Литературно-музыкальная композиция "… Отечество нам Царское Село!"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассная работа по литературе. Литературно-музыкальная композиция "… Отечество нам Царское Село!" Вальс Глинки. Вступительное слово (на фоне музыки). Вадим: Ученый кот шагает по опушке Богатыри с морского дна встают… Когда в дома неслышно входит Пушкин, Его мгновенно дети узнают!.. Алина: Он весь – порыв; он весь – движенье, Как жизнь, его строка сильна – Не знает тлена и забвенья, Не знает старости она. Поэзии родной светило, В сердцах людей он вечно жив, - Неисчерпаемая сила И неслабеющий порыв. Вадим: Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать… Ведущий 1 (Алина) Сегодня 1 ноября по новому стилю (19 октября по старому) 2011 года исполняется 200 лет со дня открытия Царскосельского лицея.
Иконка файла материала Внеклассная работа по литературе. Литературно.doc
Внеклассная работа по литературе. Литературно- музыкальная композиция "… Отечество нам Царское Село!" Вальс Глинки. Вступительное слово (на фоне музыки).   Вадим: Ученый кот шагает по опушке Богатыри с морского дна встают… Когда в дома неслышно входит Пушкин, Его мгновенно дети узнают!.. Алина: Он весь – порыв; он весь – движенье, Как жизнь, его строка сильна –  Не знает тлена и забвенья, Не знает старости она. Поэзии родной светило,  В сердцах людей он вечно жив, ­ Неисчерпаемая сила И неслабеющий порыв. Вадим: Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право,  Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать… Ведущий 1 (Алина) Сегодня 1 ноября по новому стилю (19 октября по старому) 2011 года исполняется 200 лет  со дня открытия Царскосельского лицея. Ведущий 2: (Вадим) О нем – современнике нашем,  Чьей славой Россия горда!­ О Пушкине все не расскажешь, Он с нами, как сердце, всегда… (Зажечь свечи, выключить свет) Ведущий 1: Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы окунуться в историю, узнать о лицейских годах  великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ведущий 2: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича и  Надежды Осиповны Пушкиных. Мать Пушкина была потомком негра Ганнибала, которого русский посланник в  Константинополе отослал в подарок Петру I. Впоследствии Александр Сергеевич написал о нем незаконченную  повесть "Арап Петра Великого". Именно по матери унаследовал поэт свою неординарную внешность. (Слайд 3) Ведущий 1: Александр был вторым ребенком в семье, когда он родился, отцу было 29 лет, а матери 23 года.  Сразу после рождения старшая Ольга и Александр были сданы на руки мамушкам и нянькам. Для того времени – это обычное явление. Ведущий 2: Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы­гувернеры, случайные учителя  не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе. Детство  Пушкин проводил в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. (Слайд 4)Ведущий 1: С раннего детства его воспитанием занималась бабушка Марья Алексеевна и его замечательная  няня Арина Родионовна, которая как никто другой повлияла на творчество будущего поэта. Она знала  бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу. Мастерица ведь была И откуда что брала? А куда разумны шутки,  Приговоры, прибаутки, Небылицы и былины Православной старины! Ведущий 2: Слушать, так душе отрадно,  И не пил бы, и не ел, Все бы слушал да сидел. Кто придумал их так ладно? Ведущий 1: Только с нею да с бабушкой Александр имел случай говорить по­русски: отец, мать, тетки, почти  все гости, а главное – гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по­французски, так что и  между собою дети приучились говорить на том же языке. Ведущий 2: Пушкин вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток  испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин  пристрастился к чтению (разумеется, французскому). Ведущий 1: Ребенок рос, доставляя родителям неприятности. К слову сказать: мать не любила старшего сына,  она обожала младшего Левушку, а старшего решено было отправить учиться, желательно подальше от дома.  Двенадцатилетнего мальчика сначала хотели отдать в Иезуитскую коллегию в Петербурге, но 11 января 1811 г.  был обнародован Указ о предстоящем открытии Царскосельского лицея. Благодаря дружеским связям Сергея  Львовича Пушкина (отца нашего поэта) с директором нового учебного заведения, Василием Федоровичем  Малиновским, Александра решено было поместить туда. Ведущий 2: Готовясь к поступлению, Пушкин жил у дяди – Василия Львовича, и у него впервые встретился с  представителями петербургского света и литературы. 12 августа Пушкин выдержал вступительные экзамены и  19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея. С этого дня началась новая жизнь будущего поэта. (Видео Ц/С Лицей – колыбель любви. 0:05 – 0:40, находится у автора) Чтец: Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем  Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни. Ведущий 1: Император Александр 1 отвел под Лицей четырехэтажный флигель своего Царскосельского  дворца. Это был целый городок, где внизу жили инспекторы и гувернеры. На втором этаже была столовая,  больница, канцелярия, конференцзал. Ведущий 2: Третий этаж ­ учебный: учебные кабинеты, библиотека, место для отдыха и забав. Воспитанники 6  лет жили одной семьей. Они не имели права отлучаться из лицея даже на летние и зимние вакансии –  распоряжение министра не выпускать из стен заведения до окончания полного курса. Ведущий 1: Они встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и  праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Ведущий 2: Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, и навсегда  остались для Пушкина верными друзьями. На первый курс было принято 30 человек. Значит, у Пушкина было  двадцать девять товарищей. Чтец:Их 30 человек. Вот класс.  Бакунин, Броглио, Вольховский,  Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас,  Тырков, Корнилов, Малиновский.  Здесь Кюхля, Маслов, Есаков,  Комовский, Гурьев. Илличевский,  Костенский, Стевен, Горчаков,  Мартынов, Мясоедов, Ржевский.  Вот Гревенец и Ломоносов,  Вот Яковлев и Корсаков  Но где еще кого­то носит?  Откликнитесь на трубный зав!  Мы их, конечно, не забудем:  Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин. Чтец: Друзья мои, прекрасен наш союз!  Он, как душа, неразделим и вечен –  Неколебим, свободен и беспечен,  Срастался он под сенью дружных муз.  Куда бы нас ни бросила судьбина,  И счастие куда б ни повело,  Всё те же мы: нам целый мир чужбина;  Отечество нам Царское Село. Ведущий 1: Владимир Вольховский. Прозвище Суворочка. (Слайд) Ведущий 2: Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью. Чтец: Он был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два  тяжелых словаря. Ребята над ним подсмеивались. Суворов наш! Ура! Марш! Марш!  Кричит верхом на стуле… Ведущий 1: Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов. Ведущий 2: Горчаков Александр – Прозвище Франт. (Слайд) Ведущий 1: Будущий министр, канцлер, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Ведущий 2: Дельвиг Антон. Прозвище – Тося, Тосинька. (Слайд) Ведущий 1: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха “Северные цветы” Чтец: Он не любил шумные игры и возню. Его считали ленивым и любителем поспать. Однажды не выучил урок,  спрятался под кафедрой и там заснул. Тогда ему написали: Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь,  Латынью усыпленный. Ведущий 2: Кюхельбекер Вильгельм. Прозвище Кюхля. (Слайд) Чтец: С Пушкиным они были очень дружны. За ужином объелся я,  А Яков запер дверь оплошно –  И стало мне, мои друзья,  И кюхельбекерно и тошно. Ведущий 1: Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке. Ведущий 2: Малиновский Иван. Прозвище – Казак. Сын директора лицея. (Слайд)Ведущий 1: Знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей назвал его Санчо Панса. Ведущий 2: Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об  этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства. Ведущий 1: Пущин Иван. Прозвище – большой Жано, Иван Великий. (Слайд) Ведущий 2: С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной  разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина. Ведущий 1: 14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к тридцати одному году  тюрьмы и ссылки. (Слайд “Метель” Свиридова) Ведущий 2: Последний раз они виделись в начале января 1825 года. Тогда Пушкин томился в Михайловской  ссылке. Пущин приехал навестить опального друга, привез в подарок комедию Грибоедова “Горе от ума”. В этот  вечер они говорили много и обо всем. Пушкин читал свои стихи, а лицейский друг и няня Арина Родионовна  слушали. Прощались далеко за полночь. Было грустно. (“Метель” Свиридова) Ведущий 1: Вместе с другими декабристами Пущин был приговорен к ссылке в Сибирь. В первый день своего  приезда в Читинский острог он получил переданное ему с женой декабриста Муравьева послание  Пушкина. (Слайд) Чтец: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! (Музыка – громко) Ведущий 2: Преподавателями лицея были люди, прекрасно подготовленные и увлеченные. Автор проекта  создания Лицея ­ Сперанский ­ видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных  чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы  преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для  блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. План  особого учебного заведения Сперанский составлял вместе с Малиновским, который и должен был стать его  директором. Ведущий 1: Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного  открытия, профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: “Любовь к  славе и Отечеству должны быть вашими руководителями”. (Слайд) Чтец: Вы помните, когда возник Лицей,  Как царь для нас открыл чертог Царицын,  И мы пришли, и встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей… Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень,  Поставлен им краеугольный камень,  Им чистая лампада возжена. Ведущий 2: В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно  составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение,прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем  однозначная оценка. Ведущий 1: Но поначалу профессорам и преподавателям Лицея пришлось очень нелегко. Ведь их слушателями  были совсем еще дети. Вот что пишет тот самый Куницын в своем дневнике в январе 1812 г. Чтец: “Я вовсе не ожидал, что придется читать лекции сущим детям. Не буду ничего говорить о Саврасове,  Тыркове, Мясоедове, Костенском – совершенный облом. Горчаков умен, но прихорашивается, точно Нарцисс.  Вольховский без всякого упрека. Матюшкин тих. Кюхельбекер, видимо, посмешище для товарищей. Во всем  чрезмерен: пишет так, что перья ломает. Данзас – отпетый, делает гримасы, все ему трын­трава. Пушкин грызет  перо и царапает на бумаге рисунки, так углубляясь в эти занятия, как будто в классе никого, кроме него, нет.  Дельвиг спит – в точном смысле этого слова. Корф приличнее всех”. Ведущий 1: Пушкина сначала звали французом, потому что никто, даже Горчаков, так хорошо не говорил по­ французски, как он. (Слайд) Ведущий 2: Еще его звали Обезьяной. Прозвище это, как и многие другие лицейские, первым пустил в ход Миша Яковлев. Сам Яковлев звался Паяцем. У него был настоящий талант в изображении людей. Он угадывал в  походке и незаметных привычках сущность человека. Ведущий 1: О Пушкине он говорил, что не Пушкин похож на обезьяну, а обезьяна на Пушкина. Так он его и  изображал: прыгающим по классной комнате, грызущим в задумчивости перья и вдруг, внезапно, видящим на  кафедре профессора. Особенно удавался ему смех будущего поэта: внезапный, короткий, отрывистый и до того  радостный, что все смеялись. (Слайд) Ведущий 2: Сам Пушкин говорил о себе: А я, повеса вечно праздный,  Потомок негров безобразный, Взращенный в дикой простоте, Любви не ведая страданий,  Я нравлюсь юной красоте  Бесстыдным бешенством желаний. Ведущий 1: На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение приравнивалось к  университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов  гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов  университета: словесного, нравственно­политического и физико­математического. Ведущий 2: У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу, долго  переминался с ноги на ногу, что­то молча писал. “Что же вышло? Чему равняется икс”, ­ спрашивает наконец  Карцев, профессор математики. “Нулю”, ­ отвечает поэт. “Хорошо,­ устало вздыхает профессор,­ у Вас, Пушкин,  в моем классе все кончается нулем. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи”. Ведущий 1: Все наказания лицеистов делились на четыре степени: первую, легчайшую; вторую – черный стол;  третья заключалась в оставлении на хлебе и воде не более двух дней; четвертая ­ в “уединенном заключении”,  т.е. в карцере. С этим последним наказанием довелось ознакомиться Пушкину, Пущину, Дельвигу,  Кюхельбекеру, Ильичевскому, Корсакову на второй же месяц пребывания их в лицее. (Видео “Урок химии” 1:43, находится у автора) Ведущий 1: Обширная программа давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам  “нравственным”, под которыми, как гласил лицейский устав, “...разумеются все те познания, которые относятся к  нравственному положению человека в обществе”. Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны,  ее прошлого, настоящего, будущего. Ведущий 2: Когда пришла весть о том, что Москва занята неприятелем, в Лицее поднялся настоящий плач. Ведущий 1: Зато какое “УРА!” прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы. Чтец: Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощалисьИ в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас... и племена сразились, Русь обняла кичливого врага, И заревом московским озарились Его полкам готовые снега. Ведущий 2: А теперь давайте познакомимся с распорядком дня лицеистов… (Слайд) Ведущий 1: Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться,  помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу  лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще  два часа. Ведущий 2: В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу  обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения. Занимались  воспитанники в общей сложности семь часов в день. Ведущий 1: Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в  Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими  упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда,  фехтование, зимой – катание на коньках. Ведущий 2: Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, музыка, пение – и сейчас есть в  программе средней школы. Ведущий 1: В январе 1815 года были переводные экзамены. К этому торжественному дню готовились все. Вот  небольшой актовый зал заполняется празднично настроенной публикой. Это родители, знакомые, близкие.  Лицеисты держат переходные экзамены. Здесь, под портретом Александра I, самодержца всероссийского, и сам министр просвещения Разумовский, и архимандрит Фотий, злобный монах, гонитель всего передового и светлого в жизни. За ними директор Лицея и преподаватели. (Слайд) Ведущий 2: А в центре, приподнявшийся с кресла видный сановник, уже дряхлый старик, приложил ладонь к  уху, чтобы лучше слышать. Это Гавриил Романович Державин – старейший и самый прославленный поэт того  времени. Не отрываясь, смотрит он на курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и  самозабвенно декламирует сочиненные им на торжественный случай стихи. Чтец: Чтение стихотворения “Воспоминание в Царскосельском лицее”. Музыка. Здесь каждый шаг в душе рождает Воспоминанья прежних лет; Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает: “Исчезло все, великой нет!” И, в думу углублен, над злачными брегами Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух. Протекшие лета мелькают пред очами, И в тихом восхищенье дух. Бессмертны вы вовек, о росски исполины, В боях воспитанны средь бранных непогод! О вас, сподвижники, друзья Екатерины, Пройдет молва из рода в род. О, громкий век военных споров, Свидетель славы россиян! Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов, Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым победу похищали; Их смелым подвигам страшась, дивился мир; Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громозвучных лир. Ведущий 1: Все еще держась, не впадая в дремоту, Державин стал беседовать с Разумовским. Министр сказал, что хотел бы образовать Пушкина в прозе. “Оставьте его поэтом”,­ сказал Державин и отмахнулся неучтиво.Ведущий 2: А вот как это событие было описано одним из ближайших друзей – И.И. Пущиным. Чтец: “…Державин своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья­товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои “Воспоминания в Царском Селе”. В этих великолепных стихах  затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые  стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах,  бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, – под каким – то неведомым влиянием, благоговейно  молчали. Хотели сами обнять нашего певца, – его уже не было, он убежал”. (Романс “Что в имени тебе моем…” (учащ. 11­2), находится у автора) Ведущий 1: Первую платоническую, истинно поэтическую любовь поэт встретил тоже в Лицее. Катенька  Бакунина ­ старшая сестра его лицейского товарища Александра. Семья Бакуниных жила в Царском Селе летом  1815 года. А Катенька не раз приезжала в лицей повидать брата, гуляла по аллеям парка, бывала на лицейских  праздниках. (Слайд) Ведущий 2: Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во  всей лицейской молодежи. Вздыхали по ней и друзья поэта: Иван Малиновский и Иван Пущин и тоже посвящали  стихи. К ней обращены многие стихи и элегии поэта, написанные в 1815–1817 годы. Установлено, что она  присутствует в 22 стихотворениях и элегиях Пушкина. Но Романтическая любовь прервалась с отъездом семьи  на зиму в Петербург. Ведущий 1: “Уж нет ее... До сладостной весны  Простился я с блаженством и душою. (Танец 11­2) Ведущий 2: Летом 1817 года восемнадцатилетним юношей Пушкин окончил Лицей. 9 июня 1817 г. государь Александр 1 явился в Лицей, сказал молодым людям речь и наградил их всех  жалованьем. (Слайд) Ведущий 1: Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего  курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в Законе Божием и священной истории, в логике и  нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном  праве хорошие; Ведущий 2: В латинской словесности, в государственной экономии и финансах весьма хорошие; Ведущий 1: В российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные. Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком. Ведущий 2: Во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие  свидетельство с приложением печати. Царское Село июня 9 дня 1817 года. (Слайд 26) (Романс “В крови горит огонь желаний…”, находится у автора) Ведущий 1: Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его  лицейские годы. Прощай, скромная комнатка №14 на четвертом этаже, где он готовился к классным занятиям,  писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным! Прощайте, липовые аллеи,  сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где так было хорошо  мечтать над страницами книги и думать о будущем!.. Ведущий 2: В последний раз лицеисты, расстегнув воротники тесных мундиров, соединив руки, шеренгой  прошли по старинным аллеям парка, прощаясь с любимыми с детства местами. Юношескими голосами пели они  песню расставанья, сочиненную Дельвигом: пели под аккомпанемент гитары всеобщего любимца – Миши  Яковлева. Задумчивый, присмиревший Пушкин подпевал им вполголоса. Чтец: Шесть лет промчались, как мечтанье, В объятьях сладкой тишины.И уж Отечества призванье Гремит нам: шествуйте, сыны. Простимся, братья! Рука в руку! Обнимемся в последний раз! Судьба а вечную разлуку, Быть может, породила нас. Ведущий 2: Потом директор надел им на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы. С этим кольцом  Пушкин в своей жизни не расставался. (Стих. 11 – 2) Ведущий 1: Они решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет –  золотую. Ученик: Пируйте же, пока еще мы тут! Увы, наш круг час от часу редеет; Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет; Судьба глядит, мы вянем; дни бегут; Невидимо склоняясь и хладея, Мы близимся к началу своему... Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному? Несчастный друг! средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой, Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой... Пускай же он с отрадой хоть печальной Тогда сей день за чашей проведет… Ведущий 2: 19 октября 1880, 1881,1882 годов Александр Михайлович Горчаков отмечал один – последний  живой лицеист. (Запись: “Кавалергарда век…” Б.Окуджава. 1 куплет) Ведущий 1: Впереди была жизнь, манившая к себе юные сердца, свобода от докучных правил Лицея, от  строгого начальства и скучноватых лекций. И все­таки жалко было расставаться с привычными классами, с  любимыми учителями, с товарищами по школьной скамье. Разлука с друзьями была особенно тягостной для  Пушкина Ведущий 2: Дружба занимала большое место в жизни лицеистов. ЕЕ боготворили, ставили на первое место,  Много выше карьеры, славы, денег. Это высокое чувство они пронесли через всю жизнь. Чтец: Бог помочь вам, друзья мои,  В заботах жизни, царской службы,  И на пирах разгульной дружбы, И в сладких таинствах любви. Бог помочь вам, друзья мои,  И в бурях, и в житейском горе,  В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли! Бог помочь вам, друзья мои! Ведущий 1: За долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в Александра, в его ум и сердце. Здесь из  курчавого мальчика вырос поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей  подарил ему красоту мира, любовь к Родине, верность друзьям. Ведущий 2: Каждый год 19 октября бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы,  поговорить о настоящем. Впоследствии Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой  знаменательной дате.Ведущий 1: И первую полней, друзья, полней!  И всю до дна в честь нашего союза!  Благослови, ликующая муза,  Благослови: да здравствует Лицей! Ведущий 2: Наставникам, хранившим юность нашу,  Всем честию, и мертвым и живым,  К устам подъяв признательную чашу,  Не помня зла, за благо воздадим. Ведущий 1: За более чем столетнее существование Лицеем было сделано 64 выпуска. 29 мая 1918 года  постановлением Совета Народных Комиссаров Лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский  политехникум. А в 1925 году многие бывшие воспитанники лицея были репрессированы Лицей — это в капле былая Россия, Где жизнь, в изобилье, лилась через край, Чью мощь не опишут слова никакие. Лицей, наша юность и счастье, — прощай! Эти слова напишет последний выпускник Лицея, Андрей Степанович Ильяшенко, эмигрировавший из России в  1920­е годы. Ведущий 2: И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в  отечественную историю именами поэта Александра Сергеевича Пушкина и поэта­журналиста Антона  Антоновича Дельвига. Ведущий 1: Активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых  мужественных, стойких декабристов Ивана Ивановича Пущина. Ведущий 2: Поэта­декабриста Вильгельма Карловича Кюхельбекера, Ведущий 1: Мореплавателя контр­адмирала Федор Федорович Матюшкина, Ведущий 2: Участника турецкой и персидской кампаний генерала Владимира Дмитриевича Вольховского, Ведущий 1: Видного государственного деятеля, дипломата, министра иностранных дел светлейшего князя  Александра Михайловича Горчакова. Ведущий 2: И многих других лицеистов первого выпуска, которые на всю жизнь запомнили слова “Любовь к  славе и Отечеству должны быть вашими руководителями”. (Стихотворение Вторушиной Светланы 11­2) Музыка (Слайд 35)

Посмотрите также