующей таблице: Прикладной аспект  учебной  коммуникации Исследовательский  аспект учебной  коммуникации Социально­ коммуникативный  аспект учебной  коммуникации Личностно­ ориентированный  аспект учебной  коммуникации 1. Прикладные знания  по предмету(факты,  правила, понятия и  т.д.) 2. Понимание учебного материала (Причинно­ следственные связи,  терминология,  феномены). 3. Выделение главного  и второстепенного;  установление  межпредметных  связей; поиск и  нахождение  обоснования выводов и доказательств. 4.Оценка изучаемого  материала   1. Умение не только  отвечать на вопрос по  предмету, но и ставить  его. 2. Умение  структурировать  учебный материал в  логической  последовательности. 3. Умение планировать  учебную деятельность в  целом и в рамках  изучаемой темы. 4. Умение работать со  справочной и  дополнительной  литературой. 5. Качество оформления изучаемого материала. 6. Умение представлять  и презентовать  изучаемый материал 1. Развитие умений  слушать. 2. Развитие умения  участвовать в беседе. 3. Развитие умения  ставить вопросы,  качественно их  формулировать. 4. Развитие умения  дискутировать и  презентовать вопрос,  тему, проблему. 5. Развитие умений  аргументации и  обоснования как  личностного качества  коммуникативного  общения 1. Формирования  навыков общения. 2. Преодоления  учебной неуверенности  и неверия в  собственные силы. 3. Формирование  учебной мотивации. 4. Развитие  критического  мышления. 5 Формирование  вовлечённости в общее  дело. 6.Формирование  доверия к другим и  себе. 7. Способность к  глубокой творческой  деятельности. 8. Целеполагание и  определение пути к  собственным  достижениям Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что  возможности урока литературного чтения, способствующие развитию  личностной и коммуникативной культуры ученика, огромны. Учебник по  литературному чтению создает условия для групповой и парной работы детей. Его инструментарий обогащается заданиями, цель которых ­ обучение детей  работе с учебником, справочной и дополнительной литературой  (художественными и научно­популярными текстами), что является ещё одним из основных требований нового образовательного стандарта. С целью  создания системы формирования личностных и коммуникативных  компетенций у младших школьников дополняю методы и приемы,  предложенные в УМК курса «Литературное чтение», применением  технологии сотрудничества.            Опыт работы с младшими школьниками и изученная педагогическая  литература позволили отобрать, а в дальнейшем успешно применять  представленные далее виды работы.            Главная идея обучения в сотрудничестве ­ учиться вместе, а не  просто что­то выполнять вместе. Существует много разнообразных вариантов  обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и  эти варианты своим творчеством, применительно к своим ученикам, но при  одном непременном условии ­ при четком соблюдении основных принципов  обучения в сотрудничестве: Слайды 7­8 1. группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с  учетом психологической совместимости детей; 2. в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если  группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики; 3. если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы); 4. если работа по каким­то причинам не очень клеится, состав группы  можно менять от урока к уроку; 5. группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается  распределение ролей между участниками группы (роли обычно  распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель  может дать рекомендации); 6. оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка  ставится одна на всю группу); 7. важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько  усилия учащихся (у каждого своя «планка»); в ряде случаев можно  предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно  промежуточные) своего труда; 8. учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за  задание (это бывает слабый ученик), если он может обстоятельно  доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы  других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием,  так как цель любого задания ­ не формальное его выполнение  (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым  учеником группы. Когда работа закончена, учитель просит любого ученика из любой  группы показать результаты работы и обязательно пояснить, почему  выполнено именно так, а не иначе. Таким образом, любой ученик группы  должен быть всегда готов отвечать грамотно и аргументировано по  результатам совместной деятельности группы. Задания могут быть на  проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, анализ  характеристики героя, подготовка к тесту или контрольной работе,  совместная работа по проекту и другие виды заданий.             Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им  соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся  захотел сам приобретать знания. Известное изречение мудрецов гласит: "Я  могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!"  Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности  учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации,  условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и  дает прекрасный стимул для личностного развития, познавательной  деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно  рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить  значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты  делом.                Педагог, который поставил перед собой задачу развития  коммуникативных компетенций учащихся, должен хорошо представлять себе  какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке  литературного чтения. Основные формы учебной коммуникации. 1. Монологические формы речевой коммуникации: ­ выступать с готовой заранее речью; ­ выступать с неподготовленной речью; ­ рассказывать; ­ пересказывать; ­ спрашивать и задавать вопросы ­ сообщать; ­ докладывать; ­ отвечать на вопросы; ­ аргументировать; ­ ассоциировать; ­ критиковать; ­ доказывать и опровергать; ­ защищать и доказывать своё мнение. 2) Диалогические формы речевой коммуникации. ­ учебная беседа учителя и ученика; ­ учебная беседа в парах; ­ учебная беседа в группах; ­ дискуссия; ­ дебаты; ­ переговоры; ­ ответы на вопросы; ­ ролевая игра; ­ театрализация; ­ блиц­турнир; ­ учебный ринг; ­ заседание клуба; ­ защита проекта. Развитие коммуникативной компетенции может иметь следующие этапы: Этапы 1 этап Умения, отрабатываемые под  руководством учителя готовность учащихся участвовать в урочном  общении отвечать на вопросы, давая при этом  исчерпывающий ответ задавать вопросы, следя за содержанием  работы над проблемой или темой комментировать вопросы и ответы делать сообщения рассказывать логично и последовательно 2 этап простота и чёткость речевого высказывания отработка умения сделать своё  высказывание понятным каждому человеку умение высказывать свою мысль образно,  ярко и кратко умение использовать примеры,  подтверждающие высказывание умение использовать риторические вопросы умение вступать в контакт с партнёром и  собеседником умение регулировать громкость и скорость  речевого высказывания 3 этап умение вести беседу в паре, в группе умение поддерживать беседу умение вести конструктивный диалог умение построить дискуссию и вести её умение участвовать в конференциях, играх и турнирах Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо  использовать:  игровые приёмы;  задания, направленные на развитие литературных способностей и  творческого воображения: Слайд 9 «Рассказ от первого лица»; рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля; повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки». «Комплимент»: сказать комплимент сказочному, литературному герою ("похвали"). «Сказка в заданном ключе»: введение в название сказки нового объекта, например, «Колобок и воздушный  шарик», сочинить новую сказку. «Изменение сказочной развязки»: придумать другое окончание сказки, рассказа.             Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый  ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.  Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы  доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества  равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает  возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая  поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и  тревожные дети преодолевают страх. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога: ­ любое мнение ценно; ­ ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; ­ повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, ­ хочешь говорить – подними руку; ­ дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его; ­ обращение начинается с имени; ­ критика должна быть тактичной; ­ отсутствие результата – тоже результат; ­ голос – твой божественный дар, умей им владеть. Ещё один из приёмов, о котором хотелось сказать более подробно — это  «диалог с автором». Для организации диалога с автором художественного  произведения необходима организация читательской деятельности, которая  включает: 1) эмоциональное вслушивание; 2) вычитывание; 3)выразительное  чтение; 4) сочинения, рисование, инсценировки. Результатом организации  чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего  читателя считается: 1.  Владение детьми способами понимания художественного произведения. 2.  Умения выразительно читать. 3.  Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении  в устной речи. 4.  Расширение читательского кругозора. 5.  Развитие «чувства языка» и литературного вкуса. 6.  Формирование личностных компетенций и коммуникативных  способностей. Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие  упражнения: ­ ролевое чтение; ­ ролевые диалоги; ­ работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев  произведения, "разговор героев произведения по телефону", инсценирование  произведения: сказки, рассказа, басни и т.д.). Хочу выделить также игры  с конкретной целью – формирования  коммуникативных компетенций через организацию коммуникативной  деятельности (лексические, грамматические, фонетические, разговорные,  творческие):  игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры:  «Цветик – семицветик», «Испорченный телефон», «Что? Где? Когда?»,  "Экскурсовод» и другие;  игры учебного характера: «Авторская сказка», «Угадай, кто я?», «Фраза по кругу», «От первого лица», «Цепочка».           В процессе литературных игр развиваются интеллектуальные,  моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и  совершенствуется их кругозор.           Опираясь на исследования доктора педагогических наук  В.С.Безруковой, можно отметить, что использование в системе вопросно– ответной формы урока является ещё одним средством формирования  коммуникативных компетенций учащихся. Наиболее эффективными  считаются следующие виды вопросов: Тренинговые вопросы Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач. Конструктивные вопросы Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а  также самостоятельной формулировки ответа. Альтернативные вопросы Используются при тестированном опросе, когда нужно  выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящий вопрос Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее  ориентируется  и формулирует ответ.         Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное  говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной  литературы, воспитывать уверенность, способность привлечь к себе внимание  своими умениями помогают такое упражнение как «Книжная ярмарка»  (используется в самом начале изучения учебной темы), проведение «Недели  литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах,  инсценируют сказки, участвуют в школьной олимпиаде по предмету, в  викторинах, КВН.              Результативность представленной работы включает в себя  формирование у детей умения излагать собственные мысли в свободной  творческой интерпретации в устной и письменной форме, умения выражать  свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдение  речевой культуры и умение общаться. Всё это содействует становлению и  развитию личности школьников. В результате анализа полученных данных  повторной диагностики (4 «А» класс, 2017 год) было выявлено, что  изменилось процентное соотношение преобладающих типов детей с  различными характеристиками их общения в школе: ­ дети с ярко выраженной позитивной «Я ­ концепцией» — 76% (дружелюбны, удовлетворены общением, низкие показатели эгоистических проявлений); ­ тип среднего уровня успешности с негативной «Я ­ концепцией» — 16%  (недоверчивы, насторожены к окружающим, испытывают затруднения  говорить в присутствии одноклассников); ­ эгоцентричный тип ­ 8% (низкий уровень готовности к общению,  затруднения, связанные с сотрудничеством и взаимодействием: попросить о  помощи, вежливо обратиться, благодарить). Ещё одним положительным показателем можно считать увеличение доли  обучающихся, активно работающих на уроках литературного чтения. В ходе  анкетирования «Назови любимый предмет» ­ 71% обучающихся выбрали  литературное чтение.          Основные идеи, присущие всем описанным здесь видам работы ­  общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные  возможности успеха ­ дают возможность ориентироваться на каждого  ученика. Это и есть личностно­ориентированный подход в условиях классно­ урочной системы или один из возможных способов его реализации. Библиографический список 1. Арефьева О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений  детей младшего школьного возраста.// Начальное образование.­ 2010г.  № 3. 52 с. 2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно­историческое  понимание развития человека / А.Г. Асмолова. ­ М., 2007. 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли : пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с. 4. Концепция УМК «Перспективная начальная школа»/cgi­bin/page.cgi 5. Костиневич С.А. Интерактивные методы работы на уроках  литературного чтения в начальной школе. – М., 2006. – 22 с. 6. Петрусинский В.В. Игры — обучение, тренинг, досуг. В семи книгах.  Книги 3,4,5. ­ М.: Новая школа, 1995. 7. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная  начальная школа»/Р.Г. Чуракова, М. Каленчук и др.­ М.:  Академкнига/учебник, 2006­195 с. 8. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного  процесса.// Завуч начальной школы.­ 2003 г. ­ № 3. 107 с. Опросник САН  (самочувствие, активность, настроение) Тест   предназначен   для   оперативной   оценки   самочувствия,   активности   и настроения   (по   первым   буквам   этих   функциональных   состояний   и   назван опросник).  Испытуемых   просят   соотнести   свое   состояние   с   рядом   признаков   по многоступенчатой   шкале.   Шкала   состоит   из   индексов   (3   2   1   0   1   2   3)   и расположена   между   тридцатью   парами   слов   противоположного   значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу,   а   также   характеристики эмоционального   состояния   (настроение).   Испытуемый   должен   выбрать   и отметить   цифру,   наиболее   точно   отражающую   его   состояние   в   момент обследования.   утомление   (самочувствие),   здоровье, Инструкция. Выберите  и отметьте  цифру,  наиболее  точно  отражающую  ваше состояние в данный момент.   3 2 1 0 1 2 3   1 Самочувствие хорошее   2 Чувствую себя сильным   3 Пассивный 4 Малоподвижный 5 Веселый 6 Хорошее настроение                                                                       Самочувствие плохое   Чувствую себя  слабым   Активный   Подвижный   Грустный   Плохое настроение 7 Работоспособный 8 Полный сил 9 Медлительный 1 0 Бездеятельный 1 1 Счастливый 1 2 Жизнерадостный 1 3 Напряженный 1 4 Здоровый 1 5 Безучастный 1 6 Равнодушный 1 7 Восторженный 1 8 Радостный 1 9 Отдохнувший 2 0 Свежий 2 1 Сонливый 2 2 Желание отдохнуть 2 3 Спокойный 2 4 Оптимистичный 2 5 Выносливый 2 6 Бодрый 2 7 Соображать трудно                                                                                                                                                                                                                                                               Разбитый   Обессиленный   Быстрый   Деятельный   Несчастный   Мрачный   Расслабленный   Больной   Увлеченный   Взволнованный   Унылый   Печальный   Усталый   Изнуренный   Возбужденный   Желание работать   Озабоченный   Пессимистичный   Утомляемый   Вялый   Соображать легко 2 8 Рассеянный 2 9 Полный надежд 3 0 Довольный                                       Внимательный   Разочарованный   Недовольный Обработка результатов и интерпретация Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.  Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.  Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.  При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом:  индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой  активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним  индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной  стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание:  полюса шкалы постоянно меняются).  Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные  низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее  арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и  настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы  равны:  самочувствие – 5,4;  активность – 5,0;  настроение – 5,1.  При анализе функционального состояния важны не только значения  отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека  оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет  относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с  настроением. Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер) Инструкция Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным — букву «Н». Текст опросника 1. Мне кажется трудным подражать поведению других людей. 2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. 3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. 4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. 5. В компании друзей я редко оказываюсь в центре внимания. 6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. 7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. 8. Чтобы преуспеть в школе и в отношениях с одноклассниками, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть. 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не люблю. 10. Я не всегда такой, каким кажусь. Обработка результатов 1 балл — начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее: 0-3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности. 4-6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми. 7-10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо ее чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдер, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях. Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию) Задание          «Рукавички» (Г.А. Цукерман,) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в  процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет) Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами. Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата. Описание задания: Детям, сидящим  парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми. Инструкция:   «Дети,   перед   Вами   лежат   две   нарисованные   рукавички   и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, ­ для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию». Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую  и левую руку) и по одинаковому набору карандашей. Критерии оценивания:          продуктивность совместной деятельности оценивается по степени  сходства узоров на рукавичках;          умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение  убеждать, аргументировать и т.д.;          взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли  дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них  реагируют;          взаимопомощь по ходу рисования,          эмоциональное отношение к   совместной   деятельности:   позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.). Показатели уровня выполнения задания: 1) низкий   уровень –   в   узорах   явно   преобладают   различия   или   вообще   нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем; 2) средний   уровень –   сходство   частичное:   отдельные   признаки   (цвет   или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия; 3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором;   дети   активно   обсуждают   возможный   вариант   узора;   приходят   к согласию   относительно   способа   раскрашивания   рукавичек;   сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Серпухов  Московской области Доклад «Формирование личностных компетенций на уроках литературного чтения»                                     Представила: Подгорная А.М., учитель I                                    квалификационной категории Г. Серпухов Октябрь 2017 года

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Личностно ориентированное обучение , как способ развития личностных и коммуникативных компетенций обучающихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2019