Лингводилижанс (сценарий для учащихся 6-8 классов)
Оценка 4.8

Лингводилижанс (сценарий для учащихся 6-8 классов)

Оценка 4.8
doc
23.12.2020
Лингводилижанс (сценарий  для  учащихся 6-8 классов)
Лингводилижанс.doc

Лингводилижанс

Сценарий    для учащихся  6 - 8 классов

Цель:

ü  повторить и систематизировать основные понятия : лексическое значение, многозначность и однозначность, переносное значение, фразеологизмы, омонимы;

ü  активизировать познавательную деятельность учащихся,

ü  формирование у школьников интереса к учению,

ü  воспитание ответственности каждого ученика за результаты работы,

ü   развитие творческих способностей учащихся.

 

Богатство языка есть богатство мыслей.

Н.М. Карамзин

 

Оформление: коробка с билетами, фишки, сигнальные знаки, нарисованная   карта дороги со всеми остановками – поселок Ономастика, город Фразеологизм, поселок Диалект, село Краснословие, деревня Подумайкино  (используется мультимедиа-технология как иллюстративное средство при показе нового материала); четыре карточки со словами (дно, веки, игра, рука), репродукция картины В.Васнецова  « Богатыри», черный ящик.

  

Ведущий: Сегодня на дилижансе мы отправляемся в путешествие по дороге Лингвистике. А кто из вас знает, что такое дилижанс?

   Ребята отвечают: «Дилижанс – это большая крытая повозка багажа, почты, пассажиров, появилась в 16 веке в Англии.(Ведущий зачитывает отрывок из романа «Джен Эйр» Ш.Бронте.)

 Ведущий:  Но за проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Поэтому та команда, которая отгадает загадки,  получает проездные билеты. На этих билетах будут указан пункт следования. Итак, приготовились.

Ø  Один братец отдыхает зимой, другой – летом( телега, сани)

Ø  Четверо братьев и не сходятся, и не расходятся, и не отстают, и не догоняют

( колеса телеги)

Ø  Один человек на двух лошадях разом едет .(лыжник )

Ø  Шесть ног, две головы, один хвост, кто это? ( всадник на лошади)

Ø  Что за обувь в огне изготовляется и с ног не снимается? ( подковы)

Ø  Бегут псы, позадрав носы ( полозья саней)

Ø  Два братца убегают, два догоняют( передние и задние колёса)

Ø  Как сяду верхом-

Выше лошади;

Как лягу –

Ниже петуха (дуга)

Ø  Тянется нитка, а в клубок не смотать. (дорога)

Ø  Не слышу, не вижу, а счёт веду и дорогу показываю (дорожный столб)

Ø  Черногривый конь через поля бежит, громко ржёт (паровоз, поезд )

Ø  Парни, прибежавшие издалека, тянут друг друга за подолы. (вагоны)

Ø  Не птица, а летит, не жук, а гудит. ( самолёт)

Ø  Ровненьким  шнурочком  сотни вёрст тянется, нигде не затеряется. (рельсы)

Ø  На чужой спине едет, а на своей груз везёт. (седло )

  Ведущий: Посмотрите на свои билеты. Первая остановка- ОНОМАСТИКА

 

Выступление докладчика:

Река времен в своем стремленье уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья народы, царства и царей.

В памяти остаются слова и от всего былого имена.                                                       

   В языкознании есть особый раздел – ономастика. Название он взял от греческого onomastike – искусство давать имена. Ономастикой называется наука, изучающая имена собственные живых существ. К именам собственным относятся: 1) личные имена людей, 2) отчества, 3) прозвища людей, 4) прозвания или фамилии людей, 5) клички животных : лошадей, коров, собак, птиц и т.д. (просмотр слайда)

 В  разделе ономастика  изучают собственные имена: АНТРОПОНИМЫ – собственные имена, относящиеся к людям; Топонимы – географические названия; ОЙКОНИМЫ – название населенных пунктов; УРБАНОНИМЫ – название внутригородских объектов; ЗООНИМЫ – клички животных; ХРОНОНИМЫ – собственные имена отрезков времени (8 Марта, Новый Год) и т.д.

Ведущий : Мы живём в мире имён.  Недаром ещё Гомер в своей « Одиссее» писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,

Имя своё от родителей в сладостный дар получает…

   Сейчас будут соревноваться те «пассажиры», кто следует до этой станции. Возьмите сигнальные знаки. Я буду задавать вопросы. Поднявший сигнальный знак первым будет отвечать на вопрос.

 

Выступление докладчика:

В толковом словаре под редакцией проф. Д.Н. Ушакова фамилия определяется как «наследственное семейное наименования». Из этого определения следует, что одной из самых характерных примет фамилий является то, что она представляет собой такую часть наименования, которая переходит из поколения в поколение, т. е. является постоянной частью в наименовании представителей того или иного рода, в то время  как другие составы  наименований (имена и отчества) изменяются из поколений в поколение, а если и повторяются, то всякий раз образуются заново.

После отмены крепостного права в России в 1861 году фамилии вводятся для всех граждан страны. Многие крепостные получали фамилии своих бывших господ .В дореволюционной России (а в крестьянских православных семьях и в первые годы после революции) имена новорожденным давали по святцам или месяцесловам. При крещении ребенка в церкви священник предлагал родителям назвать новорожденного по имени одного из святых, которых церковь чтит в этот день, день крещения новорожденного. Такие имена, как Александр, Николай, Василий и (особенно) Иван в святцах встречаются чаще, они чаще других и давались новорожденным. Не случайно русских называют «Иванами»!

Но выбор имени зависел не только от месяцеслова. В разные периоды истории и у разных социальных групп населения были свои любимые и не любимые имена. Так, например, Василиса, Карп, Сидор были модны в купеческих семьях. В дворянских они встречались значительно реже. Феврония (производные от него – Ховрония, Ховря, украинское - Хивря), Федора, Феофан (производное от него – Фофан) не пользовались признанием ни в какой социальной группы людей. Поэтому из некоторых названных имен стали нарицательными кличками: Хавронья, Хивря – «неряха», «свинья»; Фофан – «простофиля», «увалень», «недотепа».

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
Т о назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним!

 

Всего личных имен в святцах насчитывается около двух тысяч. Абсолютное большинство имен, помещенных в святцах, - греческого, латинского и древнееврейского происхождения. Они пришли в Древнюю Русь (раньше всего - в Киев!) вместе с принятием христианства.

25

Ведущий :Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов:

Дед старался для внучонка:
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко,
Товий, Муций, Свен, Арфей.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней:
Гелий, Атом, Космодром.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы:
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым
Заниматься вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

 

Учитель: Почему спорщикам удалось договориться? (из любви к ребенку дали все же понятное всем имя)

 

Ведущий :Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские. И вот Маршак написал стихотворение  “В защиту детей”. Прослушаем его.

Если только ты умён
Ты не дашь ребятам,
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала
Сокращённо Дита,
На родителей была
Девушка сердита.

Для друзей искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.

А один оригинал
Начинён газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.

 

Ведущий :Многие в разные времена создали свои имена, называли своих детей необычно. Новые лучше, чем подражательные, но и дать новое имя – дело ответственное.

Сергеями, Андреями, Иванами,
Иринами, Маринами, Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время именами странными
Одаривали их отец и мать.
Вот стали взрослыми,
А то и старыми: Энергия, Ванцетти, Володар
И Военмор во славу Красной Армии,
И Трудомир – в честь мира и труда.
Родварком окрещен рожденный в Арктике,

Поняв, что этот век неповторим ,
Старались и профкомы, и рабфаковки
Его вручить наследникам своим.
И в новых именах бессмертье видели,
Их увлеченье не было игрой.
Не надо обижаться на родителей,
Перемудривших раннею порой...
Вы, названные Нинами, Маринами,
Андреями, Петрами в наши дни,
Не тяготитесь отчествами длинными,
Свою эпоху славили они.

 

ВОПРОС

Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия?

 (Фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в 16 веке, когда фамилий еще на Руси не было. Первые фамилии в России появились в конце 16 – начале 17 века.)

 

Выступление докладчика:

 Фамилии образовывались по-разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца, Донской – жил на Дону. А как появились фамилии Татаринов и Свистунов? (Первая – от этнонима, вторая – от действия).

Палиндромы – это перевертыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как справа – налево, так и слева – направо. (Анна, Алла, Тит).

Назовите строку о собаке и цветке – палиндром, составленный когда – то А.Фетом. 

 ( А роза упала на лапу Азора).

Очень много мифологических и литературных собственных имен перешло в разряд нарицательных. Какие это имена? (Богиня ночи Никта имела двух сыновей, одного из них звали Гипнос. Римская богиня счастья – Фортуна.)

 

ГОРОД ФРАЗЕОЛОГИЗМ

 

ВЕДУЩИЙ: Человек через слово всемогущ;

Язык всем знаниям и всей природы ключ.

Во слове всех существ содержится картина,

Сообществ слов всех и действиев пружина.

            Г.Р.Державин

Я буду вам читать предложения из произведений. Ваша задача: вычленить фразеологизм и объяснить его.

«Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?» (Д.Фонвизин «Бригадир»)

«Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломать. Он что сокол: захотел – прилетел, захотел – улетел». (Тургенев А. «Отцы и дети»).

«Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но… придержи язык» (А. Фадеев «Молодая гвардия»).

«Григорий Иванович рассказывал все, что случилось. Лиза не верила своим ушам» (А. Пушкин «Барышня-крестьянка»).

Налбандов начинает с места в карьер, без предисловий, не обращая внимания на гостей» (В. Катаев «Время, вперед!»).

«Все требуют машин, а у него их всего с гулькин нос» (А. Иванов «Тени исчезают в полдень»).

«Надо украшать землю,  обстраивать, а не лодыря гонять» (В. Шишков  «Угрюм-река».)

Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка ( В.Катаев)

 Я называю фразеологизмы, а вы по очереди от каждой команды должны объяснить их значение.

Водой не разольёшь ( неразлучные друзья)

Как в воду глядел ( угадал, предсказал)

Толочь воду в ступе ( бесполезная работа)

Носить воду решетом (бессмысленная работа )

                    

         ПОСЕЛОК ДИАЛЕКТ

 

ВЕДУЩИЙ: Не собирал я редкие словечки,

Но звук родной всегда в душе живет.

Вот место, где сливаются две речки,

Его назвал сутоками народ.

И что мне в том, что в словарях толковых

Такого слова не было и нет,

В нем пенье струй я слышу родниковых, 

На шелест трав, на шум лесов ответ.

Его истоки глубоки и чисты,

Я сам его прозрачности дивлюсь.

Так пусть дополнят словари лингвисты,

Твердя стихи поэтов наизусть.

                         (Н. Рыленков. Из книги «Сказки моего детства»)

   Есть такая русская пословица: «Что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор или диалект.

   Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка, многие диалектные слова вы встречали в книгах. Я назову вам общеизвестное слово, а вы скажете нам его диалектный вариант. Итак, начали:

   Говорить – сказывает, балакать, баять, гутарить, бахорить. Дом – изба, хоромы, хата, курень. Дорога – бальшак, тракт, зимняк, стежка, путик.   

  ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята! Вы действительно знаете русский язык. А кто может назвать первого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»?

    Ребята называют Владимира Ивановича Даля (1801-1872) – русского писателя, лексикографа, этнографа, 50 лет работавшего над созданием словаря.

                      

                             СЕЛО КРАСНОСЛОВИЕ

   

ВЕДУЩИЙ: На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, считалках, скороговорках, песнях, играх и т.д.  «Что значит

для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и

объясняло жизнь, оно было для крестьян хранителем памяти и залогом

бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло… (В, Белов. Из книги «Лад»).

 

ВЕДУЩИЙ: Краснословцы, вы готовы показать свои знания? Хорошо, что готовы. Задания вам такие:

  • В русских народных сказках часто повторяются одни и те же фразы. Назовите такие сказки. («Репка», «Колобок», «Волк и коза», «Петушок – золотой гребешок» и др.)
  • Назовите сказки, где есть волшебный конь. («Сивка-Бурка», «Конек-горбунок»).
  • Что Морозко подарил Ленивице? (Сундук ворон.)
  • Вспомните пословицы и поговорки о дружбе. (Без беды друга не узнаешь. Верному другу цены нет. Гусь свинье не товарищ. Друга за деньги не купишь. Неверный друг – опасный враг.)
  • Объясните поговорки: Душа в пятки ушла. (Испугался). Своя рука – владыка. (Хозяин). Мелким бесом рассыпается. (Льстит). Будь как дома. (Чувство свободы). По заслугам и честь. (Соответствие). У лжи короткие ноги. (Выйдет наружу).

 

Конкурс знатоков пословиц, собранных В.И.Далем

 Пословица – это «сжатое, образное ,грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме»

Вместо многоточия нужно вставить пропущенное слово . На  слайде даётся список слов: белое, радости, платок, упокой ,птица, пожалуй, солдат ,спине, почитай, пирогов, Емеля.( побеждают те, кто  за 3 минуты правильно выполнит задание)

Чин чина …, и меньше на край !( почитай)

Недосол на столе, пересол на … . (спине)

Свой сухарь лучше чужих … .( пирогов)

Умная ложь … глупой правды. (лучше)

Чёрная коровка даёт … молочко. (белое)

Начал за здравие, а свёл на … .(упокой )

Дурак любит красно, … любит ясно. (солдат)

Не узнав горя, не узнаешь и … . (радости)

На чужой роток не накинешь … . ( платок)

Нет такого дерева, чтоб на него … не садилась. ( птица )

     Ври .… ,  твоя неделя. ( Емеля )

 

Конкурс знатоков пословиц продолжается

 Какие пословицы соответствуют заданным алгоритмам:

« Много…, да мало …» ( Много слов, да мало дела». « Много крику, да мало толку»

« Кто …, тот и…»( « Кто впереди, тот и атаман», « Кто ленив, тот и сонлив»

« Каждому … своё…» ( « Каждому овощу своё время», « Каждому слову своё место»)

ВЕДУЩИЙ: Вижу: с малыми жанрами вы хорошо знакомы, а как с такими, например, как былины? Даже 1000 лет назад на Руси не мог никто точно сказать, с каких пор повелось петь былины и рассказывать сказки. Посмотрим, что вы знаете о былинах:

Объясните литературный термин «былина» (Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси).

Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений. Кто автор этой картины? Ведущий показывает репродукцию В. Васнецова «Богатыри». (На былинные сюжеты написано много работ художникам Палеха, этим сюжетам посвятили картины Васнецов «Витязь на распутье, Репин «Садко», Билибин «Дружина Вольги»; оперы – А. Бородин «Богатыри», Н. Римский – Корсаков «Садко», А также «Бородинская симфония» П. Бородина.)

Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга (Микула – землепашец, Вольга – князь)

Назовите  имя прославленного воина-богатыря, который дважды одерживал победу  в схватках с огненным змеем. (Добрыня Никитич.)

  

ВЕДУЩИЙ: Если вы любите веселиться, то наверняка хорошо знаете шутки, прибаутки, песни. Я буду зачитывать начало старинных обрядовых песен, а - вы заканчивать строчку. Начали.

   На Муромской дорожке стояли три сосны. Прощался со мной милый до будущей… (весны).

   Не ходите, девки, замуж. Замужем не весело. Моя мама замуж вышла, голову… (повесила).

   Прощай, Масленица, прощай, Красная! Наступает великий пост. Дадут нам редьки… (хвост).

   Котышко - мурлышко, Серый лобишко, не лезь в сметану. Оставь… (Степану).

  Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь… (поделиться).

  Не плачь – дам калач. Не вой – дам другой, не реви - … (дам три).

  Радуга – дуга, не давай дождя, давай солнышка… (колоколнышка).

  Коси коса, пока роса. Роса долой, коса… (домой).

  Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашел, сам заплакал и … (пошел).

ДЕРЕВНЯ ПОДУМАЙКИНО

 

ВЕДУЩИЙ: Вот мы добрались до Подумайкино. Язык разум открывает. Недолго думал, да хорошо молвил. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает. Вот такие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик, и могуч! У Валерия Брюсова есть строки, дающий прекрасный образ родного языка: «Мой верный друг! Мой верный враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!». В этом образе есть все: и удивительное богатство нашего языка, трудности

овладения его тонкостями и то, что каждый человек – хозяин своего языка, и то, что  он обязан подчиняться законом этого языка. В нашем конкурсе в вопросах и в ваших ответах мы, надеюсь, увидим необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка.

В языках разных народов очень много заимствованных слов. Например, в период с 1812-1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмарте на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная доска с надписью: «30 марта 1814 года казаки выкрикнули здесь впервые свое прославленное «быстро», таким  родился предшественник современных французских маленьких кафе. Как они называются? (Бистро).

Кто автор следующих строк:

  «Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, а в год труды». (В.Маяковский)

    Что у Бориса впереди, а у Глеба позади? (буква б)

     Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42? (Потому что согласных букв 21, а согласных звуков 36, гласных букв 10, а звуков 6.)

     Знатоки шарад

Мой первый слог найдёшь в капели,

Второй –так называют рот.

А целое  ,вы, верно, ели,

Когда ходили в огород

(кап –уста)

Мой первый слог найдёшь в футболе,

Из гласной состоит второй.

Напоминает волчий вой.

А третий сыщешь ты тем более:

Их два имеешь ты и сам,

А в целом – рвётся к небесам.

( гол- у- бок)

Первое – нота, второе – игра,

Целое встретиться у столяра

( до – лото)

Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

6. Знатоки метаграмм (загадки, в которых путём замены одной буквы другою можно получить новое слово)

С буквой К я на болоте,

С буквой Б – большой сосуд,

С П на дереве найдёте,

С Т ищите рядом, тут.

( Кочка, бочка, почка, точка )

Рыба я, юрка, мала.

Н на К лишь замените,

И тогда меня кладите

На верблюда, на осла.

(Вьюн, вьюк )

 

 Ведущий : Нас пригласили в Салон хорошего произношения. Встречает хозяйка салона Орфоэпия. Почему ее так зовут? (От греческого – правильный и речь, раздел языкознания, изучающий нормальное литературное произношение.)

Поставить ударение в словах : баловать, включишь, звонить, звонишь, значимый, клала,  красивее, начать, начала, положишь, приняло, торты (слова записаны на слайде)

  

Ведущий : Внимание! Черный ящик. Вы знаете, что омонимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. Я назову первое слово, а вы должны угадать, что лежит в ящике.

  1. Коса у деда была длинная, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же его прикосновении. (В  ящике девичья коса)

2.Предмет – символически воспринимается как путь к решению запутанной задачи. Герман же, воспользовавшись этим предметом, вручённым ему Лизой, всё же остался в нравственной западне ( В ящике  ключ)

 

Ведущий : Вот и подошло к концу наше путешествие по стране, которой нет на карте мира . Но вы доказали, что хорошо ориентируетесь в этой загадочной стране, знакомы с её жителями. А теперь осталось подвести итоги:

 

Загадки

Ономастика

Город Фразеологизм

 

Посёлок Диалект

Посёлок Подумайкино

Село Краснословие

Итог

Команда № 1

 

 

 

 

 

 

 

Команда № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лингводилижанс Сценарий для учащихся 6 - 8 классов

Лингводилижанс Сценарий для учащихся 6 - 8 классов

В памяти остаются слова и от всего былого имена

В памяти остаются слова и от всего былого имена

Всего личных имен в святцах насчитывается около двух тысяч

Всего личных имен в святцах насчитывается около двух тысяч

Протон и др. имена необычные, не христианские

Протон и др. имена необычные, не христианские

Не тяготитесь отчествами длинными,

Не тяготитесь отчествами длинными,

ВЕДУЩИЙ: Не собирал я редкие словечки,

ВЕДУЩИЙ: Не собирал я редкие словечки,

Пословица – это «сжатое, образное ,грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме»

Пословица – это «сжатое, образное ,грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме»

Коси коса, пока роса. Роса долой, коса… (домой)

Коси коса, пока роса. Роса долой, коса… (домой)

На верблюда, на осла. (Вьюн, вьюк )

На верблюда, на осла. (Вьюн, вьюк )
Скачать файл