Лингвистическая сказка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 31.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С целью воспитания интереса к урокам русского языка, в качестве занимательного материала, позволяющего повысить качество обучения русскому языку, разнообразить урок и повысить мотивацию учащихся, мной написаны лингвистические сказки. Сказки по русскому языку представлены по разделам: "Орфография", "Словообразование", "Буквы и звуки".Лингвистические сказки по русскому языку для учащихся 3-6 классов
Иконка файла материала Лингвистические сказки.docx
Лингвистические сказки Сказка про Буквы и Звуки    В сказочной стране Русский язык есть городок под названием Алфавит. В  этом городке всего 33 домика, в котором живут звуки. Каждый домик имеет  свою особенную архитектуру. Называют домики буквами.  Ранним утром из домиков раздаются разные звуки: «А­А­А! О­О­О! И­И­И!  Ы­Ы­Ы! У­У­У! Э­Э­Э!». Это проснулись гласные звуки и начали петь,  гласные звуки очень любят петь, у них красивые голоса. Дружно живут  гласные звуки, их ровно 6. Любят гласные звуки петь дуэтом со звуком Й и  получается у них: «ЙА! ЙО! ЙЭ! ЙУ!».      Из других домиков слышится шипение: «Ш­Ш­Ш. Ж­Ж­Ж. Щ­Щ­Щ. Ч­Ч­ Ч». В этих домиках живут согласные звуки, их называют шипящие звуки. Из  других домиков раздаются тихие отрывистые звуки, похожие на глухой стук:  «П.Т. К. С. Ф. Ж.», эти звуки называют глухими согласными. А напротив  глухих согласных живут их друзья, звонкие согласные, голоса которых можно  услышать издалека: «Б. Д. Г. З. В. Ш.». Эти согласные неразлучные друзья,  очень похожи друг на друга, из­за этого их называют ещё парными. Согласных звуков намного больше, чем гласных, поэтому и домиков у них больше ­ 21! В  остальных домиках поселились только глухие звуки: [Х, Ц, Ч, Щ], всего их 4,  и только звонкие согласные звуки:[Л, М, Р, Н, Й], всего их 5.  А на окраине  этого городка, вдали от всех, стоят ещё два домика. Да только никогда звуки  из этих домиков не раздаются!!! Поэтому прозвали эти домики­буквы  мёртвыми. А называются буквы твёрдый (Ъ) и мягкий знак (Ь).Почему буква Я в алфавите последняя стоит Жила ­ была  буква  Я.  Буква  Я  была зазнайкой и хвастунишкой. Всё время  себя нахваливала: «Я самая умная! Я самая красивая! Я самая сильная! Я  самая хорошая!». «Без меня вам не прожить!», ­ говорила буква Я остальным  буквам. Рассердились буквы алфавита на букву Я и отправили её в самый  конец алфавита. Пусть там будет. Оттуда не будет слышно её хвастовства. С  тех пор буква Я в алфавите самая последняя стоит. Сказка о твёрдом и мягком знаке     Давно это было. В сказочной стране Русский язык в городе Алфавит жили­ были два брата. Два родных брата, а характер у них разный. У одного ­  покладистый, мягкий, поэтому и назвали его Мягкий знак, а у другого  напористый, твёрдый, его назвали Твёрдый знак.      Однажды загоревал Мягкий знак и говорит Твёрдому знаку:  ­ Горько мне, что нас называют мёртвыми буквами, и зачем мы живём на этом  белом свете?». ­ Пойдём к царице нашей Орфографии и узнаем своё предназначение, ­  предложил ему Твёрдый знак.      Отправились братья в дорогу. Долго ли шли, коротко ли, но пришли к  царице Орфографии. Царица им и отвечает: «Вас называют мёртвыми  буквами, потому что вы не обозначаете звуков. Но наделю вас силой  волшебной. Отныне ты, Мягкий знак, будешь обозначать мягкость согласных  букв в конце слова — боль, соль — и сможешь изменять значение слова! Ты  сможешь угол превратить в уголь! Ты будешь обозначать мягкость согласных  звуков и стоять перед твёрдыми согласными в середине слова: просьба,  письмо. А следующее ваше предназначение будет главным! Наделю вас силой  разделительной, и будете вы, как пограничники, разделять гласные буквы от  согласных. Ты, Мягкий знак, будешь разделять гласные И, Ю, Я, Ё, Е от  согласных в середине корня и на конце корня перед окончанием: вЬюга,листЬя, муравЬи, белЬё, варенЬе. Ну а ты,Твёрдый знак, встанешь после  приставки, которые заканчиваются на согласную букву, перед гласными Я, Ё,  Е, Ю: подЪехал, предЪюбилейный, обЪявление, сЪёмка. Выдала  Орфография братьям удостоверения и Указ издала, чтобы отныне не  ссорились между собой гласные и согласные буквы да не вносили в слова  путаницу и раздор, а подчинялись Мягкому и Твёрдому знаку. ОБ­ ОТ­ РАЗ­ В­ С­ ПОД­ НАД­ СОГЛАСНЫЕ Ъ Я Ю Е Ё Ь Я Ю Е Ё И сЪёмка                подЪезд    обЪявление  предЪюбилейны й вьюга белЬё семЬя муравЬи варенЬе Во избежание беды великой строго­настрого Орфография запретила Мягкому знаку вставать в сочетания букв РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ. А на память дала ему древнее писание, которое испокон веков было. СОЧЕТАНИЯ БУКВ РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ пиши без Ь!!!                             БОРЩ                   РУЧКА          ОДУВАНЧИКЧТЕНИЕ                ХИЩНИК                    Сказка о частях слова      Жили­были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Дружно жили, друг к другу в гости ходили. Каждая часть слова жила в своём  доме. Угадай, кто в каком домике живёт?       Однажды собрались Приставки, Суффиксы и Окончания вместе, а Корень  не пригласили, и заскучали.  – Почему мы так скучно живём? – сказала Приставка.  – Потому, что без интересного и полезного дела жить скучно, – ответил  Суффикс.  – Тогда давайте вокруг наших домов разведём красивый и богатый сад слов!–  предложило Окончание. Части слова с радостью принялись за дело, но у них ничего не получилось,  никак не росли деревья со словами. Взялись за дело приставка По­, суффикс­ К­ и окончание ­И, но ничего у них не вышло, нет дерева с таким названием  ПО + К + И. Расстроились части слова и обратились за помощью к  Волшебнику, которого зовут Русский язык. Они его спросили:   ­ Уважаемый  Русский язык, почему в нашем саду не растут деревья слов?   ­ Без корня дерево слов не вырастит. Без корня слов не бывает. Корень – это  главная часть слова, в которой заключено значение всего слова, ­ ответил им  Русский язык.      Поняли свою ошибку части слова и побежали к Корню. Он подарил им  корень ­ЦВЕТ­ . Посадили они его, и выросло дерево однокоренных слов да  большое­пребольшое, красивое, много­много на нём было листочков­слов. Все слова на этом дереве они назвали однокоренными, потому что выросли все из  одного корня. Обрадовались части слова и впредь решили дружить с корнем.  Приставка всегда стояла перед корнем, а суффикс после корня, и вместе онивыращивали новые деревья. Окончание же придавало словам особую форму.  Вскоре всем на загляденье дома частей слов окружал большой красивый сад. Сказка об однокоренных словах Жили­были слова с корнем ГОР — горы, горец, горный.        Дружно жили, да и как иначе, ведь они были одной семьёй. У них был один корень, одни истоки, похожи они были друг на друга, были близкими по  значению. Поэтому эту семью называли ­ однокоренные слова. Однажды в их  горную местность из далёкой стороны пришло слово Горе. И сказало Горе: «Я  ваша дальняя родственница, у нас с вами один корень ­ГОР­ , примите меня в  свою семью». Приняли её в свою семью слова, относились к Горю с  уважением, во всём её слушали. С тех пор начались в семье ссоры да раздоры.  За какое бы дело ни брались однокоренные слова — ничего у них не  получалось.       Задумались слова и поняли, что мир покинул их семью, когда Горе  поселилось вместе с ними. Поняли слова, что Горе не их родственница, хоть  корень у них одинаковый, да характер у них другой, значение разное. Ничего  общего у них не было. Выгнали однокоренные слова Горе и снова зажили  дружно и счастливо.Сказка о суффиксе­богатыре, суффиксах­трудягах и суффиксах­ малютках     В сказочной стране Русский язык в городе Состав слова жили­были  суффиксы. Все остальные части слова уважали суффиксы за их талант и  трудолюбие. Они всё время образовывали новые слова. Встанут после корня и получится новое слово. У каждого суффикса есть своё значение. Суффикс  ­ИЩ­ части слова называли богатырём, так как силищей обладал он  неимоверной. Все маленькие предметы превращал в большие. С ним все слова  чувствовали себя сильными и большими. Дом превращался в домИЩе, рука в  ручИЩу, глаза в глазИЩе, хвост в хвостИЩе. Суффиксы ­ТЕЛЬ­, ­ИСТ­,  ­ЧИК­, ­ЩИК­ называли трудягами. Встанут суффиксы­трудяги после  корня и получаются слова со значением труда. На гитаре начинает играть  гитарист, в футбол играть футболист, на тракторе работает тракторист, груз  грузит грузчик, а на барабане барабанит барабанщик, детей учит учитель,  романы пишет писатель.      Однажды суффиксы ­ЧИК­ И ­ЩИК­ поссорились. Решил ­ЧИК­ слово  грузчик образовать, а ­ЩИК­ ему перечет: «Нет, здесь я буду стоять! Будет  слово писаться грузщик!».  Крепко поссорились братья, дело до драки дошло.  Хорошо вовремя вмешалась в их ссору царица той страны Орфография, она­ то их и рассудила. Она сказала: «По законам нашим древним ты, ­ЧИК­,  должен стоять после букв Д­Т, З­С и Ж. А ты, ­ЩИК­, ­ во всех остальных  случаях!». Помирились братья и с тех пор живут дружно и не ссорятся, свято  соблюдают законы Орфографии.     В городе Состав слов много суффиксов живут. Но особой любовью  пользуются суффиксы­малютки. Все их любят за их характер ласковый и  называют их уменьшительно­ласкательные. Они все слова делают добрыми,  маленькими и ласковыми: дом — домик, глаза — глазки, лес — лесок, серый  — серенький, дочка — доченька, слон — слонёнок, звезда — звёздочка.  Сказка о приставках ПРЕ­ и ПРИ­    Жили­были приставки ПРЕ­ и ПРИ­. Вставали они всегда перед корнем,  поэтому их и назвали приставками. Приставка ПРЕ­ всегда всем восхищалась  «Прекрасно! Прелестно!» или возмущалась «Прескверный!» и придавало  слову высшую степень качества и действия. Она всё либо ПРЕуменьшала,  либо все ПРЕувеличивала. Все слова с ней становились очень красивыми,  очень добрыми и очень важными, в общем очень­очень! Добрый становился с  приставкой ПРЕ­ предобрым, то есть очень добрым, успешный — преуспевал  во всём, то есть достигал особого успеха в чём­нибудь! Приставка ПРЕ­  дружит с приставкой ПЕРЕ­ и часто заменяет её.ПЕРЕступить — ПРЕступить. ПЕРЕгородить — ПРЕграждать.     А приставка ПРИ­ всё время что­то присоединяла (пришить, приклеить)  приближала (прибежать, прилететь) да прибавляла (придать). А ещё  приставка ПРИ­ указывала дорогу путникам и указывала на близость  расположения объектов. Если что­то находилось рядом с озером, его она  называла приозёрный, рядом с городом — пригородный, находится что­то  рядом со школой, значит, ­ пришкольный, а у дороги — придорожный. Всегда приставка ПРИ­ старалась все дела доводить до конца. Она думает­ думает да придумает, строит­строит да пристроит. Но бывало что приставка ПРИ­ и не в полной мере выполняла какие­нибудь действия. Не сядет, а чуть­ чуть присядет, не откроет окно, а чуть ­ чуть приоткроет.  А в некоторых словах приставки ПРЕ­ И ПРИ­ просто срослись с КОРНЕМ и  их перестали выделять как приставки, а воспринимают как единое целое,  запомните их: ПРИ ­ природа, притязание, присяга, приспешник, привидение,  пригодный;  ПРЕ ­ прелестный, претить, претерпевать, преткновение, презирать,  прельщать, пренебрегать.     Так приставки и до сих пор живут в Русском языке и хорошо выполняют  свою работу — образовывают новые слова. Сказка про соединительные гласные Е, О и сложные слова       Жил­был один Мастер, который любил создавать разные невиданные и  диковинные машины. Однажды он создал машину, которая сама летает, сама  варит, везде ходит. А как назвать свои изобретения не знал. Пошёл Мастер к  волшебнику Русскому языку — помощи просить. Посмотрел Русский язык на  эти чудо­машины и сказал: «Хорошо, я тебе помогу». И призвал Русский язык  корень слова ­САМ­, ­ЛЁТ­, ­ВАР­, ­ХОД­ да гласные О и Е. Повелел Русский язык частям слова образовать новые слова, которые бы стали названиями для  машин Мастера. Гласные О и Е сразу принялись за работу. Соединила гласная  О корень ­САМ­ с корнем ­ЛЁТ­ и получилось слово — САМоЛЁТ, этим  словом назвали машину, которая сама летает. А словом САМоВАР назвали  предмет, который сам варит. А гласная Е соединила слово ВЕЗДЕ и корень  ­ХОД­ и получилось слово ВЕЗДеХОД.Обрадовался Мастер, поблагодарил Русский язык и отправился к себе в  мастерскую другие машины изобретать.      А гласным О и Е так понравилось новые слова придумывать, что они  продолжили соединять корни. Много слов они придумали, так появились в  русском языке слова земледелие, снегопад, птицеферма, путешествие,  вертолёт, скалолаз и многие другие.      Однажды заспорили гласные О и Е, между каких корней какой гласной  вставать. Пришла царица Орфография и рассудила их спор. Она сказала:  «Ты, гласная О, будешь стоять после твёрдых согласных. А ты, гласная Е,  будешь стоять после буквы Ц и мягких согласных». А ещё присвоила  Орфография гласным О и Е звание ­ соединительные, а слова, которые  создавали соединительные гласные, назвала сложными.  Почему «ЖИ» и «ШИ» пишутся с буквой И, а «ЧА» и «ЩА» с буквой А и буквой У    Когда­то давным­давно шипящие буквы Ж, Ш были только мягкими  согласными и дружбу водили с такой же красивой и нежной гласной И, а  букву Ы на дух не переносили. Она всегда дружила только с твёрдыми  согласными. Но шло время и звуки Ж и Ш изменились, отвердели, стали  твёрдыми согласными, но дружбу не предали. Всем сказали: «ЖИ и ШИ  пишите с буквой И! ЖИвот. МаШИна». Так они и по сей день всегда пишутся  с буквой И. А навязчивую букву Ы не пускают, как бы она ни просилась!    А вот мягкие согласные Ч, Щ сразу подружились с гласной А и У. Между  ними сразу вспыхнули нежные ЧУвства! Буквы Ч и Щ ЧАсто с ними  прогуливались в ЧАще, в реке ловили ЩУку. Гласные Ю и Я уговаривали их  дружить с ними, говорили что будут подчёркивать их мягкость, нежность и  красоту! При виде шипящих согласных Я и Ю начинали петь: «Ах, какие же  они прекрасные эти мягкие щипящие!». Но никакие их признания в любви,  обещания, уговоры и даже угрозы не разлучили буквы ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ.  Вот уж правду говорят ­ настояЩАя дружба в огне не горит и в воде не  тонет!Как Незнайка русский язык учил Однажды Незнайка решил грамотным стать. Надоело ему, что его все  называют незнайкой. Всем решил доказать, что не так уж и сложно грамотно  писать. Подумаешь! Незнайка к тому же был ещё и большим зазнайкой!  Принялся Незнайка русский язык изучать.  Но скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Начал писать слова с  корнями ГОР­ГАР, КОС­КАС, ЗОР­ЗАР, ЛАГ­ЛОЖ, КЛАН­КЛОН. Ой,  кругом голова пошла! Никак не может разобраться Незнайка, когда в этих  корнях писать букву А, а когда О!?    В поиске ответа на этот вопрос решил Незнайка отправиться к царице  Орфографии, которая правописанием слов управляла. Долго ли шёл, коротко  ли, да пришёл Незнайка к царице Орфографии и просит её: ­ Уважаемая Орфография, научи, как правильно писать гласные А и О в  корнях с чередованием!»­ Ах, эти корни­близнецы, озорники ужасные! Всё время людей путают! Но  беде твоей помогу, ­ отвечает ему Орфография.     И поведала царица Незнайке тайну, как различать написание корней ГОР­ ГАР, КОС­КАС, ЗОР­ЗАР, ЛАГ­ЛОЖ, КЛАН­КЛОН. Она сказала ему:  «Корень КАС очень дружит с суффиксом ­А­, увидишь после корня КАС  суффикс ­А­, то всегда и в корне пиши букву А, а если этого суффикса нет,  то тогда в корне пиши букву О. Например, прикасаться, но прикоснуться! В  корне ГАР гласная А пишется всегда под ударением, а гласная О всегда без  ударения. Запомни: загар, но загореть!     Секрет написания остальных корней­близнецов узнаешь из древнего  писания. И дала Орфография Незнайке писание древнее и сказала: «Это  писание волшебной силой обладает! Береги его как зеницу ока. Выучи всё, что там написано и станешь самым грамотным человеком на Земле!» Корни Правило Примеры клан ­ клон Под ударением пишется А, без  ударения О Кланяться­  преклоняться лаг ­ лож Перед буквой Г пиши А, перед  буквой Ж пиши О зар ­ зор Без ударения А, под ударением О Заря ­ зорька скак ­ скоч Перед буквой К пишется – А,  перед буквой Ч пиши О Скакать ­ вскочить плав ­ плов Буква О пишется только в  словах:  пловец, пловчиха мак ­ мок ­Мак­ пишется в словах со Макать ­ промокает значением «опускать что­нибудь в жидкость», а ­мок­ ­ «пропускать жидкость» чет ­ чит В корне пишется И, если после  Счесть ­ считатьбер ­ бир корня слова стоит суффикс ­а­. Соберу ­ собирать пер ­ пир дер ­ дир мер ­мир блест ­ блист стел ­ стил жег ­ жиг «Если после корня А, ­                    в корне И пиши всегда,                   Вот пример, запоминай:                  «Ноги вытер? Вытирай!» Запереть ­ запирать Раздеру ­ раздирать Замереть ­ замирать Блестеть ­ блистать Стелить ­ застилать Сжечь ­ сжигать Используемые ресурсы 1. Справочник по русскому языку «Грамматика в таблицах и вопросах» П.М.  Баев, Издательство «Просвещение» Ленинградское отделение, Ленинград  1968 2. Бесплатные изображения https://pixabay.com/ru/ 3. Бесплатные изображения FotoHomka.ru 4. http­www­aleks­zschool­narod­ru­images­p56­neznayka­jpg.