Лига Мастеров хорового дела
Оценка 4.8

Лига Мастеров хорового дела

Оценка 4.8
Занимательные материалы +5
docx
Междисциплинарный 6
02.05.2021
Лига Мастеров хорового дела
Хормейстеры, работающие с мальчиками, очень хорошо понимают, насколько подчас непросто бывает сохранить в хоровом коллективе поющих мальчиков, по своей природе больше склонных к занятиям спортом или техническими видами деятельности. Взяв за основу идею Лиги Мастеров эпохи Средневековья, мы сохранили основные исторические понятия «новичок», «ученик», «подмастерье» и «мастер». Идея родилась в поисках и стремлении создать такую концепцию, которая, как в спорте, в определённых видах единоборств, помогала бы мотивировать и продвигать учеников вперёд, ставя перед мальчиками-хористами новые цели.
Лига Мастеров хорового дела.docx

ЛИГА МАСТЕРОВ ХОРОВОГО ДЕЛА

 

Пензина В.А.

Педагог дополнительного образования,

руководитель Хора мальчиков «ПЕТЕРБУРГСКИЙ КамерТОН»

 

Колобова Н.Б.

Концертмейстер Хора мальчиков «ПЕТЕРБУРГСКИЙ КамерТОН»

ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Хормейстеры, работающие с мальчиками, очень хорошо понимают, насколько подчас непросто бывает сохранить в хоровом коллективе поющих мальчиков, по своей природе больше склонных к занятиям спортом или техническими видами деятельности.

            Мы хотим поделиться в данной статье, по сути, своим ноу-хау.

Идея родилась в поисках и стремлении создать такую концепцию, которая, как в спорте, в определённых видах единоборств, помогала бы мотивировать и продвигать учеников вперёд, ставя перед мальчиками-хористами новые цели.

В боевых искусствах, как известно, различают цвета поясов и звания, свидетельствующие о том, на каком уровне профессионализма находится спортсмен: белый пояс – у ученика, чёрный – у мастера.

Исходя из этой логики, руководителю хора мальчиков «ПЕТЕРБУРГСКИЙ КамерТОН» В.А. Пензиной пришла идея создать некий аналог в хоровом искусстве, где точно так же среди мальчиков-хористов есть мастера своего дела, способные передавать мастерство новичкам хорового коллектива. Виктория Александровна развила эту мысль, опираясь на факты истории эпохи Средневековья, когда в городах появились объединения мастеров ремесленных дел в профессиональные сообщества – Лиги. Мастера обучали своему умению учеников, им в деле помогали подмастерья, готовящиеся стать мастерами.

Как, например, у великого мастера Николо Амати – создателя виолончелей – был в подмастерьях Антонио Страдивари (в дальнейшем Мастер) – создатель скрипок, который сварил свой собственный лак.

Таким образом, взяв за основу идею Лиги Мастеров эпохи Средневековья, мы сохранили основные исторические понятия «новичок», «ученик», «подмастерье» и «мастер». Оставалось лишь развить идею и оформить её в систему.

Что же из этого получилось?

Начиная обучение в нашем хоре мальчиков, хорист автоматически становится «новичком». По истечении двух месяцев обучения (в конце октября) всех новичков, стабильно посещавших занятия хора и сольфеджио, мы посвящаем в «Лигу Мастеров хорового дела». Ежегодно у нас проходит праздник Посвящения в театрализованной форме с разным сценическим сюжетом. С концертными номерами на празднике выступают обычно все поколения хора мальчиков – от первогодок до ансамбля юношей. Юные хористы в этот знаменательный для них день произносят торжественные слова Клятвы Ученика Мастера хорового дела, становясь не только частью хоровой творческой семьи, а почётными представителями Лиги Мастеров! С этого времени, чтобы повысить своё звание в Лиге – от Ученика до Заслуженного Мастера – ребятам предстоит пройти долгий путь и хорошо потрудиться.

В конце каждого учебного полугодия в нашем коллективе подводятся итоги хорового рейтинга, согласно которому выявляются хористы, наиболее стабильно посещавшие занятия, старательно трудившиеся, не нарушавшие дисциплину, выступавшие во всех концертах и конкурсах, качественно сдавшие зачёты по хору и сольфеджио и т.д. На основе результатов хорового рейтинга хорист либо повышается в звании согласно требованиям Лиги Мастеров, либо остаётся в прежнем звании. Таким образом, каждый учащийся имеет возможность, проходя определённый этап, повысить уровень своего хорового мастерства, условно отмеченный новым званием.

            В нашей системе Лиги Мастеров хорового дела мы используем следующие звания:

I год обучения

- новичок,

- ученик,

- кандидат в Подмастерья,

- Подмастерье;

II год обучения

- кандидат в Почётные Подмастерья,

- Почётный Подмастерье;

III год обучения

- кандидат в Мастера хорового дела,

- Мастер хорового дела;

IV год обучения

- кандидат в Почётные Мастера хорового дела,

- Почётный Мастер хорового дела;

V год обучения

- кандидат в Заслуженные Мастера хорового дела,

- Заслуженный Мастер хорового дела.

            Для получения очередного звания Лиги Мастеров к хористам предъявляются конкретные  требования, которые мы используем в этой системе. Например, чтобы получить звание «Подмастерье» хористу нужно заниматься в коллективе не менее одного учебного года при условии посещения не менее 60% занятий и 50% выступлений. А для получения звания «Мастер» хорист уже должен пройти обучение в коллективе в течение трёх лет и достичь в хоровом рейтинге места не ниже десятого.

При получении нового звания хорист отмечается определённым Знаком отличия. Они либо связаны с символами музыки (скрипичный ключ, камертон), либо эксклюзивные – с эмблемой хора мальчиков «ПЕТЕРБУРГСКИЙ КамерТОН».

            Эта система действует в нашем коллективе третий год. Но даже за столь непродолжительное время стало заметно, как дети учатся осознавать долю вложенного труда, видят и оценивают результат своей работы, понимают, в чём им ещё нужно потрудиться и подтянуться, стремятся повысить свой результат, ждут и с гордостью носят новые Знаки отличия. Со своей стороны, мы демонстрируем детям свою заинтересованность, серьёзное отношение к Лиге Мастеров, подчёркиваем её значимость и личный вклад каждого хориста в общее дело.

 

            На наш взгляд, идея была бы значительно весомее, если бы её поддержали другие хоровые коллективы города (особенно, руководители хоров мальчиков). И в перспективе самые значимые звания Лиги Мастеров хорового дела (такие как Почётный и Заслуженный Мастер) мы могли бы вручать уже не на уровне своего коллектива, а на уровне города, например, в рамках хоровых фестивалей Ассоциации дирижёров «С Новым годом, Петербург!» и «Зеркало времени». Таким образом дети могут увидеть лучших хористов города и познакомиться с ними лично. Это может стать залогом устойчивых межхоровых дружеских контактов.

 

            Возвращаясь к историческим фактам, хотим подчеркнуть: в эпоху Средневековья профессиональные организации Мастеров – Лиги, цеха, союзы (как они тогда назывались) – существовали именно в городах. В большинстве городов для желающих заняться ремеслом принадлежность к Лиге была обязательной. Неоргани­зованных ремесленников прогоняли из города. Таким образом, уже в Средние века важны были объединения мастеров в профессиональные сообщества.

            Мы думаем, что и для наших детей (особенно, мальчиков-хористов, склонных к соревновательному духу) этот факт имел бы особую значимость и ценность, если бы их личные достижения в своём хоровом коллективе заслуживали признания и отмечались бы на уровне профессионального городского сообщества – Лиги Мастеров хорового дела.


 

ЛИГА МАСТЕРОВ ХОРОВОГО ДЕЛА

ЛИГА МАСТЕРОВ ХОРОВОГО ДЕЛА

В нашей системе Лиги Мастеров хорового дела мы используем следующие звания:

В нашей системе Лиги Мастеров хорового дела мы используем следующие звания:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2021