Лирика военных лет, 10 класс, литература
Оценка 4.6

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Оценка 4.6
Аудио +2
doc
русская литература
10 кл
09.02.2019
Лирика военных лет, 10 класс, литература
Публикация является частью публикации:
лирика военных лет.doc
МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА   УРОКА по теме «Лирика военных лет»                                                                                   Левинская Люция Рифкатовна,                                           учитель русского языка и  литературы Касли 2018 Тема урока: Лирика военных лет   Тип  учебного занятия: урок приобретения новых знаний.   Форма: урок – лекция с элементами аналитической беседы.               Пояснительная записка: Урок проводится после изучения темы «Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор». Занятие рассчитано на 1 учебный час. Такой урок – это своеобразная альтернатива традиционным занятиям,  построенная на идеях развивающего обучения. Он позволяет уйти от шаблона  заорганизованности,  познание осуществляется в наиболее приятной форме­  форме общения. Здесь присутствует несколько идей развивающего обучения: 1. Создается чувство причастности. Дети ориентированы на общение,   принимая участие в беседе, выполняют образовательную задачу.  Создается сплоченность коллектива и своеобразная интеллектуальная  среда. 2. Проведение подобных уроков позволит обучающимся увереннее  чувствовать себя в различных ситуациях общения  в группе, в семье,  на  производственной практике, в трудовом коллективе. 3. Задания подобраны таким образом, что позволяют обучающимся  выполнить их  успешно, поэтому учащиеся  охотно приступают к  их   выполнению. 4. Развивается  внимание, воображение, познавательная активность,  самостоятельность. 5. Формируется учебное сотрудничество через выполнение заданий, которые трудно сделать в одиночку и которые требуют умения соотносить свои  действия с действиями других людей. Ведь команда вынуждена  договориться о стратегии взаимодействия.            При подготовке и проведении урока учитывается соблюдение следующих принципов обучения: принцип целенаправленности – содержание обучения и воспитания, методы и  формы соответствуют учебному плану и программе; принцип гуманизации – создаются условия, при которых обучающиеся хотят  учиться; разрабатываются  задания для   воплощения возможностей учащихся; принцип связи обучения с жизнью – образовательный и воспитательный процесс  способствует пробуждению чувства сопереживания путём приобщения к  исповедальной лирике, доходящей до сердца каждого человека. принцип  систематичности и последовательности – последовательное овладение  знаниями, умениями и одновременное их применение на практике; принцип наглядности обучения – сочетание отдельных видов наглядности; принцип доступности – учёт образовательного уровня обучающихся. Предварительная подготовка: а) подготовить презентацию по теме; б) подготовить раздаточный материал  (приложение); в) подготовить обучающихся к выразительному чтению стихотворений; г) выполнить домашнее задание (прочитать стихотворения о Великой  Отечественной войне).   Цели урока: Обучающие ­  изучение стихотворений  К.  Симонова «Жди меня», А.Суркова                            «В землянке»;   Развивающие  ­ совершенствование навыков выразительного чтения и анализа                              поэтического текста;  развитие общих компетенций:                               умения извлекать необходимую  информацию из                              различных  источников (ОК 4). Воспитательные ­ формирование духовных, нравственных ценностей,                                  осознание понятий честь, долг, историческая память;                                 воспитание патриотизма, уважительного отношения к                                 историческому прошлому. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме «Лирика воен­ ных лет», аудиозапись (стихотворение «Жди меня» в исполнении автора, песня «В землянке»), портреты К. Симонова и А. Суркова, хрестоматии по литературе с текстами стихотворений, раздаточный материал.                                                                 Ход урока                                                                                       Война не вмещается в оду,                                                                                        И многое в ней не для книг.                                                                                     Я верю, что нужен народу                                                                                        Души откровенный дневник.                                                                                                           Семен Кирсанов,                                                                                                      1942г. «Долг» Этап 1. Организационный момент. Слово учителя   Цель   этапа:  проверка   готовности   учащихся,   готовности   кабинета   к   уроку, создание  у  обучающихся рабочей настроенности, быстрого включения в работу. Форма обучения: коллективная.  Метод обучения:  информационно – сообщающий. Методические приёмы:  рассказ. Средства обучения: презентация (слайд 1). Результат этапа занятия: обучающиеся имеют мотивацию на работу.  Преподаватель   проверяет   готовность   обучающихся,   кабинета   к   уроку. Инструктирует о порядке работы. Обучающиеся получают настрой на работу. Выполняют записи – основное из рассказа преподавателя. Преподаватель:      Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до послед­ него дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их   мысли.  И   никогда   читатели   так   чутко   не   прислушивались   к   голосу   поэтов. Поэзия   была   самым   популярным   жанром   военных   лет.   Именно   поэзия   немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество. Слайд 1 Преподаватель: 1941­1945  год.   Черточка   между   этими   двумя   датами   заключает   сравнительно небольшой исторический срок: 4 года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию. С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответственность. 941 из них ушел на фронт, 417 ­ не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово... Этап 2. Беседа с обучающимися Цель этапа:   выяснение степени осознанного усвоения пройденного, установление ошибок и их ликвидация; формирование у учащихся понимания связи выполнения ими домашнего задания с результатами своего обучения. Форма обучения: коллективная. Метод обучения:  информационно ­ сообщающий. Методические приёмы:  беседа Средства обучения: презентация (слайд1). Преподаватель:  Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? Какие они находили слова? (В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспо­ минания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема памяти) • Почему поэзия оказалась необходимой людям ­ и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду) •  Жестокая, на пределе физических и духовных сил война была немыслима без духовного   раскрепощения.   И   об   этом   тоже   свидетельствует   поэзия.   Сначала предполагалось,   что  солдат ­ это  всегда   герой,  готовый  безрассудно  умереть  в любую минуту, защищая Родину. Теперь, перед лицом большой беды всё видится иначе: и смерть, и жизнь, и любовь. Пережитое на войне подталкивало поэтов к предельной искренности. Семен Кирсанов писал в 1942 году: Война не вмещается в оду, И многое в ней не для книг. Я верю, что нужен народу Души откровенный дневник. Всё верно. И то, что лучшие произведения тех лет являли собой «дневник души». И   то,   что   эта   откровенность   давалась   не   сразу   (поэтам   ведь   было   привычнее зарифмовать боевые эпизоды, политдонесения). Когда сегодня речь заходит о лучших произведениях военных лет, мы говорим о стихотворениях Константина Симонова «Жди меня» и Алексея Суркова «В зем­ лянке». Именно эти стихотворения ­ «души откровенный дневник». Вернемся к вопросу: для чего была нужна поэзия на войне? Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты   защищаешь   Родину,   а   тебя   любят   и   ждут,   давала   силы   воевать   и   верить   в победу.   Этап 3. Обращение к истории появления стихотворений Цель этапа:  обратиться к истории появления стихотворений. Форма обучения: коллективная. Метод обучения:  информационно ­ сообщающий. Методические приёмы:  беседа Средства обучения: презентация (слайд2). (Чтение текста слайда заранее подготовленным учащимся). Слайд 2 Преподаватель:   Давайте обратимся к истории появления этих стихотворений. Написаны они в 1941 году. Их авторы и думать не могли, что напечатают стихи. Симонов посвятил стихотворение любимой женщине, Валентине Серовой, а Сурков – Софье Кревс. На этот счёт есть их собственные признания.   •  О чём говорит история их появления? Что заставило авторов опубликовать свои стихи? (Такие   стихотворения   нужны   были   всем.   Люди   испытывали   такие   же чувства, поэты дали фронтовикам слова, которые были у тех в сердце, но не находили точного выражения) Неожиданно любовная лирика заняла в поэзии большое место. Долгое время она была отодвинута на задний план. До любовной ли лирики, когда идёт жестокая война? Не уклоняется ли поэзия от главных задач времени? Но это были при­ митивные представления и о поэзии, и о духовных запросах людей. Поэзия опре­ делила суть войны так: «Бой идёт святой и правый… Бой идёт не ради славы –Ради жизни на Земле» ­ говорил Твардовский. А что такое жизнь? Это простые чувства, дружба, любовь… Этап 4. Чтение и анализ стихотворения К. Симонова Цель этапа:   усвоение учебного материала по теме. Форма обучения: коллективная, фронтальная. Метод обучения: объяснительно ­ иллюстративный. Методические приёмы:  авторское чтение, чтение обучающихся, запись основных моментов сообщения преподавателя, беседа.  Средства обучения: хрестоматии с текстами стихотворений, презентация (слайды 3, 4). Результат этапа: обучающиеся прослушали стихотворение и выполнили его анализ.  Преподаватель: Обратимся к анализу стихотворений. • Послушайте стихотворение в исполнении автора, Константина Симонова.   •Подумайте, каким предстаёт лирический герой этого стихотворения как че­ ловек? Какие у него чувства? Каким вы его представляете? Слайд 3 (Звучит запись­  стихотворение в исполнении автора,  К. Симонова).  Преподаватель:  •Как вы думаете, от чьего имени ведется повествование? (От имени автора) • Каким вы увидели лирического героя? Каково его душевное состояние? Какой  он человек? (Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет вы­ жить, вернуться домой, надеется, верит) Преподаватель: Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.  •Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими ­ особые чувства. (Будем знать только мы с тобой. Ты спасла меня) • Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»? (Поэт обращается с призывом для того, чтобы чувствовать сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится) •  Найдите   строки,   где   автор   выражает   надежду   на   то,   что   ничто   не   должно поколебать веру любимой? (Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут...) Да, ни погода, ни настроения окружающих не должны поколебать эту веру. •  Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие ­мать, сын,   друзья   ­   устанут   ждать?  (Автор   очень   верит   в   любовь,   она   сильнее дружеских и родственных чувств). •Найдите строку, где автор упоминает о смерти. (Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло). • Почему автор говорит «смертям», ведь смерть бывает одна? Верно ли звучит эта фраза применительно к войне? (На войне люди могли умереть от ран, взрывов, болезней, холода, голода. Много людей — много и смертей). Автор этого стихотворения сам объясняет, что кроется за словами «всем смер­ тям назло»... Обучающийся зачитывает воспоминания Симонова. Слайд 4 «В небе с утра и до вечера висела немецкая авиация и бомбила всё  кругом… Было так тяжело, и я, сидя в окопе, помечал в блокноте палочками  каждый немецкий самолёт, заходивший на бомбёжку… И таких палочек к  закату набралось 398…»К.Симонов. Преподаватель: • Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине ­ матери, сестре, любимой? (Потому что оно написано простым, понятным всем языком) • Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение? (Мысль ­ надеяться, ждать, вопреки всему) •  Послушайте стихотворение ещё раз, попробуйте ответить на вопрос: в какие моменты жизни может вспомниться это стихотворение? •      В   какие   моменты   жизни   мы   можем   вспомнить   эти   строки?  (Эти   строки можно   вспомнить   во   время   военных   действий,   длительных   командировок, службы в армии и т.д.) Этап 5. Чтение и анализ стихотворения А. Суркова Цель этапа: прочитать стихотворение и выполнить его анализ. Форма обучения: коллективная. Метод обучения: репродуктивный. Методические приёмы: работа с текстом, анализ, обобщение. Средства обучения:  хрестоматия, презентация (слайд 5). Результат этапа: обучающиеся прослушали стихотворение и выполнили его анализ.  Слайд 5 Преподаватель: Перейдём  к  чтению  стихотворения   Алексея  Суркова  «В  землянке».  (Читает подготовленный обучающийся) • Подумайте, что объединяет стихотворения «В землянке»и «Жди меня»? (Эти стихотворения объединяет обращение к женщине. В них есть похожие слова, строки) •  Найдите строки, которые нам говорят о том, что это обращение к близкому человеку? (Автор вспоминает улыбку, глаза, обращается к женщине на «ты», в стихотворении звучат слова любви) • Какие чувства испытывает герой этого стихотворения? (Герой стихотворения вспоминает дом, тоскует, осознаёт опасность) •  Что   дают   герою   воспоминания   о   доме?  (Героя   стихотворения   согревает любовь: «тепло от моей негасимой любви») •  Найдите в стихотворении слова, образы, звучавшие также и в стихотворении Симонова. В этом вам поможет сравнительная таблица. Этап 6. Заполнение таблицы  Цель этапа: самостоятельное выполнение практического задания обучающимися в парах –  работа с таблицей. Форма обучения: парная. Метод обучения: частично – поисковый. Методические приёмы: работа с текстом, анализ, обобщение. Средства обучения:  раздаточный материал, презентация (слайды 6, 7) Результат этапа занятия: обучающиеся в парах выполнили работу по сравнению  двух стихотворений; преподаватель проверил  и скорректировал уровень усвоения  учебного материала, учащиеся устранили пробелы в знаниях.    Слайд 6 (Проверка записей). Слайд 7 Преподаватель: •  Не кажется ли вам, что такие совпадения не случайны?  (Совпадения в этих стихотворениях не случайны: у авторов одни и те же мысли, образы, слова) Этап 7.            Выводы по уроку. Рефлексия Осуществляется обратная связь по итогам урока, позволяющая  преподавателю не просто выявить степень удовлетворённости обучаемых  проведённой беседой, а услышать информацию о чувствах, которые испытали  участники беседы.  В ходе рефлексии происходит осмысление услышанного на  уроке,  высказываются размышления по поводу прошедшей совместной работы, делается анализ её  продуктивности.  Участие в анализе ситуации способствует формированию у  обучаемых умения осуществлять сотрудничество. Цель этапа: осуществление «обратной связи», подведение итогов. Форма обучения: коллективная. Метод обучения: информационно – сообщающий. Методические приёмы: беседа. Преподаватель: Стихотворения эти были написаны более полувека назад. Вы ­ люди «из другого поколения». •  Понятны   ли   вам   мысли   поэтов   или   это   для   вас   уже   «страницы   далёкого прошлого»? Может быть, в ответе вам помогут строки из стихотворения Михаила Матусовского:  Вот уж даль дневную  Окрасил вечерний свет... Что же меня волнуют  Песни военных лет Что­то для нас святое  Скрыто в их глубине,  Строки, какие стоя Хочется слушать мне. •  Какие   чувства   вызвали   стихотворения   К.Симонова   и   А.Суркова?   О   чем   вы подумали? Какие моменты особенно понравились? (ответы обучающихся) Преподаватель:   Как вы понимаете высказывание К.Симонова: «Если б не написал я, написал бы  кто­то другой»? (Подобное стихотворение обязательно было бы написано.  Мысли, высказанные в нём, были близки каждому солдату, бойцы и письма  писали, и ждать просили, но К.Симонов и А.Сурков словно мыслями поделились друг с другом). Преподаватель:  Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его, ответьте на вопрос:  Что   представляют   собой   лирические   стихотворения   военных   лет?   Запишите вывод в тетрадь. (Стихотворения военных лет представляют собой лирический дневник,   исповедь   солдата.   Это   мысли   всех   людей   военного   времени, выраженные в стихотворной форме). Преподаватель просит одного­ двух обучающихся зачитать ответ. Этап 8. Итоги урока Цель этапа: поставить оценки за работу на уроке; проинструктировать учащихся о выполнении домашнего задания. Форма обучения: коллективная. Метод обучения: информационно – сообщающий. Методические приёмы: рассказ. Средства обучения: презентация (слайд 8). Результат этапа занятия: обучающиеся получили домашнее задание к следующему  уроку. Преподаватель: За работу на уроке вы получили оценки, учитывающие ваши ответы, письменную работу, чтение стихотворений (преподаватель сообщает отметки). Домашнее задание: выучить наизусть (по выбору) стихотворение К. Симо­ нова  «Жди меня», А. Суркова «В землянке». Если бы существовал музей «песенной славы» Великой Отечественной вой­ ны, то в нем на самом почётном месте лежали бы эти солдатские письма ­ тре­ угольники,   стояла   бы   солдатская   гармонь,   и   хранились   бы   священные песенные реликвии, такие, как «Жди меня» и «Землянка». Ведь эти строки действительно   стали   всенародно   любимыми   песнями.   Стоит   зазвучать нехитрой мелодии, как сами собой возникают в памяти слова.  Звучит песня «В землянке». Слайд 8 Алексей Сурков  В землянке Приложение  Алексей Сурков  В землянке Алексей Сурков  В землянке Алексей Сурков  В землянке Константин Симонов Жди меня Всем смертям назло Всем смертям назло Жди, когда из дальних мест Писем не придёт Жди, когда снега метут Ожидание своим ты  Спасла меня Константин Симонов Жди меня Всем смертям назло Всем смертям назло Жди, когда из дальних мест Писем не придёт Жди, когда снега метут Ожидание своим ты  Спасла меня Константин Симонов Жди меня Всем смертям назло Всем смертям назло Жди, когда из дальних мест Писем не придёт Жди, когда снега метут Ожидание своим ты  Спасла меня Константин Симонов Жди меня Всем смертям назло Всем смертям назло Жди, когда из дальних мест Писем не придёт Жди, когда снега метут Ожидание своим ты  Спасла меня

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература

Лирика военных лет, 10 класс, литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2019