Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Оценка 4.9

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл—8 кл
04.06.2019
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Литературно - правовой турнир "Мой Казахстан" Способствует формированию патриотизма через изучение культурного наследия народа, активизация познавательного интереса к знанию государственного языка. Задачи: • воспитывать любовь, уважение и интерес к культуре, историческому прошлому и наследию казахского народа; • обогатить внутренний мир учащихся через овладение и понимание казахского и русского языков, развивать общий кругозор; • пополнить багаж знаний, полученных на уроке, закрепить и активизировать полученные знания во внеклассном мероприятии.
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан».docx
Литературно­правовой турнир «Мой Казахстан» Цель   турнира:  Формирование   патриотизма   через   изучение   культурного наследия   народа,   активизация   познавательного   интереса   к   знанию государственного языка. Задачи:   воспитывать   любовь,   уважение   и   интерес   к   культуре,   историческому прошлому и  наследию казахского народа;  обогатить   внутренний   мир   учащихся   через   овладение   и   понимание казахского и русского языков, развивать общий кругозор;  пополнить   багаж   знаний,   полученных   на   уроке,   закрепить   и активизировать полученные знания во внеклассном мероприятии. Ход турнира. Ведущий: Моя Республика Казахстан!                  Она велика: от Алтая до Каспия,                  Она широка, как народа душа.                  Она же – Европа, она же и Азия,                   И волны Урала, и плеск Иртыша.                    Родная земля – молодая и древняя,                   Пою о тебе и тобою живу. Ведущая: Мой Казахстан любимый,                  Где я родился, где я учусь                  Ты – небо! Ты – земля! Ты – солнце!                  Ты – звезда! Ты – Родина – мать моя!                  Твоя природа – это горы, реки,                  Степи, леса, и моря,                   Мой Казахстан люблю тебя! Ведущий: Сегодня у нас появилась еще одна возможность поговорить о своей прекрасной родине, о Казахстане, а вы можете показать свои знания о нашей Независимой Республике. В турнире принимают участие три команды. И сейчас мы попросим команды представить друг друга. Представление команд:  «Парасат». Девиз команды: «Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!» «Отан». Девиз команды: «На всех одна, для всех едина, и все ж у каждого одна» «Достық» Девиз команды: «Сто наций, сто народов, сто племен,                                                 Всем Вам рахмет и низкий Вам поклон!                                                 Пусть дружба, о которой пел Абай,                                                 Как солнце, освещает мирный край!» Представление членов жюри.                                          Ход турнира. Первый конкурс «Лучший переводчик» Ведущий: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов –   как   звезды   на   небе.   Я   хотел   бы,   чтобы   звезды   слились   в   одну   огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда». Ведущая: Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Задание: За три минуты каждая команда должна перевести текст с казахского языка на русский. Слова из словаря предлагаются только в том случае, если у детей     они   вызовут   затруднения   при   переводе.   При   выполнении   задания учитывается точность перевода, скорость и литературный перевод. Текст для первой команды:                              Қазақстан жері. Қазақстан жер көлемі 2756000 шаршы километр. Оның 40 % ­ өзен , көл, теңіз. Жерінің  50 %  шөл  және   шөлейт   аймақтар   алып  жатыр.  Ал 10%   таулы   жер. Қазақстан жері өте бай. Словарь: Көлем­ обьем Шаршы­ квадрат Шөл­ пустыня Аймақтар­ территория Текст для второй команды: Қазақстан Республикасы. Қазақстан  Республикасы­егеменді ел. Республика  Президентінің   Жарлығымен қазанның 25­сі Республика күні деп аталды және бұл күн демалыс күн болып жарияланды.   Қазақстан   Республикасы   Тәуелсіз   Мемлекеттер   Достастығының құрамына енді. Словарь:. Егеменді­ суверенный Жарлық­ указ Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы – Содружество Независимых Государств Құрамы­ состав Текст для третьей команды: Қазақстан Республикасы Қазақстан Республикасы – тәуелсіз ел. Мұнда көптеген ұлттар өкілдері тұрады. Олар: қазақ, орыс, татар, өзбек және т.б. Қазақстан жері пайдалы қазбаларға өте бай. «Жері байдың­ елі бай, »­ дейді халық.  Қазақстан табиғаты әдемі. Словарь: өкілдері­ представители пайдалы қазбалар­ полезные ископаемые. Второй конкурс «Духовное наследие народа» Каждая команда должна как можно больше назвать пословиц на  заданные темы на русском и казахском языках. За каждую пословицу команда получает по два балла. Тема: «Труд» «Ер дәулеті ­ еңбек» («Богатство жигита – труд»). «Жал қаулық аздырады, еңбек оздырады» («Труд прославляет, лень с пути  сбивает»). «Қолы қимылдағанның аузы  қимылдар» («Руки поработают – зубам будет  работа»). Тема: «Народ», «Родина» «Отан   елдің   анас,   ел­ердің   анасы»   («Родина   –   мать   народу,   народ   –   мать жигиту»).  «Кісі  елінде   сүлтан  болғанша,  өз  еліңде   үлтан  бол»(  «Чем  быть  на  чужбине султаном, лучше быть на Родине подметкой»). «Жалғыз журіп жол тапқанша, көппен бірге адас» («Лучше  блуждать вместе с народом, чем находить дорогу одному»). Тема: «Дружба», «Учение» «Дос сыртыңнан мақтар, дұшпан қөзіңе мақтар» («Друг хвалит за глаза, недруг в глаза»). «Оқу білім бұлағы, білім өнер шырағы» ( «Учение – знания родник, знания – жизни светильник»). «Білімде өлсе, қоғазда аты қалар, ұста өлсе, істенген заты қалар» («Имя матери останется в его творениях, имя ученого останется в его книгах»).  Третий конкурс «Я гражданин»  За   каждый   правильный   ответ   команда   получает   1балл.   Если   команда затрудняется ответить, то возможность есть заработать дополнительный балл у другой команды, знающей ответ. Вопросы первой команде: Назовите основной закон государства?  (Конституция). 1. 2. Дайте юридическое определение способности иметь права и выполнять обязанности. (Правоспособность). 3. В   чем   отличие   права   от   морали?   (Право   –   правила   поведения   людей, охраняемых государством, мораль – система норм поведения, охраняемая силой общественного мнения). 4. Назовите   наименование   двух   Палат   Парламента.     (Мажалис   ­   нижняя Палата, Сенат – верхняя Палата). Вопросы второй команде: 1. Конституция Республики Казахстан начинается словами… («Мы, народ Казахстана…»). 2. Название   учреждения,   которое   от   имени   государства   осуществляет высший надзор за единообразным применением законов.  (Прокуратура). 3. Виды собственности в Казахстане?  (Государственная и частная). 4. Как   называется   совокупность   правил,   которые   установлены   и санкционированы государством?  ( Право). Вопросы третьей команде: 1. Дайте   юридическое   определение   способности   приобретать   права   и выполнять обязанности в ходе деятельности.  (Дееспособность). 2. Отрасль   права,   которая   регулирует   отношение   в   сфере   управления? (Административное право). 3. Состав Парламента Республики Казахстан?  (Мажалис и Сенат). 4. Как   называется   один   из   самых   древних   вокальных   жанров   –   символ государственного единства?  (Гимн). Ведущий: Я люблю Казахстан за прекрасные степи,                   За высокие горы и шумные реки,                    За орла, что парит в высоте надо мной                   И за солнце люблю, и за неба покой. За богатство народа люблю,                   За его доброту, чистоту,                   За единство и дружбу людей,                    За их честность и мудрость идей. Ведущая: Кто же, как не поэты и писатели, так вдохновенно, с любовью могут рассказать о своей родной земле. Поэтические звезды Казахстана, которые не только   прославили   своими   произведениями   родную   землю,   но   и     своей деятельностью   улучшили   жизнь   казахского   народа.   (Каждой   команде предоставляется сначала визитная карточка, по которой нужно определить имя и фамилию писателя – 1 балл, затем по словесному портрету определить имя автора, произведение, героя произведения – 2 балла).  Третий конкурс: «Литературный» Задание для первой команды. Визитная карточка. Родился   в   первой   половине   девятнадцатого   века   в   урочище   Кушмурун   близ Кокшетау.   Потомок   ханского   рода.   Учился   в   Омском   кадетском   корпусе. Состоял на государственной  службе. Совершил многочисленные экспедиции по Казахстану,   Киргизии,   в   Китай.   Крупный   ученый,   географ,   этнограф, фольклорист. (Шокан Уалиханов 1835­1865). Словесный портрет. …. был сыном бая, а … – сыном бедняка. Оба были ровесниками. Однажды аул снялся с кочевья, а про детей забыли… начал громко плакать, а … постоял в раздумье и сказал:  ­   Оттого   что   ты   плачешь,   ничего   не   получится.   Лучше   будем   искать откочевавший аул. ­ Где мы найдем наш аул, мы же не видели, в какую сторону он откочевал? – ответил …. (Ибрай Алтынсарин «Сын бая и сын бедняка», Асан – сын бая, а Усен – сын бедняка). Задание для второй команды. Визитная карточка. Педагог­просветитель. Родился в Кустанайской области.  Создал в Казахстане сеть народных школ, научно разработал, написал учебные и методические пособия. В «Киргизской хрестоматии» использовал новый алфавит. Сочиненные им стихи и рассказы положили начало развитию детской казахской литературы.(Ибрай Алтынсарин 1841­1889). Словесный портрет. Я просто­таки обалдел от неожиданности. Почему он решил, что я должен быть парикмахером, я не понял ни тогда, ни после. ­Иди, получишь путевку. Я молча вышел. Во мне все  кипело от злости. Ведь море казалось мне по колено. Я   мог   управлять   чем   угодно,   мог   командовать   армией…   и   вдруг   –   в парикмахеры! Меня бесплатно подстригли и выдали белый халат. ­Вытряхните,   пожалуйста,   простынь,   потом   подметите,­   был   первый   приказ, данный   мне   старшим   мастером   в   характерном,   слишком   вежливом   и   слегка оскорбительном тоне. (Габит Мусрепов «Солдат из Казахстана»). Задание для третьей команды. Визитная карточка. Автор произведений незаурядной художественной ценности. Родился в степях возле города Кустаная. Учился в Оренбурге в Омском сельскохозяйственном институте. Редактор республиканских газет и журналов, много лет возглавлял Союз   писателей   Казахстана.   Заметное   место   в   творчестве   занимает   цикл рассказов о матери, драматические произведения «Кыз­Жибек», «Амангельды», «Козы­Корпещ и Баян­Сулу». В годы Великой Отечественной войны написал роман «Солдат из Казахстана» ­ учебник жизни. (Габит Мусрепов1902­1985). Словесный портрет. По свидетельству китайской истории, народ гао­гюй, иначе называемый телэ или чилэ, происходит от волка и от прелестной хуннской царевны. Один из хуннских шаньоев (царей) имел двух дочерей такой необыкновенной красоты, что не хотел выдать замуж за обыкновенных смертных и, построив высокую башню, оставил в необитаемой   пустыне,   сказав:   «Умолю   небо   принять   их!»   Младшая   царевна, соскучившись одиночеством, обратила свое внимание на старого волка, который в продолжение целого года день и ночь ходил около замка и, наконец, даже устроил у подножья башни свое логовище, несмотря на убеждение сестры, она вышла замуж.Тюгю почитали своей родительницей волчицу, а туфаны – собаку. (Шокан Уалиханов «очерки Джунгарии»). Ведущий: Родина моя, Что будет и что было,­ Все я пополам С тобою разделю Вовсе не затем, Чтоб ты меня любила, Просто потому, Что я тебя люблю. Ведущая: Я прошлым Родины горжусь, Истоки языков познать стремлюсь. Хочу, чтоб в будущем мой Казахстан Стал сильным и великим среди стран. Четвертый конкурс «Традиции и обычаи Казахстана» За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за дополнения  жюри имеет право добавить дополнительные очки. 1. Какой любимый напиток казахов? (чай, кумыс). 2. Что   подают   к   чаю?   (Варенье,   сливочное   масло,   сливки,   сухофрукты, свежие фрукты, орехи, печенье, сладости). 3. Какое главное национальное блюдо, которое готовят на любой праздник? Из чего его готовят? (Бесбармақ тонкое тесто, мясо – конина, баранина). 4. Назовите   горячие   блюда?   (Қуырдақ,   самса,   палау   (плов   по­казахски), қазы, жал, шұжык, қарта, т.д.). 5. Что такое «бата», кто его дает? ( Благословение, дают старики, родители). 6. По традиции, что поручается самому почетному гостю? (Баранья голова – «Қой басы» – разделывается и отдается гостям). 7. Что такое айтыс? (Песенное состязание акынов). 8. Как называется «священный гость», который окружался особой заботой и вниманием,   для   него   специально   резали   барана   и   угощали   достойным мясным блюдом? (Құдайы қонақ). 9. Как называют подарок за добрую весть? (Сүйінші). 10.Назовите   наиболее   распространенную   свадебную   казахскую   песню.  Что она означает? («Жар­жар» – друг­супруг.). 11.Какую песню называют «Бет­ашар»? С какой целью она поется? («Бет­ ашар»   ­   открывание   лица   невесты,   в   этой   песне   даются   наставления, поучения, как относиться к мужу, семье, родителям). 12..Кто исполняет песню «Жар­жар»? (Две группы молодежи, одна группа хвалит жениха, другая – невесту). Подведение итогов турнира. Ведущая: И тот народ непобедимый, Кто меч на речь сменил в боях. Народ, кто твердо понимает, Что мир – к содружеству рука, Где человек, бесспорно, уважает Обычаи других и выбор языка. Как уважаю я язык своей Отчизны,  Считая долгом в совершенстве его знать. Ведущий: Язык отцов – наследие святое Глубокий, острый, сильный, словно клык. Своих детей заботливой рукою К себе притягивает мой родной язык! Любой язык по­своему велик, Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык,  Как самое на свете дорогое!

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2019