Литературно - правовой турнир "Мой Казахстан"
Способствует формированию патриотизма через изучение культурного наследия народа, активизация познавательного интереса к знанию государственного языка.
Задачи:
• воспитывать любовь, уважение и интерес к культуре, историческому прошлому и наследию казахского народа;
• обогатить внутренний мир учащихся через овладение и понимание казахского и русского языков, развивать общий кругозор;
• пополнить багаж знаний, полученных на уроке, закрепить и активизировать полученные знания во внеклассном мероприятии.
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан».docx
Литературноправовой турнир «Мой Казахстан»
Цель турнира: Формирование патриотизма через изучение культурного
наследия народа,
активизация познавательного интереса к знанию
государственного языка.
Задачи:
воспитывать любовь, уважение и интерес к культуре, историческому
прошлому и наследию казахского народа;
обогатить внутренний мир учащихся через овладение и понимание
казахского и русского языков, развивать общий кругозор;
пополнить багаж знаний, полученных на уроке, закрепить и
активизировать полученные знания во внеклассном мероприятии.
Ход турнира.
Ведущий: Моя Республика Казахстан!
Она велика: от Алтая до Каспия,
Она широка, как народа душа.
Она же – Европа, она же и Азия,
И волны Урала, и плеск Иртыша.
Родная земля – молодая и древняя,
Пою о тебе и тобою живу.
Ведущая: Мой Казахстан любимый,
Где я родился, где я учусь
Ты – небо! Ты – земля! Ты – солнце!
Ты – звезда! Ты – Родина – мать моя!
Твоя природа – это горы, реки,
Степи, леса, и моря,
Мой Казахстан люблю тебя!
Ведущий: Сегодня у нас появилась еще одна возможность поговорить о своей
прекрасной родине, о Казахстане, а вы можете показать свои знания о нашей Независимой Республике. В турнире принимают участие три команды. И сейчас
мы попросим команды представить друг друга.
Представление команд:
«Парасат». Девиз команды: «Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!»
«Отан». Девиз команды: «На всех одна, для всех едина, и все ж у каждого одна»
«Достық» Девиз команды: «Сто наций, сто народов, сто племен,
Всем Вам рахмет и низкий Вам поклон!
Пусть дружба, о которой пел Абай,
Как солнце, освещает мирный край!»
Представление членов жюри.
Ход турнира.
Первый конкурс «Лучший переводчик»
Ведущий: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов
– как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную,
занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у
каждого будет своя звезда».
Ведущая: Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения,
а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у
каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
Задание: За три минуты каждая команда должна перевести текст с казахского
языка на русский. Слова из словаря предлагаются только в том случае, если у
детей они вызовут затруднения при переводе. При выполнении задания
учитывается точность перевода, скорость и литературный перевод.
Текст для первой команды:
Қазақстан жері.
Қазақстан жер көлемі 2756000 шаршы километр. Оның 40 % өзен , көл, теңіз.
Жерінің 50 % шөл және шөлейт аймақтар алып жатыр. Ал 10% таулы жер.
Қазақстан жері өте бай. Словарь:
Көлем обьем
Шаршы квадрат
Шөл пустыня
Аймақтар территория
Текст для второй команды:
Қазақстан Республикасы.
Қазақстан Республикасыегеменді ел. Республика Президентінің Жарлығымен
қазанның 25сі Республика күні деп аталды және бұл күн демалыс күн болып
жарияланды. Қазақстан Республикасы Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының
құрамына енді.
Словарь:.
Егеменді суверенный
Жарлық указ
Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы – Содружество Независимых Государств
Құрамы состав
Текст для третьей команды:
Қазақстан Республикасы
Қазақстан Республикасы – тәуелсіз ел. Мұнда көптеген ұлттар өкілдері тұрады.
Олар: қазақ, орыс, татар, өзбек және т.б. Қазақстан жері пайдалы қазбаларға өте
бай.
«Жері байдың елі бай, » дейді халық.
Қазақстан табиғаты әдемі.
Словарь:
өкілдері представители
пайдалы қазбалар полезные ископаемые.
Второй конкурс «Духовное наследие народа» Каждая команда должна как можно больше назвать пословиц на заданные темы
на русском и казахском языках. За каждую пословицу команда получает по два
балла.
Тема: «Труд»
«Ер дәулеті еңбек» («Богатство жигита – труд»).
«Жал қаулық аздырады, еңбек оздырады» («Труд прославляет, лень с пути
сбивает»).
«Қолы қимылдағанның аузы қимылдар» («Руки поработают – зубам будет
работа»).
Тема: «Народ», «Родина»
«Отан елдің анас, елердің анасы» («Родина – мать народу, народ – мать
жигиту»).
«Кісі елінде сүлтан болғанша, өз еліңде үлтан бол»( «Чем быть на чужбине
султаном, лучше быть на Родине подметкой»).
«Жалғыз журіп жол тапқанша, көппен бірге адас» («Лучше блуждать вместе с
народом, чем находить дорогу одному»).
Тема: «Дружба», «Учение»
«Дос сыртыңнан мақтар, дұшпан қөзіңе мақтар» («Друг хвалит за глаза, недруг в
глаза»).
«Оқу білім бұлағы, білім өнер шырағы» ( «Учение – знания родник, знания –
жизни светильник»).
«Білімде өлсе, қоғазда аты қалар, ұста өлсе, істенген заты қалар» («Имя матери
останется в его творениях, имя ученого останется в его книгах»).
Третий конкурс «Я гражданин»
За каждый правильный ответ команда получает 1балл. Если команда
затрудняется ответить, то возможность есть заработать дополнительный балл у
другой команды, знающей ответ.
Вопросы первой команде: Назовите основной закон государства? (Конституция).
1.
2. Дайте юридическое определение способности иметь права и выполнять
обязанности. (Правоспособность).
3. В чем отличие права от морали? (Право – правила поведения людей,
охраняемых государством, мораль – система норм поведения, охраняемая
силой общественного мнения).
4. Назовите наименование двух Палат Парламента. (Мажалис нижняя
Палата, Сенат – верхняя Палата).
Вопросы второй команде:
1. Конституция Республики Казахстан начинается словами… («Мы, народ
Казахстана…»).
2. Название учреждения, которое от имени государства осуществляет
высший надзор за единообразным применением законов. (Прокуратура).
3. Виды собственности в Казахстане? (Государственная и частная).
4. Как называется совокупность правил, которые установлены и
санкционированы государством? ( Право).
Вопросы третьей команде:
1. Дайте юридическое определение способности приобретать права и
выполнять обязанности в ходе деятельности. (Дееспособность).
2. Отрасль права, которая регулирует отношение в сфере управления?
(Административное право).
3. Состав Парламента Республики Казахстан? (Мажалис и Сенат).
4. Как называется один из самых древних вокальных жанров – символ
государственного единства? (Гимн).
Ведущий: Я люблю Казахстан за прекрасные степи,
За высокие горы и шумные реки,
За орла, что парит в высоте надо мной
И за солнце люблю, и за неба покой. За богатство народа люблю,
За его доброту, чистоту,
За единство и дружбу людей,
За их честность и мудрость идей.
Ведущая: Кто же, как не поэты и писатели, так вдохновенно, с любовью могут
рассказать о своей родной земле. Поэтические звезды Казахстана, которые не
только прославили своими произведениями родную землю, но и своей
деятельностью улучшили жизнь казахского народа. (Каждой команде
предоставляется сначала визитная карточка, по которой нужно определить имя
и фамилию писателя – 1 балл, затем по словесному портрету определить имя
автора, произведение, героя произведения – 2 балла).
Третий конкурс: «Литературный»
Задание для первой команды.
Визитная карточка.
Родился в первой половине девятнадцатого века в урочище Кушмурун близ
Кокшетау. Потомок ханского рода. Учился в Омском кадетском корпусе.
Состоял на государственной службе. Совершил многочисленные экспедиции по
Казахстану, Киргизии, в Китай. Крупный ученый, географ, этнограф,
фольклорист. (Шокан Уалиханов 18351865).
Словесный портрет.
…. был сыном бая, а … – сыном бедняка. Оба были ровесниками. Однажды аул
снялся с кочевья, а про детей забыли… начал громко плакать, а … постоял в
раздумье и сказал:
Оттого что ты плачешь, ничего не получится. Лучше будем искать
откочевавший аул.
Где мы найдем наш аул, мы же не видели, в какую сторону он откочевал? –
ответил …. (Ибрай Алтынсарин «Сын бая и сын бедняка», Асан – сын бая, а
Усен – сын бедняка). Задание для второй команды.
Визитная карточка. Педагогпросветитель. Родился в Кустанайской области.
Создал в Казахстане сеть народных школ, научно разработал, написал учебные и
методические пособия. В «Киргизской хрестоматии» использовал новый
алфавит. Сочиненные им стихи и рассказы положили начало развитию детской
казахской литературы.(Ибрай Алтынсарин 18411889).
Словесный портрет.
Я простотаки обалдел от неожиданности. Почему он решил, что я должен быть
парикмахером, я не понял ни тогда, ни после.
Иди, получишь путевку.
Я молча вышел. Во мне все кипело от злости. Ведь море казалось мне по колено.
Я мог управлять чем угодно, мог командовать армией… и вдруг – в
парикмахеры!
Меня бесплатно подстригли и выдали белый халат.
Вытряхните, пожалуйста, простынь, потом подметите, был первый приказ,
данный мне старшим мастером в характерном, слишком вежливом и слегка
оскорбительном тоне. (Габит Мусрепов «Солдат из Казахстана»).
Задание для третьей команды.
Визитная карточка.
Автор произведений незаурядной художественной ценности. Родился в степях
возле города Кустаная. Учился в Оренбурге в Омском сельскохозяйственном
институте. Редактор республиканских газет и журналов, много лет возглавлял
Союз писателей Казахстана. Заметное место в творчестве занимает цикл
рассказов о матери, драматические произведения «КызЖибек», «Амангельды»,
«КозыКорпещ и БаянСулу». В годы Великой Отечественной войны написал
роман «Солдат из Казахстана» учебник жизни. (Габит Мусрепов19021985).
Словесный портрет. По свидетельству китайской истории, народ гаогюй, иначе называемый телэ или
чилэ, происходит от волка и от прелестной хуннской царевны. Один из хуннских
шаньоев (царей) имел двух дочерей такой необыкновенной красоты, что не хотел
выдать замуж за обыкновенных смертных и, построив высокую башню, оставил в
необитаемой пустыне, сказав: «Умолю небо принять их!» Младшая царевна,
соскучившись одиночеством, обратила свое внимание на старого волка, который
в продолжение целого года день и ночь ходил около замка и, наконец, даже
устроил у подножья башни свое логовище, несмотря на убеждение сестры, она
вышла замуж.Тюгю почитали своей родительницей волчицу, а туфаны – собаку.
(Шокан Уалиханов «очерки Джунгарии»).
Ведущий: Родина моя,
Что будет и что было,
Все я пополам
С тобою разделю
Вовсе не затем,
Чтоб ты меня любила,
Просто потому,
Что я тебя люблю.
Ведущая: Я прошлым Родины горжусь,
Истоки языков познать стремлюсь.
Хочу, чтоб в будущем мой Казахстан
Стал сильным и великим среди стран.
Четвертый конкурс «Традиции и обычаи Казахстана»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за дополнения жюри
имеет право добавить дополнительные очки.
1. Какой любимый напиток казахов? (чай, кумыс).
2. Что подают к чаю? (Варенье, сливочное масло, сливки, сухофрукты,
свежие фрукты, орехи, печенье, сладости). 3. Какое главное национальное блюдо, которое готовят на любой праздник?
Из чего его готовят? (Бесбармақ тонкое тесто, мясо – конина, баранина).
4. Назовите горячие блюда? (Қуырдақ, самса, палау (плов показахски),
қазы, жал, шұжык, қарта, т.д.).
5. Что такое «бата», кто его дает? ( Благословение, дают старики, родители).
6. По традиции, что поручается самому почетному гостю? (Баранья голова –
«Қой басы» – разделывается и отдается гостям).
7. Что такое айтыс? (Песенное состязание акынов).
8. Как называется «священный гость», который окружался особой заботой и
вниманием, для него специально резали барана и угощали достойным
мясным блюдом? (Құдайы қонақ).
9. Как называют подарок за добрую весть? (Сүйінші).
10.Назовите наиболее распространенную свадебную казахскую песню. Что
она означает? («Жаржар» – другсупруг.).
11.Какую песню называют «Беташар»? С какой целью она поется? («Бет
ашар» открывание лица невесты, в этой песне даются наставления,
поучения, как относиться к мужу, семье, родителям).
12..Кто исполняет песню «Жаржар»? (Две группы молодежи, одна группа
хвалит жениха, другая – невесту).
Подведение итогов турнира.
Ведущая: И тот народ непобедимый,
Кто меч на речь сменил в боях.
Народ, кто твердо понимает,
Что мир – к содружеству рука,
Где человек, бесспорно, уважает
Обычаи других и выбор языка.
Как уважаю я язык своей Отчизны,
Считая долгом в совершенстве его знать. Ведущий: Язык отцов – наследие святое
Глубокий, острый, сильный, словно клык.
Своих детей заботливой рукою
К себе притягивает мой родной язык!
Любой язык посвоему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.