Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Получить понятие о линейной перспективе: рассказывать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта. Находить линию горизонта и точку схода на схемах, рисунках и произведениях известных художников, объяснять их значение. Иметь представление о воздушной перспективе.
2ЛР: Делать простые построения перспективы. Выполнить рисунок с использованием простейших построений перспективы. Выполнить творческое задание с использованием линейной и воздушной перспективы.
Обязательный минимум содержания: перспектива, линия горизонта, точка схода (Н), линейная перспектива, воздушная перспектива (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: Ф. Гварди «День Вознесения на площади Сан-Марко в Венеции»; М. Сарьян «Улица. Полдень»; схемы, учебные рисунки.
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4й класс. – М.: Баласс,
2011.
Уроки 18–19.
Тема. Линейная и воздушная перспектива.
Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Получить понятие о линейной перспективе: рассказывать, как влияет на построение перспективы положение
линии горизонта. Находить линию горизонта и точку схода на схемах, рисунках и произведениях известных художников,
объяснять их значение. Иметь представление о воздушной перспективе.
2ЛР: Делать простые построения перспективы. Выполнить рисунок с использованием простейших построений
перспективы. Выполнить творческое задание с использованием линейной и воздушной перспективы.
Обязательный минимум содержания: перспектива, линия горизонта, точка схода (Н), линейная перспектива,
воздушная перспектива (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: Ф. Гварди «День Вознесения на площади СанМарко в Венеции»; М. Сарьян «Улица. Полдень»; схемы,
учебные рисунки.
Этапы урока
Содержание
1й урок
действия учителя
действия учеников
Создание
I.
проблемной
ситуации.
Учитель записывает тему урока: «Линейная
перспектива» и просит выполнить задание,
ответить на вопросы:
– Ребята, вы видели рельсы железной дороги,
изобразите на доске, пожалуйста, как они выглядят.
– А теперь откройте учебник на с. 36 и рассмотрите,
как художник изобразил рельсы.
– Сравните своё изображение и изображение в
учебнике. В чём разница?
© ООО «Баласс», 2014
Ученики отвечают на вопросы
(возможные
ответы
учеников):
Изображают на доске рельсы
параллельно друг другу.
Рассматривают.
– На доске рельсы изображены
параллельно друг другу, а в
учебнике сходящимися в одну
точку.
Страница 1
Формирование УУД
Цвет фраз,
обозначающих
учебные
действия,
соответствует следующим
группам результатов:
познавательные действия;
регулятивные действия;
коммуникативные действия;
личностные результаты.
Группировать и сравнивать
факты, явления, понятия.II.
Формулирование
проблемы.
– Так на какой вопрос мы должны ответить сегодня
на уроке?
художники
дорогу,
–
Почему
изображают
сужающуюся вдали?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
Выдвижение
III.
гипотез.
– А вы как думаете, почему?
Предполагают.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 2IV. Поиск решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа с текстом.
Работа
с
произведениями
мастеров.
Работа
схемами.
со
Дети рассматривают
читают текст,
страницу,
отвечают.
– О линейной перспективе.
– Точка схода, линия горизонта.
Рассказывают
Выполняют.
Отвечают.
Выполняют.
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 36–
37 и поработать с текстом в технологии
продуктивного чтения.
До чтения.
– Прочитайте название текста, выделенные слова,
рассмотрите изображение. О чём пойдёт речь в
тексте?
– Рассмотрите схему на с. 36 учебника и найдите
ключевые слова, отражающие понятие линейной
перспективы.
– Расскажите, что происходит с предметами вдали.
Какими они нам кажутся?
Во время чтения.
– Проверьте себя по тексту на с. 36 учебника под
схемами.
– Найдите и прочитайте в тексте на с. 36–37
линейная
учебника объяснение понятий
перспектива, линия горизонта, точка схода.
После чтения.
– Как вы поняли, что такое линейная перспектива?
2. Учитель предлагает выполнить задания 2, 4, 5
на с. 26–27 в рабочей тетради.
– Изучите схемы 1 и 2 на с. 26 и нарисуйте линию
горизонта и точку схода на схеме 3, определите
положение наблюдателя.
– На схеме 4 нарисуйте дерево в точке А.
– Дорисуйте на схеме 6 ещё два столба,
руководствуясь схемой 5.
Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь, текст,
схема, иллюстрация), отделять
известное от неизвестного.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 3Выражение
V.
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него.
Отвечают.
Применение
VI.
знаний
(продуктивные
задания).
VII. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает ребятам выполнить в
альбоме изображения кубиков, расположенных
как выше линии горизонта, так и ниже неё и на
разном расстоянии от линии горизонта.
Выполняют.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
работу.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Отвечают.
VIII.
задание.
Домашнее
– Принести рабочую тетрадь, карандаш, ластик,
цветные карандаши или пастель, альбом.
Записывают.
2й урок темы
Создание
I.
проблемной
ситуации.
Актуализация
знаний.
Учитель
записывает тему урока:
«Воздушная перспектива»,
демонстрирует
произведение Ф. Гварди «День Вознесения на
площади СанМарко» и просит ответить на
вопросы:
– Рассмотрите людей на картине Франческо Гварди.
Можете ли вы описать людей, которые находятся на
© ООО «Баласс», 2014
Ученики отвечают на вопросы
(возможные
ответы
учеников):
– Да, женщины в розовых,
голубых и белых платьях;
Страница 4
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Слушать и понимать других,
участвовать в диалоге.первом плане картины, их одежду?
– А теперь опишите людей, которые находятся на
дальнем плане?
– Почему вы смогли описать людей на первом плане,
а на дальнем нет?
– Почему художник именно так изобразил людей и
предметы?
– Но ведь, чтобы показать линейную перспективу,
нужно изменить размеры и форму предметов, а
художник, как вы заметили, изменил и цвета.
кавалеры в коротких светло
коричневых сюртуках, красных
и тёмных плащах и т.д.
– Там люди есть, но не понятно,
кто и в каких одеждах, даже
цвет трудно разобрать.
– На первом плане они крупно
изображены,
цвета хорошо
видны, а на дальнем мелко и
цвета непонятны.
– Чтобы показать линейную
перспективу.
II.
Формулирование
проблемы.
– Так на какой вопрос мы сегодня должны ответить? –
Почему
художники
изменяют не только размер,
форму, но и цвет предмета?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
с
Совместно
учителем
определять цель действий,
проговаривать
план,
предлагать версии.
III. Поиск решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа с текстом.
Работа
с
произведениями
Учитель предлагает детям рассмотреть
произведения мастеров и фотографии на с. 37
учебника и с. 67 в рабочей тетради и определить,
как меняются очертания, яркость и цвет
предметов.
– Рассмотрите изображения и определите, как
меняются очертания, яркость и цвет предметов в
зависимости от их расположения.
© ООО «Баласс», 2014
Ученики
рассматривают
изображения и отвечают на
вопросы (возможные ответы
учеников):
Очертания
–
предметов нечёткие,
теряют яркость,
Страница 5
удалённых
цвета
оттенки
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Слушать и понимать других,
участвовать в диалоге.мастеров.
Работа
фотографиями.
с
– Найдите в тексте на с. 37, как называется это
явление.
становятся холоднее и т.д.
– Воздушная перспектива.
Выражение
IV.
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него.
Отвечают.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Применение
V.
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает нарисовать в альбоме
пейзаж с использованием линейной и воздушной
перспективы. Это может быть дорога, тропинка
или река, уходящая вдаль, по краям (берегам)
которой расположены деревья или улица с
домами и т.д.
–
используя линейную
перспективу, выполните его в цвете, используя
воздушную перспективу.
Изобразите пейзаж,
Выполняют.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
VI. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
деятельность.
– Что тебе нужно было сделать?
Выполняют.
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Домашнее
VII.
задание.
© ООО «Баласс», 2014
– Доделать пейзаж и оформить его в паспарту.
– Принести альбом, рабочую тетрадь, карандаш,
Записывают.
Страница 6
Развитие самостоятельности в
поиске решения различныхластик, цветные карандаши, фломастеры.
изобразительных задач.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 7