Литературно – музыкальная композиция
«Права никто не даёт,
человек получает права от рождения»
Байбекова Асия Хабибулловна,
учитель ответственная за воспитательную работу
МБОУ СОШ с.Маркино
Сосновоборского района
Пензенской области
Ведущая.
Здравствуйте, уважаемые друзья! С момента появления на Земле людей возник главный вопрос: что разрешено, а что – нет? Поэтому со временем появилась декларация прав человека. Это очень важный документ, где записаны все права людей.
Ведущая.
После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.
Ведущая.
Значит, сначала надо заботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребёнка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а её будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят.
Ведущая.
Спустя несколько лет был принят ещё более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребёнка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые её подписали, главная цель, которой – сделать всё для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.
Ведущая.
У каждого живущего на свете
Должно быть, право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.
Ведущая.
О каких же правах идёт речь в Конвенции? Это, прежде всего, право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на своё мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации.
Ведущая.
Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
Ведущая.
Что же такое права и что мы про них знаем?
Ведущая.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить:
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем – то новым,
И любить, и быть любимым-
Он на свете не один!
Ведущая.
Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Ведущая.
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо.
Что же наше имя значит?
(Слайд – имена)
Ведущая.
Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!
Ведущая.
Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином России. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
Ведущая.
Главное право каждого человека - право на жизнь.
Инсценировка сказки
(На сцене сидит Царица и любуется в зеркальце. Сбоку сцены – Автор.)
Царица.
Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркальце (голос за сценой).
Ты прекрасна, спору нет,
Но Царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Царица.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир: мне равной нет.
Так ли?
Автор.
Зеркальце в ответ…
Зеркальце (голос за сценой).
А Царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.
Царица.
Эй, Чернавка!
(На сцену выходит Чернавка.)
Веди Царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставишь там,
На съедение волкам!
(Чернавка и Царица уходят.)
Автор.
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что Царевна догадалась и взмолилась…
(Чернавка выходит на сцену вместе с Царевной.)
Царевна.
Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.
Автор.
Та в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала…
Чернавка.
Не кручинься. Бог с тобой,
Ну, а я пошла домой.
(Все уходят.)
Ведущая.
Несмотря на все злодеяния царицы, царевна всё же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребёнка заботятся государство, родители, воспитатели, врачи и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребёнка жизни. Это записано в международной Конвенции о защите прав ребёнка, и все обязаны соблюдать право ребёнка на защиту от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации.
(На сцену вбегают Разбойники.)
Разбойник 1.
Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
Разбойник 2.
Верно, Джон, это здесь.
Разбойник 1.
Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь будем одни бананы и шоколад есть. Красота!
Разбойник 2.
Слушай, Джон, а кто нам за них больше заплатит: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая мачеха?
Разбойник 1.
Боб, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Ох, и разбогатеем мы с тобой.
Ведущая.
Ребята! Вы только послушайте, что эти Разбойники задумали! Давайте разрушим из козни! Они хитрые: могут и силой вас похитить, и уговорами – сладости предложить или попросить вас пройти кому – нибудь помочь. Запомните! На угощения, предлагаемые незнакомым человеком, не смотрите. Если вас пытаются увести силой, то кричите во всё горло: «Помогите, я не знаю этого человека». Похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
(Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой.)
Разбойник 2.
Ах, вы наши хорошие и пригожие. Какие чудесные ребятки! Пойдёмте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети (вместе).
Мы вас не знаем! Мы не пойдём с вами!
Разбойник 1.
Мы хорошие, мы очень любим детей. Будем вам сказки рассказывать!
Дети (вместе).
Нет, всё равно не пойдём!
Разбойник 2.
Так вот вы какие! А мы вас силой возьмём, вон у нас какие пистолеты!
Дети (вместе).
Помогите, мы не знаем этих людей!
Разбойник 1.
Тише! Тише! Чего вы шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдём.
(Разбойники почти уходят, но Ведущая останавливает их.)
Ведущая.
Стойте, Разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойник 2.
Мы хорошие! Мы ничего не сделали!
Ведущая.
Как же вы ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребёнка написано, что государство защищает ребёнка от всех форм физического насилия. А Разбойников надо сдать в полицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.
(На сцену выходит Полицейский, надевает наручники на Разбойников и уводит их.)
Ведущая.
В Конвенции написано, что никто не имеет права издеваться над детьми, похищать их. Ведь каждый имеет право на безопасность и счастье – так говорит Конвенция.
Ведущая.
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но и соблюдать.
И всем ребятам надо знать
Всё то, на что они имеют право.
Если будешь их знать,
Будешь их соблюдать,
Ни одно не нарушишь вовек.
И тогда сможешь всем
Очень гордо сказать: «Я – ребёнок, но я – человек!»
Ведущая.
Ребёнок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей, и никто не должен у него выпрашивать: о чём это вы, мол, шепчетесь? Никто не смеет указывать: с этим не дружи, эту музыку не люби, думай только так, а не иначе…
Сценка «Вечная проблема»
Автор.
За горами, за лесами, за широкими морями
Скажем к слову, например,
Жил да был пенсионер.
У старинушки три сына.
Старший был почти мужчина.
Был подростком средний брат,
Младший – был акселерат…
(выходят братья)
Братья те учились в школе,
Помогали отцу в поле.
Словом, жизнь, сказать не грех,
Не труднее, чем у всех.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе,
Вдруг старик наш заспешил –
Их воспитывать решил.
Сыновья такой печали отродясь и не видали,
Коль совру: то я- не я!
Жизнь у каждого своя.
Старший бицепсы качает,
Средний ночи коротает,
Оседлав мотоциклет!
Младший с самых малых лет
Грудь цепями обмотал
И давно уж запевал
Изо всей дурацкой мочи
Хеви – метал среди ночи.
Как – то стало лишь смеркаться,
Начал старший собираться
В атлетический кружок.
Вдруг отец…
Отец.
Постой, дружок!
Для чего тебе, Данило,
Эта мускульная сила?
Всюду штанги, всюду гири-
Нету ходу по квартире,
Прекрати свои занятья.
На тебя же смотрят братья,
Автор.
И пока отец в сенях
Перед старшим распинался,
Средний к двери пробирался.
Да на грех впотьмах запнулся:
Бах с крыльца – и растянулся.
И отец ему тогда:
Отец.
Стой, Гаврило, подь сюда!
Кой же чёрт мне угодил,
И я рокера родил?
Жизнь свою закончишь скверно:
На тебе ж в 15 лет
Уж живого места нет!
Ну-ка шлем клади на полку,
А не то намылю холку.
Автор.
Рокер голову повесил.
В это время бодр и весел,
Весь в заклёпках и цепях,
Младший сын возник в дверях…
Отец.
Что я вижу, свет – Ванюша!
Измотал мою ты душу-
Всю я ноченьку не спал
Под грохочущий металл.
Автор.
А они лишь отвечали:
Данило.
Мы один совет слыхали:
Перестань да прекратить.
Что ты можешь предложить,
Чем бы нам другим заняться
И с тобою не ругаться?
Автор.
Тут старик наморщил лоб,
Долго он в затылке скрёб,
Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ…
Ведущая.
Конечно, это не значит, что родителям должно быть безразлично, с кем ты дружишь, где бываешь…К мнению взрослого стоит прислушиваться: ведь у него большой жизненный опыт, он может многому научить, что – то посоветовать, в чём – то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, хоть и маленького.
Сценка «Серёжа»
Серёжа.
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама.
Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, серёжка!
Серёжа.
Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка.
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа.
Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа.
Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама.
Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.
Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка.
Но только должен ты узнать-
Права у всех равны.
Ведущая.
Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл. Обязанности – это объективно необходимое, должное поведение человека. Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».
Ведущая.
Право на охрану и укрепление здоровья. Этим правом наши ребята пользуются неодинаково. Кто – то помнит о своём здоровье, а кто – то забывает.
Ведущая.
Мы желаем вам, ребята, быть здоровыми всегда.
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться, каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите по возможности всегда.
На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья.
Мы открыли вам секреты, как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.
Ведущая.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, на который с каждым годом остаётся всё меньше времени.
Танец.
Ведущая.
Ребёнок имеет право на собственное мнение. Он может думать совсем не так, как взрослый, и всё, что думает, высказать вслух, написать и даже напечатать в газете или журнале. Давайте послушаем, что думают дети о мире, в котором они живут.
Стихи.
Ведущая.
Декларация прав ребёнка завершается пожелание, чтобы люди вырастали, сознавая, что их «…энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».
Ведущая.
Мама спросила: «Кем станешь, сынок?
Знаю сама – агрономом!
Видно, недаром берёшь ты совок
И пропадаешь за домом.
Утром, однако, ты строил дворец-
Я из окошка смотрела.
Будь ж е строителем, как и отец,
Очень хорошее дело!
Правда, и космос тебе подавай!
Помнишь, на прошлой неделе
Вы со щенком забрались на сарай
И в небеса полетели?
Громом и шумом ракета плыла,
Куры слетели с насеста!
Жаль, что посадка не мягкой была,
Хоть и на мягкое место.
Или ты, может быть, станешь певцом,
В опере первым солистом?
А почему бы не стать кузнецом,
Клоуном иль хоккеистом?
Нет, не решить мне задачи такой,-
Мама сказала со смехом,-
Лишь бы ты был, человек, дорогой,
Нужным стране Человеком».
Ведущая.
Так поможем все вместе взрослеть нашим детям, чтобы только чистота поселялась в их душах. А это зависит только от всех нас.
Песня «Детство»
(Слова М.Пляцковского, музыка Ю.Чичкова)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.