Лингвокогнитивная парадигма в современном лингвистическом знании
Оценка 5

Лингвокогнитивная парадигма в современном лингвистическом знании

Оценка 5
docx
24.08.2022
Лингвокогнитивная парадигма в современном лингвистическом знании
Лингвокогнитивная парадигма в современном лингвистическом знании.docx

Лингвокогнитивная парадигма в современном лингвистическом знании

 

В современной лингвистике отчетливо заявляет о себе лингвокогнитивное направление в исследовании феноменов языка, текста, культуры, для которого характерен междисциплинарный подход, соединяющий в себе научный инструментарий философии, психологии, культурологии, этнологии и лингвистики. В рамках этого подхода ученые получают доступ к изучению языка как национально-специфичного средства освоения действительности, как средоточия этнокультурного опыта его носителей.

Когнитивная лингвистика развивается как особое направление в рамках целостного круга научных дисциплин, объединившихся для совместного изучения процессов, связанных с получением и обработкой, хранением и использованием, организацией и накоплением структур знания, а также с формированием этих структур в мозгу человека, который получил обобщающее наименование «когнитивная наука» (англ. cognitive science).

Когнитивная наука –– это наука о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведённых в определённую систему данных, которые каким-то образом репрезентированы нашему сознанию и составляют основу ментальных, или когнитивных процессов [Кубрякова 1996]. Большинством принимается определение когнитивной науки, согласно которому она представляет собой науку о системах репрезентации знаний и обработке информации, приходящей к человеку по разным каналам. Но, как подчёркивает Р. Шенард, такое определение недостаточно: «когнитивная наука –– это скорее наука об общих принципах, управляющих ментальными процессами в человеческом мозгу, а такие принципы сложились и действуют потому, что и устройство мира подчиняется неким общим законам; не исключено, что законы мышления –– это тоже в конечном счёте законы, аналогичные законам механики» [приводится по: Кубрякова 1994: 34].

Кубрякова Е.С. в статье «Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика –– психология –– когнитивная наука» указывает, что когнитивная наука –– это не столько наука с точным представлением об объектах, которые она пытается анализировать, сколько «зонтиковый» термин, покрывающий собранные под «зонтиком» дисциплины для реализации ими особой междисциплинарной программы: изучения процессов, так или иначе связанных со знанием и информацией. Такие процессы и называют «когнитивными», или же «когницией». Вообще говоря, в переводе с англ. cognition означает прежде всего «познание», а cognitive –– относящийся к познанию, но глагол to cognize имеет и более широкое значение –– «постигать», «познавать», «узнавать» и «понимать». Соответственно, и русские эквиваленты терминов приобретают эти более широкие спектры значений. В термин «когнитивная наука» имплицируется также связь с лат. scire «знать что-либо», gnoscere «познавать», «изучать», cognoscere «узнавать, постигать» и cognitio «ознакомление», «познавание» и даже «представление» [Кубрякова 1994: 35].

Сегодня прослеживается яркая тенденция сблизить исследование когниции с изучением языка, что не превращает, однако, ни когнитивную науку в науку только о языке, ни лингвистику в науку о знании. Язык рассматривается как главная когнитивная составляющая инфраструктуры мозга. Признаётся, что когнитивный мир человек изучает по его поведению, по осуществляемым видам деятельности, большинство которых протекает при участии языка [Кубрякова 1994: 37]. Связь когниции и языка является предметом изучения такого направления в науке о языке, как когнитивная лингвистика.

В настоящее время когнитивная лингвистика представляет собой перспективное, активно развивающееся направление в рамках антропоцентрического подхода современного языкознания. Когнитивная парадигма в лингвистической науке является сравнительно новым направлением. Для утверждения новой парадигмы знаний всегда требуется определённое время. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что когнитивная лингвистика представлена в мире несколькими мощными направлениями, каждое из которых отличается своими установками, своей областью и особыми процедурами анализа [Пичаренко 2007: 200].

Когнитивная лингвистика, наиболее распространённое (особенно в Европе) название направления лингвистических исследований, сложившегося во второй половине 1970-х годов и имевшего в дальнейшем значительное число последователей. В США, где это направление зародилось, его чаще называют

«когнитивная грамматика», что объясняется расширительным пониманием термина «грамматика» в англоязычной лингвистике, тогда как в России нередко используется термин «когнитивная семантика», указывающий на один из источников данного исследовательского направления.

По мнению П. Паршина, главная отличительная черта когнитивной лингвистики в её современном виде заключается не в постулировании в рамках науки о языке нового предмета исследования и даже не во введении в исследовательский обиход нового инструментария и/или процедур, а в чисто методологическом изменении познавательных установок. Возникновение когнитивной лингвистики –– это один из эпизодов общего методологического сдвига, начавшегося в лингвистике с конца в 1950-х годов и сводящегося к снятию запрета на введение в рассмотрение «далеких от поверхности», недоступных непосредственному наблюдению теоретических (модельных) конструктов. Составными частями этого фундаментального сдвига были возникновение генеративной грамматики Н. Хомского с ее понятием «глубинной структуры», бурное развитие лингвистической семантики, возникновение лингвистической прагматики, теории текста. Во всех этих исследовательских начинаниях на первый план (хотя и по-разному) выходит идея объяснения языковых фактов, которые, по крайней мере, отчасти могут быть объяснены фактами неязыковой природы, притом необязательно наблюдаемыми. [Паршин 1996: 24].

Традиционно выделяют несколько источников формирования когнитивной лингвистики:

1.         Прежде всего, когнитивная лингвистика продолжает насчитывающую, как минимум, более столетия историю непростых взаимоотношений науки о языке с наукой о человеческой психике. Так, рассматривая теорию В. Гумбольдта о народном духе, А.А. Потебня признает вопрос о происхождении языка вопросом о явлениях душевной жизни, предшествующей языку, о законах его образования и развития, о влиянии его на последующую душевную деятельность, то есть вопросом чисто психологическим. А.А. Потебня прекрасно понимал роль языка в процессах познания нового, в процессах становления и развития человеческих знаний о мире на основе психологических процессов апперцепции и ассоциации, на основе разных по силе представлений человека о явлениях, имеющих названия в языке. Еще более очевиден предмет когнитивной лингвистики в следующем высказывании И.А. Бодуэна де Куртенэ: «… Из языкового мышления можно выявить целое своеобразное языковое знание всех областей бытия и небытия, всех проявлений мира, как материального, так и индивидуально-психологического и социального (общественного)» [Бодуэн де Куртенэ 1963: 312].

Когнитивная лингвистика –– это выяснение лингвистической реальности психологических гипотез и их лингвистическое обоснование. Гипотезы могут заимствоваться из психологии или же строиться непосредственно лингвистом, но строятся они сугубо для объяснения лингвистических фактов, и критерием оценки психологических гипотез служит именно их адекватность фактам языка, т. е. языковой интуиции.

2.         Вторым источником когнитивной лингвистики является лингвистическая семантика. Собственно говоря, когнитивную лингвистику можно определить как «сверхглубинную семантику» и рассматривать как совершенно естественное развитие семантических идей: попытку увидеть за категориями языковой семантики некоторые более общие понятийные категории, которые естественно рассматривать как результат освоения мира человеческим познанием.

В целом, можно сказать, что размышления об участии языка в познании мира можно найти в трудах мыслителей разных времен и народов от античности до наших дней. В самом общем виде рассматриваемое направление в языкознании можно определить следующим образом: когнитивная лингвистика –– направление в языкознании, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм.

Данное направление в лингвистике занимается объяснением и описанием ментальных языковых структур, которые репрезентируются в языке, и рассматривает языковую форму как отражение структур человеческого сознания, мышления и познания, а языковые данные –– как ключи доступа к когнитивным процессам и механизмам. В.З. Демьянков в работе «Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода» замечает, что в отличие от остальных дисциплин когнитивного цикла, в когнитивной лингвистике рассматриваются те и только те когнитивные структуры и процессы, которые свойственны человеку как homo loguens. Чаще всего, языковая деятельность рассматривается как один из модусов «когниции», составляющая вершину айсберга, в основании которого лежат когнитивные способности, не являющиеся чисто лингвистическими, но дающие предпосылки для последних [Демьянков 1994: 22]

Надо заметить, что среди исследователей наблюдается полное единогласие в определении когнитивной функции языка, которая рассматривает язык как орудие познания, как средство овладения знаниями и общественно - историческим опытом и как способ выражения деятельности сознания. Эта функция языка явно и непосредственно связана с познанием, исследованием, поиском истины.

М.А. Агиенко в работе «Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте», обозначая объекты изучения когнитивной лингвистики, указывает на ряд их особенностей: во-первых, они находятся в основе психической и культурной деятельности человека, они инвариантны и достаточно масштабны и варьируются от поля значения отдельного слова до картины мира, во-вторых, они характеризуются особой образностью, не имеющей собственных средств языкового выражения. Объекты когнитивной лингвистики анализируются посредством моделей, описываются как совокупности признаков в результате исследования синонимических рядов, которые показывают множественность средств выражения одного и того же содержания, а также посредством описания внутренней формы слова, которая раскрывает отдельный признак объекта и особенности представления о нем и через определение переносов признаков из одной концептуальной области в другую [Агиенко 2005: 7].

На основании всего выше изложенного можно сделать несколько обобщающих заключений в отношении когнитивной лингвистики. Во-первых, эта наука –– одна из главных наук всего когнитивного цикла –– всех наук, развивающихся под эгидой когнитивной науки как таковой. Во-вторых, сегодня когнитивная лингвистика представлена целым рядом достаточно различающихся между собой школ. Вместе с тем, их, несомненно, объединяет стремление дать языковым фактам и языковым категориям психологическое объяснение и так или иначе соотнести языковые формы с их ментальными репрезентациями и с тем опытом, который они в качестве структур знания отражают. В-третьих, когнитивная лингвистика занимается в основном сверхглубинной семантикой и интересуют её в первую очередь содержательные аспекты языковых форм. Включение в её название термина когнитивный, таким образом, весьма значимо и позволяет провести должное разграничение лингвистики когнитивной и лингвистики функциональной, несмотря на некоторые точки пересечения между ними и, в частности, их оппозицию лингвистике формальной. [Писаренко 2007].


 

Лингвокогнитивная парадигма в современном лингвистическом знании

Лингвокогнитивная парадигма в современном лингвистическом знании

Язык рассматривается как главная когнитивная составляющая инфраструктуры мозга

Язык рассматривается как главная когнитивная составляющая инфраструктуры мозга

А.А. Потебня прекрасно понимал роль языка в процессах познания нового, в процессах становления и развития человеческих знаний о мире на основе психологических процессов апперцепции и…

А.А. Потебня прекрасно понимал роль языка в процессах познания нового, в процессах становления и развития человеческих знаний о мире на основе психологических процессов апперцепции и…

М.А. Агиенко в работе «Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте», обозначая объекты изучения когнитивной лингвистики, указывает на ряд их особенностей: во-первых, они находятся…

М.А. Агиенко в работе «Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте», обозначая объекты изучения когнитивной лингвистики, указывает на ряд их особенностей: во-первых, они находятся…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022