Сценарий литературной гостиной по творчеству
Сергея Александровича Есенина.
Оформление: На экране портрет Есенина. Выставка книг Есенина
Стол, на нём подсвечник со свечой, 2 кресла.
Звучит романс “Отговорила роща золотая…”.
1-й чтец.
Сергей Есенин! – это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.
Литературные уроды,
Живи еще ты десять лет,
Тебе бы, как врага народа,
Благословили б на расстрел!
Но ты ушел из жизни смутной
С кровавой песней на стене
За десять лет до оргий культа,
Вспоровших вены всей стране…
2-й чтец.
- Из горьких слов сплету венок -
Душою выстрадано слово.
Ведущий. Мир знает две обаятельнейшие улыбки, в которых щедро светилась русская душа: Юрия Гагарина и Сергея Есенина. Гагарин, с детства влюбленный в стихи Есенина, первым открыл дорогу к звездам; любимый его поэт лишь мыслью устремлялся туда, но он достиг звездной ясности и чистоты в воспевании российских просторов.
3-й чтец.
- Поэты живут после смерти,
При жизни страдают они.
Их ловят мещанские сети,
Тираны их держат в тени,
Коль им не поют “аллилуйя”
Народных глушин голоса.
Рассвет. Приближаюсь к селу я,
Где русский Поэт родился.
(Слайд 1)
(Звучит песня «Клён». Звук немного приглушается)
Ведущий1: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости!
Сегодня мы с вами собрались в нашей литературной гостиной для того, чтобы поговорить о творчестве известного русского поэта Сергея Александровича Есенина, 127лет со дня рождения которого мы отметили в октябре этого года, а в декабре мы вспомним трагическую дату – 97 лет со дня его смерти.
(Звук песни прибавляется. Ученица – ведущая 2 подходит к подсвечнику и зажигает свечу. Останавливается со склонённой головой. Песня приглушается, на её фоне продолжают ведущие )
Ведущий 1:
3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - смерти поэта.
Ведущий 2:
30 прожитых поэтом лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.
Ведущий 1:
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба — подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». То, что он нам дал, - это целый мир, он живёт, движется, переливается. Это задушевная песнь о великом, о вечном — о России.
1-й чтец: (слайды 2-3)
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц.
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мягкой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки.
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая
«Кинь ты Русь, живи в раю!» -
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(Слайд 4)
1-й ученик:
Сердце русского поэта наполняла любовь к поэзии, к «стране берёзового ситца», любовь к женщине... Татьяна Фёдоровна Есенина (в девичестве – Титова) мать поэта очень любила сына. Из-за проблем в семье с двух лет сын её был отдан на воспитание деду и бабушке Титовым. Когда её ребёнка забирали, Татьяна бежала следом и в кровь рвала свои волосы.
(Слайд 5)
2-й ученик:
«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Они брали меня в лодку, отъезжали от берега. Снимали с меня бельё и. как щенка, бросали в воду».
3-й ученик:
Бабушка в своём внуке души не чаяла, баловала его. А мать сына берегла, всю жизнь берегла. Мальчишка рос озорной, слушаться, естественно, никого не желал:
(слайд 6)
4-й ученик:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь.
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль забияки и сорванца.
5-й ученик:
Этот самый забияка, «коновод и драчун» среди мальчишек, с раннего детства слушал дедовы духовные стихи и народные песни. Подрос – был отдан в Спас-Клепиковскую школу, довольно далеко от родного села, о которой говорил «скорее убраться из этого ада». Один раз даже бежал к матери. Только она уговорила его вернуться обратно.
(слайд 7) (Звучит аудио запись стихотворения «Письмо матери». Ученики стоят пока звучит стих-е, уходят по его окончанию).
(слайд 8)
Ведущий 1:
Есенин рассказывает о своей первой встрече с Блоком: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я первый раз видел живого поэта». Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта 1915 года. Днём у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые...».
(слайд 9-10)
2-ой чтец: стихотворение «Запели тёсаные дроги».
Запели тёсаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я тёплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь- малиновое поле
И синь, упавшую в реку
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить-
Я научиться не могу.
И не отдам я этой цепи,
И не расстанусь с долгом сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылём.
(слайд 11)
Ведущий 1:
Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то».... Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.
Ведущий 2:
Есенин — поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве».
Ведущий 1:
Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне. Ему жаль было «Русь уходящую».
(слайд 13-14)
4-ый чтец: стихотворение «Край ты мой заброшенный».
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Ведущий 1:
Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они напевны, мелодичны.
Ведущий 2:
Истоки этого нужно искать в детстве. Бабушка очень любила рассказывать ему сказки, а мать была лучшая песенница на селе, играла на гармони. Отец его в детстве пел в церковном хоре и сохранил умение петь на всю жизнь.
(слайд 15 клип к песне)
(Звучит песня «Отговорила роща золотая» ).
Сегодня я предлагаю вам очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы стоим на крутом высоком берегу Оки. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново.
- Закроем глаза. перенесемся в 1915 год. Еще вчера стояла ужасная погода, даже в душу закралась тоска: небо хмурое, покрыто свинцовыми облаками, пронизывающий ветер. Ничто не предвещало улучшение, как природы, так и настроения.
Но сегодня природа как бы мгновенно пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. И из избы выбегает голубоглазый двадцатилетний юноша. Он вздыхает в себя воздух, наполненный весенними ароматами. И вдруг его взору открывается чудо. Черемуха, еще дремавшая, сегодня пробудилась и стояла во всей своей красе. А под ней ручеек. Казалось, каждый цветочек призывает всех: полюбуйтесь мною, разве я не хорош?
- Как вы думаете, какие мысли, чувства могли возникнуть у С. Есенина?
(восторг, восхищение, радость)
И как у истинного поэта, в душе его родился стих.
Черемуха
Черемуха душистая
C весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
A рядом, у проталинки,
B траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
A зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Ведущий 1:
О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам.
Ведущий 2:
Образ поэта живёт, движется, меняется, приобретая всё новые и новые черты. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались самой нежностью.
Ведущий 1:
Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству.
Ведущий 2:
Один из героев Василия Шукшина говорит: «Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…»
(Звучит запись мелодии «Не жалею, не зову, не плачу» на её фоне Ведущий 1 читает стихотворение)
«Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Времени на жизнь оставалось совсем мало.
(слайд 24 клип к песне)
(Звучит песня «Мне осталась одна забава» в исполнении А. Малинина в записи).
(слайд 25)
Ведущий 1:
На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал поэт в это время.
Ведущий 2:
Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы жизни. Вот одно из последних его стихотворений.
10-ый чтец: стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья!»
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
|
Ведущий 2: У великих поэтов одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта.
Ведущий 1:
Казалось бы, все, о чем писал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее.
В.П. Астафьев в одной из «Записей» писал (зачитывает из книги):
«Плачет тальянка, плачет. Только не там, за рекою, а в сердце. Отчего Есенина так мало поют? Самого певучего поэта?
Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей недоступной им мукой, которую мы часто слышим в себе и потому тянемся к слову рязанского парня, чтобы разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким близким и родным, что разговариваю с ним во сне и утешаю его. А где утешишь? Нет его. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. На траве мокро, с листьев капает. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр оплаканная русским певцом Россия! Шапки долой, Россия! Есенина поют».
(слайд 30)
(Звучит песня «Над окошком месяц, под окошком ветер» в исполнении ансамбля учителей).
(слайд 31)
Ведущий 1:
Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей искренностью, обостренной тоской чувств, поведавшей нам о том, что омрачало, волновало, радовало его душу.
(звучит песня на стихи С. Есенина «Клён». Ученица - ведущая подходит к подсвечнику и гасит свечу. Музыка приглушается на её фоне концовка)
Ведущий 1:
Наша музыкально-литературная гостиная закрывает свои двери. Сегодня мы слушали стихотворения Есенина, песни, написанные на его стихи. Я думаю, что каждый из вас открыл в душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество.
Ведущий 2:
Возможно, кто-то из нас завтра придет в библиотеку, возьмет томик стихов поэта и захочет побыть наедине с его творчеством - таким простым и понятным каждому из нас, таким душевным, мелодичным, способным пробудить даже в самой черствой душе живые и теплые чувства…
Ведущий 1: До новых встреч!
Ведущий 2: До свидания! (Звучит музыка зрители расходятся)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.