Личный букварь ребенка с РАС.
Оценка 5

Личный букварь ребенка с РАС.

Оценка 5
Памятки
docx
детская психология
28.01.2022
Личный букварь ребенка с РАС.
Личный букварь ребенка с РАС. Создания «Личного букваря» предполагает создание ребенком с помощью взрослых рукодельной книги из отдельных, несброшюрованных листов-заготовок. Букварь, формируется в определенной последовательности, что обеспечивает освоение навыков осмысленного чтения и письма печатными буквами. При этом листы-заготовки букваря постепенно наполняются информацией, прежде всего, связанной с самим ребенком, с его жизнью и жизнью его семьи (фотографиями, рисунками, словами, фразами и короткими текстами).
Консультация _Личный букварь ребенка с РАС_.docx

Личный букварь ребенка с РАС.

 Создания «Личного букваря» предполагает создание ребенком с помощью взрослых рукодельной книги из отдельных, несброшюрованных листов-заготовок. Букварь, формируется в определенной  последовательности,  что обеспечивает освоение навыков осмысленного чтения и письма печатными буквами. При этом листы-заготовки букваря постепенно наполняются информацией, прежде всего, связанной с самим ребенком, с его жизнью и жизнью его семьи (фотографиями, рисунками, словами, фразами и короткими текстами).   Создание «Личного букваря» включает в себя работу по двум основным разделам: 

1. Изучение букв .

2. Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.

 Обучение чтению идет в сочетании с обучением письму печатными буквами (с учетом принципа координации устной и письменной речи). 

В «Личном букваре» существует особая последовательность изучения букв, которая обеспечивает их осмысленное усвоение. В отличие от традиционного букваря, первой осваивается не буква «А», а буква «Я», которой подписывается фотография ребенка, наклеенная на первой странице. Далее осваиваются буквы «А», «М», «П». Данный порядок освоения букв позволяет сразу же научить школьника прочитывать наиболее личностно значимые слова – «я», «мама», «папа». Дальнейшая последовательность изучения букв  ориентирована на понятные и значимые для ребенка личностные смыслы: изучаются буквы имени ребенка, имен его ближайших родственников, названий интересных ему животных и предметов. Таким образом, специальная последовательность освоения букв задается необходимостью моментального введения изучаемой буквы в знакомое,  интересное ребенку слово. При изучении каждой буквы реализуются следующие направления работы: 

1) знакомство с фонетической стороной буквы, ее звучанием; освоение умения определять на слух, есть ли изучаемая буква в слове,

2) опознание буквы по ее изображению (отдельно и в словах),

3) отработка умения писать изучаемую букву печатным шрифтом,

4) формирование представления о букве, как о части слова: умения опознавать изучаемую букву в начале, середине, конце слова, вписывать изучаемую букву на нужное место в слово, придумывать слова с изучаемой буквой.  Знание о букве, как о составной части слова, а также использование в букваре личностно значимых для ребенка слов, гарантирует осмысленное, не механическое усвоение материала, формирует представление о единстве звучания, написания и значения слов. 

Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.

Глобальное чтение: При освоении слогового чтения внимание ребенка с РАС преимущественно фиксируется на соединении слогов, на правильном произнесении их последовательности, а не на смысле прочитанного, поэтому результатом обучения часто становится неосмысленное механическое чтение. Для предотвращения данной проблемы параллельно с занятиями по освоению букв идут занятия глобального чтения, цель которых – создать у ребенка с РАС осмысленное представление о слове, о предложении, связать освоение чтения с важными для ребенка личностными смыслами. При глобальном чтении слова соотносятся с изображениями предметов, которые они обозначают, что исключает возможность формального восприятия слов и букв как абстрактных знаков. Методика ориентирована на хорошую зрительную память детей с РАС, исходно запоминающих слово, как целостное изображение. Освоение навыка глобального чтения происходит в процессе изучения двух тематических разделов: «Моя семья», «Домашние и дикие животные». Внутри тематического раздела сначала обсуждается  содержание сюжетной картины, а затем, с помощью специальных дидактических материалов, соответствующих теме (фотографии, картинки, таблички со словами), осваивается навык глобального чтения. Последовательно осваивается глобальное чтение слов, и далее – осмысленное прочитывание и самостоятельное построение коротких фраз из небольшого набора знакомых слов.

Далее происходит переход от глобального к слоговому чтению. Поскольку у ребенка с РАС, благодаря глобальному чтению, сформировано осмысленное отношение к письменной речи, проблема механического чтения по слогам не возникает.  На данной стадии работы в занятия включаются фрагменты рисования, штриховки, лепки для развития графомоторных навыков и подготовки руки к письму. 

Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами: При переходе к слоговому чтению используется уже знакомый ученику дидактический материал и разрезная азбука. Слова, освоенные глобальным способом, побуквенно выкладываются из разрезной азбуки и прочитываются по слогам. На данном этапе ребенок осваивает слоговое чтение по подражанию. В качестве зрительной опоры используются картинки и фотографии, но не таблички со словами, для того, чтобы ребенок  собирал слово на слух. При этом, по мере необходимости осваиваются некоторые орфографические правила. Целесообразно лишь однократное объяснение отличия гласных и согласных, с демонстрацией разрезной азбуки, где буквы, соответствующие гласным звукам – красного цвета, а согласным – синего. Далее, работая с разрезной азбукой, ребенок непроизвольно запоминает  гласные и согласные буквы, ориентируясь на их цвет.

Освоение слогового чтения сопровождается работой по развитию навыка письма. Ребенок  тренируется в  написании слова, прочитанного по слогам, записывает в тетрадь печатными буквами. Далее  тренируется в послоговом чтении и написании фраз, которые ранее, осваивая глобальное чтение, он выкладывал из картинок, а затем - из табличек со словами. При обучении письму так же, как и при обучении чтению, важно, чтобы слово наглядно сочеталось с предметами или их изображениями. Это позволяет концентрировать внимание ребенка на задании и обеспечивает осмысленность его выполнения.  Затем ребенок  с РАС обучается составлять, прочитывать и записывать глагольные предложения, описывающие его собственные занятия. Дидактическим материалом служит набор фотографий, отражающих последовательность простых действий  в течение дня. Глядя на фотографию ребенок устно составляет фразу, выкладывает ее из букв разрезной азбуки, прочитывает по слогам и записывает в тетрадь. Заключительным этапом работы является придумывание и записывание коротких текстов из 3-4 предложений – историй о самом ребенке и о членах его семьи. При этом формируется осмысленное отношение  к письменному тексту, развивается его способность к пересказу, к планированию собственных действий и речи и возможности следовать намеченному плану.  

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Личный букварь ребенка с РАС.

Личный букварь ребенка с РАС.

Знание о букве, как о составной части слова, а также использование в букваре личностно значимых для ребенка слов, гарантирует осмысленное, не механическое усвоение материала, формирует…

Знание о букве, как о составной части слова, а также использование в букваре личностно значимых для ребенка слов, гарантирует осмысленное, не механическое усвоение материала, формирует…

Последовательно осваивается глобальное чтение слов, и далее – осмысленное прочитывание и самостоятельное построение коротких фраз из небольшого набора знакомых слов

Последовательно осваивается глобальное чтение слов, и далее – осмысленное прочитывание и самостоятельное построение коротких фраз из небольшого набора знакомых слов

Затем ребенок с РАС обучается составлять, прочитывать и записывать глагольные предложения, описывающие его собственные занятия

Затем ребенок с РАС обучается составлять, прочитывать и записывать глагольные предложения, описывающие его собственные занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022