Литературное чтение 2 класс.
Тема урока: Русская народная сказка «Белые пЕрышки»
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для
ознакомления с видами сказок (литературная (авторская), народная), жанрами фольклора
|
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: выделяют признаки сказки; правильно называют произведение; сравнивают народные сказки; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей |
Метапредметные: познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме |
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Образовательные ресурсы: загадки; сведения о лебеде, глухаре; изображения птиц |
ход урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы |
||
I. Организация начала урока |
Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Ни минуты не теряем И работать начинаем |
Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей |
Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу |
||
II. Постановка учебной |
– Отгадайте загадки:
На доске изображения птиц. – Сформулируйте тему, задачи урока/ – Сегодня мы будем работать со сказкой. Мы будем читать сказку про птиц: удивительно умных, не просто красивых, а грациозных и очень верных друг другу. Кто же эти птицы? Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными глазами, с черным носом и черными лапами, с длинной, гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плавает между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас в лесах, мы поговорим сегодня. Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. |
Отгадывают загадки.
Рассматривают иллюстрации. Прогнозируют содержание урока |
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
||
III. Работа 1. Первичное чтение сказки учителем |
– Послушайте произведение «Белые перышки» |
Внимательно слушают |
|||
2. Первичное восприятие |
– Понравилось ли вам произведение? – Какое чувство вызвало? |
– Волнение, тревога, печаль |
|||
3. Модели- |
– Подумайте, к какому жанру относится произведение, и составьте модель обложки |
Работают с моделями обложки |
Используют знаково-символическое представление информации |
||
4. Чтение сказки |
|
Внимательно слушают |
|||
5. Беседа по содержанию |
– Что в этой сказке может быть правдой? Есть ли в ней реальные факты? Что придумано? – Какими словами начинается сказка? Какое сравнение показывает читателю, насколько было холодно зимой? – Кто выжил после этой зимы? – Почему глухарь собрался лететь в теплые края? – Кто-нибудь из вас видел стаю летящих птиц? Рассказ о перелете птиц, косяке
(возглавляют – Что такое косяк? – Как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? – А вы бы его пожалели? |
– «Зима в тот год была холодная.
– Организованная стая |
|||
Физкультминутка |
– Ребята, пока лебеди
и глухарь отдыхают, давайте Лебеди летят, крыльями машут. (Ходьба на месте с подниманием рук вверх и вниз.) Прогнувшись под водой, (Наклон вперед, руки в стороны.) Качают головой. (Повороты головой.) Гордо и прямо умеют держаться (Выпрямиться, руки за спину.) Тихо, бесшумно (Руки вниз – потянуться вверх.) На воду садятся (Сели.) |
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
||
6. Беседа после самостоятельного |
– Какая беда произошла с глухарем? – К кому он обратился за помощью? – Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря? – Какие качества проявили лебеди, не оставив глухаря в беде?
– Каким был глухарь? – Как лебеди помогли глухарю? – Чем закончилось путешествие глухаря? |
– Добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые. – Настойчивый, терпеливый, |
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
||
7. Аналитическое чтение |
– Сколько в сказке абзацев? – Вспомните, в каком темпе, с какой интонацией надо читать начало сказки? – Как развиваются события дальше?
– Как будем читать обращение глухаря к лебедям?
– С какой интонацией будем читать слова
лебедя?
– В какой момент глухарь обрадовался?
– Как прочитаем слова березок, которые машут вслед лебедям ветками? – Что изменилось в поведении птиц? С какой интонацией будем читать их слова?
– А как прочитаем прощальные слова? |
– Шесть. – Плавно, спокойно.
– Лебеди собираются лететь на юг, – Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближения зимы. – Лебеди не боятся зимы, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, спокойно. – Когда лебеди решили взять его – С грустью, так как они прощаются с друзьями. – Глухарь устал, еле машет крыльями, поэтому нужно передать интонацией его усталость. Лебедь заволновался, его слова читаем с волнением. – С грустью, волнением |
|||
8. Самостоятельная |
– В рабочей тетради на с. 23 разгадайте кроссворд «Птицы» и раскрасьте рисунки |
Выполняют задания |
|
||
IV. Итог |
– Какие задачи мы ставили в начале урока?
– Выполнили их? – Кто автор сказки? – Чем отличается авторская сказка от народной? – К какому жанру она относится? – Почему это сказка? – С каким произведением мы с вами познакомились? – Отчего у глухаря глаза и брови красные? Белые перышки на крыльях? – Прочитайте: • Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. – Чему научила вас эта сказка? – Прочитайте основную мысль сказки. • Умей преодолевать трудности! – Что на уроке понравилось? – С какими трудностями столкнулись? |
– Познакомиться с произведением, прочитать выразительно.
– Правильно рассчитывать свои силы. Надо верить в лучшее, уметь преодолевать препятствия. Делятся впечатлениями об уроке, говорят, что понравилось, что было трудным |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено Проявляют способность объективно судить
о причинах своих успехов, |
||
Домашнее задание |
Читать сказку «Белые перышки» целыми словами; выполнить в рабочей тетради на с. 22 задания 1, 2; проиллюстрировать сказку |
Записывают задание, задают уточняющие вопросы |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.