Одним из средств активизации учебного материала могут быть дидактические игры, которыми можно пользоваться как во внеклассной работе,так и на уроках русского языка. Предлагаемая разработка лингвистического аукциона позволит учащимся 6--8-х классов применить на практике знания,которые они получили на уроках русского языка,повторить в игровой форме изученный материал, посоревноваться.
Здравствуй, дорогая редакция! Отправляю Вам свою разработку лингвистического
аукциона по русскому языку, который успешно прошел в нашей школе на месячнике
русского языка в ноябре этого года. Поздравляю с наступающим Новым годом!
Желаю всем крепкого здоровья и успехов в труде.
Лингвистический аукцион
За неделю до аукциона организаторами оформляется бюллетень «Знаешь ли ты русский
язык?», в котором сообщаются разделы языкознания, которые необходимо повторить.
В качестве ведущего выступает учитель (руководитель кружка).
Участники – учащиеся 68 классов.
Счетная комиссия – старшеклассники.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня у нас аукцион, но не обычный аукцион,
а лингвистический. Всем известно, что аукцион это публичная распродажа, при которой
покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. На продажу
выставляются вопросы по русскому языку. Покупать их вы будете за «таланты».
Сегодня у каждого из вас по пять «талантов». В течение игры вы сможете как увеличить
свои «таланты», так и стать банкротом. Решив ответить на вопрос, вы называете цену (12
«таланта») и тогда право ответа остаётся за вами. Если ответ верный, вы получаете
дополнительный «талант» к ставке, которую сделали. Если ошиблись не отчаивайтесь: вы
узнаете много нового и проверите свои знания.
Лот № 1
Ответьте на вопросышутки, употребив фразеологизмы.
Что можно сделать из мухи?
Что можно держать за зубами?
Что можно бросить на ветер?
Что можно взять обратно?
Что можно не оставлять на камне?
Что хорошо иметь на плечах?
Лот № 2
История русского языка знала такие периоды, когда появление заимствованных слов
вызывало резкий протест, иногда противоречащий здравому смыслу. Так, в начале XIX века
А. С. Шишков, глава литературного общества «Беседа любителей русского слова», велнепримиримую борьбу со всеми заимствованиями, в том числе и с такими, которые уже
стали или становились общепринятыми. Современники А. С. Шишкова из слов,
придуманных «любителем русского слова» для замены иностранных слов, составили
шутливую фразу:
«Хорошилище грядет по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах».
Что означает эта фраза? Прокомментируйте свой ответ.
(Франт идёт по бульвару из цирка в театр в калошах)
Лот № 3
Знаете ли вы, что старая русская азбука состояла из заглавных букв единого шрифта?
Две разновидности букв – прописные (заглавные, большие) и строчные (маленькие) – ввёл
Петр I в образце азбуки 1710 года.
А кто составил старославянскую азбуку?
(Старославянская азбука была составлена Кириллом и его братом Мефодием по просьбе
моравских князей)
Лот № 4
Когдато слово НЕДЕЛЯ означало «нерабочий день, воскресенье» (из Не + дела). В
украинском, болгарском, чешском и других языках и в настоящее время слово НЕДЕЛЯ
означает «нерабочий день, воскресенье»
Объясните, что значат названия дней недели?
(Почти все названия дней недели пришли к нам из славянских языков. Слово
воскресение образованно от «воскресать», производного от «оживление, здоровье».
Понедельник – по неделе, значит: после недели, т. е. воскресения. Вторник – буквально,
второй день. Среда – середина, т. е. день, который находится в середине недели. Четверг –
означает «четвёртый день». Пятница – от общеславянского пять – «пятый», т. е. пятый
день. Слово суббота заимствовано от старославянского, в котором восходит к греческому
sabbaton , в свою очередь заимствованному из древнееврейского; корень тот же, что и в
слове шабаш – «отдых, конец работы»)
Лот № 5
Расставьте ударения в словах: квартал, туфля, торты, звонит, ржавея, балуясь, создан,
создана, движимый, добрались.Лот № 6
Объясните фразеологизм: точить лясы
(Означает: долго болтать ни о чём. Лясы – резные столбики перил у крыльца. Сделать их
мог только настоящий мастер. Изначально выражение «точить лясы» означало «вести
изящную, как лясы, беседу»)
Лот № 7
Вспомните окончания известных пословиц:
Что посеешь, …
Готовь сани летом, …
Взялся за гуж, …
По одёжке встречают, …
Не плюй в колодец …
Всё хорошо, …
Лот № 8
Объясните значение частей сложных слов: анти, авто, гео, био, зоо, теле, микро.
Приведите примеры слов с этими элементами.
Лот № 9
Расшифруйте сложносокращённые существительные: СНГ, ТЮЗ, ООН, ВУЗ, КВН.
Лот № 10
Назовите 5 неологизмов, которые образовались в течение последних лет.
Награждение команды – победительницы.
Нурманова Замира Аблакуловна учитель русского языка и литературы средней
школы № 21 города Ангрена.
+998909571197