«Лингвистический лабиринт»
Оценка 4.7

«Лингвистический лабиринт»

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русский язык
8 кл
10.02.2017
«Лингвистический лабиринт»
Публикация является частью публикации:
Дефис Анар.doc
Школа­гимназия имени Абая УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «ДЕФИС МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОВА В НАРЕЧИЯХ» 8 класс Учительница русского языка и литературы Мухамбеткалиева.А.С Чапаев ­ 2013 Урок по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях" Цели:   познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий;  учить детей находить наречия в тексте;  формировать навык правильного написания наречий;  способствовать развитию мышления, включая учеников в активную  мыслительную деятельность; воображения; способствовать формированию познавательного интереса учащихся,  формированию жизненных установок. ХОД УРОКА І. Формирование психологического настроя. Сегодня пришла к вам проводить конкурсный урок. Поможете? ІІ. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.            Я предлагаю вам сыграть в игру “Что? Где? Почему”. Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 20 секунд. И отвечать вы будете сами за себя, без обсуждения. Как вы думаете,  чем название нашей игры отличается от традиционного названия телевизионного  клуба знатоков «Что, где, когда»? (Наречия на вопрос «что» не отвечают)             Зато тема очень узкая: “Наречия. Правописание наречий”. А в роли  отсутствующих телезрителей согласились быть  ученики 8 класса Жаикской  основной школы , они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала  из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал. Принимаете вызов? Попробуйте свои силы.        Итак, вы становитесь членами клуба “Что? Где? Почему?”. Давайте выберем  капитана, который будет говорить, правильно ли ответил один из вас. Каждый ответивший будет считаться членом играющей команды, отвечающий  много – почетным членом клуба “Что? Где? Почему?” Выборы капитана. ІІІ. Игра в форме компьютерной презентации (на слайде – фото ученика,  задающего вопрос, сами вопросы, потом – правильные ответы): С вами играет Айгерим. Внимание вопрос: Найдите наречия: (В)начале пути все было хорошо. (В)начале я с трудом разбирался в этой игре Правильный ответ:  В начале пути. У пути есть начало. Это существительное. (Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.  С вами играет Алишер. Найдите наречия: День прошел (в)пустую. Мы вернулись (в)пустую комнату. Правильный ответ:  День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.  Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это  прилагательное. С вами играет Нуржас Найдите наречия: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение. Объясните написание наречия: Мужестве…о Правильный ответ:  Мужественно от прил. “мужественный”. С вами играет Фариза. Найдите наречия: В лесу ещё свежо от утренней росы. Объясните написание наречия: Свеж… Правильный ответ:  Свежо – на конце наречий после шипящих под ударением пишем О, без  ударения – Е. С вами играет Азамат Найдите наречия: Угрожающе шипит что­то серо­зеленая гадюка. Объясните написание наречия: Угрожающ… Правильный ответ:  Угрожающе – после шипящих на конце наречий пишем под ударением О, без  ударения – Е. С вами играет Нурсауле Найдите наречия: Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи. Объясните написание наречия: слев…, справ… . Правильный ответ:  Cлева, справа – (в наречиях, образованных от прилагательных, суффикс А,  если приставка ИЗ, ДО, С). Ответы детей. Капитан говорит, чей ответ правильный.         За правильный ответ выдается жетон “Почетный член клуба “Что? Где?  Почему?””. В конце по результатам игры ставятся отметки.  Знатоки поздравляют с победой. IV. Новый материал. Слово учителя: Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно  правописание еще не всех наречий. Наблюдение: Кое­где, где­либо, где­то, где­нибудь; По­новому, по­моему, по­прежнему; По­волчьи, по­немецки, по­дружески; Во­первых, во­вторых, в­шестых; Чуть­чуть, мало­помалу, крепко­накрепко, еле­еле. Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока? Тема: “Дефис между частями слова в наречиях” (слайд) Запись в тетрадь числа, вида работы, темы. Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?          Целеполагание: узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия  дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их  правильно (слайд). Давайте еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть,  произнесем их. Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При  помощи чего, каким способом образовано наречие? ­То, ­либо, ­нибудь. Кое­.      Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений.  Они пишутся через дефис (слайд) Запись в тетрадь: Через дефис: 1) кое­… 2) …­то 3)…­либо 4)… ­нибудь 5) сложение слов или основ. Примеры со слайда Вручается медаль “За сообразительность” самому активному ученику или  тому, кто первый вспомнил о дефисном написании этих частей слов – “Знания по  местоимению прочные, пригодились при изучении наречий”. 1. Как ведет себя человек, получивший медаль или другую награду? Он гордо расправляет плечи, высоко держит голову. Некоторые наречия ведут также. Но наградой, медалью для них являются  суффиксы: ОМУ, ЕМУ, ИХ, ЫХ, И. у них от гордости даже приставки  отделяются, пишутся не слитно, как у всех остальных, а через дефис. Ассоциативный рисунок (см. Рисунок 1–4): если у человечка­наречия появляется  суффикс ОМУ­ЕМУ, И то приставка ПО начинает “от гордости” писаться  отдельно, через дефис. То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется  суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то  пишутся слитно, как всегда. 2. Образец графического объяснения орфограммы “Дефис в наречиях”. 3. Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий (слайд). Сверим наши наблюдения, находки с учебником. стр.. 200 (чтение правила). Схема:  1) КОЕ­ …;  2) ­ТО, ­ЛИБО, ­НИБУДЬ;  3) сложение слов или основ;  4) ПО­…, если есть суффиксы ­ОМУ, ­ЕМУ;  5) В­, ВО­…, если есть суффиксы ­ИХ, ­ЫХ V. Закрепление. А) Наточить нож остро?преостро.        Солнце светило по?зимнему.        Деталь сделал по?вашему.        В лесу кое?где попадались ягоды.        Турист говорил по?английски.        Откуда?то доносился лай собаки.        Мало?помалу мы оказались у дома Б) Упр. 2 с.201. – Выпишите предложения с наречиями.Объясните их  правописание В) А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах. Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина. Для начала познакомимся с ним. Чтение    Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело.           Когда­то давным­давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал,  откуда взялась эта странная болезнь.А люди сначала стали грубо разговаривать  друг с другом. Мало­помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно­негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в  город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег.  Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по­пустому. – Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь. – Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду. Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег. – Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел? – Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято. Они по­братски обнялись, по­дружески попрощались. Лесоруб пошел дальше.            Вскоре весь город говорил о нем. Все захотели подружиться с веселым  Лесорубом. Правда, кое­где ещё встречались люди, которые не хотели жить  по­новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по­иному.        Так кончилась эпидемия. На улицах стало по­весеннему празднично. А Лесоруб пошел дальше. Во­первых, он выполнил свое дело: люди перестали  вести себя по­глупому. Во­вторых, где­нибудь ещё может быть нужна его помощь. По мотивам сказки Ф.Д.Кривина Обсуждение Что стало причиной эпидемии в городе? (“Не твое дело” – равнодушие) Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились?  (Исчезли улыбки, радость) Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому,  неравнодушному) Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть  равнодушным, улыбаться, делать добрые дела) В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними,  графически объяснить их правописание – проверить себя. VI. Домашнее задание (слайд). 1) Упражнение 4, стр.201 2) Письменно ответить на вопрос: “Нужен ли в нашем городе Лесоруб?”. Докажите свою точку зрения. 3) Нарисовать рисунок на дефисное написание наречий VII. Итоги. Что узнали нового за урок? Когда наречия через дефис, как оздоровиться при  помощи звуков, как отвечать на вопрос: как дела? Что делать, чтобы не потерять  радость в жизни. Чему научились? Писать наречия через дефис VIII. Оценивание. Кто, по мнению капитана команды знатоков, работал на 5? Подсчитывается количество жетонов, полученных детьми за урок. IX. Рефлексия. Выберите карточку, соответствующую вашим ощущениям. При выходе положите её на лист.

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»

«Лингвистический лабиринт»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017