Литературное чтение 2 класс. А. С. Пушкин "Зимний вечер"

  • docx
  • 23.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературное чтение.Стихотаорение.Филипьева.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

 

Технологическая карта литературного чтения для 2 класса

по теме: «А.С.Пушкин «Зимний вечер»».

 

 

Выполнил:

Студент группы Ш – 37

Филипьева Диана Андреевна

Проверил

Руководитель от колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

___________________

Отметка « » (___________________)

 

 

 

Соликамск, 2020

 

Структура технологической карты урока

 

Тема урока

«А.С.Пушкин «Зимний вечер»»

УМК

Школа России.

Цели деятельности педагога

- познакомить  учащихся   с  стихотворением А.С.Пушкина «Зимний вечер»;

- научить детей выразительно читать стихотворения

- развивать  творческие  способности детей, навыки  беглого  чтения.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые

образовательные

результаты

Метапредметные

•        познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

•        коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

•        регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

•        личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины

Стихотворение- это ритмически организованная речь, небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую структуру, характеризирующееся ритмом и рифмой.

Образовательные ресурсы

Учебник (литературное чтение) 1 класс

Наглядно-демонстрационный материал

презентация, портрет А.С.Пушкина, портрет няни, словарик настроений, домашнее задание, репродукция картины

Оборудование

АРМ педагога.

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы

 урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей-

ствия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

1.Орг.

момент

Приветствие

Проверка готовности к уроку

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

-А какой урок у нас начинается?     (Лит. Чтение)

- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё получится.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Диана Андреевна сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

 

Приветствуют и слушают учителя.

Проверяют рабочие места.

Фронтальная

Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места

Зрительный контакт

2. СТИЦ

Сообщение темы и цели

-Сегодня мы познакомимся с творчеством А.С. Пушкина, но прежде, чем мы узнаем, с каким произведением поэта познакомимся на уроке, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Автор его композитор Вивальди. У него есть музыка о временах года. Послушайте и попробуйте определить, о каком времени года идет речь.

-Итак, выскажите свои мнения. Почему вы так думаете?

А вот как изобразил зиму известный художник Николай Крымов. Его картина называется «Зимний вечер»

 

-Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?

Вывод: Передать настроение можно не только словами, но и красками, и музыкой.

 

- Сегодня мы познакомимся с таким произведением А.С.Пушкина как «Зимний вечер»

 

-Как вы думаете, о ком или о чём будет стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»?

 

-Проверить правильность ваших предположений мы сможем, только прочитав и проанализировав данное произведение.

 

–Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке?

(Научиться анализировать стихотворение. Научиться его выразительно читать.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Словесная

 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Зрительный контакт

Словесный

3.Подготовка к восприятию текста

 

Вступительная беседа

Выставка книг

Словарная работа.

Рассказ о писателе.

-Александр Пушкин родился 26 мая 1799 году и прожил всего 37 лет. Пушкин свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первое свое стихотворение он написал в 6 лет на французском языке. Французский язык считался вторым родным для Пушкина. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу правительство и горячо верил в то, что свобода придёт, и за такие вольнолюбивые стихи царь приказал выслать поэта в далёкое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И всё же ему было грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали друзей. Рядом с ним была только одна бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вёл вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал её песни и сказки. 

Выставка книг:

Ребят, давайте посмотрим на книги, которые были написаны А.С.Пушкиным

- Такие произведения как : «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбки», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила».

- Они тоже очень интересные, поэтому если у вас есть желание почитать , то возьмите книги в библиотеке или найдите их в интернете.

 

Словарная работа:

-Ребята, в стихотворении могут встретиться незнакомые слова, давайте их разберём.

- Как вы думаете, что обозначают слова «буря», «мгла» , «вихрь»

Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух (от тумана, сумерек, тьмы).

Вихрь – порывистое, круглое, движение ветра.

- Следующие понятия это « Кровля обветшалая» и «ветхлая лачужка»

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба.

- Давайте подберём к слову «буран», «метель», «вьюга» синонимы.

Буран – снежная буря, буран в степи, метель.

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.

Вьюга - снежная буря.

-Молодцы! Мы узнали о Александре Сергеевиче Пушкине, посмотрели его произведения и разобрали слова , которые нам незнакомы.

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Познавательные умения: искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, определять тему и главную мысль произведения  

Ответ на вопрос

Зрительный контакт

Правильный ответ.

4. Первичное  чтение текста

 

 

Чтение учителем.

 

 

 

 

 

-Давайте представим, что мы сейчас находимся в домике Пушкина, в селе Михайловском, где он читает няне своё новое произведение.

-Сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте (чтение учителем)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

 

 

 

Внимательно слушают

Фронтальная

 

 

Познавательные УУД: извлекать информацию из текста

Зрительный контакт Правильный устный ответ

5.Повторное чтение

 

 

 

 

 

Жужжащее

Вслух

-Теперь прочитаем вместе. Сначала вы прочитайте жужжащим чтение, а потом прочитаем вслух.

-А теперь начинаем читаем вслух до слова «достаточно»

-Начинает читать (имя)

-Достаточно

 

 

Читают жужжащим чтением. А затем чтение вслух

Фронтальная

Словесная

 

Познавательные УУД: извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя.

Ответ на вопрос Зрительный контакт

7.Анализ прочитанного

Ответы на вопросы учителя

Выборочное чтение.

- Давайте поразмыслим над текстом.

-Автор делит своё произведение на части?

-Понравилось ли вам стихотворение?    

-От чьего имени ведется рассказ?    

 

- Какое время суток описано в стихотворении?

 

- Как вы поняли, что это был вечер?

 

- Какая погода была в тот вечер?

 

- С чем сравнивает поэт завывание ветра?

1 часть.

-Как вы понимаете содержание первой строчки?

-Какая погода описывается в начале стихотворения? (Ненастная)

2 часть.

- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)

-Как выглядит комната?
– Может ли комната быть печальной?
– Как называется такой прием? (Олицетворение.)

3 часть

- С какой просьбой он обращается к няне?  

(«Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)

 

– Зачем поэт просит няню спеть песню? 

4 часть

-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы)

-В чем  особенность этой части?(Повтор).

Выборочное чтение:

- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.     («Моя старушка», «Мой друг») 

 -А теперь найдите в 1 части текста, с чем автор сравнивает бурю.

(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)

-Найдите в 3 части слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)

 

 

 

 

Да/Нет

От имени автора

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесная

 

Познавательные умения: искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, определять тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные умения: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Ответ на вопрос Зрительный контакт

8.Подготовка детей к выразительному чтению басни.

Учитель задаёт вопросы про тем голоса и интонации.

- Для чего автор написал это стихотворение?

  

 - Как мы называем стихотворения о чувствах человека?  (Лирическими).

 

-Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?  

 (Чувство грусти, печали)

 

-Какое настроение у рассказчика?   (грустное)

 

 

- Отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину. (Дети работают самостоятельно, затем идёт повторное чтение текста с обсуждением).

 

-Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы?  

 

-Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?       (Природа тоже, как живое

существо, сочувствует героям произведения)

 

- В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.

 

-Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

 

-Как надо читать

стихотворение?

 

 

-Хорошо, вот мы с вами и подготовились к выразительному чтению.

 

(Чтобы рассказать о своих чувствах.

  Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

  Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)

 

 

 

 

 

 

 

 (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (Спокойным, напевным, ритмичным окрашенным грустью и печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

 

Фронтальная

Коммуникативные умения: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Ответы на вопросы.

9.Выразительное чтение

Чтение по ролям

 -Давайте представим, что холодный зимний вечер. За окном буря, непогода.

-Прочитайте стих выразительно, не забывая то, что мы проговорили ранее , какое настроение вы должны передать и соблюдая все паузы.

-Вы хорошо и выразительно прочитали!

Дети читают выразительно.

Фронтальная Словесная

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Научиться выслушивать мнение товарищей.

Зрительный контакт

 

10. Домашнее задание.

 

- Открываем дневники записываем домашнее задание. Выучить отрывок из  стихотворения «Зимний вечер».

Слушают

Наглядная

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя.

Зрительный контакт

11.Итог.Рефлексия

 

-Какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление?

– Какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими родителями?

Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке быть настоящими читателями.

 Выберите и обведите в кружок букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.

У – у меня многое получилось.

Р – работал с удовольствием.

О – одноклассники доставили удовольствие своей работой.

К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.

-Урок окончен!

Оценивают свою работу.

Фронтальная

Словесная

 

Регулятивные УУД:

- оценка работы на уроке.

 

Зрительный контакт