Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)
Оценка 4.9

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +2
doc
Междисциплинарный 6
8 кл—11 кл +1
02.03.2017
Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)
Цели и задачи мероприятия: приобщение детей к миру классического искусства, выявление творческих способностей учащихся, развитие духовности детей, педагогика сотрудничества детей, родителей и учителей. Форма проведения: литературно-музыкальная гостиная. Конспект мероприятия может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе, на классном часе.Литературно-музыкальная гостиная как одна из форм проведения занятия по литературе
Вечер русского романса.doc
«Сияла ночь, луной был полон сад…» Вечер русского романса. Цели и задачи:  приобщение   к   миру   классического   искусства, выявление   творческих   способностей   учащихся, развитие   духовности   детей,   педагогика сотрудничества детей, родителей и учителей. Форма проведения: литературно­музыкальная гостиная. Оборудование:  технические   средства   обучения,   музыкальные инструменты, портреты писателей и композиторов Ход вечера. (Тихо звучит музыка: «Ночь светла» на слова Языкова или «Белая акация» ­ слова А.Пугачевой). Ведущий 1:                                   (М.Ю. Лермонтов «Звуки»). Что за звуки! неподвижен, внемлю       Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю,        Самого себя. Всемогущий! что за звуки! жадно       Сердце ловит их, Как в пустыне путник, безотрадной        Каплю вод живых! И в душе опять они рождают        Сны веселых лет И в одежду жизни одевают        Все, чего уж нет. Принимают образ эти звуки,        Образ, милый мне; Мнится, слышу тихий плач разлуки,        И душа в огне. И опять безумно упиваюсь        Ядом прежних дней, И опять я в мыслях полагаюсь        На слова людей. Ведущий 2:  Романс – жанр удивительный в своей гибкости и многогранности. Не однажды проклятый то за банальность, то за примитивность, не единожды приговоренный к забвению, всякий раз, как феникс, возрождается из пепла. Ведущий 1: Романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним приятна и желанна. Вот и мы сегодня собрались с вами для того, чтобы еще раз встретиться с русским романсом, познакомиться с историей его возникновения и развития. (Исполняется романс «Гори, гори, моя звезда». Слова В.Чуевского, музыка П.Булахова). Ведущий 2:  Приходилось  ли вам когда­нибудь слышать, как об одном из иностранных языков говорят, что он относится к «романским» или к «романской группе»? Если и приходилось, то вы, наверное, не могли подумать, что между этим определением и музыкальным термином, обозначающим один из жанров вокальной музыки – романсом – самая непосредственная связь. Ведущий 1:  Романс… Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение   так   называемые   «светские   песни»,   которые   исполнялись   на романском, то есть на испанском языке. Из Испании они распространились по всей Европе, ­ попали и в Россию. Разумеется, здесь «светские песни» звучали не на испанском языке, но название сохранилось. Ведущий 2:  Исследователь русской музыкальной культуры М.Ливанов пишет: «Романсы и песни   сочинялись   едва   ли   не   повсюду,   где   для   этого   хватало   музыкальной грамотности». Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи поэтов. Многие из   вас   слышали   замечательные   романсы   П.И.Чайковского   (более   100), М.Мусоргского   (60   романсов   и   песен),   Римского   –   Корсакова   (79), А.Даргомыжского (около 100). (На фоне романса Чайковского на слова А.Пушкина «Я помню чудное мгновенье» ­ ведущий продолжает). Ведущий 1:  Гордостью  русской классики  являются  романсы М.Глинки. И  среди них – жемчужина русской вокальной лирики «Я помню чудное мгновенье». 1838 год. Композитор знакомится с Екатериной Керн, дочерью Анны Керн, в свое время вдохновившей А.С.Пушкина на создание прекрасного стихотворения. «Она   не   была   хороша,   ­   вспоминает   впоследствии   композитор,   ­   даже   что­то страдальческое отражалось на ее бледном лице, но ее ясные выразительные глаза, необыкновенно   стройный   стан   и   особенного   рода   прелесть   и   достоинство, разлитые во всей ее особе, все более и более меня привлекали». Благодаря глубокому и чистому чувству композитора к Екатерине Керн и появился   этот   замечательный   романс.   В   нем   слились   воедино   гений   поэта   и композитора. (Романс исполняется полностью). Ведущий 2:  «Иногда   в   музыке   нравится   что­то   совсем   неуловимое   и   неподдающееся критическому анализу. Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева», ­ пишет П.И.Чайковский. «Соловей» Алябьева на слова А.Дельвига уже полтора столетия пользуется особой популярностью и до сих пор пленяет нас своей простотой, задушевностью и искренностью чувств. (Исполняется романс «Соловей»). Ведущий 1:  И плывут, и растут эти чудные звуки, Захватила меня их волна… Поднялась, подняла, и неведомой муки, И блаженства полна…                                       Я.Полонский «Музыка». (Тихо звучит мелодия романса «Утро туманное» слова Тургенева, музыка Абаза. На ее фоне продолжает ведущий). Ведущий 2:  «Я все хочу забыть, исключая ваш взгляд, который я теперь так живо, так ясно вижу», ­ пишет в своем последнем прощальном письме И.С.Тургенев Татьяне Бакуниной в марте 1843 года. А в ноябре этого же года, под впечатлением разрыва с   любимой,   пишет   стихотворение   «Утро   туманное».   В   нем   с   поэтическим очарованием   запечатлено   чувство   тоски   по   ушедшему   счастью.   Так   появился романс  – элегия  «Утро  туманное».  Это  одна  из  версий. Существует  и  другая: стихотворение «Утро туманное» воспринимается как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, и романс передает «главное настроение этой любви». Как бы то ни  было, мы  имеем  возможность   слушать  произведение  удивительной   красоты, пронизанное грустью и печалью. (Исполняется романс «Утро туманное). Ведущий 1:  Средь шумного бала, случайно, В тревогах мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты… Я   сейчас   думаю   о   драматической,   верной   любви   поэта   Алексея Константиновича Толстого к Софье Миллер… Начало   1851   года.   Алексею   Толстому   уже   за   30.   Он   не   женат.   По   долгу службы сопровождает наследника престола на бал­маскарад. На балу встречает незнакомку,   у   которой   интригующая   манера   разговаривать,   пышные   волосы   и прекрасная фигура. Толстому, избалованному женской лаской, показалось, что с первых же слов они с этой женщиной могут говорить свободно, она поймет все, что бы он ни сказал ей… Его   первым   признанием   Софье   Миллер   были   известные   стихи:   «Средь шумного   бала».   Петр   Ильич   Чайковский   пишет   к   ним   музыку.   И   сегодня   мы можем   очередной   раз   послушать   эту   тонкую,   проникновенную,   лирическую миниатюру. (Исполняется романс полностью). Ведущий 2:  Романс   в   известной   степени   оказался   фоном   для   поэтической   лирики, положив   отпечаток   на   ее   интонационный   строй.   Отзвуки   романса   отчетливо прослушиваются   во   многих   стихах   Пушкина,   Фета,   Григорьева,   Полонского   и других поэтов. Романс   входит   в   поэзию   как   равноправный   жанр   и   получает   широкое распространение. Настрой же струны на своей гитаре, Настрой же струны на старинный лад, В котором все в цветенье и разгаре –  «Сияла ночь, луной был полон сад». Ведущий 1:  Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей… Это одно из лучших лирических стихотворений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. А посвящено оно Татьяне Андреевне Кузминской,   женщине   живой,   обаятельной,   с   хорошим   голосом,   свояченице Л.Н.Толстого.   В   историю   русской   литературы   Т.Кузминская   вошла   не   только благодаря стихотворению Фета.  Она  была  одним  из  прототипов   Н.Ростовой.  В конце своей жизни Кузминская написала книгу воспоминаний «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне», где мы можем найти описание того случая, который вдохновил Фета на это замечательное произведение. «Уже стемнело, и лунный свет ложился полосами на полутемную гостиную, ­ пишет Татьяна Андреевна. «Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского, «Крошку» Булахова на слова Фета». «За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении. Было 2 часа ночи, когда мы все сидели   за   чайным   круглым   столом,   вошел   Фет…   Афанасий   Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошел молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги… ­ Это вам в память вчерашнего эдемского вечера.  Это было стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад». (Исполняется романс « Сияла ночь. Луной был полон сад» музыка Н.Метнера). Ведущий 2:  Все, что такой отмечено судьбою И так звучит – на сердце и на слух Что нам всего не перечесть с тобою, Еще не все потеряно, мой друг! Еще струна натянута до боли, Еще душе так непомерно жаль Той красоты, рожденной в чистом поле, Печали той, которой дышит даль…                                                                                                                А.Передресов «Романс». Ведущий 1: (под тихую музыку романса «Только раз бывает в жизни встреча» слова П.Германа, музыка Б.Фомина). Дорогие   друзья! Наш вечер подошел к концу. Мы прощаемся с вами. До новых встреч с русским романсом! Примечание: все романсы исполняются учениками, родителями и педагогами. Литература: 1. Л.Маркасев «Серенада на все времена». Л., «Советский композитор», 1988 год. 2. Г.Соболева «Русский романс». М., РИФМЭ, 1995 год.

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)

Литературно-музыкальная гостиная. Вечер русского романса "Сияла ночь, луногй был полон сад..." (8-10 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2017