Личностные качества педагога, определяющие эффективность педагогического общения
Оценка 4.6

Личностные качества педагога, определяющие эффективность педагогического общения

Оценка 4.6
doc
03.12.2023
Личностные качества педагога, определяющие эффективность педагогического общения
Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее, все больше и шире используется словосочетание «педагогическое общение - это профессиональное общение учителя с обучающимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и обучающимися внутри коллектива.
Личностные качества педагога, определяющие эффективность пед. общения_.doc

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

«ДЕРБЕНТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.А. ИЛИЗАРОВА»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему:

«Личностные качества педагога, определяющие эффективность педагогического общения»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

                                                                                         Ю.С.Щукина, преподаватель иностранного языка, 

                                                                                      высшей квалификационной                           

                                                                                               категории                                                                                                 

 

 

 

 

 

Дербент, 2023


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

1.Определения понятия общение и специфика педагогического общения. 3

2Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения. 4

3.Педагогическое общение как важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса. 5

Заключение. 8

Список литературы. 9

 


 

Введение

 

Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее, все больше и шире используется словосочетание «педагогическое общение - это профессиональное общение учителя с обучающимися  в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и  обучающимися внутри коллектива.

Другими словами, педагогическое общение - это общение педагога с обучающимися  в педагогических целях.

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса  учителя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».

 

1.Определения понятия общение и специфика педагогического общения

 

С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека  [7, стр. 30].

Общение является достаточно многогранным явлением. Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и  обучающегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе [5, стр.20].

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения.  Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога   к обучающим, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как обучающихся, так и педагогов).

Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и  обучающегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь  обучающегося - важнейшая ценность педагогического общения.

В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и  обучающимся, как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив - безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.

 

2.Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения

 

Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы:

- показатели коммуникативного плана;

- показатели индивидуально-личностного плана;

- показатели общего социально-психологического плана;

- показатели морально-этического плана[6, стр.33].

Среди показателей личностного плана наибольшее значение имеют коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др. Безусловно, на результативность педагогического общения оказывают влияние такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки учителя и  обучающихся.

Исследования А.А. Реан обнаружили интересную особенность: те педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности (а, напротив, приближаясь к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку личности  обучающегося.

И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности  обучающегося.

В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности педагога, важных для общения.

Среди них можно назвать следующие:

·       фасцинация (основа обаяния); прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;

·       импровизационный ум;

·       эмпатия (способность поставить себя на место другого); доброжелательность;

·       аутентичность (умение быть собой);

·       инициативность в общении;

·       непосредственность;

·       принятие своих и чужих без страха;

·       стремление к самопознанию.

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с обучающимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога: умения межличностной коммуникации; умения восприятия и понимания друг друга; умения межличностного взаимодействия.

Умения межличностной коммуникации включают в себя: умение передавать учебную информацию; умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации; умение организовывать и поддерживать педагогический диалог; умение активно слушать обучающегося.

Среди перцептивных умений важное значение имеют: умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического - взаимодействия; умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты обучающегося; умение понимать эмоциональное состояние  обучающегося и др.

Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;

 

3.Педагогическое общение как важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса

 

Две главные фигуры в колледже – педагог и обучающийся. Их общение становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

Педагог является не только источником информации, но человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.

Сегодня парадигма сотрудничества «учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». А это значит, что меняется и весь социально-психологический аспект их взаимодействия.

Выделяют два вида общения:

- социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;

- личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность.

В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с обучающимся один на один, то общение личностно ориентировано.

Неумение или нежелание правильно общаться с обучающимися  является причиной многих педагогических неудач - и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости  обучающихся, и наших собственных неврозов.

Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к преподавателю  обучающиеся часто переносят на предмет, который он преподает. В педагогическом процессе взаимоотношения «человек-человек» первичны, и тем не менее это обстоятельство не всегда осознается даже опытными учителями.

Начинающие учителя часто испытывают трудности в общении с обучающимися. И это не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций - он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.

Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Можно выделить несколько стилей общения:

·       общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью - самый плодотворный и высокопрофессиональный стиль.

Таким стилем общения владели выдающиеся педагоги В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко.

Граница между педагогом и детьми должна быть обязательно, но возводиться она должна на основе уважения к знаниям, опыту, культуре педагога. В современной школе такой стиль присутствует в той или иной мере и у наших опытных педагогов.

·       общения на основе дружеского расположения – достаточно продуктивный стиль педагогического.

Он является предварительной ступенью к стилю педагогического сотрудничества учителя и  обучающегося. Но следует помнить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение, должна иметь меру.

Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися. Как, впрочем, и сами учащиеся проявляют такое панибратство, которое затем превращается в неуважительное отношение к учителю.

·       «общение-дистанция». Здесь в качестве ограничителя панибратства выступает некоторое «расстояние», которое учитель создает между собой и обучающимися.

При таком стиле тоже стоит соблюдать меру. Дистанцироваться необходимо, но это может повлечь за собой невольный переход к авторитарному стилю, который в конечном счете отрицательно сказывается на формировании личности  обучающегося.

·       «общение-устрашение». Его довольно часто используют не только начинающие, но и опытные учителя, так как этот стиль дает нам желаемое — беспрекословное подчинение  обучающихся и кажущийся авторитет педагога.

Однако такое общение не подразумевает взаимопонимания между учителем и учеником и может вызвать даже тихую ненависть к педагогу.

·       «общение-заигрывание», которое вызвано стремлением завоевать быстрый авторитет у детей, понравиться им.

Однако практика показывает, что это ложный авторитет, недолговечная любовь.

Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Педагогическое общение - это особый вид творчества, ведь каждый самый обычный урок - это цепь микроскопических педагогических ситуаций: ссора в классе; невыполненное домашнее задание; опоздавший на урок ученик; неожиданный вопрос ребенка и другие. И каждая ситуация требует мгновенного обдумывания, быстрого и точного решения проблемы.

Поэтому и решения будут приниматься в разных случаях - разные. В этом и заключен творческий подход к общению, который проявляется в:

- умении передавать информацию, точно ориентируя ее на собеседника, используя при этом все средства эмоционального воздействия: яркую выразительную речь, жесты, мимику, юмор;

- умении понять ситуацию и быстро принять нужное решение;

- умении организовать взаимоотношения с детьми;

- умении через общение воспитывать детей;

- умении регулировать собственные психические состояния, быть жизнерадостным и оптимистичным;

- поиске новых путей работы.

Заключение

 

Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана; показатели морально-этического плана.

Среди показателей личностного плана наибольшее значение имеют коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др. Безусловно, на результативность педагогического общения оказывают влияние такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки педагога  и обучающегося.

В некоторых исследованиях отмечается связь эффективного познания личности  обучающегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность.

Педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности дают более позитивную оценку личности обучающегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности  обучающегося.

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с обучающимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.


Список литературы

 

1.     Абдурахмонова, Н. С. Психология педагогического общения и педагогический такт // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 690-692.

2.     Григорович, Л.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2013.-314 с.

3.     Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 2010. – 190 с.

4.     Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 435 с.

5.     Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 381 с.

6.     Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Академия, 2011. – 480 с.

7.     Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.– 439 с.

8.     Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2010. – 176 с.


9.     Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

СОДЕРЖАНИЕ Введение . 3 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение . 3 1

Введение Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда

Введение Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда

В общении происходит становление (т

В общении происходит становление (т

Введение Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда

Введение Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда

Сегодня парадигма сотрудничества «учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек»

Сегодня парадигма сотрудничества «учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек»

Он является предварительной ступенью к стилю педагогического сотрудничества учителя и обучающегося

Он является предварительной ступенью к стилю педагогического сотрудничества учителя и обучающегося

Заключение Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя

Заключение Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2023