Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русская литература +1
8 кл—11 кл +1
02.04.2017
В данной работе представлен краеведческий материал,эпиграфом к работе я использовала стихи собственного сочинения. Работа имеет чёткую композиционную структуру.В работе имеются творческие материалы обучающихся,эпизоды из местной газеты,воспоминания родственников,у которых близкие погибли во время Великой Отечественной войны.Данный материал можно использовать на уроках литературы для внеклассного чтения.Исследовательская работа "Война и мои земляки"
война и мои земляки.doc
«Оте
чество2016»
Ивановский филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
« Новопокровская средняя общеобразовательная
школа»
Исследовательская работа
Тема: «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны»
Руководитель Улыбышева Л.М.,
учитель русского языка и литературы.
Ивановка 2016 СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
Анкетирование «Я помню, я горжусь» среди обучающихся 69 классов.
Ссылки в приложении.
2.Основная часть
Ивановцы в годы войны.
Их подвиг забыть невозможно.
Воспоминания близких родственников о ветеранах
Великой Отечественной войны. Ссылки в приложении.
3. Заключение
Вывод: Через историю своей малой родины мы приобщаемся к
национальному достоянию нашей страны ВВЕДЕНИЕ
Что случилось?
Скажи мне, ветер.
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в лугах,
Разве звёзды не так искрятся,
Может, тише у них голоса,
Разве больше девчатам не снятся
Счастья алые паруса?
Как тревожно стонет планета,
Как угрюмо висит тишина…
Что случилось?
Скажи мне, ветер,
…Неужели это Война?!!
Судьбоносная дата: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года... В ней отражена
история страны, её народа, история Великой Отечественной войны...
Нужно ли молодому поколению 21 века знать о событиях тех лет, о судьбе
конкретных людей? Н.М. Карамзин, написавший "Историю государства
Российского", справедливо утверждал: " История... есть священная книга
народов, зерцало их бытия и деятельности; завет предков к потомству,
дополнение настоящего и пример будущего". Мы уверены, что нельзя
забывать об ужасах войны, о страданиях людей, о смерти миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим.
Помнить о Великой Отечественной войне, о героизме и мужестве
прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на
Земле.
В ходе исследования нами было проведено анкетирование «Я помню, я
горжусь» среди обучающихся 69 классов. В анкете были вопросы:
1.Что значат для Вас слова Великая Отечественная война?
2.Назовите основные битвы Великой Отечественной войны, их даты
3.Назовите известные Вам подвиги земляков участников Великой
Отечественной войны
4.Назовите ветеранов войны, с кем Вы беседовали о событиях Великой
Отечественной войны. Ссылки в приложении.
Проанализировав результаты анкет, мы пришли к выводу, что не все
ребята помнят исторические события прошлого века, знают подвиги
земляков участников войны, погибших и оставшихся в живых.
Проблема: кризис исторической памяти проявляется в разрушении
исторической культуры, вандализме, безнравственном отношении к
ветеранам.
Актуальность:
Прогресс общества и развитие компьютерных технологий повысили
интерес к исторической памяти и её влияние на сознание человека и
становление личности. Без прошлого не может быть будущего. Тема
Великой Отечественной войны будет всегда актуальной, потому что
каждый гражданин России должен знать историю страны ,потому что
нельзя не интересоваться своим прошлым, нельзя не уважать подвиг
ветеранов и нельзя не гордиться ими . Человеческая мудрость гласит:
«Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна
будущего».
Новизна:
Приобщение к истории своей малой родины является темой актуальной и
неисчерпаемой для каждого человека любого возраста, особенно для
молодёжи. Проблема войны остро стоит перед человечеством. Нам
слишком часто приходится слышать сообщения о том, что в той или иной стране начались военные действия. Это значит, что тысячи молодых людей
покинут свои семьи, свой дом и отправятся на поля сражений, чтобы
убивать и, возможно, быть убитыми или искалеченными.
Война бессмысленна и бесчеловечна это страшное безумие. Мы не имеем
права забыть ужасы Великой Отечественной войны, чтобы они не
повторились вновь. Мы обязаны сохранить память о земляках –
участниках войны, погибших и оставшихся в живых.
Цель работы: исследовать взаимосвязь истории малой родины с
национальным достоянием страны; углубить и расширить свои знания о
Великой Отечественной войне на основе судеб земляков.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
привлечь внимание молодого поколения к изучению истории родного
края;
из местных газет, энциклопедий узнать о земляках участниках войны;
встретиться с ветеранами войны, ныне живущими в нашем селе;
записать их воспоминания;
провести конкурс сочинений среди одноклассников « Моя семья в
годы войны»;
провести анкетирование среди обучащихся 69 классов «Я помню, я
горжусь»;
составить диаграмму по результатам анкетирования;
изучить литературу по данной теме;
подготовить материалы на школьный сайт Ивановского филиала об
участниках войны;
систематизировать информацию, полученную из разных источников на
основе критического осмысления.
Предмет исследования: история жизни и подвига моих земляков
участников Великой Отечественной войны.
Объект исследования: мои землякиучастники Великой Отечественной
войны Источниками исследовательской работы стали:
воспоминания, материалы из личного архива участника Великой
Отечественной войны Фёдорова Николая Михайловича;
воспоминания близких родственников Тихонова С.С. ,Хорева П.В .,Егорова
Ф.С.
материалы районной газеты «Новая жизнь»;
Книга Памяти
Место проведения исследования: с.Ивановка , д. Шишковка, д. Рогозна
Сроки проведения: 2012 – 2013 гг.
Методы исследования: теоретические и практические.
I. Теоретические:
изучение информационных источников, фотодокументов;
систематизация;
обобщение;
II. Практические:
интервьюирование (беседы);
анализ устных источников;
анкетирование и опрос учеников 69 классов Ивановской школы;
описание;
сопоставление;
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется
тем, что результаты могут быть использованы в память о тех, кто ценой
своей жизни защитил Родину. Материалы работы использовались для
создания презентаций, на уроках литературного краеведения по
изучению родного края .
Основная часть Край мой, чудесный и добрый,
Милые сердцу места,
Тянутся степь и просторы,
Так ,что не видно конца.
Чудно смотреть, наслаждаться
Видами нашей земли,
И навсегда возвращаться
С чувством добра и любви.
Вот с такими чувствами шли мои земляки в огненные годы Великой
Отечественной войны на фронт, чтобы разгромить орды фашистских
захватчиков, чтобы в памяти людской вечно сиял святой День Победы.
Люди старших поколений помнят щемящую душу мелодию известной
песни сорок первого:
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война…
Для жителей с Ивановка . как и всей необъятной страны, «кончилось
мирное время», во многие семьи пришли повестки из военкомата, начались
недолгие сборы отцов, сыновей, братьев, надрывно запричитали их родные,
прощально запели гармони. Ивановцы сражались на всех фронтах.
Защищали Смоленск и Сталинград, Мурманск и Севастополь, бились с
врагом на Курской дуге и Северном Кавказе, форсировали Днепр и
прорывали кольцо Ленинградской блокады, освобождали Украину и
Прибалтику, Польшу и Чехословакию, Венгрию и Болгарию.
А те, кто остался в тылу, терпеливо ждали солдатские треугольники,
пахали и засевали землю, собирали урожай, возводили оборонительные
рубежи, отсылали в действующую армию посылки с тёплыми вещами и
продуктами. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны многие наши
земляки были удостоены высоких правительственных наград.
Бессмертными остаются имена ивановцев , которые не вернулись с полей
сражений, погибли в фашистских застенках, умерли от ран, пропали без
вести в годы Великой Отечественной войны. Они в наших сердцах.
Акимов Н.И.,Соколов Д.П.,Улыбышев Е.П.,Франкеевич М.И.Фёдоров С.М.,
Антонов Н.П.,Черемисин А.П.,Чулков А. И.,Чуняев А.Ф.,Шишкин В.А.,
Капустин И.П.,Тихонов С.С.,Хорев П.В.,Егоров.Ф.С.,Карасёв П.Р,Митин
И.И.,Макаров,Простомолотов И.С. и др.
Их подвиг забыть невозможно:
• В боях на ОрловскоКурской дуге принимал участие Черемисин А.П,в
течение 12 суток продолжался бой на этом участке. Жаркий бой был
при взятии Кенигсберга,несмотря на сопротивление врага,город был
взят нашими войсками за 3е суток. Алексей Павлович награждён
медалями «За отвагу», «За боевые заслуги»
• За Сталинград сражался Улыбышев Е.П.,без вести пропал весной
1943 года.
• От Ленинграда до Берлина в качестве разведчика прошёл Глушков
Е.И.,награждён двумя орденами «Красного знамени»,орденом
Суворова II степени.
Шишкин М.А.сражался на 4 Украинском фронте и в Крыму.
Из воспоминаний Фёдорова Николая Михайловича:
Николай Михайлович родился 17 декабря 1921года,в 12 лет остался
сиротой.В мае 1941 года был призван в армию,а в июне –уже на фронте,
сражался на Украине, освобождал Румынию ,Польшу ,Германию ,дошёл до
Берлина .Шли последние бои на подступах к Берлину, часть. в которой
служил Фёдоров ,попала в окружение ,это было в 40 километрах от
Берлина. За мужество и смелость ,проявленных в бою ,Николай
Михайлович был награждён медалью «За боевые заслуги».Это была его
первая награда, затем пришли и другие: «За взятие Праги», «За взятие
Берлина», «За победу над Германией». Всего в бригаде ,в которой служил Николай Михайлович ,было 9 человек и
командир .Бригада была ,как единая семья .Но Н.М. Фёдорову был
особенно дорог его друг Малыгин Григорий Алексеевич. дальнейшая
судьба друга Фёдорову ,к сожалению, неизвестна .После войны
Н.М.Фёдоров трудился в колхозе ,в 1982 году ему присвоили звание
«Ветеран труда» и наградили орденом «Трудового красного знамени»,стал
мастером «Золотые руки».А 30 октября 1967года – особенный день для
Николая Михайловича. В этот памятный день Фёдоров встретился с
трижды Героем Советского Союза А.И. Покрышкиным ,который
командовал соединением ,где служил Николай Михайлович. В память о
встрече А.И.Покрышкин подарил ему свою книгу «Небо войны»с
дарственной надписью .Этой книгой Н.М.Фёдоров очень дорожил и
гордился.
Сороковые, роковые...
Воспоминания близких родственников о ветеранах Великой Отечественной
войны.
В Шишковке был, скорее, праздник, нежели проводы на фронт .Буйное
русское застолье ,в надрыве гармошка. Показать свою красоту ,звонкий
голос, рассыпчатую дробь, какой не было ни у одной плясуньи в округе,
демонстрировала будущая солдатка молодая Татьяна. Огненнокрасное
платье, чёрные смоляные косы и…большой , на восьмом месяце
беременности живот. она ,как горячий майский вихрь, то влетала на круг, то
подбегала к мужу, сидевшему за столом с другими мужиками, обнимала его
спешно и вновь рвалась на круг. «Какую бабу оставляешь огонь! шутили
мужики, не боишься, пока ты тамто». «Нет, усмехался польщённый
Серафим, у неё –броня, а месяца через три вернёмся. «Сына жду»это как
сказать ,какой он, немецто.
Германец что ль кичились подвыпившие мужики ,на спор, за три месяца
ему вставим!»
«Вот они поехали
Вагоны за вагонами.
Провожаю с сухарями,
А встречу с погонами!»звенел голос Татьяны. Потом, оставшись наедине,
он ей скажет: «Ну ты сегодня дорвалась до пляски ,как перед последним концом». Словам этим значения не придали ,это было в повседневном
обиходе деревенского лексикона. Но они оказались пророческими.
Утром. провожая мужа на призывной пункт в с.Волчки, стыдясь слёз от
народа, она ему говорила: «Ты там недолго, в случае чего –отпросись,
отпустят, ведь через два месяца родить, куда я с ним однато».
Через два месяца она родила сына и получила похоронку. С горя чуть не
сошла с ума. Высохшая от слёз, чёрная от горя, она ,не переставая ,твердила:
«Зачем я плясала так, что рвалось сердце?»
Со своим горем она прожила до 2005 года, вырастила прекрасного сына,
его детей. Но так и не забыв того, кого однажды любила. Годы притупили
память, отодвинули её горе. Вновь в жизни и веселья ,и гармошки.
Но одна частушка обязательно звучала её голосом, после которой она
обычно уходила с круга.
«Распроклятая война,
Что же ты наделала?
Убила «мово» милого,
Молодого,белого».
Тихонов Серафим Серафимович пал смертью храбрых под Ленинградом.
Когда шло веселье выше описанных проводов, их соседям было далеко не до
этого. недавно вернувшийся с Финской и увидевший, наконец, своих дочек и
молодую красавицужену Полюшку, солдат не просыхал от слёз. Снова на
фронт. «Ну что ты накликаешь на себя бедуто!»уговаривала жена.«Мы
будем молиться за тебя день и ночь,»утешала сестра. «Что ты, как не
мужик, ругал его старый отец, всех забирают, а воешь один ты». «Убьют
меня ,я чувствую, не увижу больше я своих дочек», прижимая к себе
малюток, побабьи причитывал солдат.
Хорев Пётр Васильевич пропал без вести весной 1943 года.
Похоронка.
Очевидцы рассказывали. Был страшный бой. Наши отступали. Он подвозил
снаряды на передовую на лошади. Рядом рванул снаряд. Взбешённая
лошадь понеслась в тыл к врагу. Он что то кричал, натягивая поводья ,но
не смог справиться. Поиски результатов не дали. Его Полюшка одна вырастила двух дочерей. И до последних дней своих верила, что он жив, что
он гдето, что даст весть. Когда пришёл её час уйти в мир иной, уже
непослушным языком она произнесла последние слова: «Ну и хорошо,
теперь встречу там своего Петю».
Отец этого солдата постарел на глазах. Зимой его младшенькому Сергею,
оставшемуся на руках отца в 5 месяцев (мать его умерла),которому он был за
отца и мать, взрастившему его, самому желанного и любимому ,принесли
повестку. Собрали их,18летних, со всей округи в Волчки, чтоб на утро
сделать маршбросок в Шехмань районный центр ,и оттуда на фронт.
Утром , перед выходом, досыта накормили селёдкой. Была суровая зима,
воды на дорогу не предусмотрели. Новобранцы шли и глотали снег. Умерли
все от крупозного воспаления лёгких. Что было –поросло быльём, но тогда
все говорили, что это вредительство. что положили пацанов в могилу, на
корню подкосили.
Егоров Фёдор Самсонович.
Мы помним его как чудного ,вернее, придурковатого деда. Одноногого,
абсолютно глухого, про которого по деревне ходили анекдоты. Ему хотелось
общаться с людьми ,но это шло вразрез с его глухотой, и он писал своей жене
записки. В конце концов, ей это надоело, что она и выражала часто в его
адрес. Он разобиделся и замолчал совсем.
Молчит? спрашивали соседи.
Не сглазьте, плевалась она.
Но однажды дед разговорился, наверное, за все последние годы: «Был
рядовым на ОрловскоКурской дуге. Когда нас туда пригнали ,на место боя,
нам там очень понравилось: соловьиный край, земля наша чёрная, жирная,
ровная, попробуй, отдай такую врагу!» Командиры сказали : «Завтра здесь
будет кромешный ад». Мы рыли окопы, противотанковые рвы, в них ещё
делали подкопы для надёжности. К бою были готовы на все сто. Знали, что
бой предстоит тяжёлый, но чтоб такой! Этого не мог ни придумать, ни
вынести ни один здравомыслящий человек. Воевали не люди, воевали
машины и орудия. Вой орудий, грохот снарядов, пожар, гарь. Небо слилось с
землёй, земля слилась с небом. Мы, рядовые, не знали, что и делать. Мы,
вроде, были там ,вовсе, не нужны, когда танки ползли друг на друга,
скрежеща искорёженным металлом, и вставшая на дыбы земля поглощала
их целиком. Я оглянулся, кругом никого не видно, все лежали мёртвыми , с искорёженными лицами, стало страшно. Но страшнее была мысль:
«Неужели я один живой, зачем я живой один?!»
И вдруг кошка. Глаза –просто из орбит. Вцепилась в мой бушлат и замерла.
Спасалась. Я побежал с ней по рву к деревне. Знал, что не все жители ушли,
многие попрятались по погребам. Вдруг по рву бежит девочка. ребёнок ещё,
лет 1314.Я ей кричу, а она не слышит меня. Карабкается изо рва на поле
сражения. я побежал до неё, хотел сдёрнуть её в траншею, а она повернулась
ко мне и засмеялась, и лицо её было такое спокойное, такое счастливое. И
убежала она в самое пекло. Сколько живу ,а перед глазами так и стоит этот
ребёнок, эта девочка, в светлом грязном платьице, с русыми волосами ,со
счастливой улыбкой на лице. Ребёнок, что сошёл с ума.
Я прыгнул в лаз погреба, там набилось много народу, местных, солдат, ни
продохнуть. Смотрим, ещё лезет вояка. Фашистский солдат, сидит с нами,
молится, плачет, как и мы. Мы клянём наших, он клянёт Гитлера своего. Не
знаю, куда он потом делся, но в погребе мы были все равны. Нам всем было
очень страшно, и мы были связаны одним непосильным горемВойной».
На фронте рядом ходила смерть. В любую минуту смерть. А в тылу ещё
страшнее: там смерть была медленная название ей – голод.
Страшный 42ой год. Запасы съедены. Мужиков в деревне нет – все на
фронте. Зима выдалась суровая. Топить нечем. Одолели волки, они
разгребали соломенные крыши некрепких сараюшек и уносили овец. коров.
кур.
Люди просто по ночам не спали, боялись, что серые через крышу в дом, и
брали живность со двора на ночь в дом к себе. Слава богу, перезимовали! Но
пришла весна, надо пахать. А – кто, и – на чём. Колхозных лошадей, каких
«зарезали» волки, а какие подохли от недокорма. а сеять надо. ибо понимали
женщины им в зиму – конец. Им , их детям. Запрягались сами в сохи. Кого
покрепче – в корень, кто слабее – в пристяжку. Надвязывали верёвки и для
ребятишек, чтоб и те хоть немного помогали. Только, что с них взять
голодных, хилых, «синих» детей, что качало ветром. Пахотный клин
сократился в разы. и хлеба хватало чуть больше на половину зимы. Дальше
тупик. Завыли поволчьи бабы, что может быть страшнее видеть, как
умирают их дети, оттого что ты не можешь их накормить.
…Утром. чуть свет, в дверь постучали. На пороге, подперев плечом
притолоку, стояла солдатка, мать пятерых детей. Ей особенно было трудно,
так как ребятишки были совсем маленькие. Она прошептала почти беззвучно: «Дай хоть чтонибудь, мои дети умирают». Хозяйка ничего не
могла ей дать. ибо у самой на целый день был расчёт:2 варёных свёклы и 5
картошек. Хотела ей отказать и не могла. Глядя на неё, худую, чёрную,
испугалась: не дай Бог, умрёт тут на пороге, что с ней буду делать? Она дала
ей свёклу и две картофелины и сказала: «Иди ,корми ребят своих».Но,
гостья села тут же на порог и стала есть свёклу. «Ты что делаешь!
закричала хозяйка, а детям, что понесёшь?» Та спокойно доела свёклу.
поднялась и сказала: «Теперь я буду жива, а значит, и ребятишки мои будут
живы. Спасибо тебе». И ушла. Ушла по людям, чтоб за любую работу , за
любую цену чтото принести своим детям.
В разгар весны стало полегче: пошла трава. Ели всё, что было негорько:
молодые почки липы, анис, листья клёна, дикий чеснок, за которым бегали в
степь километров за десять, кугу речную, кувшинки и лебеду молодую,
воспоминания о которой больно стискивают грудь. Её рвали, растирали,
мешали с мякиной (отсевки от зерна) и пекли пышки. Знали, что лебеда – это
отрава и всё равно ели, ибо голод был ещё страшней, нежели смерть.
Однажды в одной семье ребятишки заметили , что у соседки, в низах у реки,
ещё есть немного лебеды. Чтоб никто не увидел, по – воровски они нарвали
её и принесли своей маме. Но беда в том, что их всё же увидели. Две соседки
начали выяснять отношения просто до драки. Бились неистово, две бабы за
лебеду. за этот яд, чтоб накормить детей своих. А дети их стояли по обе
стороны и не понимали, что происходит. Ведь соседи почти братья, и мамы
их такие хорошие, тянущие непосильную ношу в это чёрное лихолетье. И
дети, словно тени, худые, голодные, синие, вдруг заревели в десять голосов.
Опомнились женщины, обнялись две русские бабы и начали голосить. Тоска
и беспомощность, отчаяние и безысходность были в этом страшном хоре.
Никогда. Во веки веков не придумает человек те слова благодарности,
признания, чтоб выразить должное солдаткам Великой Отечественной. И
разве мы, живущие в комфорте и сытости, имеем право судить тех далёких
наших ровесниц, 17летних селянок, что замуж шли за искалеченных войной
вдовцов с оравой детей: парнейто не было, их унесла Война. Нам судить 20
летних вдов, не мирящихся хоронить свою молодость , порубленную войной,
отнявшую любимых в ту пору, когда пришло время любить. 4года 1418дней
были больше, чем испытание для оставшихся в тылу жителей.
Но плохое тоже когданибудь кончается, закончилась и Война. Стали
возвращаться ,кто остался в живых. Их было мало. Каждая семья потеряла в этой бойне по 23 и больше родных. Радовались жёны живым мужьям, по
новой оплакивали жёны погибших мужей.
И всё же он был, свет в конце тоннеля. Пришли мужики, искалеченные, но с
ними полегче будет поднимать детей. Выли солдатки по своему горю и
радовались чужому счастью. собирали вечера по случаю прибытия
очередного воина, подбадривали его: «Ничего, были бы кости, мясо
нарастёт».Ну, теперь хоть не одни.
Давно отгремела война. В деревне нашей нет ни одного участника тех
сражений, тех чёрных лет. Но никогда не иссякнет память у грядущих
поколений о тех людях, о наших родных людях. и хочется крикнуть всем
своим ровесникам: Ребята! Давайте будем благодарными, давайте
задумаемся над тем , что испытали те парни и девчата, кого пытали
калёным железом, кого вешали и насиловали. Они полегли за нас, чтоб мы с
вами жили сегодня, пели, любили. Давайте этого не забывать. Мы не
должны. Да просто. не имеем право.
Заключение
У времени есть своя память – история. История нашей Родины полна
яркими и значимыми событиями, повлиявшими на ход развития многих
стран и народов. Ветераны Великой Отечественной войны заслужили
своим ратным подвигом право на справедливую и честную память. Эту
память заслужили и те, кто погиб, и те, кто сейчас живет рядом с нами.
Из воспоминаний писателя
В.П.Астафьева: «Когда за нами
захлопнется дверь и тихо станет на земле, почаще вспоминайте: это мы,
недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих
радостей в жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое
неслыханное страдание принесли мир на землю, уберегли её от
кровожадных безумцев, и России подарили такую продолжительную
безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и
кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на
справедливую честную память мы, битые войной и мятые послевоенной
жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы еето мы заслужили». До
глубины души трогают эти слова писателяфронтовика. Нам бы очень
хотелось, чтобы каждый из нас мог сказать всем, кто воевал: «Мы –
помним! Мы – гордимся! Поклон вам до земли!»
В результате своей работы мы пришли к следующим выводам: 1.Через историю своей малой родины мы приобщаемся к национальному
достоянию нашей страны, гордимся трудолюбивым, терпеливым и
героическим народом.
2. Наши земляки проявили героизм и мужество в годы Великой
Отечественной войны
3. Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в
памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в
воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Подводя итоги сказанному, хотелось бы выразить надежду на то, что люди
будут стремиться решать проблемы мирным путем.
Собранный материал может представлять интерес для широкого круга
читателей, интересующихся историей родного края.
Литература
1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы
Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.
2. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.
3. Книга Памяти по Тамбовской области.4том.
Ред.коллегия: Председатель В.А.Бирюков. Правление Тамбовского
областного отделения Российского фонда мира;
Члены ред.коллегии: Т.А.Асафьева, В.Т.Дорожкина, В.П.Коробцев,
А.Л.Троцюк. Тамбов, 1995 год.
4. Материалы из газет «Красная звезда», «Тамбовская жизнь», «Новая
жизнь».
5. www
. obd
memorial
. ru
6.Официальный сайт Министерства Обороны России "Подвиг народа в
Великой Отечественной войне 19411945 гг."
www.podvignaroda.mil.ru.
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Исследовательская работа по теме "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.