ЛИРИКА
Оценка 4.7

ЛИРИКА

Оценка 4.7
doc
08.05.2020
ЛИРИКА
Лирика.doc

Лирика

Цель: познакомить с родом литературы – лирика.

 

Ход занятия

Беседа.

– Назовите, какие вы прочитали рассказы. Какой эпизод описал автор из жизни героя?

Назовите, какую вы прочитали повесть. О каких эпизодах из жизни героя поведал вам автор?

Желательно дать детям возможность высказаться, следить за их речью, делать поправки не авторитарно, поощрять их ответы.

Рассказ учителя.

– Что обозначает слово «лира»? Как вы понимаете термин «лирика»?

Греческое слово «лира» обозначает музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни.

Отсюда и термин лирика – род литературы, в котором на первом месте автор, его чувства, мысли.

Ученик, заранее подготовивший стихотворение, читает выразительно с чувством.

ВЧЕРА Я ВИДЕЛ

Шумят деревья за моим окном.

Для нас они – деревья как деревья,

А для других – укромный, мирный дом

Иль временный привал среди кочевья.

Вчера я видел: съежившись в комок,

На дереве у моего окошка

Сидел хвостатый рыженький зверек

И чистился, чесался, точно кошка.

Лизал он шерстку белую брюшка,

Вертя проворной маленькой головкой.

И вдруг, услышав шорох, в два прыжка

На верхней ветке очутился ловко.

Меж двух ветвей повис он, словно мост,

И улетел куда-то без усилья.

Четыре лапы и пушистый хвост

Ему в полете заменяют крылья.

Моя сосна – его укромный дом

Иль временный привал среди кочевья.

Теперь я знаю: за моим окном

Не только мне принадлежат деревья!

                                                                                                    С. Я. Маршак

– О чем бы ни говорил поэт, он, как правило, говорит о себе.

Это мы с вами увидели еще во втором классе, обращаясь к стихам В. А. Жуковского, где каждую картину природы можно назвать «пейзажем души поэта».

Однако только плохие поэты предлагают читателю собственные мысли и чувства без всякого отбора. «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем – о человечестве», – писал В. Г. Белинский, великий критик. Вот и в стихотворении С. Я. Маршака мы узнаем свои чувства, свои мысли, свои радости.

Лирическое произведение – в отличие от эпоса или драмы, – как правило, не имеет сюжета, или он едва заметен. Читая роман или рассказ, мы всегда можем сказать, чем они закончились, то по отношению к лирическому стихотворению такой вопрос чаще всего бессмысленно задавать.

Сочинения лирических поэтов всегда выражают момент внутренней жизни героя и потому не бывают велики по объему. А иногда укладываются всего в несколько строк:

Туннель – это ночь, но не вправду, а в шутку.

Ночь продолжается только минутку.

Поезд так быстро выходит на свет,

Что испугаться времени нет.

                                                                             Джанни Родари

Это четверостишие вполне законченное произведение. Но здесь важно каждое слово, интонация, ритм.

Вот поэтому лирика и тяготеет к стихотворной форме: в стихах особенно заметен каждый нюанс, оттенок речи.

– Когда вы читаете стихотворение, что очень важно? (Конечно, рассказать выразительно, красиво.)

Прочитайте ваши любимые стихи. А может, вы сами сочиняете?

Дети рассказывают стихи. Учитель обращает внимание на законченность произведения, от лица кого это стихотворение и т. д.

Работа над стихотворением «Туча» А. С. Пушкина (программный материал 4 класса).

Ученик читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Туча».

            Последняя туча рассеянной бури!

             ты несешься по ясной лазури,

            Одна ты наводишь унылую тень,

            Одна ты печалишь ликующий день.

 

            Ты небо недавно кругом облегала,

            И молния грозно тебя обвивала;

            И ты издавала таинственный гром

            И алчную землю поила дождем.

 

            Довольно, сокройся! Пора миновалась,

            Земля освежилась, и буря промчалась,

            И ветер, лаская листочки древес,

            Тебя с успокоенных гонит небес.

Учитель. В лирическом произведении, как и во всяком произведении поэзии, мысль выражается словом: но эта мысль скрывается за ощущением и возбуждает в нас созерцание, которое трудно перевести на ясный и определенный язык сознания. И это тем труднее, что чисто лирическое произведение представляет собою как бы картину, между тем как в нем главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает в нас, – так точно, как действующее лицо в пьесе.

– Что вы почувствовали, слушая это стихотворение? Как вы восприняли его?

Лирических жанров насчитывается несколько десятков. Наиболее распространенные в России в последние два века были ода, элегия, эпиграмма, послание, песня.

– Что же такое – ода?

– В античности одой называли именно песню. А позже – стихотворение, написанное в торжественном тоне.

– А можете вы объяснить, что такое элегия?

Элегия – это печальное стихотворение. (Неразделенная любовь, разлука, утрата.)

– Знаете ли вы, что такое эпиграмма?

Эпиграммами в античной лирике назывались короткие лирические стихи. Однако в литературе Нового времени эпиграммой чаще принято называть небольшое сатирическое стихотворение.

Блестящим мастером этого жанра был А. С. Пушкин. Эпиграммы поэта, как и стихотворные шутки его современников, нередко служили орудием литературной борьбы. Вот послушайте эпиграмму на издателя журнала того времени «Вестник Европы».

Клеветник без дарованья,

Палок ищет он чутьем,

А дневного пропитанья

Ежемесячным враньем.

– Как вы думаете, приятно было читать это тому, кому адресована эта эпиграмма? В нескольких строках Пушкин ярко выразил свое отношение к издателю.

– А что такое – послание?

Посланием называется стихотворное письмо. Со времен римского поэта Горация послание было обращено к конкретному лицу и содержало просьбы или пожелания, советы или укоры. По своему характеру послания чрезвычайно разнообразны – сатирические и любовные, дружеские и хвалебные.

– В ХХ веке появился термин для обозначения произведений, в которых повествование и сюжет неотделимы от переживаний повествователя: их стали называть лироэпическими.

К этому жанру относится поэма – крупное стихотворное произведение. Образ автора может непосредственно присутствовать в тексте. Например, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Учитель. Другой лироэпический жанр – баллада. Главная тема баллады – столкновение человека с судьбой, роком. Сюжеты баллад воплощают романтические представления о реальности загробной жизни («Смерть не все возьмет; есть жизнь и за могилой»). О таинственном в мире и человеке.

А. С. Пушкин создал особый жанр – роман в стихах. Сам поэт, работая над романом «Евгений Онегин» говорил: « Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!». Он изобрел особую строфу, используя которую, написал целый роман в стихах – крупное произведение о жизни и переживаниях многих людей. С тех пор весь поэтический мир называют эту строфу «онегинская строфа».

Ученик читает наизусть отрывок:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

В о п р о с   н а   з а с ы п к у:

– Объясните, что же такое баллада?

Учитель. Баллада (от ит. Ballare – плясать) – один из видов лироэпической поэзии: небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства и мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания.

В средневековой литературе (французской, испанской, итальянской) балладой первоначально называли лирическую хороводную песню. Она состояла из трех строф, по восьми строк в каждой, связанных перекрестной рифмой, и заключительной полустрофы в четыре строки; во всех строфах дословно повторялась последняя строка и должны были повторяться одни и те же рифмы.

Со временем в литературе различных народов изменялись и содержание, и форма баллады. Балладой стали называть небольшое сюжетное стихотворение фантастического, исторического или героического содержания (например, английские народные баллады о Робин Гуде); баллада потеряла и свою форму, установленную средневековыми правилами.

Известны баллады В. А. Жуковского «Светлана», «Людмила» и др.

Позже балладой стали называть небольшое сюжетное стихотворение, в котором изображен какой-нибудь отдельный жизненный эпизод героического характера.

Таковы баллады Н. С. Тихонова «Баллада о синем пакете», баллада С. В. Михалкова «Три ветра»:

         Три Ветра – три брата,

         По свету гуляли,

         По свету гуляли –

         Покоя не знали.

         Не знали покоя

         Себе на забаву,

         Но разными были

         По силе и нраву.

– Найдите и прочитайте эту балладу.

Домашнее задание. Прочитать балладу С. В. Михалкова «Три ветра».


Лирика Цель: познакомить с родом литературы – лирика

Лирика Цель: познакомить с родом литературы – лирика

Это мы с вами увидели еще во втором классе, обращаясь к стихам

Это мы с вами увидели еще во втором классе, обращаясь к стихам

И ветер, лаская листочки древес,

И ветер, лаская листочки древес,

К этому жанру относится поэма – крупное стихотворное произведение

К этому жанру относится поэма – крупное стихотворное произведение

Известны баллады В. А. Жуковского «Светлана», «Людмила» и др

Известны баллады В. А. Жуковского «Светлана», «Людмила» и др
Скачать файл