Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики
Оценка 4.9

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Оценка 4.9
Документация
docx
информатика +1
Взрослым
27.06.2017
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики
Выступление на районном методическом объединении учителей информатики. Посвящено рассмотрению сущности личностно-ориентированного подхода в образовании. Анализируется сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного уроков. Цель любого личностно ориентированного урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Рассматриваются средства достижения этой цели. также рассматривается модель личностно-ориентированного урока и критерии его анализа.тестовый документ
Личностно-ориентированный подход на уроках информатики.docx
Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании Сущность   личностно   ориентированного   подхода   в   образовании   на уровне дидактики и технологий описана достаточно подробно. Это работы Ираиды   Сергеевны   Якиманской,   Владислава   Владиславовича   Серикова, Евгении Васильевны Бондаревской, Германа Константиновича Селевко. на уроках информатики                               Теоретико­методологические   основы   организации   личностно ориентированного урока представлены также в работах профессора кафедры педагогики   и   психологии   Ульяновского   ИПК   ПРО   Маргариты   Ивановны Лукьяновой, в серии «Педагогика нового времени» издательства «Учитель» выпущена   книга   Владимира   Васильевича   Шогана   «Технология   личностно ориентированного урока». Технология   построения   личностно   ориентированной   системы воспитания   описана   Владимиром     Михайловичем   Лизинским,   Евгением Николаевичем Степановым.   подход Многие ученые и практикующие учителя считают личностно ориентированный современной методологической   ориентацией   в   педагогической   деятельности. Чем же обусловлена такая популярность и востребованность идей и принципов личностно ориентированного обучения, в частности, в обучении информатике и ИКТ?   САМОЙ   1.   В   последнее   время   образование   во   всем   мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности,  нарастает потребность в   обучении   и   воспитании   детей,  способных   к   независимым действиям,   решениям,   проявлению   инициативы   и   в   выборе целей,   и   в   выборе   способов   их   достижения,   готовность   и способность   совершать   какие­либо   действия   собственными силами, активных, готовых к выбору.  Все вышеперечисленное является   признаками   такой   личностной   характеристики школьника как субъектность, которая в свою очередь является одной   из   приоритетных   к   развитию   на   личностно ориентированном уроке. Для   диагностики   субъектности   мною   было   проведено анкетирование   учащихся   9­а   класса.   Результаты   изучения субъектности   учащихся   в   образовательном   процессе   показали, что на низком уровне находятся 0 учащихся, на среднем – 7 (78%) учащихся,   на   высоком   уровне   –   2   (22%)   учащихся   из   9.   Это свидетельствует   о   готовности   учащихся   даже   такого   класса   к самодеятельности, самопознанию, саморегуляции.  6 А   важнейшей   педагогической   задачей   личностно ориентированного   образования  как   раз   и   является   развитие субъектности   школьника   в   отношении   себя   и   своего совершенствования. 2. 30 лет назад информатика была введена в школу, благодаря работе   академика   А.П.Ершова   и   руководимой   им   группы школьной   информатики   Сибирского   отделения   Академии   наук СССР.   Учёным удалось описать  модель ученика  школы эпохи информационного общества как совокупности знаний, умений и навыков, в информационном обществе.   необходимых     и   востребованных Целью   компьютеризации   обучения   предполагалось формирование операционного (программистского) мышления. Основные характеристики такого мышления: 1. Умение  планировать структуру действий, ведущих к цели, при помощи фиксированного набора средств.  2. Умение   строить   информационные   модели  для описания объектов и систем.     3. Умение организовать поиск информации, необходимой для компьютерного решения поставленной задачи.  4. Дисциплина   и   структурирование  языковых  средств коммуникации.  5. Навык   своевременного   обращения   к   компьютеру  при решении задач из разных предметных областей. Оказывается,   метапредметные   результаты     обучения, приведённые   в   ФГОС,   тесно   связаны   с   формируемыми, преимущественно   и   целенаправленно   на   уроке   информатики, компонентами операционного стиля мышления.  Ниже   приведены   требования   ФГОС   в   области метапредметных   результатов   обучения   и   ссылки   на соответствующую характеристику информационного мышления. 6 Итак,   изучение   информатики   формирует   многие метапредметные результаты, представленные в ФГОС. В ФГОС прописано, что основным результатом деятельности общеобразовательного   учреждения   должна   стать   не   система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор надпредметных компетентностей   (универсальных   учебных   действий)   в интеллектуальной,   гражданско­правовой,   коммуникационной, информационной и прочих сферах. (Понятно, что ИКТ­компетентность является одной из важнейших   ключевых   компетентностей   современных школьников.) Формирование   метапредметных   компетентностей   является одним из принципов личностно ориентированного урока (см. п.3). Так как урок – основная форма организации обучения, в этой огромной   теме   я   хочу   рассмотреть   особенности   личностно­ ориентированного урока. Предлагаю вашему вниманию сравнительную характеристику традиционного и личностно ориентированного урока. 6 6 ответ; класса; неправильный    Цель любого личностно ориентированного урока – создание условий   для   проявления   познавательной   активности учеников.        Средства достижения учителем этой цели таковы:   •   использование   учителем   разнообразных   форм   и   методов организации   работы   учащихся,   позволяющих   раскрыть содержание   их   субъектного   опыта   относительно   предложенной темы; •   создание   атмосферы   заинтересованности   каждого   ученика   в работе   •   стимулирование   учащихся   к   использованию   разнообразных способов   выполнения   заданий   на   уроке   без   боязни   ошибиться, получить   • поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать  в ходе урока разные  способы, предлагаемые   детьми,   отбирать   и   анализировать   наиболее рациональные,   отмечать   и   поддерживать   оригинальные;   •   применение   заданий,   позволяющих   ученику   самому   выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно­ символическую); •   создание   педагогических   ситуаций   общения,   позволяющих каждому   ученику,   независимо   от   его   готовности   к   уроку, проявлять   инициативу,   самостоятельность,   избирательность   к способам работы; • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали»   (чем   овладели),   но   и   того,   что   понравилось   (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по­другому; • при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не   только   правильность   (неправильность)   ответа,   но   и   его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить   разнообразные   способы   выполнения   заданий;   • при задании на дом необходимо называть не только содержание и   объем   задания,   но   и   давать   подробные   рекомендации   по рациональной   организации   учебной   работы,   обеспечивающей выполнение домашнего задания. Критерии анализа личностно ориентированного урока:  • создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу; • сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности; 6 • гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей   урока   (его   этапов):   сообщение   материала,   выполнение   творческих заданий,   взаимопроверка,   анализ   работы   друг   с   другом   с   учетом   их индивидуальных особенностей; •   стимулирование   учеников   к   выбору   различных   способов   выполнения заданий; •   использование   разнообразного   дидактического   материала,   позволяющего ученику   проявлять   личностную   избирательность   к   типу,   виду   и   форме учебного задания, характеру его выполнения; •   активизация   субъектного   опыта   ученика,   его   использование   в   процессе урока; • анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и с учетом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения; • преобладающая форма общения с классом (диалог, полилог); • предпочитаемые учителем формы работы с классом: проверка домашних заданий,   изложение   знаний,   самостоятельная   работа   с   учебником, коллективное   решение   творческих   задач,   взаимопроверка   учениками выполненного задания, анализ разных способов решения и т.п.  Модель   личностно   ориентированного   урока   можно представить в виде следующей таблицы: (см. таблицу на слайде) Каждый   отдельно   взятый   урок   –   это   звено   в   цепи   уроков. Современный урок стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам,   вариативным   по   формам   и   методам   преподавания, насыщенным   по   использованию   новейших   технических   средств,   и все   далеко   не   каждый   из   них   можно   назвать   личностно ориентированным.  Но   в   каждый   свой   урок   я   стараюсь   вводить   личностно ориентированную   учебную   ситуацию   (системообразующий компонент   личностно   ориентированного   обучения)   с   помощью использования   таких   технологий   личностно   ориентированного обучения,   как   обучение   в   сотрудничестве,   метод   проектов, разноуровневое обучение, проблемное обучение, метод творческого самовыражения, игровые методы. Указанные   технологии   органично   взаимосвязаны   и интегрированы   между   собой.   Они   легко   вписываются   в   учебный процесс,   традиционно   организованный   в   виде   классно­урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их   самостоятельную   активную   познавательную   деятельность   с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные   качества,   создают   атмосферу   заботы, сотрудничества и сотворчества.       Конечно,   работая   по   любой   программе   не   обойтись   без   элементов   личностно­ориентированного   обучения.   Но целенаправленное   использование   личностно­ориентированного 6 метода   обучения   позволяет   добиваться   более   высоких результатов в обучении и воспитании детей.          Наши успехи.   Закончить свое сообщение по данной теме мне хочется такими  словами: НЕ уставайте учиться! Каждый из нас должен помнить, что…               6

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017