ЛИГА МАСТЕРОВ ХОРОВОГО ДЕЛА
Пензина В.А.
Педагог дополнительного образования,
руководитель Хора мальчиков «ПЕТЕРБУРГСКИЙ КамерТОН»
Колобова Н.Б.
Концертмейстер Хора мальчиков «ПЕТЕРБУРГСКИЙ КамерТОН»
ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга
Хормейстеры, работающие с мальчиками, очень хорошо понимают, насколько подчас непросто бывает сохранить в хоровом коллективе поющих мальчиков, по своей природе больше склонных к занятиям спортом или техническими видами деятельности.
Мы хотим поделиться в данной статье, по сути, своим ноу-хау.
Идея родилась в поисках и стремлении создать такую концепцию, которая, как в спорте, в определённых видах единоборств, помогала бы мотивировать и продвигать учеников вперёд, ставя перед мальчиками-хористами новые цели.
В боевых искусствах, как известно, различают цвета поясов и звания, свидетельствующие о том, на каком уровне профессионализма находится спортсмен: белый пояс – у ученика, чёрный – у мастера.
Исходя из этой логики, руководителю хора мальчиков «ПЕТЕРБУРГСКИЙ КамерТОН» В.А. Пензиной пришла идея создать некий аналог в хоровом искусстве, где точно так же среди мальчиков-хористов есть мастера своего дела, способные передавать мастерство новичкам хорового коллектива. Виктория Александровна развила эту мысль, опираясь на факты истории эпохи Средневековья, когда в городах появились объединения мастеров ремесленных дел в профессиональные сообщества – Лиги. Мастера обучали своему умению учеников, им в деле помогали подмастерья, готовящиеся стать мастерами.
Как, например, у великого мастера Николо Амати – создателя виолончелей – был в подмастерьях Антонио Страдивари (в дальнейшем Мастер) – создатель скрипок, который сварил свой собственный лак.
Таким образом, взяв за основу идею Лиги Мастеров эпохи Средневековья, мы сохранили основные исторические понятия «новичок», «ученик», «подмастерье» и «мастер». Оставалось лишь развить идею и оформить её в систему.
Что же из этого получилось?
Начиная обучение в нашем хоре мальчиков, хорист автоматически становится «новичком». По истечении двух месяцев обучения (в конце октября) всех новичков, стабильно посещавших занятия хора и сольфеджио, мы посвящаем в «Лигу Мастеров хорового дела». Ежегодно у нас проходит праздник Посвящения в театрализованной форме с разным сценическим сюжетом. С концертными номерами на празднике выступают обычно все поколения хора мальчиков – от первогодок до ансамбля юношей. Юные хористы в этот знаменательный для них день произносят торжественные слова Клятвы Ученика Мастера хорового дела, становясь не только частью хоровой творческой семьи, а почётными представителями Лиги Мастеров! С этого времени, чтобы повысить своё звание в Лиге – от Ученика до Заслуженного Мастера – ребятам предстоит пройти долгий путь и хорошо потрудиться.
В конце каждого учебного полугодия в нашем коллективе подводятся итоги хорового рейтинга, согласно которому выявляются хористы, наиболее стабильно посещавшие занятия, старательно трудившиеся, не нарушавшие дисциплину, выступавшие во всех концертах и конкурсах, качественно сдавшие зачёты по хору и сольфеджио и т.д. На основе результатов хорового рейтинга хорист либо повышается в звании согласно требованиям Лиги Мастеров, либо остаётся в прежнем звании. Таким образом, каждый учащийся имеет возможность, проходя определённый этап, повысить уровень своего хорового мастерства, условно отмеченный новым званием.
В нашей системе Лиги Мастеров хорового дела мы используем следующие звания:
I год обучения
- новичок,
- ученик,
- кандидат в Подмастерья,
- Подмастерье;
II год обучения
- кандидат в Почётные Подмастерья,
- Почётный Подмастерье;
III год обучения
- кандидат в Мастера хорового дела,
- Мастер хорового дела;
IV год обучения
- кандидат в Почётные Мастера хорового дела,
- Почётный Мастер хорового дела;
V год обучения
- кандидат в Заслуженные Мастера хорового дела,
- Заслуженный Мастер хорового дела.
Для получения очередного звания Лиги Мастеров к хористам предъявляются конкретные требования, которые мы используем в этой системе. Например, чтобы получить звание «Подмастерье» хористу нужно заниматься в коллективе не менее одного учебного года при условии посещения не менее 60% занятий и 50% выступлений. А для получения звания «Мастер» хорист уже должен пройти обучение в коллективе в течение трёх лет и достичь в хоровом рейтинге места не ниже десятого.
При получении нового звания хорист отмечается определённым Знаком отличия. Они либо связаны с символами музыки (скрипичный ключ, камертон), либо эксклюзивные – с эмблемой хора мальчиков «ПЕТЕРБУРГСКИЙ КамерТОН».
Эта система действует в нашем коллективе третий год. Но даже за столь непродолжительное время стало заметно, как дети учатся осознавать долю вложенного труда, видят и оценивают результат своей работы, понимают, в чём им ещё нужно потрудиться и подтянуться, стремятся повысить свой результат, ждут и с гордостью носят новые Знаки отличия. Со своей стороны, мы демонстрируем детям свою заинтересованность, серьёзное отношение к Лиге Мастеров, подчёркиваем её значимость и личный вклад каждого хориста в общее дело.
На наш взгляд, идея была бы значительно весомее, если бы её поддержали другие хоровые коллективы города (особенно, руководители хоров мальчиков). И в перспективе самые значимые звания Лиги Мастеров хорового дела (такие как Почётный и Заслуженный Мастер) мы могли бы вручать уже не на уровне своего коллектива, а на уровне города, например, в рамках хоровых фестивалей Ассоциации дирижёров «С Новым годом, Петербург!» и «Зеркало времени». Таким образом дети могут увидеть лучших хористов города и познакомиться с ними лично. Это может стать залогом устойчивых межхоровых дружеских контактов.
Возвращаясь к историческим фактам, хотим подчеркнуть: в эпоху Средневековья профессиональные организации Мастеров – Лиги, цеха, союзы (как они тогда назывались) – существовали именно в городах. В большинстве городов для желающих заняться ремеслом принадлежность к Лиге была обязательной. Неорганизованных ремесленников прогоняли из города. Таким образом, уже в Средние века важны были объединения мастеров в профессиональные сообщества.
Мы думаем, что и для наших детей (особенно, мальчиков-хористов, склонных к соревновательному духу) этот факт имел бы особую значимость и ценность, если бы их личные достижения в своём хоровом коллективе заслуживали признания и отмечались бы на уровне профессионального городского сообщества – Лиги Мастеров хорового дела.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.