Линейное уравнение с одной переменной
Цель: формировать умение решать по алгоритму уравнения, сводящиеся к линейным.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверочная работа.
Вариант 1
1. Сколько корней имеет уравнение: а) –2х = 17; б) 0 · х = –6; в) 0 · х = 0?
2. Найдите корень уравнения. а) 26х = –78; б)
0,2х = 2,8; в) x = 24; г) –3x =
.
Вариант 2
1. Сколько корней имеет уравнение: а) 0 · х = –72; б)
x
= 11; в) 0 · х = 0?
2. Найдите корень уравнения. а) 21х = 84; б)
–1,2х = 0,36; в) x = 21; г)
–2x =
.
III. Формирование умений и навыков.
№ 128 (а; б; е; ж; и); № 129; № 131.
3. № 131, № 132.
№ 131.
Решение:
а) (у + 4) – (у – 1) = 6у; у + 4 – у + 1 = 6у; у – у – 6у = –4 – 1; – 6у = –5; у = (–5) : (–6); у
= |
б) 3р – 1 – (р + 3) = 1; 3р – 1 – р – 3 = 1; 3р – р = 1 + 1 + 3; 2р = 5; р = 5 : 2; р = 2,5; |
в) 6х – (7х – 12) = 101; 6х – 7х + 12 = 101; 6х – 7х = 101 – 12; –х = 89; х = –89. |
г) 20х = 19 – (3 + 12х); 20х = 19 – 3 – 12х; 20х + 12х = 19 – 3; 32х = 16; х = 16 : 32; х = 0,5. |
№ 132.
Решение:
а) (13х – 15) – (9 + 6х) = –3х;
13х – 15 – 9 – 6х = –3х;
13х – 6х + 3х = 15 + 9;
10х = 24;
х = 24 : 10;
х = 2,4.
б) 12 – (4х – 18) = (36 + 4х) + (18 – 6х);
12 – 4х + 18 = 36 + 4х + 18 – 6х;
– 4х – 4х + 6х = 36 + 18 – 12 – 18;
– 2х = 24;
х = 24 : (–2);
х = –12.
в) 1,6х – (х – 2,8) = (0,2х + 1,5) – 0,7;
1,6х – х + 2,8 = 0,2х + 1,5 – 0,7;
1,6х – х – 0,2х = 1,5 – 0,7 – 2,8;
0,4х = –2;
х = (–2) : 0,4;
х = –5.
г) (0,5х + 1,2) – (3,6 – 4,5х) = (4,8 – 0,3х) + (10,5х + 0,6);
0,5х + 1,2 – 3,6 + 4,5х = 4,8 – 0,3х + 10,5х + 0,6;
0,5х + 4,5х + 0,3х – 10,5х = 4,8 + 0,6 – 1,2 + 3,6;
–5,2х = 7,8;
х = 7,8 : (–5,2);
х = –1,5.
4. № 134.
Решение:
а) 8b – 27 = 5; 8b = 5 + 27; 8b = 32; b = 32 : 8; b = 4. |
б) 8b – 27 = –11; 8b = –11 + 27; 8b = 16; b = 16 : 8; b = 2. |
в) 8b – 27 = 1,8; 8b = 1,8 + 27; 8b = 28,8; b = 28,8 : 8; b = 3,6. |
г) 8b – 27 = –1; 8b = –1 + 27; 8b = 26; b = 26 : 8; b = 3,25. |
5. При каком значении t:
а) значение выражения 5t + 11 равно значению выражения 7t + 31;
б) значение выражения 8t + 3 в три раза больше значения выражения 5t – 6;
в) значение выражения 5t + 1 в два раза меньше значения выражения 10t + 18;
г) значение выражения 0,25t – 31 на 5 больше значения
выражения t – 18;
д) значение выражения 13t – 7 на 8 меньше значения
выражения
12t + 11;
е) разность выражений 1,5t – 37 и 1,5t – 73 равна 36?
Основную трудность при составлении равенств у учащихся вызывают задания б) – д). Следует разобрать принцип составления равенства с использованием наглядности.
Решение:
б) 8t + 3 5t – 6 8t + 3 3 (5t – 6)
(8t + 3) = 3 (5t – 6);
8t + 3 = 15t – 18;
8t – 15t = – 18 – 3;
–7t = –21;
t = 3.
в) 5t + 1 10t + 18 5t + 1 (10t + 18) : 2
5t + 1 = (10t + 18) : 2;
5t + 1 = 5t + 9;
5t – 5t = 9 – 1;
0 · t = 8 – нет решений.
г) 0,25t – 31 t – 18 0,25t
– 31
+ 5
0,25t – 31 = t – 18 + 5;
0,25t – t = – 18 + 5 + 31;
0 · t = 18 – нет решений.
д) 13t – 7 = (12t + 11) – 8 или (13t – 7) + 8 = 12t + 11.
е) (1,5t – 37) – (1,5t – 73) = 36;
1,5t – 37 – 1,5t + 73 = 36;
1,5t – 1,5t = 36 + 37 – 73;
0 · t = 0 – t – любое число.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: № 128 (в; г; д; з); № 130; № 133; № 135.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.