линейные казаки

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование. Цели: • выявить на основе практической работы свойства льда и снега; • сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода; • развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы; • воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности. Оборудование: • для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
Иконка файла материала линейные казаки.doc

                                       ТЕМА:

      СЛУЖБА  ЛИНЕЙНЫХ  КАЗАКОВ.

 

Цель:  дать  сведения  о  тяжёлой  службе  казаков  на  Кавказской  линии.

Задачи:  образовательные:  сформировать  представление учащихся

                о  службе  линейных  казаков;

                коррекционно-развивающие:  развивать  память,  мышление,

                внимание  в ходе  беседы;

                воспитательные:  воспитывать  интерес  к  изучению  родного  края.

Основные  знания: служба  казаков  на  Кавказской  линии.

Словарь:  Кавказская  линия,  «кнутобойцы».

Тип  урока:  комбинированный. 

Ход  урока:   организационный момент;

                        опрос  домашнего  задания:

1.     Как  устраивали  свой  быт  кубанские  казаки?

2.     Какими  занятиями,  кроме  основной  службы  они  владели?

3.     Какими  ремёслами  занимались  казаки  в  свободное  от  службы  время?

         СЛУЖБА   ЛИНЕЙНЫХ   КАЗАКОВ.

        В  конце  18  века  Кавказскую  линию,  протянувшуюся  на  многие  сотни  вёрст  вдоль  рек  Кубани,  Малки,  Терека  охраняли крепости,  редуты  и  другие  укрепления.  Но этого  было  мало  для  того,  чтобы  одолеть  беспокойный  Кавказ.  Самым  оптимальным  средством  было  заселение    края  казаками.  Горцы  тоже  это  понимали  и  говорили,  что  укрепление  -  это  камень,  брошенный  в  поле,  дождь  и  ветер  уничтожают  его;  станица  -  это  растение,  которое  вживается  в  землю  корнями  и  понемногу  застилает  и  охватывает    поля.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       Поселившихся  на  Кавказской  линии  казаков стали  называть  «линейцами».  Кроме  того,  что  они  должны  были  осваивать  новые  земли,  на  них  легла  тяжесть  беспокойной  пограничной  жизни  с  её  дозорами,  частыми  тревогами.

       Первых  поселили  сюда  донских  казаков.  Оказавшись в  трудных,  тяжёлых  климатических  условиях,  многие  из  них  болели, умирали,  попадали  в  лазареты.  Кроме  тго,  казаки  эти  были  молоды,  плохо  обучены,  они  не  знали  особенностей  войны  с  горцами.  Недаром   казаки  сложили  песню  « о линии-линеюшке,  распроклятой  сторонушке».

 

       В  1792 году  казакам  сказали,  что  их  навсегда  оставляют  на  Линии,  донские казаки  стали  убегать  обратно  на  Дон,  но  расправа  была  короткой,  Более  300  казаков  заковали  в  цепи,  около  1,5  тысяч  были  наказаны  плетьми.  Прозвище  «кнутобойцы»  ещё  долго  напоминало  о  том,  что  за  невыполнение  царского  Указа,  их  предки  были  биты  кнутом  и  насильно  поселены  на  Линии.   

      Семьи  донских казаков  основали  много  новых  станиц  и,  прикрыв участок  границы  в  300  вёрст,  они  составили  Кубанский  казачий  полк.  Но  сил  всё  равно  не  хватало.  Тогда  на  Кубань  переселили  малороссийских  казаков,  которые  заняли  самый  сложный  участок  кордонной  линии.     

Вскоре  отдельные линейные  казачьи  полки  были  объединены  в  Кавказское  линейное  казачье  войско.

 

      От  станицы  к  станице  тянулся  «кордон»   -  цепь  сторожевых  полков.  Главной  задачей  казаков  было  следить  за  переправой  неприятельских  партий  и  вовремя  доносить  о  нарушениях  в  ближайшие  станицы.  На  рассвете  во все  стороны  выезжали  конные  разъезды, чтобы  осмотреть  местность  и  если всё  было  спокойно,  станичники  занимались  своей  работой.  В  каждом  саду,  на  каждом  поле  или  бахче  становился  мальчишка  или  дед,  чтобы  вовремя  предупредить  об  опасности.  Суровая  обстановка  на линии  заставляла  маленьких  казачат  уже  с  8  лет  ловко  управлять  конём,  а  в  14  -  владеть  оружием.  Не уступали  мужчинам  и  храбрые  казачки.  Случалось,  что  и  женщинам приходилось  с  винтовкой,  а  то  и  с  вилами  в  руках  оборонять  станицу  от  неприятеля.

 

      Заимствовав  во  многом  у  кавказских  народов  одежду,  оружие,  седловку  и  посадку,   линейцы  усвоили  «живость  и  удаль  своего  противника»,  его  уловки  и  тактические  приёмы.  « Линеец -  это  тот  же  черкес,  только   русской  национальности» -  так  говорили  на  Кавказе.  Путешествовавший  по  Кавказской линии  известный  французский писатель  Александр  Дюма  высоко  оценил  военные  способности  линейных  казаков:  « Линейный  казак  -  это  единствен-ный воин, который  сражается  как  артист  и  находит  удовольствие  в  опасности…Рассказывают  о  невероятной  храбрости  этих  людей».  Умение  владеть  остро  отточенной  шашкой  составляло  отличитель-ный  признак  военного  искусства  линейных казаков.

       Выдающиеся  боевые  качества  объяснялись  и  высоким  моральным  духом,  настроем  на  победу,  уверенностью  в  собственных  силах  и правоте  действий.  Многие  эпизоды  Кавказской войны  принесли линейцам  заслуженную  славу  бесстрашных  воинов.