Технологическая карта урока.
Описание урока/занятия |
|
Предмет |
Биология |
Класс |
5 |
Тема |
Лишайники- комплексные симбиотические организмы. |
Автор урока |
Саможенова Елена Николаевна, учитель биологии |
Образовательная организация |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов города Искитима Новосибирской области |
Город/поселение |
г. Искитим |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Время реализации урока |
40 минут |
Цели урока |
Образовательные: - изучить особенности строения, жизнедеятельности лишайников; - сформировать знания о разнообразии лишайников; - уметь отличать лишайники от других живых организмов. Развивающие: - развивать познавательный интерес обучающихся; - развивать умение перерабатывать полученную информацию: работать с текстом, выделять главное, анализировать, формулировать и решать проблемы. Воспитательные: - формировать творческие, коммуникативные способности учащихся; - формировать культуру умственного труда; - формировать понятия о необходимости соблюдения гигиенических норм обучающихся. |
Планируемые результаты |
Предметные: формировать умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов. Формировать умение объяснять роль лишайников в природе и жизни человека. Личностные: проявлять интерес к изучению объектов живой природы. Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно описывать биологические объекты, работать с текстом и иллюстрациями учебника , проводить их сравнительную характеристику. |
УУД |
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы). Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Дидактическая структура урока |
По типу урока – это урок изучение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию. Урок построен с учётом требований ФГОС и психологических особенностей детей данного возраста. В соответствии с темой урока, целью, задачами были выбраны формы организации учебной работы: работа в парах и группах, самостоятельная работа с задания контроля, самоконтроля. На уроке использовались современные образовательные технологии: системно-деятельностный подход, технология здоровьесбережения, компетентностный подход, ИКТ. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Время, отведённое на все этапы урока, было рационально распределено. Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определённых этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом, рефлексия. |
Дополнительная информация |
На уроке использовалось лабораторное оборудование, презентация. Все сервисы и задания подобраны с учётом психологических и возрастных особенностей обучающихся. |
Вид мультимедиа компонента |
Презентация |
Ресурсы, оборудование и материалы Интернет ресурсы, компьютер, проектор, лабораторное оборудование. Раздаточный материал: гербарии лишайников |
|
Список учебной и дополнительной литературы Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных организаций/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. З.Г. Гапонюк: под редакцией В.В. Пасечника. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2020г.-224с.:ил. (Линия жизни). |
|
Ссылки на использование интернет – ресурсы http://biolicey2vrn.ru/index/izuchenie_lishajnikov/0-827 интерактивная лабораторная работа “Изучение лишайников”, сайт учителей биологии МБОУ Лицей №2 г. Воронежа РФ. http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=278:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108 Виртуальная образовательная лаборатория, лабораторная работа “Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора”. http://fcior.edu.ru/card/22771/praktika-lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-uglublennoe-izuchenie.html федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, модуль практической работы “Лишайники, особенности строения, питания и размножения (практика)”. |
|
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы Технологии: системно-деятельностный подход, технологии здоровьесбережения, исследовательская деятельность, ИКТ. Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, эмпирические, дедуктивные. |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности
|
Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом, тем более, что …. Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце, Что ребята в нашем классе Все, конечно, молодцы! Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. |
Осмысленное прослушивание. Настраиваются на работу. |
Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: отслеживание действия учителя, умение слушать и слышать. |
2.Актуализация знаний. |
Работа с материалом на карточке. Все мы слышали такую "летучую фразу" - "питаться манной небесной." Но многие ли это знают, что эта самая "манна" вовсе не известная крупа для манной каши, а самые настоящие «грибы»? Вернее, двоюродные братья грибов? В Библии говорится: "На пятнадцатый день второго месяца, когда путь лежал через Аравийскую пустыню, а пища кончалась, среди иудеев начался ропот. Вот тогда Господь сказал: "Я одождю вам хлеба с неба, и пусть народ выходит и собирает..." Когда роса поднялась, то действительно пустыня оказалась покрытой чем-то белым". И самое удивительное, что белые зернышки, ниспосланные с небес, были съедобными. Так, что же это за зернышки? Найдите ответ из материала «Манна небесная» (карточки). |
Внимательно читают и находят ответ на вопрос. |
Регулятивные: Формирование умения самостоятельно находить ответы на вопросы. Познавательные: высказывают предположение на поставленный вопрос. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: осознание значимости заданного вопроса. |
3. Изучение нового материала. |
Лишайники-самые удивительные и необычные организмы. Нам сегодня предстоит узнать почему они являются самыми-самыми загадочными. Для этого распределимся в группы, каждая из которых работает с материалами на инструктивных карточках и готовит небольшие сообщения. От каждой группы выступает 1 человек (при необходимости подключаются другие участники). Для этого вся группа работает с информацией. В помощь тексты учебника, карточки с дополнительным материалом (при необходимости использовать Интернет-данные). Каждая группа выступает с информацией, которую они смогли составить, выбрать из различных источников. По мере прослушивания информации, учащиеся приходят к первичным выводам. Подведение промежуточного итога. Отвечаем на вопросы: 1. Лишайники-это симбиотические организмы, потому что…… 2. Размножатся лишайники-…. 3. Являются «пионерами», так как …. 4. Не все лишайники полезны, среди них есть такие… |
Работают в группах.
Группа №1 Работают, находят информацию: «Способы размножения лишайников». Группа №2 «Места обитания, условия, специфические характеристики организма переносить неблагоприятные условия». Группа №3 «Строение лишайников. Почему лишайники симбионты?». Делают зарисовки лишайников. Группа №4 «Разнообразие лишайников: формы, особенности». Работа с иллюстрациями и гербарными экземплярами, составление опорной схемы. Группа №5 «Зачем нужны лишайники?». Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки, делают сообщения. Зачитывают выводы. Готовят общий вывод: лишайники- симбионты, значит они состоят из двух организмов. Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии). Грибы содержат белки, значит могут являться пищей не только животным, но и человеку. Тайна манны небесной раскрыта. |
Регулятивные: работать по инструкции. Познавательные: извлечение необходимой информации, уметь её применять и преобразовывать для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, владение монологической и диалогической речью. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: формирование целостности мировоззрения. |
4. Применение теоретических знаний при выполнении лабораторной работы ( работа в малых группах). |
Используя полученные знания о лишайниках, выполняем лабораторную работу, на предмет закрепления знаний о строении данных организмов. Рекомендации учащимся: даны кусочки слоевищ лишайника, из которых необходимо приготовить микропрепарат, рассмотреть, зарисовать и подписать части. Использование слайда презентации.
|
Работа по инструктивной карточке. Оборудование для приготовления микропрепара та. |
Регулятивные: осуществлять контроль в форме слияния способа действия и его результата. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог: участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные: выбор наиболее эффективного способа решения задачи; извлечение необходимой информации; чётко излагать свои мысли. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и общественной практики. |
5. Рефлексия учебной деятельности |
- Какие открытия вы сегодня сделали? - Что удивило вас? - О чём вы хотели бы узнать поподробнее? - Оцените своё участие на уроке, сделайте выводы. |
- Отвечают на наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
|
Регулятивные: оценивание, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результат деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Личностные: формирование навыков самоанализа. |
6. Домашнее задание |
Подготовить материал п.26. Приготовить модель лишайника. Оборудование: разноцветные шерстяные нитки, пластилин, ножницы, картонная или стеклянная основа, клей (можно использовать и другой материал на усмотрение самих учащихся). Письменно ответить на вопрос: Почему существует проблема сохранения лишайников? |
Записывают домашнее задание. |
Умение систематизировать и обобщать знания. Делать вывод. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.