Литературная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.
Задачи:
образовательная: проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;
развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам; расширять кругозор школьников;
воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Знаете ли вы сказки А. С. Пушкина?», фрагмент из мультипликационного фильма (нарезка видеофайла).
Литературная игра.doc
Литературная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.
Задачи:
образовательная: проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С.
Пушкина;
развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их
интерес к русской литературе, к литературным сказкам; расширять кругозор
школьников;
воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина,
культурному наследию страны.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Знаете ли вы
сказки А. С. Пушкина?», фрагмент из мультипликационного фильма (нарезка
видеофайла).
Предварительная работа: учащиеся делятся на 3 команды, придумывают
название команды.
ХОД ИГРЫ:
1. Вступительное слово. Учитель читает стихотворение М. Лисянского:
Он идёт среди прохожих
Улицей многоэтажною,
Удивительно похожий,
Хорошо знакомый каждому.
Ясноглазый,
Смуглолицый,
Будто в мир явился заново.
На высокий лоб ложится
Завиток волос каштановых.
Снова к нам летит литое,
И живое, и весомое:
Здравствуй, племя младое,
Незнакомое!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир А. С. Пушкина.
2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.
Место действия пушкинских сказок Древняя Русь с её избами и куполами.
Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и
милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна.
Демонстрируется портрет Арины Родионовны. Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824
году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с
ним в Михайловском жила его няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка
была самым преданным другом опального поэта.
В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом
поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и
волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт …
Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву:
«Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня
рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»
А. М. Горький так писал в повести «В людях»: «Великолепные сказки
Пушкина были всего ближе и понятнее мне: прочитав их несколько раз, я уже знал
их на память, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну…».
Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок,
встретимся с их героями.
3. Конкурсная программа для учащихся.
Конкурс 1 «Третий лишний».
Демонстрируется видеофрагмент (Приложение 1).
Ребята! Из какого произведения эти строки? (Поэма «Руслан и Людмила»).
В 1820 году после опубликования поэмы В. А. Жуковский подарил Пушкину
свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя».
В. А. Жуковский, старший современник Пушкина, был известным автором
баллад и стихотворений. С Пушкиным их связывали дружеские отношения.
Между ними было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. В результате этого состязания появились сказки Пушкина и Жуковского, любимые
не одним поколением детей и взрослых.
Демонстрируется портрет В. А. Жуковского.
Задание: назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С.
Пушкина.
1) «Сказка о царе Салтане»
«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о царе Берендее»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее» были
написаны В. А. Жуковским.
Конкурс № 2. «Сказочный вернисаж».
Задание: по иллюстрациям назвать сказки А. С. Пушкина.
1 команда – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (иллюстрация А.
М. Куркина), «Сказка о попе и о работнике его Балде» (иллюстрация
С. Макрушиной). 2 команда – «Сказка о золотом петушке» (иллюстрация И. Я. Билибина),
«Сказка о рыбаке и рыбке» (иллюстрации Б. В. Зворыкина).
3 команда – «Сказка о царе Салтане…» (иллюстрация Б. В. Зворыкина),
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (иллюстрация А. М. Куркина). История иллюстрирования сказок А. С. Пушкина насчитывает около полутора
веков. Каждый художник ищет в творчестве Пушкина созвучие своему
миропониманию и, создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта.
Конкурс 3 «Литературный музей».
Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти
предметы.
Учащиеся называют героев, учитель читает строчки из сказок А. С. Пушкина.
Мешок, верёвка – Балде.
Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
Балда, с попом понапрасну не споря.
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).
Мешок – мудрецу.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(«Сказка о золотом петушке»).
Невод – старику.
Пряжа – старухе.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
Орешки – белке.
Ель в лесу, под елью белка.
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт …. А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
(«Сказка о царе Салтане…»).
Зеркало, яблоко – злой царице.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую, сказала. –
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит …
Кушай яблочко, мой свет.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Конкурс № 4 «Перепутаница».
Задание: внимательно рассмотрите иллюстрации и надписи к ним. Кому из
пушкинских героев на самом деле принадлежат слова? Конкурс 5. Викторина «Знаете ли вы сказки А. С. Пушкина»
(Презентация. Приложение 2).
К нам в гости пришёл пушкинский герой. Это учёный кот. Сейчас вам
предстоит ответить на его мудрёные вопросы.
Вопрос 1. Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (Шесть)
Вопрос 2. Назовите имя сына царя Салтана. (Князь Гвидон)
Вопрос 3. Какая героиня не встречается в «Сказке о царе Салтане»?
(Шамаханская царица)
Вопрос 4. Назовите сказку, которая заканчивается словами:
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
(«Сказка о золотом петушке»)
Вопрос 5. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)
Вопрос 6. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)
Вопрос 7. Что бросила царевне в руки нищая черница? (Яблоко)
Вопрос 8. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)
Вопрос 9. «Ест за четверых, работает за семерых, до светла всё у него
пляшет…» Назовите героя. (Балда)
Вопрос 10. За какую плату согласился работать Балда у попа? (За три щелка в
год)
Вопрос 11. С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесёнком)
Вопрос 12. «Не печалься, ступай себе с богом...» Кто произносит эти слова?
(Золотая рыбка)
Вопрос 13. Сколько времени старик и старуха прожили в землянке? (30 лет и
3 года)
Вопрос 14. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5 раз)
Вопрос 15. Продолжите высказывание А. С. Пушкина: «Что за прелесть эти
сказки! Каждая есть … !» (Поэма)
4. Подведение итогов игры. Награждение участников.
5. Заключительное слово. Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Пушкина.
Надеюсь, что вы открыли для себя чтото новое.
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, словаалмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Автор неизвестен)
Литературная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Литературная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Литературная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Литературная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Литературная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Литературная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Литературная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Литературная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.