«Линзы. Построение изображения в линзах»,
8 класс
Цели: изучение свойств линзы и построения изображений в линзах.
Задачи урока:
Образовательная:
Познакомить учащихся с физическими свойствами и характеристиками собирающей и рассеивающей линз.
Продемонстрировать последовательность изображения предмета в линзах.
Научить различать типы линз; строить изображения предмета при любом его положении по отношению к линзе.
Воспитательная:
Воспитание мировоззрения, способность следовать нормам поведения, выполнять законы, аккуратности, дисциплинированности;
Развивающая:
Развитие умственной деятельности: выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, лупа, видеомагнитофон, очки, микроскоп, учебник «Физика. 8 класс», презентация «Линзы. Построение изображения в линзах», файлы компьютерной поддержки.
Программное обеспечение: Power Point.
План урока:
1. Орг. момент, мотивация – 3 мин.
2. Повторение – 5 мин.
3. Изучение нового материала – 20 мин.
4. Первичная проверка усвоения нового материала – 7 мин.
5. Подведение итогов урока. – 3 мин.
6. Информация о домашнем задании – 2 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня на уроке мы познакомимся с оптическим прибором, принцип действия которого основан на явлении преломления света – это линза.
Будем учиться строить изображения, получаемые с помощью линзы, поэтому на урок вам понадобиться карандаш и линейка, приготовьте их, пожалуйста.
2.Повторение.
Прежде, чем мы начнем рассматривать новый материал, повторим то, что узнали на прошлом уроке.
В качестве проверки домашнего задания учащимся задаются следующие вопросы фронтального контроля
1. Как ведет себя световой луч в однородной прозрачной среде?
2. Что происходит с лучом при попадании на границу раздела двух сред?
3. Что такое отражение и в чем заключается смысл законов отражения?
4. Что такое преломление и в чем заключается смысл законов преломления?
3. Формулировка темы и цели урока.
Запишем тему урока.
Очень часто мы в своей жизни сталкиваемся с оптическими приборами, которые позволяют нам увидеть предметы, невидимые невооруженным глазом: микроскоп (слайд 4), телескоп (слайд5), очки (слайд 6). Основным элементом таких приборов является линза. Что же такое линза?
Давайте посмотрим на рисунок на слайде (слайд 7) и попробуем дать определение (ответы учащихся, обобщая данные ими определения, вместе формулируем определение «Линзы» (слайд8)).
Линза – это прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.
В зависимости от такого, как располагаются эти поверхности линзы делятся на выпуклые и вогнутые. (слайд 8) Выпуклые линзы являются собирающими, т.е. падающий на них пучок параллельных лучей, они собирают в одну точку. Вогнутые линзы являются рассеивающими, т.е. тот же параллельный пучок лучей, они рассеивают в разные стороны. (слайды 9,10,11)
Для того, чтобы научиться строить изображения, получаемые с помощью линз, необходимо знать их основные элементы (слайд 12, видеоролики «Фокус и фокусное расстояние», «Побочная фокальная плоскость и побочный фокус»:
главная оптическая ось линзы – прямая, проходящая через центры кривизны поверхностей линзы;
оптический центр линзы - точка, лежащая на главной оптической оси, лучи, проходящие через нее, не преломляются;
фокус линзы – точка на главной оптической оси, в которой собираются лучи, падающие параллельно, после их преломления в линзе;
фокусное расстояние – расстояние от оптического центра линзы до ее фокуса.
Основное свойство линз – способность давать изображения предметов.
Изображения бывают: прямыми или перевернутыми, действительными или мнимыми, увеличенными или уменьшенными.
Для построения точки достаточно двух лучей. Первый луч идет параллельно главной оптической оси до линзы, затем преломляясь в линзе, проходит через фокус. Второй луч проходит через оптический центр линзы, не преломляясь до пересечения с первым. (слайд 16)
А теперь с помощью флеш - ролика (слайд 18) посмотрим, какие изображения получаются с помощью собирающей и рассеивающей линзы при различных положениях предмета. Во время просмотра заполняем таблицу. (слайд 17)
Расстояние от предмета до линзы |
Характеристика изображения |
||
Действительное или мнимое |
Прямое или перевернутое |
Увеличенное или уменьшенное |
|
Собирающая линза |
|||
d < F |
|
|
|
F < d < 2F |
|
|
|
d > 2F |
|
|
|
Рассеивающая линза |
|||
d < F |
|
|
|
F < d < 2F |
|
|
|
d > 2F |
|
|
|
Таким образом, можно сделать вывод, что изображение, полученное в собирающей линзе, зависит от положения предмета относительно линзы. Чем дальше предмет, тем больше полученное изображение. Рассеивающие линзы дают только мнимое, прямое, уменьшенное изображение.
Давайте проверим себя с помощью теста. Отвечают на вопросы интерактивного теста.(слайды 19 – 23).
Запишем домашнее задание: § 67, упражнение 34, подготовиться к лабораторной работе № 10.
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.