Настоящее пособие содержит дидактический и контрольно-измерительный материалы по анализу лирики А.Блока в 11 классе среднего общеобразовательного учреждения.
Пособие состоит из двух разделов. Первый раздел содержит тексты лирических произведений поэта, контрольные вопросы и практические задания к ним. Задания следует выполнять по мере чтения поэтических текстов в той последовательности, в какой они даются. Во втором разделе представлен контрольно-измерительный материал в формате ЕГЭ. Третий раздел содержит блок-схемы опорных конспектов по анализу лирика поэта.Ворд
Лирика А.Блока дидактический материал.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
«ЮЖНОУРАЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИУ)» ФИЛИАЛ В Г. ОЗЁРСКЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОЗЁРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 32»
Поэзия серебряного века
Дидактические материалы 2
ОЗЁРСК 2011
АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:
Аверина М.А., кандидат филологических наук, преподаватель ГОУ СПО
«ЮУПК»
РЕЦЕНЗЕНТ:
Свиридова А.В., доктор филологических наук, доцент ГОУ ВПО
«Челябинский государственный педагогический университет»
Аверина, М.А.
Лирика А. Блок: дидактические материалы / М.А. Аверина – Озёрск: ОФ
ЮУрГУ, 2011. 20 с.
Настоящее пособие содержит дидактический и контрольноизмерительный
по анализу лирики А.Блока в 11 классе среднего
материалы
общеобразовательного учреждения.
Пособие состоит из двух разделов. Первый раздел содержит тексты
лирических произведений поэта, контрольные вопросы и практические задания
к ним. Задания следует выполнять по мере чтения поэтических текстов в той
последовательности, в какой они даются. Во втором разделе представлен контрольноизмерительный материал в формате ЕГЭ. Третий раздел содержит
блоксхемы опорных конспектов по анализу лирика поэта.
3 4
Раздел 1
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ЛИРИКЕ А.БЛОКА
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Вопросы к стихотворению “Предчувствую
Тебя”.
1. Какова роль цветовой доминанты этого
стихотворения?
2. Что можно сказать о лирическом герое, его
настроении, отношении к героине?
3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?
4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?
5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?
6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?
7. Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного
стихотворения?
8. Как осложняется лирический сюжет?
9. Какие художественные образы подчеркивают драматизм сюжета?
10. Чем, повашему, объясняется страх героя?
11. Почему местоимение Ты поэт пишет с заглавной буквы? 5
Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму.
Ты, заслышав меня издалёка,
Свой костер разведешь ввечеру.
Стану, верный велениям Рока,
Постигать огневую игру.
И, когда среди мрака снопами
Искры станут кружиться в дыму,—
Я умчусь с огневыми кругами
И настигну Тебя в терему.
Вопросы для анализа стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.
1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких
картин?
2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы?
Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?
3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной
Дамы?
4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание? 6
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Вопросы для анализа стихотворения
“Вхожу я в тёмные храмы”.
1. Как меняется место действия в этом
стихотворении? Помогает ли место действия
создать образ Прекрасной Дамы? Что нового
появляется в её изображении?
2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к
образу Прекрасной Дамы?
3. Каково отношение лирического героя к Ней?
Каково его настроение?
4. Какие цветовые символы использует автор?
5. Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?
6. Каким предстает лирический герой стихотворения?
7. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы?
8. Какими средствами создается ее образ?
9.Какие важнейшие мотивы участвуют в его создании?
10.Проследите, как с помощью контрастных цветовых образов и деталей храма создаётся
таинственная, загадочная атмосфера стихотворения.
11. Составьте микрословарь строф, воссоздающих образы персонажей.
12.Раскройте символическое значение контекстных синонимов, составляющих ряд к
понятию Прекрасная Дама.
13. Как ритмика и музыка стиха участвуют в создании образа Прекрасной Дамы?
14. Какую роль в воплощении основной идеи стихотворения играют мотивы тени и сна? 7
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
Вопросы для анализа стихотворения “Встану я в утро туманное”.
1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?
2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?
3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?
4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Ктото думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло...
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло. 8
Вопросы для работы над стихотворением “Мы встречались с тобой на
закате”.
1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на
цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?
2. Какие изменения произошли в лирическом герое?
Я отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.
Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутноголубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,—
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.
1. Какая атмосфера создаётся с помощью деталей храма?
2.
Какой цветовой символ является ключевым в стихотворении? Раскройте его
семантику.
3. Составьте микрословарь строф («она» и «я»).
4. Какое значение имеют мотивы сумрака и тумана, сна?
5. Как построен лирический сюжет стихотворения? Как воплощается в нём идея
двоемирия, необходимости слияния «земного» и «небесного»?
6. Как реализуется приём пространственной антитезы? Раскройте значение
символического образа «того берега».
7. Какое развитие получает в этом стихотворении мотив свидания?
8. Каковы предметный ряд и цветовая гамма стихотворения? Какой цвет господствует?
9. В каком облике предстает лирический герой? 9
10. Как изображена Прекрасная Дама?
11. Какие мотивы выполняют функцию, сходную с мотивами сна?
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать.
По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят.
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.
Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.
А хмурое небо низко —
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.
1 Какой поэтический прием создает ощущение острого драматизма?
2 Какой мотив, только намечавшийся в рассмотренных ранее стихах, становится здесь
основным?
3 Какие образы (звуковые и цветовые) создают атмосферу стихотворения и как они
соотносятся с образным строем рассмотренных стихотворений?
4 Как вы понимаете финальные строки?
5 Какие образы усложняют повторяющийся лирический сюжет? 10
На железной дороге
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы
брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон...
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И 11
обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами
блёклыми,
Ее, жандарма с нею рядом...
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною...
Скользнул и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая...
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...
Да что давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам всё равно, а ей довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена всё больно.
1. Проследите, как передана тема трагичности
судьбы девушки, одиночества человека в мире
людей.
2. Каким предстаёт в стихотворении реальный
мир и как он участвует в жизненной драме девушки?
Какое значение имеет в 1 строфе
3.
противопоставление «смертьжизнь»?
4. Раскройте смысл метафоры…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...
5.Как выражено в стихотворении сочувствие
страстно
гибнущему человеку,
одинокому,
стремящемуся к счастью, и беспощадное
отрицание действительности,
отрицание
«железного века»?
6. Сопоставьте данное стихотворение со
стихотворением Н. Некрасова «Тройка». Что
их объединяет и в чём различие?
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви! 12
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле
Одной слезой река шумней
А ты все та же лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор изпод платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
1. Какие черты национального женского характера придаёт Блок образу Родины?
2.
Почему образ Родины принимает у Блока черты женщины?
Какие предметы крестьянского быта поэтизирует автор? Покажите, как символы
наполняются реалистическим содержанием, особое внимание обратите на образ
дороги.
Какой крест «бережно несёт» лирический герой?
Как переосмысливает Блок образ гоголевской Руситройки?
3.
4.
5. Сопоставьте данное произведение со стихотворением Лермонтова «Родина».
Раздел 2
Контрольноизмерительные материалы в формате ЕГЭ
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Гдето светло и глубоко 13
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
В1 Укажите направление поэтического течения в литературе конца 19 – начала 20
века, одним из представителей которого являлся А. Блок и принципы которого нашли
отражение в его стихотворении «Ветер принес издалёка».____________________________
В2 Как в поэзии называют знак, художественный образ, который несёт некий смысл,
нераздельно связанный с образом, но не тождественный ему, выходящий за его пределы
(например, в стихотворении Блока «весна» и др.)___________________________________
В 3. Как называется изобразительновыразительное средство языка, определяющее в
стихотворении отношение поэта к окружающему миру: «бездонная» лазурь, «звёздные» сны
и др.?_____________________________________________________________________
В4. Укажите название приёма, заключающегося в сходном построении стихотворных
строк
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
_________________________________________________________________________
В 5. Определите тип рифмовки, который использован в стихотворении Блока «Ветер
принес издалёка».______________________________________________________________
С 1 Какими вам видятся основные мысли и чувства лирического героя стихотворения
Блока «Ветер принес издалёка…»?
С2. Как в стихотворениях А. Блока перекликается душевное состояние поэта и
состояние окружающего мира и какие русские поэты являются признанными мастерами
интимной лирики?
НЕЗНАКОМКА
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными 14
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна 15
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьето солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
В1. Укажите направление поэтического течения в литературе конца 19 – начала 20
века, одним из представителей которого являлся А. Блок и принципы которого нашли
отражение в его стихотворении «Незнакомка» ____________________________________
В2. Образ незнакомки резко отличается от окружающего мира, на фоне которого он
возникает перед лирическим героем. Как называется художественный приём, основанный на
противопоставлении предметов и явлений?_____________________________________
В3. Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в
повторении одинаковых или однотипных гласных звуков (Дыша духами и туманами она
садится у окна).________________________________________________________________
В4. КАКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЁМ, ВИД ТРОПА, ОСНОВАННЫЙ НА
ПЕРЕНОСЕ СВОЙСТВОДНОГО ЯВЛЕНИЯ НА ДРУГОЕ ПО ИХ СХОДСТВУ,
ИСПОЛЬЗУЕТ АВТОР СТИХОТВОРЕНИЯ
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
______________________________________________________________
В5. Какое художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание образов,
многократно используется в стихотворении («воздух дик и глух», «влагой терпкой и
таинственной», «странной близостью» и т.д.)?______________________________________
С1. Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу
стихотворения «Незнакомка»?
С2. В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и
прекрасном связано с женским образом и в чём их сходство и отличие от стихотворения
«Незнакомка»? 16
Раздел 3
Блоксхемы опорных конспектов
Блоксхема 1
К анализу стихотворения
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...»
Описание
Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения
встречи («Предчувствую тебя...»), соединяется с мотивом страха («Но страшно мне...»), что
придает лирическому сюжету особый драматизм, который подчеркивается образом
символом «весь горизонт в огне», эпитетами нестерпимо, горестно, низко,
контрастирующими со словами ясен, лучезарность. Страстно жаждущий вочеловечения
идеала, лирический герой боится разочароваться, обмануться, ибо, обретя земное
воплощение, Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней,
утратит свою «идеальность», свою божественность (употребление местоимения Ты с
заглавной буквы подчеркивает, что она для героя – божество). Так, рядом с желанием
встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения
земного и небесного. 17
Блоксхема 2
К анализу стихотворения
«Мне страшно с Тобой встречаться...»
Описание
Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться //
Страшней Тебя не встречать», – и с первой же строчки в нем начинает главенствовать мотив
страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно
противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы», «Я отрок,
зажигаю свечи». Изменяются цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя
сохраняется предметный ряд, связанный с образом храма, он получает дополнительную
психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло
и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании
идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты – там») звучит отчаяние, ощущение
невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие
между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет
осложняется появлением «теней» («По улицам ходят тени»). В других стихотворениях
цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь 18
впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной
встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие,
нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала.
Блоксхема 3
К анализу стихотворения
«Фабрика»
Описание
Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному
своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме...») и
даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу все с моей
вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой
гаммы («жолты», «черный ктото»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение,
привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности
(именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики,
особенно значима символика «желтого» у Достоевского), а благодаря необычному
написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан
и другой символический образ – «недвижный ктото, черный ктото». Этот символ не стоит
трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики,
«проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания 19
образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла
людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце
первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных,
реалистических мотивировок. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как
символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла,
воцарившейся в мире. Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира
Прекрасной Дамы к миру земных стихий.
Блоксхема 4
К анализу стихотворения
«Незнакомка» 20
Блоксхема 5
К анализу стихотворения
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Описание
повторяемости,
Стихотворение имеет инверсированную кольцевую композицию, что создает
ощущение замкнутости,
бесперспективности всякого движения,
приводящего в конечном итоге к возвращению в исходную точку. Номинативные
предложения, обрамляющие стихотворение, состоят из существительных, лишенных
определений и логически не связанных между собой, что еще больше подчеркивает
неподвижность, мертвенность, бескрасочность окружающего мира, утрату органической
связи между его частями. Причем все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают
характер символов. Ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота, в которую
уходит городская улица. Аптека (деталь почти прозаическая) становится в данном 21
контексте символом перехода из жизни в смерть. И даже фонарь не разрушает этой
бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет». Конструкция стихотворения
отличается удивительной симметричностью: первая строфа зеркально отражается во
второй, как городской пейзаж в «ледяной ряби канала». Кажется, что человек, вглядываясь
в лицо этого мертвого, страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни («Живи еще
хоть четверть века...») и обращает свой взор к каналу в поисках спасительного гибельного
выхода, но и в нем видит лишь отражение все той же беспредельной скуки и приходит к
парадоксальной идее бессмысленности смерти («Умрешь – начнешь опять сначала...»).
Блоксхема 6
К анализу стихотворения
«На железной дороге»
Описание
В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва,
сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения 22
посвящена ее жизни. Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и
одухотворенность героини («красивая и молодая», «нежней румянец, круче локон»). Даже о
погибшей говорится – «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя
определенноличные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения она.
Отсутствие подлежащего сокращает дистанцию между поэтом и его героиней, создает
ощущение, что она предельно близка и дорога ему. Иначе изображен окружающий героиню
мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие мира подчеркнуто метонимией «Вагоны шли
привычной линией... Молчали желтые и синие» и пропуском подлежащего, который в этом
случае играет совершенно иную роль («В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за
стеклами...»).
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Лирика А. Блок: дидактические материалы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.