Лингвистический аукцион 1

  • Мероприятия
  • ppt
  • 12.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лингвистический аукцион 1.ppt

Лингвистический аукцион

Добрый день!
Приветствуем вас на нашем аукционе.

Аукцион – это публичная распродажа.

Покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Наш аукцион — лингвистический. На продажу будут выставлены вопросы по русскому языку.

А покупать вы их будете за «умы».
«Умов» сегодня у каждого по пять.
В течение игры вы сможете как увеличить свой «ум», так и стать банкротом. Я называю вопрос, если вы решаете отвечать, то называете цену (1–2 «ума»), и тогда право ответа остается за вами. Если ответ правильный, вы получаете дополнительный «ум» к ставке, которую сделали. Если вы ошиблись — не отчаивайтесь: вы узнаете много нового и проверите свои знания.

Лот № 1
Послушайте легенду.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес... язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» – «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес...
– Что принес Эзоп?
– Прав ли был Эзоп?

Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но словом же можно, как писал Л.Н. Толстой, служить вражде и ненависти.

Лот № 2


Каково происхождение названий: голубой, оранжевый, лиловый, фиолетовый, коричневый?

Голубой получил свое название от цвета оперения шейки голубя. Оранжевый — от цвета апельсина (франц. оrаngе).
Лиловый получил название от сирени (lilos «сирень»).
Фиолетовый — цвет фиалки (лат. viola «фиалка»).
Коричневый цвет получил свое название от цвета корицы, а слово корица, в свою очередь, образовалось от слова кора.

Лот № 3

Почему мы говорим:
прочитать от доски до доски?

У старинных книг
были деревянные обложки,
украшенные золотом и драгоценными камнями.

Лот № 4

Что значат названия дней недели?

Названия дней недели почти все пришли к нам из славянских языков.

Слово воскресение — образовано от крЪсити «воскрешать», производного от крЬсъ «оживление, здоровье». В общеславянском языке этот день назывался неделей, что значило день отдыха:
не делати.

Понедельник — образовано на базе формы по недЬле (значит: после недели, т.е. воскресения).

Вторник — буквально: второй день.

Среда – середина,
т.е. день, который находится
в середине недели.

Четверг –
от общеславянского чътвьргъ;
означает «четвертый день».

Пятница – от общеславянского пять – «пятый», т.е. пятый день.

Слово суббота заимствовано из старославянского, в котором восходит к греческому заЪЪа1оп,
в свою очередь заимствованному из древнееврейского; корень тот же, что и в слове шабаш — «отдых, конец работы».

Лот № 5

Почему буква а
имеет такое начертание?

В наших буквах трудно узнать рисунки, изображающие ту или иную вещь. Из страны в страну путешествовали буквы, прежде чем они попали к нам. Буквы впервые появились у восточного народа гиксов. Они рисовали морду быка, который на их языке назывался «алеф». Рисунок морды быка в письме стал обозначать первый звук слова «алеф».
Наша буква а – это упрощенное изображение головы быка, повернутое рогами вниз

Лот № 6

Объясните значение
иноязычных элементов слов:
авто-, агро-, био-, гео-, графа-, микро-, скоп-, цирк-, анти-.

авто- [ гр. autos сам]
1) свой, собственный, само
(автобиография);
2) автоматический
(автоблокировка):
3) автомобильный,
автомобиль
(автогараж, автоцистерна);
4) самоходный,
самодвижущийся
(автодрезина)

агро- [гр. agros поле]
агрономический
(агрохимия, агроном,
агротехника,
агрометеорология);
био- [гр. bios жизнь]
1) жизнь
биография;
2) связанный с жизнью
(биосфера);








,

био- [гр. bios жизнь]
1) жизнь
(биография);
2) связанный с жизнью
(биосфера);
3) биологический
(биокатализаторы,
биолаборатория).

Гео- [ гр. gё земля]
относящийся к земле и её изучению
(география, геология, геофизика).

графá- [гр. graphē черта]

1) полоса, столбец между двумя вертикальными линиями в таблицах, в конторских и подобных им книгах;

2) раздел текста; рубрика.

микро- [гр. Mikros малый]
1) наименование единиц физ. величин, равных миллионной доле исходных единиц
(микроме́тр)
2) малый, малых размеров
(микроорганизм,
микрокалькулятор);
связанный с изучением или
измерением малых величин (микроскопический, микромир).

скоп(ия) - [skopeо смотрю, рассматриваю, наблюдаю]
вторая составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к наблюдению
(микроскоп, эндоскопия)

цирк – [ лат.сircus букв. круг]
1) в Др. Риме – место для конных состязаний, состязаний колесниц, для травли зверей, боев гладиаторов, кулачных боёв;
2) вид искусства (акробатика, эквилибристика, жонглирование, клоунада, дрессировка животных);
3) здание с манежем (ареной) в центре и амфитеатром для зрителей, где происходят цирковые представления.

Анти [гр. anti ] – приставка,

обозначающая противоположность, враждебность чему- л., направленность против чего-л.
(антинаучный, антибиотики, антивитамины)

Лот № 7

За две минуты запишите пять слов, в которых больше звуков, чем букв, и пять слов, в которых больше букв, чем звуков.

Ёлка, юла, яр, вьёт, подъезд

Лестница, масса, терраса, помощь, рожь

Лот № 8

Определите значение фразеологизмов:
Хватать верхи;
Душа нараспашку;
Дело в шляпе;
Вбить в голову;
Ударить по рукам;
Шито белыми нитками;
Молоко на губах не обсохло;
Играть в бирюльки.

Хватать верхи – иметь неглубокие знания;
Душа нараспашку – открытый человек; Дело в шляпе – все в порядке;
Вбить в голову – внушить;
Ударить по рукам – заключить сделку; Шито белыми нитками – плохо скрыто;
Молоко на губах не обсохло – молодой еще;
Играть в бирюльки – заниматься пустяками.

Лот № 9

Закончите фразеологизмы:
Дрожит...;
Надулся...;
Катается...;
Втирать...;
Кривить...;
Кануть... .

Дрожит... (как осиновый лист);
Надулся... (как мышь на крупу); Катается... (как сыр в масле); Втирать... (очки);
Кривить... (душой);
Кануть... (в Лету).

Лот № 10

Расставьте ударение:
брала, звонит, отдали, отдала, приняли, приняла, взяли, взяло, взяла.

бралá, звонúт, отдáли,

отдалá, прúняли, принялá,

взя́ли, взя́ло, взялá.

Лот № 11

Кто составил
старославянскую азбуку?

Старославянская азбука была составлена Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей.)

Лот № 12

Назовите пять фразеологизмов, пришедших из русских народных сказок.

По щучьему велению;
кощей бессмертный;
за тридевять земель;
битый небитого везет; молочные реки, кисельные берега.

Лот № 13

Разгадайте шарады:
* Первое — нота, второе — игра, а целое встречается у столяра.

Долото

* Когда нас первое терзает и томит, Тогда второе с радостью мы гложем, А целое и гладко, и блестит,
Его и ощутить мы можем.

гладкость

В книгах – своя глубина.
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду
Слов драгоценные клады.