Литературно-музыкальная композиция « Мы об этом не помнить не вправе…» ( 3 класс)
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Литературно-музыкальная композиция « Мы об этом не помнить не вправе…» ( 3 класс)

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
классное руководство
3 кл
08.01.2017
Цель: содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории Родины посредством «погружения» участников мероприятия и зрителей в события блокадного периода жизни ленинградцев. Задачи: • дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме его жителей; • познакомить с поэтической литературой, посвященной блокадному городу; • развивать навыки выразительного чтения; • способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Мы об этом не помнить не вправе....docx

Литературно-музыкальная  композиция « Мы об этом не помнить не вправе…»

Цель: содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории Родины посредством «погружения» участников мероприятия и зрителей в события блокадного периода жизни ленинградцев. 

Задачи:

·       дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;

·        познакомить с поэтической литературой, посвященной блокадному городу;

·        развивать навыки выразительного чтения;

·        способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам.

Подготовительная работа:

·       Проведение цикла бесед, просмотр фильмов, чтение художественных и документальных произведений о блокадном Ленинграде;

·       Подготовка сценария и выступления;

·       Оформление сцены.

Оборудование: презентация, фильм, музыкальное сопровождение.

На сцену выходят дети. Во время всего выступления звучит мелодия ( Д.Шостакович «Прелюдия 5»)и на экране меняются слайды презентации «Дню снятия Блокады посвящается…».

Ход выступления.

Мы знаем по сбивчивым

трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен

хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли,

что мир перенес.

Конечно, мы смотрим

иными глазами –

Такими же,

полными слез.

 Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…

 Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине,

Идут легенды о войне.

 

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков. ( 1 слайд)

 

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.(5 слайд)

    Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине.

 

    Несмотря на героизм наших воинов в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

    Началась блокада. ( 6 слайд)

     Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград.. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

 (7 слайд) Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. (8 слайд)

 

В перерывах между обстрелами, бомбежками по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

    Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.(10 слайд)

 

   Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

 

Я в гору саночки толкаю.

Еще немного - и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замерзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

 

 Но  Самым страшным испытанием стал голод. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. (12 слайд)

     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

 

     Голодная смерть косила людей.(15 слайд). Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева (16 слайд).

•        "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

•        "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

•        "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

•        "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

•        "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

•        "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

•        "Савичевы умерли"

•        "Умерли все"

•        "Осталась одна Таня"(17 слайд)

     При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

(18 слайд)

 

    Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». (19 слайд)

   « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. (20 слайд)

 

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги".

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут - пустяк,

Поломка эта - не угроза

Да рук не разомкнуть ни как.

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб? 2 тонны! Он спасет

16 тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт.

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря "священным даром" назван

Обычный хлеб и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

 

В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

 

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто

Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель, выдавил, что снова

Уроки -

После похорон.

 

     Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

     Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. (22 слайд)

 

     27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. (23 слайд) За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

     Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» (25 слайд)

     Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины.(26 слайд)

      В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби. (27 слайд)

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.(28 слайд)

 


 

скачать по прямой ссылке