Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования
Оценка 5

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Оценка 5
Педсоветы
docx
физика
Взрослым
05.10.2017
Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования
Дифференцированное обучение не решает все проблемы повышения качества образования, если в учебном процессе не акцентируется внимание на обеспечении личностного развития учащихся. Для реализации личностно-ориентированного подхода, необходимо особо строить образовательный процесс, а это предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель.docx
Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования. Личностное развитие учащихся понятие – ёмкое. Основные показатели личностного развития: эмоционально- ценностное отношение учащихся к познанию, знаниям; сформированность мотивации достижения успеха; готовность учащихся к самоопределению. На мой взгляд, развитие у учащихся указанных базовых показателей дает достаточно возможностей для объективной характеристики их личностного развития. При этом не следует забывать, что наиболее важные образовательные результаты возникают тогда, когда любые воздействия преподавателей, воспитателей начинают совпадать с собственными усилиями ребенка по своему образованию. Технологии личностно-ориентированного обучения больше всего направлены на раскрытие индивидуальных особенностей учеников и их развитие. “Любое действие, - утверждает И.С.Якиманская, - признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия”. Быстро изменяется мир, новое развитие общества в нынешних рыночных условиях ставит свои проблемы перед образованием. Иной должен быть выпускник. В то же время достаточно много фактов, свидетельствующих о снижении качества образования. Проблема качества образования требует постоянного внимания, анализа и адекватного решения. Работа преподавателя над проблемой развития учащихся в процессе обучения помогает ему овладеть эффективными технологиями развития личности учащихся, умениями конструировать урок, в котором ученик становится субъектом своего образования, а преподаватель – организатором управления развитием ученика. В условиях дифференцированного обучения выявлены его основные принципы, способствующего развитию таких личностных качеств, как уровень обученности, познавательный интерес учащихся к учебному предмету. Дифференцированное обучение не решает все проблемы повышения качества образования, если в учебном процессе не акцентируется внимание на обеспечении личностного развития учащихся. Для решения вопроса о выходе В этом образования в плоскость сегодняшних требований к его качеству в центре образовательного процесса должен быть ученик, содействие его успешной социализации. На уроке учащиеся оказываются в ситуации выбора, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, для них создаются условия для самооценки и взаимооценки учебной деятельности. В работе преподавателя постоянно используется сравнительная диагностика. Наиболее приемлемой для преподавателя в процессе урока формой отслеживания развития является анкетирование. Различные способы формирования у учащихся мотивации достижения успеха позволяют перевести их с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению на положительный, ответственный, осознанный. преподавателю помогает профессионально продуманная формулировка цели урока, выбор методов работы на уроке, способы диагностики достижений учащихся в развитии личностных качеств. Вопросы к уроку ставятся таким образом, что позволяют направить деятельность учащихся на применение своих способов получения недостающих знаний, на выбор наиболее рационального способа действия. Учащиеся совместно с преподавателем составляют собственный план действия, что позволяет направить их усилия на развитии мотивации достижения успеха. В процессе педагогической диагностики учащимся предлагается проанализировать себя по следующим позициям: готов к преодолению ситуации трудности; стараюсь на уроке избежать неудачи; считаю, что знания, полученные на уроке, пригодятся в жизни; я стараюсь выбирать задания повышенной трудности и др. Диагностика позволяет преподавателю проследить динамику изменения отношения учащихся к учению и знаниям как ценности. У учащихся мотив достижения успеха (70%) преобладает над избеганием неудач (30%). Анализ результатов диагностики также показывает, что изменилась профессиональная позиция преподавателя: переход с позиции носителя знаний, “дающего“ знания в позицию организатора познавательной деятельности ученика. Преподаватель создает условия для актуализации и развития субъектной позиции ученика в учебно- познавательном процессе; в его практической деятельности доминирующей технологией становится личностно- ориентированное обучение, которое обеспечивает создание условий на уроках для проявления индивидуальных способностей учащихся и их самостоятельности. Из года в год наблюдается положительная динамика успеваемости, их познавательного интереса в процессе учения. Достичь таких результатов помогает решение следующих задач:  Строить свою работу в опоре на знания возрастных и знаний учащихся, качества психологических особенностей учащихся.  Уметь устанавливать конструктивный контакт с учащимися: избегать в процессе общения с учащимися отрицательных, низких оценок их работы и уровня их развития.  Не сравнивать учеников друг с другом, оценивать только действия, не давая отрицательных оценок личностных качеств.  Демонстрировать в своей профессиональной направленности центрацию на учеников, на совместную деятельность с учениками и сотрудничество.  Видеть в каждом учащемся личность, уважать, ценить, демонстрировать интерес к его личностным проявлениям.  Постоянно создавать ситуацию успеха в учебной деятельности, поощрять учащихся.  Опираться на базовые личностнообразующие потребности каждого ученика: в творческой деятельности, в признании, защищенности, самореализации, уважении.  Постоянно демонстрировать учащимся бодрое настроение, активность, жизнелюбие и оптимизм, веру в их успех.  Прогнозировать результаты своего педагогического воздействия.  Ориентироваться на доброжелательное взаимодействие с родителями, другими преподавателями и психологами, преследуя единую цель – развитие личности ученика, и совместно работать на ее достижение. Для реализации личностно-ориентированного подхода, необходимо особо строить образовательный процесс, а это предполагает специальное конструирование учебного текста, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, дидактического материала, особенности форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Например, при работе с текстом, который надо сообщить на уроке, я, помимо характера изложения, цели усвоения, учитываю личностное отношение детей к работе с этим текстом. Если текст содержит информацию справочного характера, она “обезличена” – усваивается всеми как обязательная. Но есть информация, выражающая результаты чужого опыта. Я нацеливаю учащихся на развитие не памяти, а самостоятельности мышления. “Человек, по-видимому, создан чтобы мыслить: в этом все его достоинство, вся его заслуга, вся его обязанность в том, чтобы мыслить как должно”, – писал Блез Паскаль. При разработке дидактического материала учитываю психолого-педагогические учащихся, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения. В содержание заданий ввожу описание приемов их выполнения, которые задаю непосредственно:  в виде правил,  предписаний,  алгоритмов действий,  опорных конспектов, или путем организации самостоятельного поиска:  реши разными способами,  найди рациональный способ,  сравни и оцени два подхода,  выбери правильное решение. Все используемые дидактические приемы можно условно разделить на три типа:  Приемы первого типа входят в содержание усваиваемых знаний. Описываются в виде правил, предписаний.  Второй тип – приемы умственной деятельности, направленные на организацию восприятия учебного материала, наблюдения, запоминания, создания образа  Приемы третьего типа задаются обучением, но не связаны с предметным содержанием знаний. Эти приемы обеспечивают организацию учения, делают его самостоятельным, активным, целеустремленным. К ним относятся приемы целеполагания, планирования, рефлексии – это создает основу для самообразования, самоорганизации школьника в учении. беседу, Один и тот же учебный материал усваивается через активное включение различных сенсорных систем: не только зрения и слуха, но и через моторику, тактильные восприятия, различные семантические коды, опорные конспекты, т.е. мыслительные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом. В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо менять функцию и форму организации урока. Теперь урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Приведу фрагмент урока физики при изучении темы «Электромагнитные волны». Организую свободную (эвристическую) стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу того, как они содержательно определяют эти термины. Я часто обращаюсь к учащимся с вопросами:  Что вы знаете об этом? Где наблюдали?  Какие свойства, признаки можно выделить?  Где в жизни это можно использовать? Нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета. Не принуждаю, а убеждаю учеников принять то содержание, которое предлагается с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владею не только я – преподаватель, но и ученик, у нас происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. При этих условиях усваиваемое знание не “обезличено”, а становится личностно-значимым. Ученик при этом есть творец этого знания, участник его порождения. На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения, групповых и парных формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество. Список литературы: 1 Осмоловская   И.М.   Как   организовать   дифференцированное   обучение/ И.М. Осмоловская, –   М.: Сентябрь, 2002. – 160с.,   –  ISBN  5­ 88753­ 055­3 2 Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии:   Учебное пособие/   Г.К.   Селевко,   –  М.:   Народное   образование,   1998.  –   296с.,– ISBN 87953­127­9 3 Симонова   А.   Технология   уровневой   уровневой   дифференциации/ А.Симонова// Учитель –2000.­№6–с.20­23. 4 Степанов Е.Н. Личностно­ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ под ред.Е.Н. Степанова – М.:ТЦ Сфера, 2006.­128 с. 5 http://tco­physics.narod.ru/  6 http://[email protected]

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования

Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2017