Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект.docx
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА "Народность поэзии С.А.Есенина» Гринченко Валентина Сергеевна МБОУ Межгривненская ООШ Учитель Литература 9 класс Народность поэзии С.А. Есенина (1 урок) Литература 9 класс. Авторы: В.Я Коровина, В.П. Журавлёв. Цель: познакомить учеников с творчеством поэта; показать народность  поэзии С. А. Есенина. Задачи:   Рассмотреть отражение народных традиций (праздники народного  календаря)  в творчестве поэта на примере книги «Радуница».  Продолжить работу по анализу лирического произведения.  Содействовать воспитанию патриотизма, любви и уважения к прошлому своего народа, к традициям предков. Тип урока: Литературная гостиная. Форма работы учащихся: фронтальная. Методические приемы: литературоведческий анализ стихотворений, беседа,  сообщения учащихся, слово учителя.  Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, музыкальная  аппаратура.№ Этап урока 1 Организационны й момент Название  используемы х ресурсов Фонограмма  романса «Не  жалею, не  зову, не  плачу» Слайд 1­ 5 2 Работа по теме  урока Слайд 6 Презентация Презентация Презентация Презентация Аудиозапись  (Хор женщин  на троицу) Деятельность  учителя Деятельность  ученика Врем я 5мин Исполняет  романс  ученица Сообщение  темы  урока Небольшое  выступление о  С. Есенине. Представляет  1 страницу  календаря «Троица» 33  мин Сообщение. (Биография  Есенина) Сообщение  (Творческий  путь) Сообщение (Традиции  празднования  праздника  «Троица») Чтениеучеником  наизусть  стихотворени я Есенина   «Троицыно  утро,  утренний  канон…» Работа по  анализу  стихотворени я Сообщение  (Праздник  Иван Купала») Чтение  стихотворения учеником  «Матушка в  Купальницу по лесу ходила» Работа по  анализу  стихотворени я Сообщение о  народном    празднике   «Яблочный  Презентация Представляет  2 страницу  календаря «Иван Купала» Презентация Представляет  3 страницу  календаря «Яблочный  спас» Презентация Презентация Аудиозаписьстихотворени я «Гой ты,  Русь моя  родная!»  спас» Работа по  анализу  стихотворени я Заключительно е слово  учителя 5 мин 2 мин 3  Подведение  итогов урока 4 Домашнее  задание ХОД УРОКА I. II. Организационный момент:  Исполняет романс ученица  на стихи С. А. Есенина «Не жалею, не  зову, не плачу…». Есенинское небо над Россией Раскинулось, как голубой шатёр, А в поле василёк хрустально­синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето, Звучат незримые колокола, Берёзы – сёстры русского рассвета­  Сбежались у околицы села: В них жажда жить до трепета, до дрожи, Им повезло – он здесь бродил в тиши. На их коре, на их шершавой коже­ Тепло его ладоней и души. Он чувствовал в родном многоголосьеИ многоцветье, близко и вдали, Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел, как ложится синий вечер Пушистой шалью на плечи села. И в ельнике ему горели свечи, И в городе земля его звала… Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его ­Россия –  Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По­прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин – то не просто имя, ­ России стихотворная душа. Т. Зубкова. Наше занятие в литературной гостиной мы посветим творчеству Сергея  Есенина. А тема нашего занятия звучит так «Народность поэзии»  Слайд 1  Но занятие будет  необычное, а виде календаря.  Народный  календарь будет представлен несколькими страницами,  раскрывающими  народность его лирики.    23 июня ­Троица  7 июля  ­Иван Купала  19 августа  ­ Яблочный спас. _________________________________________________________ II. Работа по теме урока. Слайд 6  Cлово учителя: Сергей  Александрович  Есенин – это самый читаемый в  России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение  его в литературу. Есенин – единственный среди русских великих лириков  поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый  раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Есенин  народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой чтони на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его  стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России ,  хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил  национальный характер, мечты, сомнения, надежды.  Есенин настолько свой,  что нам кажется, что о нем­то мы все знаем. Этот человек за свою короткую  жизнь оставил литературное наследие, которое содержит еще очень много  загадок. В самом звучании его фамилии есть что­то природное, лесное,  весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не  понадобилось. Cлово учителя: Прежде чем мы перейдём к народным праздникам ,  отражённым в творчестве Есенина, давайте поговорим о жизни и начале  творческого пути поэта. Слайд 7 Доклад­сообщение ученика 1: крестьянский сын Сергей Есенин пришел в этот мир, спустя почти 100 лет после рождения А. С. Пушкина.  Слайд 8­9  Новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая была  единственным  расточительным и неряшливым, но все же хранителем  тайны  связи самой природы и народного мышления. В поисках новых  выразительных возможностей русского слова Есенин обращается к мифу  и мифологии, ищет способы оживить мертвые слова и обогащает  поэтическую речь живым народным словом. Рождение Есенина было  отмечено историческим для России событием. 21 сентября (3 октября по  новому стилю) 1895 года Рязань праздновала свое 800­летие. Во всех  уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гуляния – так  земля русская приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен  в Константиновской церкви иконы Божьей Матери и наречен Сергеем в  честь Сергия Радонежского. В зрелые годы, вспоминая свое детство,  Есенин признавал, что никто не имел для него такого значения,  Слайд 10  как дед, Федор Андреевич Титов. Бабушка Наталья Евтихиевна,  она  была человеком кротким, набожным и ходила с внуком по церквям и  монастырям. «Я рос, ­ вспоминал позже Есенин, ­ дыша атмосферой народной  поэзии». Доклад­сообщение ученика 2:  Стихи Есенин начал складывать рано, лет в  8–9. «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец  мой даже слагал их. Стихи писал, подражая частушкам». Есенин не разговорил о том, что для него, как поэта много значил образный строй русского  фольклора, частушек, песен, сказок и духовных стихов. Взгляды Есенина  развивались в духе народных традиций. Его любование Родиной было  воспринято от отцов и дедов. В стихах Есенина нашло отражение все, чем  жила его душа.  Слайд 11 Сначала образ матери, отца , родственников, потом родное село и, наконец,  вся необъятная земля русская…  Слайд 12 Главным событием в жизни Есенина стал выход его первой книги  «Радуница». Само название книги вызывает ассоциации с народной жизнью, ведь Радуница – весенний обрядовый праздник встречи весны и  поминовения усопших . Слайд 13  В России в Радуницу приносят на кладбище лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом,  оставив на могиле наполовину очищенные 2–3 красных яйца и кусок пирога  или чего­нибудь для покойника, уходят. Такое глубокое знание традиций  народных праздников Есенин впитал от своей набожной бабушки.  Слайд  Особенно ярко традиции русского народа отразились в сборнике «Радуница»,  в который поэт включил 33 стихотворения, составляющие 2 раздела: «Русь» и  «Маковые побаски». Побаска, или побасенка­ это короткий рассказ, нечто  среднее между частушкой и притчей. «Притча» на Руси означает волшебное  слово, излечивающее от болезни, а «побасить» – значит «полечить». Слово учителя: именно этим – врачеванием человеческих душ занимался  Есенин, создавая свои произведения, посвященные народу, его традициям,   народной жизни. __________________________________________________________  А сейчас мы открываем первую   страницу  нашего календаря   «Троица» Слайд 16  «Троицкие гуляния». 1­я сказительница: в народном календаре седьмая неделя после Пасхи  отмечается особо и носит название семиковой, русальной, зеленой2­я сказительница: в большинстве деревень Троицкие гуляния  начинались в среду, накануне Семика, который, как известно, приходится на четверг. Девушки отправлялись в лес, выбирать – «заламывать» ­  березки Слайд 17 1­я сказительница: на следующий день, в семицкий четверг, шли  завивать ленточки и бумажки на березе.  2­я сказительница: после завивания березки обычно совершался обряд  кумления. Девушки менялись венками и пели специальные песни.  Покумившиеся считались близкими подругами.   Слайд 18 1­я сказительница: Троицкая суббота, как правило, посвящалась умершим.  Воскресенье же вновь проводили в лесу, вокруг березок.   Слайд 19 2­я сказительница: завивали ее, а затем рубили под корешок, несли в село и  продолжали водить вокруг хороводы. Слайд 20 1­я сказительница: к вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по  веточке, а саму березку несли к реке, где бросали в воду.   Слайд 21 2­я сказительница: прославленная в течение нескольких дней, березка  должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю,  способствовать урожаю и благополучию людей.  1­я сказительница: в этот же вечер у реки девушки гадали по венкам,  предсказывали свои судьбы.  2­я сказительница Троица отмечается в воскресенье на 50­й день после  Пасхи. Этот праздник входит в число самых почитаемых праздников на Руси.  Троица – это прощание с весной и встреча лета. Слово учителя:.  А сейчас отгадайте загадку:  Стоят в поле сестрицы, Платьица белены,  Шапочки зелены.  Слайд 23 Да, символом праздника является береза, ее всегда почитали, в праздник  украшали и рядили. С наступлением праздничного вечера звучали отовсюду заклички:Благослави меня, Троица, Благослави на славные дела… Дальше праздник набирал силу: парни и девушки водили хороводы, ели  пироги, пели песни.  Слайд 15 Аудиозапись (Хор женщин на троицу) Сейчас прослушаем одно из стихотворений  Есенина из книги  «Радуница», которое называется «Троицыно утро, утренний канон…»., в котором упомянут праздник «Троица» 1. Чтение учеником наизусть стихотворения Есенина  «Троицыно  утро, утренний канон…» Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна. На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы. Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою. Троицыно утро, утренний канон. В роще по березкам белый перезвон. 4. Работа по анализу стихотворения:  В этом стихотворении мы видим, как поэт показывает традиции  празднования Троицы. Канон – церковное песнопение в похвалу святого или  в честь праздника, которое поют на заутрене или вечерне. В строках «Я  пойду к обедне плакать на цветы…» чувствуется отзвук дохристианского  магического обряда, согласно которому оплакивание цветов должно было  вызвать дождь. К Троице перед каждым домом подметались улицы, и  молодая зеленая трава становилась как будто еще зеленее. Оконные  наличники и двери домов украшались березовыми ветвями, в церковь  ходили с букетами цветов, на которые во время молитвы полагалось  плакать. ____________________________________________________________Итак,2 страница нашего  календаря – Иван Купала. Сообщение ученика о празднике «Иван Купала» Презентация Календарный праздник Иван Купала был упомянут в стихотворении  «Матушка в Купальницу по лесу ходила», послушаем это  стихотворение   Матушка в Купальницу по лесу ходила, Босая, с подтыками, по росе бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи, Плакала родимая в купырях от боли. Не дознамо печени судорга схватила, Охнула кормилица, тут и породила. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Только не по совести счастье наготове, Выбираю удалью и глаза и брови. Как снежинка белая, в просини я таю Да к судьбе­разлучнице след свой заметаю. 13. Работа по анализу стихотворения: В этом стихотворении  Есенин назвал себя внуком купальской ночи и  символически связал свое появление на свет с Купальницей, или Аграфеной­ купальницей. Название этого праздника, который приходится на канун  Ивана Купалы, перекликается с именем бабушки Есенина по отцовской  линии. Древний купальский обряд автор использует для развития  поэтического подтекста о рождении поэта, которому родная земля дает свои чудодейственные силы, имея в виду, прежде всего, себя самого __________________________________________________________17. Слово учителя: Итак, мы переходим к последней странице нашего  календаря «Яблочный спас» Презентация О народном   празднике  «Яблочный спас» упомянуто в стихотворении  Есенина  «Гой ты,  Русь моя родная!» Аудиозапись «Гой ты, Русь моя родная!»  19. Работа по анализу стихотворения. С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ  стихотворения ­ сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах.  Для поэта родная деревня в России ­это нечто единое, родина для него,  особенно в раннем творчестве, ­ это прежде всего родной край, родное  село. Здесь прослеживается  присущая С.Есенину­лирику склонность  одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Гой ты, Русь, моя родная».          В  стихотворении мы сталкиваемся с упоминанием церковных праздников,  которые в народе называют первым, или медовым Спасом и вторым,  яблочным, Спасом или Преображением.  III. Подведение итогов урока 2. Заключительное слово учителя: таким образом,подводя итог занятия,  мы видим, что в книге Сергея Есенина «Радуница» Русь предстала традиционной  для крестьянской поэзии. Поэт верил в возрождение национального  искусства, внеся немалый вклад в это дело. Нередко Есенина называли  деревенским крестьянским поэтом, но с годами становилось все яснее, что  такое представление о нем – неполное. Есенин – великий русский  национальный поэт 20 века. Его неповторимое дарование уходит корнями в  глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Есенин  ничего не отвергал и ни от чего не отказывался. Он обращался к истокам  русской мифологии, выражал самые разные уровни национального сознания. В своем творчестве Есенин наиболее полно отразил различные лики своей  любимой Руси и самые разные стороны национального характера и русской  души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и  мирового значения. IV. Домашнее заданиевыучить наизусть любое стихотворение из сборника С. А. Есенина  «Радуница». "Народность поэзии С.А.Есенина» Перечень используемых на данном уроке интернет – ресурсов. № Название ресурса, гиперссылка на ресурс,  обеспечивающий доступ к ЭОР 1 http://x­minus.org/ 2 3 4 «Народность поэзии С.А. Есенина» http://muzofon.com/search/на%20Троицу 2. http://zaycev.net/pages/15014/1501444.sht ml Форма  предъявления  информации  (статья,  иллюстрация,  презентация,  видеофрагмент ы, тест,  интерактивное  задание,  модель и т.д) Фоногамма  романса «Не  жалею, не зову, не плачу.» Презентация Аудиозапись  (Хор женщин на троицу) Аудиозапись  стихотворения  «Гой, ты Русь  моя родная» в  исполнении С.  Безрукова3. Перечень дополнительной литературы.