Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося
Оценка 4.6

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Оценка 4.6
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
13.03.2018
Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося
Работа представляет собой обобщение опыта учителя по формированию нравственных качеств личности обучающегося через классно-урочные и внеурочные занятия по литературе. В приведенных примерах просматриваются новые подходы к изучению программных и внепрограммных художественных произведений через включение школьников в активную творческую деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности.Текстовый документ (25 стр.)
Королева И.Э. Бийск. Литература как средство нравственного воспитания личности учащегося.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ГИМНАЗИЯ № 1»  Литература как средство нравственного воспитания личности Тема работы обучающегося: обобщение опыта работы                 Секция:  Инновации в воспитании: стратегические ориентиры  и перспективы их достижения                  Автор: Королева Ирина Эльзасовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория 2 г. Бийск, 2018 Оглавление Введение                                                                                                     3 Глава I. Молодёжь и общество.                                                                5               Анализ современной ситуации Глава II. Литература и нравственное воспитание                                  7 2.1 Нравственные ориентиры в работе учителя основной школы             7 2.2 Роль книги в жизни ребёнка.                                                                    9 Глава III. «По­особенному особенный урок»                                         10 3.1 Учитель не должен быть поводырём                                                       10 3.2 Дружба, доброта, взаимопонимание и взаимоуважение (5 класс)        11 3.3Любовь к Родине через любование её природой.                                    16      Личность и коллектив (6 класс) 3.4 Патриотизм, гуманность и миролюбие (7 класс)                                    19 3.5 Любовь (8­9 классы)                                                                                   22 Глава IV. Заключение                                                                                 24 Литература                                                                                                   24 3 Введение Актуальность Выбор данной темы творческой работы не случаен. За спиной многолетний (32 года) стаж педагогической работы, в результате которой я приобрела ясное понимание   того,   что   воспитание   всесторонне   развитой   личности   с   твердой нравственной позицией – обязательная цель учебно­воспитательного процесса в школе. На протяжении всего периода обучения формируется образ выпускника, который   отвечает   запросам   гражданского   общества.   В   становлении   личности принимают   участие   различные   общественные   институты,   начиная   с   семьи   и заканчивая   группой   друзей   и   единомышленников.   Школа   –   наиболее   важное звено   в  цепи,  формирующей   здоровую   личность,  т.к.  каждый   человек,   а  тем более ребёнок, испытывает на себе не только положительное воздействие, но и растлевающее: «дурная» компания, отсутствие должного внимания со стороны родных и близких, материальные трудности, психологическая неустроенность, неблагоприятная   социальна   среда  и  пр.  Всё   это  заставляет   педагогов  школы быть   вдвойне   внимательными   к   подрастающему   поколению,   чтобы   из маленького воспитанника получился настоящий человек, личность. По мысли В.А.Сухомлинского, мало родиться человеком, им надо стать.  Постоянные   наблюдения   показали,   что   с   каждым   годом   уровень нравственности   в   обществе   не   повышается,   а   количество   учеников,   в   чьё нравственное   воспитание     необходимо   вмешательство   специалистов,   растёт. Средства   массовой   информации   (ТV,   Интернет,   пресса)   огромным   потоком обрушивают на ребёнка сцены насилия, аморального образа жизни, а ребёнок, зачастую предоставленный самому себе, впитывает эту информацию, как губка, 4 и   берёт   её  за   норму   жизни.  Кто,   как   не   школа,   должен   помочь   неокрепшей личности   разобраться   во   всем,   что   её   окружает,   если   родители   заняты зарабатыванием денег, созданием материальных благ и им не до внутреннего мира собственного чада. А   учитель­словесник,   пожалуй,   в   большей   степени,   чем   остальные предметники,   имеет   возможность   коснуться   тонких   струн   души   ученика, повлиять на его мировоззрение и сориентировать в нужном направлении.   Данная   проблема   стала   основной   в   моей   педагогической   практике. Выполняя обязанности учителя литературы и русского языка, а также классного руководителя,   я,     наряду   с   образовательными   задачами,   ставлю   задачу воспитания нравственности моих учеников. Мораль и нравственность – вот те категории, которые никогда не утратят своей актуальности. Ведущая идея опыта: Создание   на   уроках   литературы   условий   для   сознательного   активного участия школьников в творческой деятельности, способствующей тому, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни, предметом собственных стремлений и личного счастья. Личная концепция учителя:  поиск   активных   форм   и   методов   формирования   духовно­ нравственных   качеств   личности   на   фоне   приобретения   прочных     знаний, развития УУД, предметных (в области литературы как учебного предмета) и метапредметных компетенций;  реализация задач по формированию духовно­нравственных качеств личности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и интересов обучающихся;  включение каждого ученика в активную творческую деятельность;  усиление   практической   направленности   обучения   литературе   на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;  создание   на   уроках   атмосферы   сотрудничества,   сопереживания, взаимной поддержки. 5 Главное условие нравственности —  желание стать нравственным. Сенека Младший (Из книги «Афоризмы») Глава I. Молодёжь и общество. Анализ современной ситуации Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»   так определяет роль государства: государство признает детство важным   этапом   жизни   человека   и   исходит   из   принципов   приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой   и  творческой   активности,  воспитания   в  них   высоких   нравственных качеств,   патриотизма   и   гражданственности.   Одной   из   основных   целей государственной политики в интересах детей, определяемых Законом, является содействие   физическому,   интеллектуальному,   психическому,   духовному   и нравственному   развитию   детей,   воспитанию   в   них   патриотизма   и гражданственности.     Более   того,   согласно   Концепции   национальной безопасности   РФ,     формирование   государственной   политики   в   области духовного   и   нравственного   воспитания   населения   является   частью   системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. [12] Закон   Российской   Федерации   «Об   образовании»   и   государственные образовательные   стандарты   важную   роль   в   воспитании   подрастающего поколения   отводят   учреждениям   образования,   где   происходит «целенаправленный   процесс   воспитания   и   обучения   в   интересах   человека, общества, государства. То есть, образование включает воспитание и обучение, 6 причем   воспитание   стоит   на   первом   месте.   Согласно   Закону,   воспитание гражданственности,   трудолюбия,   уважения   к   правам   и   свободам   человека, любви   к   окружающей   природе,   Родине,   семье   является   одним   из   основных принципов государственной политики в области образования». [12] Государственный   стандарт   образования   определяет   одну   из   основных целей   образования   в   целом   –   это   воспитание   нравственных   и   эстетических чувств,   эмоционально­ценностного   позитивного   отношения   к   себе   и окружающему   миру.   В   том   же   направлении   движется   и  государственная молодежная   политика,   где   среди   множества   задач   немаловажной   является формирование   условий,   направленных   на   физическое   и   духовное   развитие молодежи.  Исходя   из   вышесказанного,   видно,   что   государство   всерьёз   озабочено состоянием современного общества, дальнейшим развитием и сущностью общего среднего   образования.  Цель   воспитания   в   школе  состоит   в   том,   чтобы содействовать   формированию   всесторонне   развитой,   нравственно   здоровой личности, которая может стать надежной основой здорового общества. Здесь уместно   вспомнить   слова   Яна   Коменского:   «Следует   как   можно   больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».  В век информатизации, механизации далеко недостаточно готовить лишь высококвалифицированных   специалистов.   Ещё   Аристотель   утверждал:   «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». А мы хотим двигаться только вперёд! Не   надо   обладать   каким­то   особенным   зрением,   чтобы   заметить   язвы, поражающие   общество:   бездуховность,   равнодушие,   разгул   преступности, алкоголизм, наркомания, сквернословие, жесткий прагматизм и неуемная жажда наживы.  А доброта, порядочность,  чувство  прекрасного, душевная щедрость, 7 великодушие, милосердие отодвинуты на второй план. В обществе не хватает ЧЕЛОВЕКА, того самого, о котором М.Горький говорил устами одного из своих героев:   «Человек   –   это   звучит   гордо».   Человека,   чьи   потребности   жить   по нравственным понятиям слились с чувством долга так, чтобы эти потребности «не только сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение» (Н.Добролюбов)  Возрождение духовности, нравственности начинать надо с детства.  Находясь   у   порога   большой   самостоятельной   жизни,   молодые   люди испытывают смятение, им трудно выбрать верный путь. Тем более что взрослое население нередко на первое место ставит материальные блага, а о духовности даже не задумывается. Это объясняется целым рядом объективных причин, но не   оправдывается   ими,   т.к.   будущее   страны   –   дети.   «Дети   должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода   человеческого».   (Иммануил   Кант)   Им   строить   мир   дальше,   а   от   нас, учителей   и   родителей,   зависит,   каким   станет   этот   мир.   Из­за   огромной загруженности родителей большая ответственность возлагается на школу, где дети   проводят   немалую   часть   своей   жизни.   Именно   мы,   педагоги,   должны подготовить   благодатную   почву   для   того,   чтобы   семена   добра,   радости, справедливости,   счастья,   мудрости,   красоты,   что   мы   посеем   в   душах   наших воспитанников, могли не только взойти, но и расцвести прекрасным цветком. Задача   трудная,   но   выполнимая.   По   словам     Виссариона   Белинского,   «есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное».   Глава II. Литература и нравственное воспитание 2.1 Нравственные ориентиры в работе учителя основной школы В   соответствии   с   федеральным   государственным   образовательным стандартом   общего   образования,   большая   роль   в   нравственном   воспитании отводится литературе. В частности,  «в основной школе, являющейся, согласно 8 Конституции   РФ,   обязательной   в   Российской   Федерации,   –   это   обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их … к нравственным ценностям и художественному   многообразию   русской   литературы,   к   вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России».   [12] Воспитание   высоких   нравственных   принципов   является   одной   из приоритетных   сфер   и   согласно   Национальной   доктрине   образования, одобренной   Правительством   Российской   Федерации.   Национальная   доктрина образования   определяет,   что   «государство   в   сфере   образования   призвано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения   к   закону».   [12]   Для   этого   необходимо   привлекать   в   систему образования   талантливых   специалистов,   способных   на   высоком   уровне   не только   осуществлять   учебный   процесс,   но   и   воспитывать   у   обучающихся духовность и нравственность. В Стандарте основного общего образования по литературе есть положение о   том,   что   «изучение   литературы   на   ступени   основного   общего   образования направлено на достижение» следующих целей:    воспитание духовно развитой личности,  формирование   гуманистического   мировоззрения,   гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры…  В   Законе   «Об   образовании»,   Федеральном   государственном образовательном стандарте основного общего образования, Концепции духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России всесторонне раскрывается понятие современного национального воспитательного идеала – «это   высоконравственный,   творческий,   компетентный   гражданин   России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных 9 традициях   многонационального   народа   Российской   Федерации».   [3]     Также названы базовые национальные ценности, среди которых патриотизм, социальная солидарность,   гражданственность,   семья,   труд   и   творчество   и   др.   В правительственных   документах   разных   лет   постоянно   идет   отсылка   к   этим ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, которые лежат в основе   современной   государственной   политики   и   без   которых   неневозможно представить себе нашу страну.  На  X  Съезде   уполномоченных   по   правам   ребенка   (2014г.)   В.В.Путин остановился на приоритетных задачах семьи, общества и государства в области воспитания детей и особо подчеркнул актуальность этого вопроса, так как «без этого   невозможна   преемственность   поколений,   передача   базовых   знаний   и духовно­нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня». Большие надежды в воспитании нравственно здоровой личности, стремящейся к идеалу будущего, возлагаются президентом на   общеобразовательную   школу,   где   и   закладываются   первые   кирпичики крепкого государственного фундамента. В   соответствии   с   Концепцией   духовно­нравственного   развития   и воспитания личности гражданина России и ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях   разрабатываются   и   реализуются   программы   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   «в   единстве   урочной,   внеурочной, внешкольной   деятельности, образовательного учреждения, семьи и других институтов общества».[3]   в   совместной   педагогической   работе А где, как не на уроках литературы, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого, полезное от вредного, погрузиться в атмосферу борьбы и при этом не пострадать самому, пережить горечь утраты, порадоваться удаче, преодолеть   страх,   словом,   прикоснуться   к   настоящему,   получив   жизненный, нравственный урок? А нравственность, по словам И.Песталоцци, «заключается в 10 совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро». Пережитое   и   усвоенное   в   детстве   отличается   большой   психической устойчивостью.  Школьный   возраст   наиболее   восприимчив   для   эмоционально­ ценностного,   духовно­нравственного   развития,   гражданского   воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. 2.2 Роль книги в жизни ребёнка Одним из важнейших средств воздействия на душу ребёнка всегда была книга. Малыш ещё не умеет и говорить­то толком, а мама уже читает ему стихи Агнии   Барто   о   зайке,   которого   бросила   хозяйка,   или   о   мишке,   которому оторвали   лапу.   Ребёнок   через   трогательные   образы   обиженных   игрушек проникается состраданием к ближнему, учится любить друзей и заботиться о них.   Не   это   ли   первые   шаги   нравственного   воспитания   через   литературу? Подрастая, дети знакомятся с другими произведениями литературы, которые разъясняют им «что такое хорошо и что такое плохо» (Маяковский В.В.), учат быть   вежливыми,   аккуратными,   опрятными,   честными,   трудолюбивыми, призывают   уважать   старших   и   защищать   малышей,  видеть   и   ценить   красоту, стремиться к знаниям и бережно относиться к окружающему миру…  Не   смотря   на   то   что   современные   школьники   мало   читают,   умелый педагог   найдёт   способ   организовать   на   уроке   или   во   внеурочное   время деятельность   учащихся,   чтобы   извлечь   наибольшую   пользу   для   воспитания нравственных   составляющих   личности.   По   словам   Альберта   Эйнштейна, «нравственность — основа всех человеческих ценностей».  Глава III. «По­особенному особенный урок» 3.1 Учитель не должен быть поводырём Несомненно,   основа   нравственного   воспитания   закладывается   еще   в раннем   детстве,   укрепляется   при   дальнейшем   обучении   в   школе.   И воспитательное воздействие произведений художественной прозы и поэзии при этом неоспоримо. 11 В   школьных   учебниках   по   литературе   материал   распределён   таким образом,   что   ребёнок,   постепенно   двигаясь   по   страницам,   учится   любить   и ценить   родину,   её   народ,   приобретает   умение   глубоко   чувствовать, сопереживать, восхищаться красотой и осуждать безобразное, понимать людей, совершать   благородные   поступки,   жить   целеустремленно   и   с   пользой   для окружающих.   Одним   словом,   становиться   всё   более   человечным,   а   значит, нравственным,   и   совершать   нравственные   поступки   становится   для   него жизненной необходимостью.  Учитель   литературы   помогает   детям   раскрывать   тайны,   спрятанные   за красивыми   словами,   потому   что   школьник   не   всегда   может   разобраться   в прочитанном   самостоятельно.   Причины   этого   разные.   Один   просто   читает невнимательно, другому не хватает элементарных знаний, а третий в принципе не любит читать… Работая   долгое   время   в   основной   школе,   я   использую   учебники   В.Я. Коровиной.   Они   во   многом   отвечают   требованиям   предмета   литературы   ­ помочь   молодому   человеку   войти   в   сегодняшний   мир,   воспринять существующие культурные нормы, пусть и не в полном объёме. Замечательный   педагог   Евгений   Николаевич   Ильин   считает   урок литературы «по­особенному особенным», т.к. «он отвечает за человека в целом». По   сравнению   с   другими   школьными   предметами,   считает   В.Ильин, «воспитательная   функция   урока   литературы   основная,   ведущая... Художественная книга, стало быть, не просто «текст», «памятник», «документ» эпохи;   прежде   и   в   большей   степени   помощница   в   нравственном   поиске,   в духовном становлении личности и в обретении опыта». [11] Что же должен усвоить, освоить, присвоить подрастающий человек, чтобы его вхождение в мир состоялось? Вся учебная деятельность школьника должна подчиняться одной идее – проживания достойной жизни, фундаментом которой будут добро, истина и красота. И задача учителя – искать такие пути изучения 12 произведения,   которые   помогут   ученику­читателю   осознать   себя   личностью, неудовлетворенной   собой,   имеющей   желание   и   способности   нравственно самосовершенствоваться.  Но   педагог   при   этом   не   должен   быть   поводырём   или   тем   более корректором. Он ­ соучастник, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком   движении   вперед   и   вверх   к   постижению   мира,   его   нравственных ценностей. 3.2 Дружба, доброта, взаимопонимание и взаимоуважение (5 класс) 5 класс. Это такой возраст, когда ребята, перешедшие в основную школу из начальной, ощущают себя взрослыми, но на самом деле ещё, в сущности, дети. Наиболее важными для них остаются взаимоотношения между сверстниками. Именно в этом возрасте они обретают настоящих друзей и узнают цену дружбы, обострённо   чувствуют   несправедливость   и   ложь,   а   их   сердца   открыты   для благородных порывов. Они ещё честны и наивны.  По   нашим   наблюдениям,   интереснее   всего   для   пятиклассников произведения   о   ребятах,   равных   им   по   возрасту.   Это   «Тёплый   хлеб» К.Паустовского и «Васюткино озеро» В.Астафьева, А.Погорельского «Черная курица   или   Подземные   жители»   и   В.Короленко   «В   дурном   обществе»… Проблемы, поднятые в названных произведениях, близки и понятны ученикам. Что   такое   настоящая   дружба?   Что   нужно   сделать,   чтобы   всем   стало хорошо? Как обрести доверие сверстников и не утратить его? Как нужно жить, чтобы   люди   тебя   уважали?   Решая   эти   и   другие   задачи,   герой   сказки­были «Тёплый   хлеб»   переживает   нравственное   возрождение,  растёт   в   собственных глазах и в глазах жителей села. А учащиеся 5­го класса горячо переживают за судьбу   Фильки   по   прозвищу   «Ну   тебя»   и   всей   деревни,   пострадавшей   от бессердечия героя рассказа. На уроках по этому произведению я ставлю перед учениками ряд проблем, в ходе решения которых ребята имеют возможность примерить на себя различные роли: и Фильки, и Панкрата, и бабки, и сельских 13 ребятишек и даже раненого коня. Это помогает лучше разобраться в поступках героев и сделать верные выводы. Возможно, некоторые впервые задумываются о том, что, живя среди людей, нельзя думать только о себе, что порой от одного человека   зависит   судьба   другого   или   даже   многих.   Приходит   к   ребятам понимание значения выражения «умер от охлаждения сердца». Поселяется вера в силу дружбы, и души открываются взаимному доброму чувству. Для усиления воспитательного   эффекта   использую   приём   словесного   рисования, иллюстрирования   наиболее   ярких   моментов   сказки.   Музыкальное сопровождение   отдельных   эпизодов   (Чайковский   «Времена   года»,   Свиридов «Метель»)   помогают   лучше   представить   происходящее,   а   следовательно, прочувствовать то, что творилось в душе Фильки, когда он обидел коня, когда шел сквозь метель к Панкрату, когда  заработала мельница. Так незаметно для себя ученики приобретают опыт жизни в коллективе, учатся совершать добрые дела для общей пользы, а значит, растут нравственно. Следовательно, сказка подтверждает мысль Клода­Адриана Гельвеция о том, что нравственность – это наука, «подлинная цель» которой — «счастье наибольшего числа людей»… Желание всё знать – неотъемлемая черта любого ребёнка и черта того, кто стремиться быть высоконравственным человеком. О жажде познания и о том, как   полученные   знания   могут   помочь   сохранить   жизнь,   рассказ   В.Астафьева «Васюткино озеро». Главный герой – снова сверстник нашим пятиклассникам, а значит, ему доверяют и его понимают. Домашнее   задание   после   одного   из   заключительных   уроков   по   этому произведению предлагаю ребятам на выбор (подготовка к его выполнению идёт на протяжении всего периода изучения рассказа: дети во время чтения делают соответствующие записи в тетради):  1. ненадолго «стать Васюткой», вспомнить всё, что с ним приключилось и рассказать   одноклассникам,   какие   уроки   извлёк     он,   путешествуя   в одиночку по тайге; 14 2. стать составителем «Свода правил одинокого путешественника по тайге». И   то,   и   другое   задание   ученики   выполняют   письменно,   оформляя   на отдельных листах, подключая выдумку и фантазию, с тем, чтобы можно было лучшие работы вывесить на всеобщее обозрение в Уголок читателя в классе. Во втором   задании   разрешается   использовать   не   только   опыт   Васютки,   но   и собственный,   посоветоваться   с   родителями,   другими   родственниками.   Таким образом,   семейное   воспитание   интегрируется   со   школьным   и   даёт   лучшие результаты: ребёнок не только проверяет знания, полученные после работы над произведением, но и убеждается в том, что семья интересуется его жизнью, а значит, укрепляются родственные связи и связь семьи и школы. А это не может не   способствовать   укреплению   нравственности.   С   какой   гордостью   дети рассказывают о совместных семейных путешествиях в лес, в горы, о трудностях, которые   приходилось   преодолевать   им   вместе   с   родителями,   о   том,   чему научили   их   бабушки   и   дедушки   во   время   прогулок   в   природу!   Вот   оно   – взаимоуважение,     любовь   и   согласие,   то   есть   то,   из   чего   и   вырастает нравственность… По   данным   библиотекаря   нашей   школы,   наибольшим   спросом   у   ребят среднего   школьного   возраста   пользуются   книги   жанра   «фэнтези»,   очень похожего на сказку, и так называемые «страшилки». Но мир этих произведений настолько   далёк   от   реальности,   что   заставляет   усомниться:   не   останутся   ли маленькие читатели в счастливом неведении, не разучатся ли создавать чудеса своими   руками.   Ещё   удручает   то,   что   про   Чиполлино,   барона   Мюнхаузена, Джельсомино с его волшебным голосом и даже Конька­Горбунка многие ребята даже не слыхивали. Родители часто при выборе книжного подарка для любимого чада отдают предпочтение изданиям, появившимся после выхода на широкий экран полнометражных мультипликационных фильмов, пусть даже созданных на основе классических детских произведений.     Обидно, что нередко покупают книгу с яркими иллюстрациями из диснеевских мультфильмов про «Красавицу и 15 Чудовище»   или   «Белоснежку»   и   забывают   при   этом,   что   есть   и   «наши» волшебные сказки с похожими сюжетами: «Аленький цветочек» Одоевского или «Сказка   о   мертвой   царевне»   Пушкина.   А   у   заграничного   Пиноккио   Карло Коллоди есть брат­близнец Буратино, созданный Алексеем Толстым.  «Наши» сказки и их герои соответствуют русскому менталитету, созданы в лучших русских национальных традициях – вот о чем надо постоянно помнить. Особо стоит сказать о героях народных сказок. Даже если пред читателем Иванушка­дурачок, ребёнок сочувствует ему, потому что тот искренен, прост, участлив. Потому и дурачок­то он, что не похож на других. А баба­яга? Какой непростой образ. Объединяет в себе и светлые, и тёмные силы. Но наказывает баба­яга   лишь   за   безнравственные   поступки:   ослушание   родителей,   излишнее любопытство,   желание   обладать   тем,   чего   недостоин…   А   благородного, смелого, стойкого она вознаграждает, помогает советом. В народных сказках очень часто «злой» герой испытывает чувство стыда из­за совершённого зла и превращается  в героя «доброго».  Сказки, о  которых идёт  речь, основаны  на народной   педагогике,   которая   учит   любви   к   родной   земле,   родному   дому, почитанию   старших,   семейной   близости,   дружбе,   доброте,   правильным взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, умению вежливого общения и многому другому, без чего не может состояться настоящий человек. Поэтому становится очень жаль, что «сказочный» интерес современных детей нередко сводится   к   заграничным   «мультяшным»   героям,   типа   Бэтмэна,   Черпашек­ ниндзя, Человека­Паука, которые привлекают не столько своими поступками, направленными   на   спасение   мира   от   зла,   сколько   суперспособностями   и необычным   одеянием.   находчивость, добросердечность, благородство – всё то, что так украшает истинного героя?   А   где   природная   смекалка, Очень   хочется,   чтобы   новые   поколения   знали   и   любили   сказки,   на   которых воспитывались   их  родители, бабушки  и  дедушки, потому  что  мудрость  этих литературных шедевров не стареет. 16 Подобные   размышления   подтолкнули   меня   к   необходимости   уделять внимание сказкам и за рамками урока. Уже традиционным стало проведение литературного КВНа «Ох уж, эти сказки… Ох уж, эти сказочники…» (или с другим названием). Заранее приходится давать задание перечитать, а для кого­ то  прочитать,   сказки,   которые   уже   должны   быть   хорошо   знакомы пятиклассникам. (Данное мероприятие может быть проведено и для учащихся 6, 7 класса. Стоит только скорректировать выбор сказок, соответственно возрасту, и авторов, если КВН посвятить авторской сказке). КВН   интересен   детям,   ведь   это     игра,   которая   незаметно   ведёт   их   к постижению   жизненных   ценностей.   Через   выполнение   совместных   заданий (инсценирование сказочных отрывков, показ пантомимы «Узнай сказку», выпуск стенных газет, подготовка реквизита для выступления, оформление кабинета и др.) развиваются не только творческие способности детей, но и   укрепляется чувство дружбы, умение работать в коллективе. Читательские способности дети демонстрируют   и   развивают,   выполняя   задания,   типа   «Узнай   героя   по описанию», «Продолжи песенку героя», «Из какой сказки эти вещи?», «Что не так?». Конкурс капитанов оттачивает лидерские качества при руководстве во время игры и при подготовке к ней. Для капитана могут быть задания, где он «самый умный» в команде или «самый красноречивый». Иногда даю задание провести   игру   со   зрителями,   здесь   необходимо   быть   сообразительным, артистичным   и   обязательно   обладать   навыками   культуры   общения.   Нередко завершает КВН создание совместной иллюстрации к сказке, когда вся команда, вооружившись,   кто   карандашами,   кто   красками,   на   одном   большом   листе рисуют.   Какое   это   увлекательное   занятие   –   рисовать   всем   вместе!   А   какие замечательные получаются картины!   По   моему   мнению,   КВН   –   одно   из   самых   полезных   предметных мероприятий с точки зрения укрепления нравственных качеств личности. Здесь каждый   за   всех   и   все   за   одного.   Здесь   толерантность   и   выдержанность, 17 взаимоуважение   и   умение   гордиться   заслугами   другого,   здоровое   чувство соперничества, не переходящее в ссору. 3.3 Любовь к Родине через любование её природой.   Личность и коллектив (6 класс) «Есть вещи, которые ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнивать. Это   Родина,   Отечество,   сыновняя   верность,   преданность   той   земле,   где   ты родился  и осмыслил себя, тому народу, который вскормил и взрастил тебя, тем радостям и горестям, которые сопровождают тебя от рождения до могилы», ­ так писал  великий педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Как воспитать настоящего человека». Мне бы хотелось остановиться на произведениях, прямо или косвенно влияющих на развитие упомянутых качеств в шестиклассниках.  Прежде всего, это поэтические шедевры А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Е.   Баратынского,   А.   Полонского,   А.   Толстого,   А.   Блока,   С.   Есенина,   А. Ахматовой   и   других.     Во   время   знакомства   с   их   произведениями   дети погружаются в атмосферу великой любви писателей к России, её природе, и задача   учителя   построить   урок   так,   чтобы   подобные   чувства   охватили   и учеников.  Для усиления первого впечатления от стихотворения, для пробуждения дремлющих   в   глубине   души   каждого   ребёнка   собственных   воспоминаний, связанных с природой, я стараюсь повлиять на визуальные и слуховые органы восприятия. С этой целью четко продумываю эстетическое оформление урока. Подбираю   репродукции   картин,   по   содержанию   напоминающих   сюжет стихотворения.   Первичное   чтение   в   исполнении   учителя   или   заранее подготовленного ученика нередко сопровождаю мультимедийной презентацией с тщательно   подобранной   музыкой.   Сейчас   есть   замечательная   возможность использовать   на   уроке   аудиодиски   к   учебнику,   там   исполнение   артиста, звуковое   сопровождение   прекрасно   стимулирует   воображение   слушателей.   Я 18 согласна с Иоганном Шиллером, что «наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности».  Несколько   минут   на  осмысление,  и  вот   уже  ребята   готовы  поделиться своими   впечатлениями.   Надо   отметить,   что   не   всегда   ученики   могут разграничить   значения   выражений   «что   ты   почувствовал»   и   «о   чем   написал автор». Выражать собственные чувства трудно, поэтому приходится помогать, предлагая «словарь чувств» ­ список слов, обозначающих чувственные понятия. Чтобы   разбудить воображение, нацеливаю учеников представить себя в роли художника или режиссёра фильма. И ребята подробно рассказывают, не забывая о красках и даже звуках и запахах.  После   повторного   (уже   самостоятельного   чтения)   начинается герменевтический анализ стихотворения. Этот вид работы имеет очень большое значение, т.к. окончательное понимание приходит после кропотливого изучения лексики   поэта.   При   анализе   стихотворения   у   школьников   усиленно   работает воображение,   ассоциативное   мышление,   идёт   опора   на   личный   опыт, расширяется   словарный   запас   и   меняется   мировосприятие.   Дети   учатся   в обыкновенном   видеть   прекрасное,   загадочное   и   неповторимое,   удивляются   и восхищаются вместе с автором, что, несомненно, положительно влияет на их отношение к тому месту, которое зовётся простым, но таким тёплым словом РОДИНА.  Из   поля   зрения   учителя   литературы   не   должна   выходить   личность ученика.   Каждый   ребёнок   индивидуален.   А   в   этом   возрасте   он   обострённо чувствует   несправедливость,   ложь,   трусость   и   бывает   очень   жесток   в   своих решениях.   Кроме   того,   в   классных   коллективах   идёт   постоянная   борьба   за лидерство.   Где­то   она   проходит   безболезненно,   а   там,   где   таких   лидеров несколько, педагогу надо быть предельно внимательным и мудрым. Именно в таких   коллективах   необходимо   уделять   больше   внимания   духовно­ нравственному воспитанию. По мнению Д.Г. Левчук и О.М. Потаповской, «под духовно­нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно­ 19 (совести,   долга,   веры,   ответственности, нравственному становлению человека, формированию у него нравственных   чувств  гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),  нравственной позиции  (способности  к  различению  добра  и  зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного   поведения  проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)». [5] (готовности   служения   людям   и   Отечеству, Примером того, как совместить работу учителя­литератора и воспитателя нравственности, может стать дискуссия по повести В.Железникова «Чучело». Не смотря на то, что речь в книге идёт о 70­х годах прошлого века, актуальность этого произведения не утратилась и по сей день. Приблизительно   за   две   недели   до   мероприятия   шестиклассникам предлагается   прочитать   повесть.   Затем   следует   коллективный   просмотр одноименного кинофильма Р.Быкова. И уже после этого проводится проблемное обсуждение произведения, во время которого школьники решают для себя очень важные   вопросы,   находят   подтверждение   своим   выводам   в   тексте   повести. Наконец, приходят к пониманию того, что необходимо жить честно и просто, быть   бескорыстным,   добрым,   никому   не   завидовать   и   не   кичиться   своими заслугами,  обладать   человеческим   достоинством   и   не  унижать   его   в  других. Тогда   из   тебя   может   получиться   НАСТОЯЩИЙ   ЧЕЛОВЕК.   «Жизнь невозможно повернуть назад…», ­ на протяжении всего фильма слышится песня, и дети по окончании дискуссии приходят к этому же выводу, что переписать жизнь набело не будет возможности, поэтому надо стремиться жить так, чтобы потом не было стыдно.  Еще   одна   форма   работы   с   этим   же   произведением   –   написание исследовательской   работы   «Нравственные   ценности   современных 20 шестиклассников и их советских сверстников. 30 лет – это много или мало?». При   работе   над   проектом   была   не   только   всесторонне   исследована   книга В.Железникова.   Исследователи   попросили   учителей,   родителей,   бабушек­ дедушек – ровесников героев книги ответить на вопросы анкеты, раскрывающие ценностные  ориентиры того времени  через личный опыт  и  оценку  поступков героев повести (фильма). Аналогичные вопросы были заданы и одноклассникам. После   анализа   и   синтеза   ответов   обеих   групп   опрошенных,   сопоставления   с собственным   мнением   и   выводами   литературоведов   обучающиеся   сделали открытие, что нравственные ценности неизменны на протяжении уже более 30 лет,   и   высказали   предположение   о   том,   что   доброта,   душевная   щедрость, настоящая дружба, отзывчивость, бескорыстие – это те нравственные понятия, которые не имеют временных рамок.   3.4 Патриотизм, гуманность и миролюбие (7 класс) 7   класс.   Очень   значительным   для   духовно­нравственного   воспитания   в этом   возрасте   может   стать   повесть   Н.В.Гоголя   «Тарас   Бульба».   Она всеобъемлюща.   Здесь   главной,   конечно,   является   тема   любви   к   родине,   но параллельно   с   ней   не   менее   глубоко   раскрываются   темы   семейных взаимоотношений,   дружбы   и   товарищества,   любви   мужчины   и   женщины, мужественности   и   храбрости,   верности,   чести,   долга.   Эти   нравственные категории уже доступны для понимания семиклассников, они способны оценить поступки героев и сделать выводы сообразно своим мироощущениям. По поводу образа Андрия всегда разгорается горячий спор, который я обычно превращаю в игру «Суд над Андрием», где одна половина класса – обвинители, а другая – защитники.  Себе   отвожу   роль   судьи,  который   подводит   итог   спору.   Доводы защитников   сводятся   к   одной   мысли:   Андрий   ослеплён   любовью,   и   это оправдывает его поступки. Обвинители отстаивают позицию приоритета общих интересов перед  личными. Конечно, детям  ближе  всего  позиция  защитников. Она   понятна,   ощутима,   испытана   на   собственном   опыте:   любовь   родителей, 21 близких   родственников,   а   возможно,   уже   и   противоположного   пола,   или зарождающееся   первое   чувство.   После   долгих   споров   суд   оканчивается осуждением поступка Андрия, т.к. для человека на первом месте всегда должны быть интересы большинства (то есть Отечества и товарищества), а не личные. Это и будет нравственный поступок, когда человек отказывается от личного счастья   ради   блага   других.   Так   происходит   осознание   очередной   категории нравственности   –   патриотизма.   «Нравственный   человек   многое   делает   ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь».   Эта   мудрая   мысль   Аристотеля,   высказанная   ещё   в   древние   века,   в повести «Тарас Бульба» подтверждается неоднократно смертью Остапа, Тараса, других казаков, героическими сражениями за веру, за Отечество. Героический поступок   ради   любви   к   девушке   из   вражеского   стана   не   вписывается   в   эту формулу. Если говорить о воспитании патриотизма и гуманизма как нравственных категорий,   то   надо   отметить,  что   программа   по   литературе   весьма   обширно раскрывает эту тему с разных сторон. Но, к сожалению, современная литература в школьной программе представлена слабо. Нет в школьной программе рассказа Ф.Искандера «Мальчик и война», хотя нельзя вычеркнуть из истории Афганской войны,   военных   конфликтов   на   Северном   Кавказе,   где   нынешним   юношам, согласно воинскому долгу, приходилось и приходится проливать кровь, терять здоровье и даже жизнь, проявляя чудеса героизма.    В   моём   учительском   арсенале   есть   читательская   конференция   на   тему «Добро   неистребимо,   оно   сильнее   зла»   по   указанному   выше   рассказу   и произведениям   современной   поэзии.   Обычно   это   занятие   я   провожу   в преддверии Дня защитника Отечества или Дня вывода войск из Афганистана. В подготовке к конференции принимают участие все учащиеся: одни занимаются оформлением, подбирают музыку, другие ищут материал о современных войнах в газетах, журналах, имеющихся в библиотеке, в Интернете. Если у учащихся 22 есть   родственники,   которые     принимали   участие   в   современных   военных конфликтах, то приглашаем их на мероприятие, или сами ученики представляют воспоминания своих близких. Все заранее читают рассказ «Мальчик и война», подбирают   и   учат   наизусть   стихи,   готовят   прозу,   приносят   книги   на   тему «Человек и война».  Начинаю конференцию с игры в ассоциации, связанные со словом  война. Сначала словесные, затем цветовые. Смерть, кровь, вспышки орудий, выжженная земля… Всё это помогает настроить учащихся на необходимую волну неприятия войны   как   социального   явления.   В   ходе   конференции   звучат   воспоминания очевидцев о войне, стихи и песни В.Высоцкого, А.Талькова, А.Маршала, стихи Ю.Друниной   и   М.Джалиля,   проза   М.Шолохова,   В.Конецкого,   В.Катаева, Б.Екимова. Обращаю внимание читателей на сборник для внеклассного чтения для   учащихся   7   класса   из   серии   «Я   познаю   мир».   Учащиеся   обмениваются мнениями о прослушанном, и конференция переходит к основной её части – обсуждению рассказа Ф.Искандера. Во время обсуждения ребята задумываются о   таких   нравственных   ценностях,   как   доброта,   гуманизм,   справедливость, миролюбие, совестливость, делают выводы: «Добро неистребимо, оно сильнее зла»; «Справедливость – самое важное в отношениях между людьми», «Война и человек – понятия несовместимые». Один   из   важных   вопросов,   решающихся     на   занятии,   ­   кому   на   войне труднее всего? Единодушно учащиеся приходят к выводу: детям, потому что они приходят в мир чтобы жить, жить по   общечеловеческим законам, как их учат   родители:   не   убий,   не   укради,   не   предавай,   а   война   демонстрирует обратное.   И   ребёнок,   лицом   к   лицу   столкнувшийся   с   войной,   оказывается незащищённым   и   беспомощным,   идеалы   его   рушатся,   он   не   понимает,   что происходит,   почему   в   мире   добра   становится   всё   меньше,   и   страдания   его усугубляются   страхом,  видом   умирающих   людей,  взорванных   домов.   Значит, «мальчик и война» – два антипода, которые не должны существовать вместе. 23 Конференция,   основанная   на   примерах   из   литературы,   позволяет современным детям мысленно окунуться в атмосферу войны, почувствовать её вкус, запах, цвет, услышать звуки, прочувствовать то, что чувствует человек на войне, и прийти к выводу, что нет ничего важнее мира, Родины и ЧЕЛОВЕКА. Так   у   ребят   закрепляются   патриотические   чувства,   такие   нравственные качества, как гуманность и миролюбие. 3.5 Любовь (8­9 классы) 8­9 классы. Умение любить и быть любимым – вот, пожалуй, отправная точка   всей   человеческой   нравственности.   «Только   любовью   держится   и движется   жизнь»,   ­   заметил   И.Тургенев   в   одном   из   своих   рассказов.   Если ребёнку посчастливилось вырасти в атмосфере настоящей любви, то ему не надо объяснять, что нравственно, а что нет, потому что уже в подсознании будет заложено,  как   поступить,  чтобы   не  обидеть,  не   оскорбить,  не   навредить.  Но бывает   любовь   слепая.   Тогда   нет   гарантий,   что   в   такой   семье   вырастет нравственно здоровый человек.  14­15 лет – это то самое время, когда подростка начинает волновать всё, что связано с этим большим и светлым чувством. Программа по литературе предлагает учащимся понять, что такое любовь через трогательные и нежные образы Ярославны, Аси Тургенева, Лизы Карамзина, Татьяны Пушкина, Бэлы Лермонтова,  Веры   Куприна.  На   примерах   взаимоотношений   между   Ассоль  и Греем (7класс), Петром и Февронией (7класс), Маши Мироновой и Александра Гринёва   (8   класс),   Ромео   и   Джульетты   (8класс)   подростки   понимают,   что любовь   –   это   чувство,   которое   мобилизует   в   человеке   самоотверженность, способность совершения безумных, с точки зрения общества, поступков во имя счастья любимого ­ все лучшие качества.   С учащимися 8­9 классов, наряду с уроками по программе, я провожу дискуссию   о   любви   по   повести   Г.Щербаковой   «Вам   и   не   снилось».   Нам   на 24 помощь   приходит   удивительный   одноимённый   фильм.   Конечно,   сначала предлагается   прочитать   книгу,   так   как,   читая,   каждый   рисует   собственные образы и может в полной мере отдаться нахлынувшим чувствам. Тем более что между книгой и фильмом есть некоторое несоответствие, о чем мы не забываем сказать во время дискуссии.  Данное   внеклассное   занятие   является   интегрированным   с обществознанием. За несколько дней до дискуссии подростки и их родители отвечают на ряд вопросов, важных для осознания сути книги и формирования жизненной   позиции   подростков   в   любовных   отношениях.   Учитель обществознания   выбирает   законы,   другие   документы,   регламентирующие семейные   отношения   или   направленные   на   защиту   личности,   вступившей   в любовные   отношения.   Дискуссию   сопровождает   музыка   из   кинофильма, презентация,   составленная   по   результатам   соцопроса   и     материалам   анализа книги, оканчивающаяся советами старшеклассникам «Как стать счастливым» от учителя обществознания. В   начале   мероприятия   идёт   обсуждение   книги,   поступков   её   героев. Участники (дети, родители, учителя) сочувствуют, возмущаются, огорчаются, подсмеиваются,   находят   много   общего   между   собой   и   «книжными» десятиклассниками. Переживают в финале книги, когда Ромка после падения находится   на   грани   жизни   и   смерти.   И   понимают   режиссёрское   изменение финала, пронизанное оптимизмом: никто не погиб, а любовь будет жить вечно (жизнеутверждение усматривается в паре малышей, бережно обнимающих друг друга).    Вторая часть мероприятия – рассуждение  о понятии настоящей здоровой семьи,   о   её   составляющих.   Опыт   взрослых   участников   дискуссии,   советы учителя обществознания, высказывания знаменитых людей о семье, семейных отношениях, пословицы и поговорки формируют выводы о том, что любовь – 25 чувство,   которое   делает   человека   красивее,   чище,   ведет   его   к   хорошей   и крепкой семье. В.А.Сухомлинский   писал:   «Человека   от   животного   отличает ответственность   за   будущее   общества   и   за   счастье   того,   с   кем   свела   тебя судьба…   Любовь   –   это   не   только   восторженное   любование,   наслаждение красотой, созданной для тебя, но и бесконечное творение красоты в любимом человеке».   И   задача   учителей­словесников   средствами   литературы   показать ученикам, что есть настоящая любовь. При умелом использовании программного и   внепрограммного   материала   педагог   может   извлечь   массу   полезного   для улучшения нравственного облика обучающихся. Глава IV. Заключение Я   остановилась   лишь   на   некоторых   моментах   уроков   и   внеурочной деятельности   учителя   литературы   в   основной   школе,   направленных   на воспитание нравственно здоровой личности. «Чтобы нравственный идеал стал реальностью, ­ писал В.А.Сухомлинский, ­ надо учить человека правильно жить, правильно   поступать,   правильно   относиться   к   людям   и   к   самому   себе.   … Нравственность   становится   этической   практикой   тогда,   когда   понятия   о должном,   о   добре   и   зле,   о   моральных   ценностях   одухотворяются   живой человеческой   страстью   учителя   и   учеников   –   преданностью   и   любовью, непримиримостью и ненавистью, стремлениями к идеалу, взаимоотношениями единомышленников и соратников». Моё мнение полностью совпадает с мнением величайшего педагога. У   нас   под   руками   богатейшая   кладовая   –   литературное   наследие человечества.   Остаётся   лишь   правильно   воспользоваться   содержимым   этой кладовой – и наши ученики приблизятся к заветному идеалу, обретут «светлые мысли, образы и мечтания, чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию,   ответственность   за   свои   мысли,   слова   и   поступки, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости   и   восхищения,   сознания   жизни,   смерти   и   бессмертия…» (Ш.А.Амонашвили)  26 Литература  1. Акутина С.П. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся.:   –   Журнал   «Классный Программа   занятий   со   школьниками. руководитель»,  № 3, 2007 2. Амонашвили   Ш.А.   Как   живёте,   дети?:   Пособие   для   учителя.   –   М.: Просвещение, 1986. – 176с. 3. Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС   /   Московский   центр   дистанционного   образования. http://www.  myshared      .  ru    ­ 4. Данилюк   А.Я.,   Кондаков   А.М.,   Тишков   В.А.   Концепция   духовно­ нравственного   воспитания   российских   школьников.   ­   Стандарты   в образовании   ­   Семья   и   школа   ­   НП   Родительский   Комитет.   ­ http://www.rkomitet.ru/school/program 5. Духовно­нравственное   воспитание   детей   и   молодежи   России: комплексное решение проблемы / [Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская]. ­ [2. изд., доп.]. ­ М. : Планета 2000. ­ 63 с. 6. Кириченко О. Из опыта работы по теме: «Нравственное воспитание на уроках   русского   языка   и   литературы». kirichencko.narod2.ru/experience   ­    http://oksana­ 7. Лихачев Д.С. Письма о добром.: Литературно­художественное издание. – Санкт­Петербург, 2007. – 256с. 8. Ольшанский   Д.В.   «Я   сам»   (Очерки   становления   и   развития   детского «Я»). – Москва: Знание, 1986, № 11. 27 9. Пастухова Л.Н. Гармоническое развитие личности на уроках русского языка   и   литературы.   –   Русский   язык   в   школе:   Методический   журнал министерства народного образования РСФСР. – М.: Просвещение, 1989, № 2 10. Регулирование   нравственного   воспитания   на   федеральном   уровне   ­ http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2543 ] 11. Руденко   Р.В.   Духовно­нравственное   воспитание   через   приобщение   к художественному тексту. ­ https://nsportal.ru/shkola/literatura  12. Статья:   Нравственное   воспитание   учащихся   на   уроках   литературы. Оренбург 2000 г. ­ http://www.rima.okis.ru/foto.85.html] 13. Сухомлинский   В.А.   Как   воспитать   настоящего   человека   / Педагогическое наследие. – Москва: Педагогика, 1989. – 288с.

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося

Литература как средство нравственного воспитания личности обучающегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018