Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны", посвященная 75-летию Победы.

  • docx
  • 14.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий.docx

Литературно-музыкальное представление

«Дорогами войны» ( 6-е классы)

 

1-я сцена: звучит минусовка песни «Прощайте друзья, ведь завтра в поход». На сцене с двух сторон появляются 2 девочки. Одна  одета в белое на переднем плане, другая одета в черное на заднем плане сцены.

 

 Девочка в белом:

Что случилось, скажи мне ветер,

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит?

Или вянут травы в садах?

 

Девочка в черном:

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам ветер.

(пауза)

Мир весь вздрогнул… Это война.

 

2-я сцена:  звучит  музыка «Ариозо матери».  На сцене две девочки  в черном и белом исполняют проникновенный танец, изображаю борьбу добра и зла.

 

3-я сцена:  На сцене по очереди появляются  ребята в военной форме. Каждый читает по одному четверостишью.

 

Пришла война, которую не ждали.

Пришла на Русь великая беда.

И поднялась страна, одевшись сталью,

И крови полилась людской река.

 

И все, кто крепок был, те покидали хаты.

Пошли в леса отряды партизан.

В селе остались женщины, ребята,

Да дряхлый сторож, дедушка Иван.

 

Потом враги пришли ордою пьяной.-

Бьют, истязают, в грудь стволом суют…

Где муж? Где сын? Где брат? Где партизаны?

И снова истязают, снова бьют.

 

Нет, не уйти врагу и не укрыться,

И гибели своей не отвратить.

Мы в бой пойдем, нам не остановиться.

Прогоним всех и вся, мы будем мстить.

 

4-я сцена: В конце сцены стоит скамейка, немного дальше небольшой табурет. Изображения берез на задней кулисе сцены.  Дети в военной форме располагаются по сцене в хаотичном порядке: кто-то сидит на скамье в свободной позе, кто-то   полулежа возле скамьи,  2 человека стоят у передней стойки сцены и опираются на нее в свободной позе (словно беседуют) и т.д. На  сцену выходят два гитариста. Звучат медленные  вступительные аккорды к песне «Десятый наш десантный батальон». Ребята начинают негромко петь. Постепенно ритм убыстряется. На словах песни «И только мы к плечу плечо врастаем в землю тут» ребята сходятся в центр сцены и встают строем в колонны по 4 человека. Продолжают ритмично петь под гитару.

         На экране вращающийся земной шар. Последние ряды имитируют пламя красными лентами. Звуки автоматной очереди. На припеве две колонны по двое расходятся маршевым шагом по кругу и вновь сходятся в центре сцены. На экране видеоряд боев.

На последнем куплете гитаристы встают в центр. Песня звучит четко и ритмично. На последних завершающих аккордах дети  организованно уходят за кулисы.

 

5-я сцена:  на сцене появляется чтец. Стих К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины».

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! -
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

 

6-я сцена:

Тихо звучит минусовка песни «Журавли». На сцену выходят ребята в военной форме и читают по одному четверостишью.

 

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,—
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна,  ни покрышки.

Летом горького года
Я убит. Для меня —
Ни известий, ни сводок
После этого дня.

 

Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?

 

Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

 

Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?

Музыка заканчивается, воина расходятся в противоположные стороны за кулисы.

 

7-я сцена: Звучит вступление к песне «На всю оставшуюся жизнь». На сцену выходя  мальчик и девочка в разных концах сцены. Девочка впереди, мальчик на заднем плане сцены.  Они поют песню. На экране видеоряд: клип  этой песни.

 

8-я сцена: звучит минусовка песни «Эх, дороги» (она должна быть медленная и печальная).  На экране меняются  фото, где солдаты пишут письма домой.

На сцену выходит мальчик в военной форме и читает отрывок из письма солдата:

 

«...мы прорвали оборону противника и перешли в наступление. Вот уже четыре ночи не спим, все время гоним фрицев на запад. Поскорее бы уничтожить эту фашистскую сволочь и вернуться домой. А вот вернемся ли? Смерть пасет нас каждый день и час, кто знает, может быть, пишу в последний раз». 

 Затем отходит в конец сцены, садится на скамью и «пишет письмо».

 За ним выходит второй и тоже читает отрывок из письма:

 

«Война, Маруся, - это нечеловечески тяжкая работа. Трудно сосчитать, сколько мы уже вырыли окопов, траншей, землянок и могил. Сколько укреплений сделано нашими руками. А кто сосчитает, сколько тяжестей перенесли на своем горбу! И откуда только берутся силы у нашего брата? Если бы ты увидела меня сейчас, то не узнала бы. Похудел так, что на мне все стало велико. Мечтаю побриться и помыться, но обстановка не позволяет: покоя нет ни ночью, ни днем. Всего того, что я пережил за это время, не расскажешь... На этом все. Иду в бой. Целуй за меня моих сыночков и береги их. Как я был бы рад увидаться с вами хоть на часок».

 

Так же, прочитав, отходи и садится внутри сцены и «пишет письмо».

 

Третий  мальчик:

«...У нас сейчас холодно и сыро. Кругом болота и леса, в которых местами еще лежит снег. Каждый день, а то и час слышны разрывы бомб, снарядов и мин. Бои идут упорные и жестокие. После недавно предпринятого наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов фашисты оказывают сильное сопротивление и поэтому с конца апреля мы перешли к обороне. Вчера после боя нас остались семь человек. Но оборону мы все-таки удержали. К вечеру подошло подкрепление. На завтра, по данным разведки, фашисты усиленно готовятся к бою. Поэтому, если я останусь завтра в живых, то буду долго жить всем смертям назло. Пока же меня еще ни разу не зацепила немецкая пуля. Кто знает, обойдет ли она меня завтра?».

 

Дочитав, он так же отходит во внутрь сцены.

 

Четвертый мальчик:

«Мария Тихоновна, хоть и трудно мне, но хочу рассказать о гибели своего друга и вашего мужа Матвея.

Дело было так: 16 мая рано утром раздался приказ «К бою!». Ну и загудело. Наши лупили из минометов и дальнобойной артиллерии, а потом, откуда ни возьмись, появилась фашистская авиация и стала забрасывать нас бомбами. Они рвали землю и лес, в котором мы укрывались. Через 10 минут бомбардировки закончились. Я, протерев заляпанное грязью лицо, высунулся из окопа и крикнул: «Матвей, где ты?». Не услышав ответа, я встал и пошел искать своего любимого друга... Смотрю, рядом с бомбовой воронкой на кустах недвижимо лежит отброшенный взрывной волной Матвей. Подхожу к нему, что-то говорю, а он смотрит на меня и молчит, в глазах лишь застывшее удивление...

...Мы собрали его останки, завернули в плащ-палатку и вместе с другими погибшими солдатами похоронили в бомбовой воронке, недалеко от села Зенино. Я как близкий его друг сделал все как полагается, по-христиански. Могилу выложил дерном, поставил православный деревянный крест, и дали мы залп из автоматов...»

 

Пятый мальчик:

«Дорогие мои сыночки, Валера и Вова!

Когда вы вырастете большими, то прочитайте это письмо. Я пишу его на передовой в тот момент, когда чувствую, что это, возможно, в последний раз. Если я не вернусь домой, то вам, мои любимые сыночки, не придется краснеть за своего папаньку, вы можете смело и гордо говорить своим друзьям: «Наш отец погиб на войне, верный присяге и Родине». Помните, что в смертельной схватке с фашистами я своей кровью завоевал вам право на жизнь.

А поскольку войне рано или поздно придет конец, то уверен, что мир будет для вас долгим. Очень хочу, чтобы вы любили и всегда слушали Мать. Я это слово написал с большой буквы и хочу, чтобы и вы писали его только так. Мать научит вас любить землю, труд, людей. Любить так, как любил все это я.

И еще: как бы ни сложилась у вас жизнь, держитесь всегда вместе, дружно и крепко. В память обо мне учитесь в школе хорошо, будьте чистыми в душе своей, смелыми и сильными. И пусть будут у вас мирная жизнь и более счастливая судьба.

Но если, не дай Бог, начнут опять сгущаться черные тучи войны, тогда очень хотел бы, чтобы вы были достойны своего отца, стали бы хорошими защитниками Родины».

Также, дочитав, отходит вглубь  и «пишет письмо».  Музыка становится громче.  Сцена длится еще 10-15 секунд.  Затем ребята медленно расходятся со сцены.

 

9-я сцена:  звучит вступление к песне «В землянке». На сцене  появляются одетые в военную форму ребята, которые инсценируют и поют эту песню.

 

10-я сцена:  на сцене появляется чтец. Он торжественным и трагическим голосом читает стих В. Высоцкого:

 

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букетик цветов

И Вечный огонь зажигает.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной

Персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов –

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?

 

11-я сцена:  звучит песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.  На сцену постепенно выходят все участники литературно-музыкальной композиции и встают в несколько рядов.  Вперед выходят трое ребят-чтецов (музыка  постепенно стихает)  и читают по одному четверостишью:

 

Триколором окрасил страницы

Подвиг наших героев-дедов.

И Победное знамя, как алая птица,

Вдохновляет на подвиги новых бойцов.

 

Нам не забыть военные дороги,

Героев наших славных имена,

И цену, что за горе и тревоги,

Умывшись кровью, мир отдал сполна.

 

Мы – Новой России надежда, опора,

Её патриоты, защита страны.

Мы честью клянёмся, мы будем достойны

Того, что оставили наши отцы.

 

 После этого музыка становится громче, а ребята на сцене стоят  молча до конца песни.  Это  минута молчания.  После окончания песни, они  кланяются и молча уходят со сцены в противоположные стороны.