Внеклассное мероприятие
Литературно-художественная викторина
«Эрудит» (8 класс)
Автор: Фокеева Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №115.
Цель игры:
1. Воспитание у учащихся бережного, внимательного отношения к родной литературе.
2. Развитие интереса к осознанному изучению предмета.
3. Воспитание чувства уважения к родной культуре.
4. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся и логического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, чистые листы для записей.
Ход игры.
Добрый день дорогие ребята! Сегодня нам выпала возможность прикоснуться к миру литературы. У нас литературно-художественная викторина «Эрудит ». Участвуют в нашей викторине 2 команды. Прошу капитанов команд выйти представиться и представить название и девиз команды.
Условия игры очень простые; каждая команда получает свой набор заданий, и выполняют его поочередно то одна, то другая команда. За каждое правильно выполненное задание вы получаете 2 балла, за частично правильное - 1 балл, за неверное - 0 баллов. Кто в данной команде будет отвечать на вопрос, выбирает капитан команды. Просьба: будьте внимательны, вопросы и условия дослушивать до конца, и не переспрашивайте!
1***Итак, начнем. Первый конкурс называется «Разминка».
Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
Команда №1-3.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2. Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8.Человек, владеющий многими чзыками (полиглот)
9. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)
10.Герой какого произведения попал на Землю с другой планеты? (мал.принц)
Команда №2-4.
1. Автор рассказа « Каштанка». (А.П. Чехов).
2. Момент наивысшего острого действия в художественном произведении. (Кульминация).
3. Дата рождения А.С. Пушкина: 1799 или 1796? (1799).
4. Продолжите фразу: « Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры
струи … (АРАГВЫ И КУРЫ),
Был монастырь
5.Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич).
6.Разговор двух или более лиц. (Диалог).
7. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).
8 Назовите три роковые карты из повести Пушкина "Пиковая дама".
(Тройка, семерка, туз
9.)Заклинание маугли(Мы с тобой одной крови)
10.Без ног приходит, без языка рассказывает.
– Жюри подсчитывает баллы, а мы идем дальше. Продолжается наша конкурсная программа, следующее испытание называется 2***«ЛИТЕРАТУРНЫЕ АНАГРАММЫ».
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.
◘ МОТ → Т _ _ (Единица собрания сочинений.)
(Том.)
◘ ТОРБА → Б _ _ _ _ (Русская детская поэтесса.)
(Барто А.Л.)
◘ ОПЕР → П _ _ _ (Инструмент писателя.)
(Перо.)
◘ КОРТ → К _ _ _ (Нелюбимый жених Дюймовочки.)
(Крот.)
◘ СИЛА → Л _ _ _ (Героиня многих басен И.А. Крылова.)
(Лиса.)
◘ СТОПОР → П _ _ _ _ _ (Один из мушкетёров.)
(Портос.)
◘ БАШМАЧНИК → Б _ _ _ _ _ _ _ _ (Герой «Шинели» Гоголя.)
(Башмачкин.)
◘ ТОВАР → А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения.)
(Автор.)
◘ АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _ (Выдающиеся способности писателя.)
(Талант.)
◘ МАГ +ТАЗОВ → Г _ _ _ _ _ _ _ (Народный поэт Дагестана.)
(Гамзатов Расул.)
◘ РАК + СЛОН → К _ _ _ _ _ _ (В меру упитанный персонаж Астрид Линдгрен.)
(Карлсон.)
3***Конкурс капитанов «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОМОНИМЫ» (Учитель читает поочерёдно каждой команде).
◘ Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.
(Дневник.)
◘ Не только марка отечественного автомобиля, но и богиня красоты, любви, супружества в русской мифологии.
(Лада.)
◘ Не только специалист по раскрытию уголовных преступлений, но и литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений.
(Детектив.)
◘ Не только левая или правая сторона тела человека, но и «домомучительница» Малыша в книге Астрид Линдгрен.
(Бок - фрекен Бок.)
◘ Не только купол церкви, но и раздел книги.
(Глава.)
◘ Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений.
(Драма.)
◘ Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.
(Произведение.)
◘ Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена.
(Том.)
◘ Не только деталь в виде колеса с жёлобом по окружности для троса, но и русский поэт.
(Блок - Блок Александр.)
◘ Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата.
(Выдержка.)
◘ Не только морское беспозвоночное отряда десятиногих ракообразных, но и имя персидского поэта, автора всемирно известных философских четверостиший.
(Омар - Омар Хайям.)
◘ Не только герой Александра Дюма, ставший сказочно богатым графом, но и французский монархист, убивший на дуэли А.С. Пушкина.
(Дантес. Эдмон Дантес стал графом Монте-Кристо.)
– Жюри подсчитывает баллы, а мы идем дальше. Продолжается наша конкурсная программа, следующее испытание называется.
4***Следующий конкурс «Кто больше». Соотнесите авторов и их произведения. (На слайде названия произведений даны в разброс) КАРТОЧКА
Ответ:
№ |
|
1 команда |
2 команда |
1 |
А.С. Пушкин |
Дубровский |
Капитанская дочка |
2 |
М.Ю. Лермонтов |
Мцыри |
Кавказ |
3 |
Н.В. Гоголь |
Тарас Бульба |
Шинель |
4 |
И.С. Тургенев |
Бирюк |
Бежин луг |
5 |
Н.А. Некрасов |
Соловей |
Мороз, красный нос |
6 |
А.П. Чехов |
Хамелеон |
Степь |
5*** «Угадай, кто я!» Игрок, наугад, выбирает листок с героем произведения, и, не называя себя, объясняет своей команде, кто написан на листочке. КАРТОЧКА
Илья Муромец, Робинзон Крузо, Геракл-Геркулес-Алкид, Данко.
6*** «Угадай жанр произведения». Какое произведение является……(указать в таблице бланка).
(На слайде написано в разброс).
КАРТОЧКА
Ответ:
№ |
|
1 команда |
2 команда |
1 |
Миф |
Война титанов |
Геракл и яблоки Гесперид |
2 |
Повесть |
Шинель |
В людях |
3 |
Баллада |
Светлана |
Гусар |
4 |
Роман |
Дубровский |
Капитанская дочка |
5 |
Былина |
Илья Муромец и Соловей Разбойник |
Алеша Попович и Тугарин Змеевич |
6 |
Поэма |
Мцыри |
Руслан и Людмила |
7 |
Басня |
Лебедь, щука и рак |
Стрекоза и муравей |
7*** ШУТОЧНАЯ ВИКТОРИНА (вопросы командам задаются по очереди).
1. Дантист - это литературовед, специализирующийся по творчеству Данте, или зубной врач?
(Зубной врач.)
2. Гримёр - это исследователь творчества братьев Гримм или работник театра?
(Работник театра, занимающийся гримировкой артистов.)
3. Для чего мачеха золушки смешивала крупу; что бы поиздеваться над падчерицей, или что бы развить её мелкую моторику.
4. Что напоследок сказал Герасим своей собаке?
5. Хоббит - это человек, у которого есть хобби, или сказочный персонаж?
(Сказочный персонаж Джона Толкиена.)
6. Критик - это житель греческого острова Крит или человек, занимающийся истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности?
(Человек, занимающийся критикой. А житель острова Крит - критянин).
7. Что такое стихийное бедствие? Это когда вам задали на дом выучить много стихов или природное явление.
8. Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?
(Ноль.)
9. Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что?
(Свободу слова.)
10. И Мазай, и Пихто - они кто?
(Каждый из них - дед.)
11. В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер?
(Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл»).
12. В какой сказке сюжет составляет рассказ о 4-х дерзких побегах, и одном злодейском убийстве (Колобок)
13. Правда ли, что отец Лермонтова умер еще в детстве?
- Это было последнее задание и на этой веселой ноте мы закончим нашу викторину. А теперь подсчитаем баллы и назовем победителя. Слово предоставляется членам жюри.
- Итак, по итогам викторины команда «?» получает «?» баллов, а команда «?» получает «?» баллов. И побеждает команда «?».
- Наша литературная викторина подошла к концу. Спасибо вам за участие.
Конкурс «Кто больше».
Соотнесите авторов и их произведения.
№ |
|
1 команда |
1 |
А.С. Пушкин |
|
2 |
М.Ю. Лермонтов |
|
3 |
Н.В. Гоголь |
|
4 |
И.С. Тургенев |
|
5 |
Н.А. Некрасов |
|
6 |
А.П. Чехов |
|
Бирюк
Хамелеон
Дубровский
Мцыри
Соловей
Тарас Бульба
Конкурс «Угадай жанр произведения».
Какое произведение является……(указать в таблице бланка).
№ |
|
1 команда |
1 |
Миф |
|
2 |
Повесть |
|
3 |
Баллада |
|
4 |
Роман |
|
5 |
Былина |
|
6 |
Поэма |
|
7 |
Басня |
|
Светлана
Дубровский
Шинель
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Война титанов
Лебедь, щука и рак
Мцыри
Конкурс «Кто больше».
Соотнесите авторов и их произведения.
№ |
|
2 команда |
1 |
А.С. Пушкин |
|
2 |
М.Ю. Лермонтов |
|
3 |
Н.В. Гоголь |
|
4 |
И.С. Тургенев |
|
5 |
Н.А. Некрасов |
|
6 |
А.П. Чехов |
|
Мороз, красный нос
Кавказ
Бежин луг
Капитанская дочка
Степь
Шинель
Конкурс «Угадай жанр произведения».
Какое произведение является……(указать в таблице бланка).
№ |
|
2 команда |
1 |
Миф |
|
2 |
Повесть |
|
3 |
Баллада |
|
4 |
Роман |
|
5 |
Былина |
|
6 |
Поэма |
|
7 |
Басня |
|
Руслан и Людмила
Гусар
Геракл и яблоки Гесперид
В людях
Капитанская дочка
Стрекоза и муравей
Алеша Попович и Тугарин Змеевич
ДЛЯ ЖЮРИ.
«Кто больше».
Ответ:
№ |
|
1- команда |
2 команда |
1 |
А.С. Пушкин |
Дубровский |
Капитанская дочка |
2 |
М.Ю. Лермонтов |
Мцыри |
Кавказ |
3 |
Н.В. Гоголь |
Тарас Бульба |
Шинель |
4 |
И.С. Тургенев |
Бирюк |
Бежин луг |
5 |
Н.А. Некрасов |
Соловей |
Мороз, красный нос |
6 |
А.П. Чехов |
Хамелеон |
Степь |
«Угадай жанр произведения».
Ответ:
№ |
|
1 команда |
2 команда |
1 |
Миф |
Война титанов |
Геракл и яблоки Гесперид |
2 |
Повесть |
Шинель |
В людях |
3 |
Баллада |
Светлана |
Гусар |
4 |
Роман |
Дубровский |
Капитанская дочка |
5 |
Былина |
Илья Муромец и Соловей Разбойник |
Алеша Попович и Тугарин Змеевич |
6 |
Поэма |
Мцыри |
Руслан и Людмила |
7 |
Басня |
Лебедь, щука и рак |
Стрекоза и муравей |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.