Литературная гостиная по творчеству С.Есенина
Оценка 4.6

Литературная гостиная по творчеству С.Есенина

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
doc
русская литература
10 кл—11 кл
11.05.2023
Литературная гостиная по творчеству С.Есенина
Оформление: На экране портрет Есенина. Выставка книг Есенина Стол, на нём подсвечник со свечой, 2 кресла. Стихи, романсы
сергей есенин.doc

               Сценарий литературной гостиной по творчеству

                          Сергея Александровича Есенина.

Оформление: На экране портрет Есенина. Выставка книг Есенина

Стол, на нём подсвечник со свечой, 2 кресла.

Звучит романс “Отговорила роща золотая…”.

1-й чтец.

Сергей Есенин! – это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.
Литературные уроды,
Живи еще ты десять лет,
Тебе бы, как врага народа,
Благословили б на расстрел!
Но ты ушел из жизни смутной
С кровавой песней на стене
За десять лет до оргий культа,
Вспоровших вены всей стране…

2-й чтец.

Из горьких слов сплету венок -

Душою выстрадано слово.

Ведущий. Мир знает две обаятельнейшие улыбки, в которых щедро светилась русская душа: Юрия Гагарина и Сергея Есенина. Гагарин, с детства влюбленный в стихи Есенина, первым открыл дорогу к звездам; любимый его поэт лишь мыслью устремлялся туда, но он достиг звездной ясности и чистоты в воспевании российских просторов.

3-й чтец.

- Поэты живут после смерти,
При жизни страдают они.
Их ловят мещанские сети,
Тираны их держат в тени,
Коль им не поют “аллилуйя”
Народных глушин голоса.
Рассвет. Приближаюсь к селу я,
Где русский Поэт родился.

(Слайд 1)

(Звучит песня «Клён». Звук немного приглушается)

Ведущий1:    Добрый  день, дорогие друзья, уважаемые гости!

Сегодня мы с вами собрались в нашей литературной гостиной для того, чтобы поговорить о творчестве известного русского поэта Сергея Александровича Есенина, 127лет со дня рождения которого мы отметили в октябре этого года, а в декабре мы вспомним трагическую дату – 97 лет со дня его смерти.

(Звук песни прибавляется. Ученица – ведущая 2 подходит к подсвечнику и зажигает свечу. Останавливается со склонённой головой. Песня приглушается, на её фоне продолжают ведущие )

Ведущий 1:

3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - смерти поэта.

Ведущий 2:

30 прожитых поэтом лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.

Ведущий 1:

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба — подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». То, что он нам дал, - это целый мир, он живёт, движется, переливается. Это задушевная песнь о великом, о вечном — о России.

1-й чтец:  (слайды 2-3)


Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц.
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Побегу по мягкой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки.
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая
«Кинь ты Русь, живи в раю!» -
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».


(Слайд 4)

1-й ученик:

Сердце русского поэта наполняла любовь к поэзии, к «стране берёзового ситца», любовь к женщине... Татьяна Фёдоровна Есенина (в девичестве – Титова) мать поэта очень любила сына. Из-за проблем в семье с двух лет сын её был отдан на воспитание деду и бабушке Титовым. Когда её ребёнка забирали, Татьяна бежала следом и в кровь рвала свои волосы.

(Слайд 5)

2-й ученик:

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Они брали меня в лодку, отъезжали от берега. Снимали с меня бельё и. как щенка, бросали в воду».

3-й ученик:

Бабушка в своём внуке души не чаяла, баловала его. А мать сына берегла, всю жизнь берегла. Мальчишка рос озорной, слушаться, естественно, никого не желал:

(слайд 6)

4-й ученик:

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь.
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль забияки и сорванца.

5-й ученик:

Этот самый забияка, «коновод и драчун» среди мальчишек, с раннего детства слушал дедовы духовные стихи и народные песни. Подрос – был отдан в Спас-Клепиковскую школу, довольно далеко от родного села, о которой говорил «скорее убраться из этого ада». Один раз даже бежал к матери. Только она уговорила его вернуться обратно.

(слайд 7) (Звучит аудио запись стихотворения  «Письмо матери». Ученики стоят пока звучит стих-е, уходят по его окончанию).

(слайд 8)

Ведущий 1:

   Есенин рассказывает о своей первой встрече с Блоком: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я первый раз видел живого поэта». Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта 1915 года. Днём у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые...».

(слайд 9-10)

2-ой чтец: стихотворение «Запели тёсаные дроги».

Запели тёсаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

 

Опять я тёплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

      

 О Русь- малиновое  поле

 И синь, упавшую в реку

 Люблю до радости и боли

 Твою озёрную   тоску.

 

 Холодной скорби не измерить,

 Ты на туманном берегу.

 Но не любить тебя, не верить-

 Я научиться не могу.

      

 И не отдам я этой цепи,

 И не расстанусь с долгом сном,

 Когда звенят родные степи

 Молитвословным ковылём.

(слайд 11)

Ведущий 1:

   Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то».... Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.

Ведущий 2:

Есенин — поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве».

Ведущий 1:

   Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне. Ему жаль было «Русь уходящую».

(слайд 13-14)

4-ый чтец: стихотворение «Край ты мой заброшенный».

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

Ведущий  1:

     Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они напевны, мелодичны.

Ведущий 2:

Истоки этого нужно искать в детстве. Бабушка очень любила рассказывать ему сказки, а мать была лучшая песенница на селе, играла на гармони. Отец его в детстве пел в церковном хоре и сохранил умение петь на всю жизнь.

 (слайд 15 клип к песне)

(Звучит песня «Отговорила роща золотая» ).

 Сегодня я предлагаю вам очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы стоим на крутом высоком берегу Оки. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново.

- Закроем глаза. перенесемся в 1915 год. Еще вчера стояла ужасная погода, даже в душу закралась тоска: небо хмурое, покрыто свинцовыми облаками, пронизывающий ветер. Ничто не предвещало улучшение, как природы, так и настроения.

Но сегодня природа как бы мгновенно пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. И из избы выбегает голубоглазый двадцатилетний юноша. Он вздыхает в себя воздух, наполненный весенними ароматами. И вдруг его взору открывается чудо. Черемуха, еще дремавшая, сегодня пробудилась и стояла во всей своей красе. А под ней ручеек. Казалось, каждый цветочек призывает всех: полюбуйтесь мною, разве я не хорош?

- Как вы думаете, какие мысли, чувства могли возникнуть у С. Есенина?

(восторг, восхищение, радость)

И как у истинного поэта, в душе его родился стих.

Черемуха

Черемуха душистая
C весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
A рядом, у проталинки,
B траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
A зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

 

Ведущий 1:

    О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам.

Ведущий 2:

Образ поэта живёт, движется, меняется, приобретая всё новые и новые черты. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались самой нежностью.

Ведущий 1:

     Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству.

Ведущий 2:

 Один  из  героев   Василия  Шукшина  говорит:  «Вот  жалеют – Есенин  мало  прожил.  Ровно  с  песню.  Будь  она  эта  песня  длинней,  она  не  была  бы  такой  щемящей.  Длинных  песен  не  бывает…»

 

(Звучит запись мелодии «Не жалею, не зову, не плачу» на её фоне Ведущий 1 читает стихотворение)

     «Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Времени на жизнь оставалось совсем мало.

(слайд 24 клип к песне)

 (Звучит песня «Мне осталась одна забава» в исполнении А. Малинина в записи).

(слайд 25)

Ведущий 1:

      На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал поэт в это время.

Ведущий 2:

Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы жизни. Вот одно из последних его стихотворений.

10-ый чтец:  стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья!»

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

 

 

    

  Ведущий 2:                                                                                                                  У великих поэтов одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта.

Ведущий 1:  

Казалось бы, все, о чем писал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее.

В.П.  Астафьев в одной из  «Записей» писал (зачитывает из книги):

«Плачет тальянка, плачет. Только не там, за рекою, а в сердце. Отчего Есенина так мало поют? Самого певучего поэта?

          Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей недоступной им мукой, которую мы часто слышим в себе и потому тянемся к слову рязанского парня, чтобы разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким близким и родным, что разговариваю с ним во сне и утешаю его. А где утешишь? Нет его. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. На траве мокро, с листьев капает. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр оплаканная русским певцом Россия! Шапки долой, Россия! Есенина поют».

(слайд 30)

(Звучит песня «Над окошком месяц, под окошком ветер» в исполнении ансамбля учителей).

 

(слайд 31)

Ведущий 1:

Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей искренностью, обостренной тоской чувств, поведавшей нам о том, что омрачало, волновало, радовало его душу.

(звучит песня на стихи С. Есенина «Клён». Ученица - ведущая  подходит к подсвечнику и гасит свечу. Музыка приглушается на её фоне концовка)

Ведущий 1:

Наша  музыкально-литературная гостиная закрывает свои двери. Сегодня мы слушали стихотворения Есенина, песни, написанные на его стихи. Я думаю, что  каждый из вас открыл в душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество.

Ведущий 2:

 Возможно, кто-то из нас завтра придет в библиотеку, возьмет томик стихов поэта и захочет побыть наедине с его творчеством - таким простым и понятным каждому из нас, таким душевным, мелодичным, способным пробудить даже в самой черствой душе живые и теплые чувства…

Ведущий 1: До новых встреч!

Ведущий 2: До свидания!                 (Звучит музыка зрители расходятся)


Сценарий литературной гостиной по творчеству

Сценарий литературной гостиной по творчеству

Звук песни прибавляется. Ученица – ведущая 2 подходит к подсвечнику и зажигает свечу

Звук песни прибавляется. Ученица – ведущая 2 подходит к подсвечнику и зажигает свечу

Слайд 4) 1-й ученик : Сердце русского поэта наполняла любовь к поэзии, к «стране берёзового ситца», любовь к женщине

Слайд 4) 1-й ученик : Сердце русского поэта наполняла любовь к поэзии, к «стране берёзового ситца», любовь к женщине

Есенин рассказывает о своей первой встрече с

Есенин рассказывает о своей первой встрече с

Край ты мой заброшенный ,

Край ты мой заброшенный ,

Как вы думаете, какие мысли, чувства могли возникнуть у

Как вы думаете, какие мысли, чувства могли возникнуть у

Звучит запись мелодии «Не жалею, не зову, не плачу» на её фоне

Звучит запись мелодии «Не жалею, не зову, не плачу» на её фоне

Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью

Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023