ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского»
Технологическая карта урока литературного чтения
Для 2 «В» класса
На тему:
«Благинина Елена Александровна «Посидим в тишине»»
Выполнил:
студент группы Ш-37
Смирнова Анастасия Семёновна
Проверили:
Методист колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
_________________
Учитель 2 «В» класса
Лобанова Ирина Евгеньевна
_________________
Отметка: « » (________________)
г. Соликамск, 2021
Технологическая карта
Тема урока |
Благинина Елена Александровна «Посидим в тишине». 2 «В» класс. |
УМК |
«Школа России» |
Цели деятельности педагога |
Познакомить учащихся с творчеством Благининой Елены Александровны, с ее стихотворением «Посидим в тишине», работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность; привить через стихотворение уважение и любовь к маме. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений. Метапредметные: · регулятивные – анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины; · познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; · коммуникативные – создавать условия для культуры общения, интереса к урокам литературного чтения, умения выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других. Предметные: · ознакомление с творчеством Благининой Елены Александровны, с ее стихотворением «Посидим в тишине»; · отработать навык выразительного чтения. |
Методы и формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная формы обучения и работа в парах. |
Оборудование |
АРМ педагога |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
1.Оргмо-мент |
- Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Семёновна. Я проведу у вас урок литературного чтения. - Улыбнитесь друг другу. - Проверьте, на столе у вас должны лежать учебник и раздаточный материал. - Если у вас все готово, можете садиться. |
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
Фронтальная |
|
Зрительный контакт |
2.СТИЦ |
- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко! - Кто пришел ко мне с утра? - Кто сказал: «Вставать пора!»? - Кашу кто успел сварить? - Чаю в чашку кто налил? - Кто косички мне заплел? - Целый дом один подмел? - Кто меня поцеловал? - Кто ребячий любит смех? - Кто на свете лучше всех? - Это наши мамы.
- Как вы думаете, зачем нам в жизни нужны мамы?
- Наши мамы – это те, кто нас любят всегда, при любом настроении. - Но как мы можем отблагодарить наших мам за их любовь? - Мы должны любить наших мам так же сильно, как и они нас, а так же уважать их. - Но наши мамы много устают. - Что вы делаете для того, чтобы она меньше уставала?
- Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня читать, на какую тему? - Сегодня мы будем читать стихотворение о маме. - Стихотворение Благининой Елены Александровны «Посидим в тишине». |
- Ма-моч-ка! - Ма-моч-ка! - Ма-моч-ка! - Ма-моч-ка! - Ма-моч-ка! - Ма-моч-ка! - Ма-моч-ка! - Ма-моч-ка! - Ма-моч-ка!
- Мамы любят нас и заботятся о нас. Они дают нам жизнь.
- Только таким же отношением.
- Стихотворение о маме. |
Фронтальная |
|
Ответы по поднятой руке, зрительный контакт |
3. Подго-товка к восприя-тию текста |
- Елена Александровна Благинина (1903 – 1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника. - Дом, в котором росла поэтесса, не был богатым, но в нем царила удивительная атмосфера радости, взаимопонимания и творчества. - В детстве и семье она видела образ идеального мира, где уважают старость, любят трудиться, помогают в беде. - Именно маленькая дочка раскрыла в Елене Благининой особый талант: писать стихи для детей. При всей незамысловатости таких стихов, это очень сложный жанр. - В своих стихотворениях Елена Благинина показывает нам, что гармонические отношения в семье складываются не только из заботы взрослых о детях, но и из детской заботливости.
- Я принесла книги Елены Благининой. - Я рекомендую вам их к прочтению, а взять вы их можете в школьной или городской библиотеке.
- Но прежде чем познакомиться со стихотворением, давайте узнаем значения новым слов. - У вас на партах лежит карточка со словами и их значениями. Прочитайте их жужжащим чтением. - Вслух нам новые слова прочитает (имя ученика). - А теперь в парах соедините слова с теми значениями, которые вы считаете правильными. Волчок (игрушка) - юла, детская игрушка, которая вращается и не падает. Крадётся - перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным Метнулся - резким движением броситься куда-нибудь Скользнул - быстро и незаметно пройти, промелькнуть. - Давайте проверим, что у вас получилось. Ученики по поднятой руке говорят по одному слову и его значению. - Мы с вами узнали значение новых слов. - Те, кто правильно соединили все слова с их значением, мысленно похвалите себя. |
Внимательно слушают.
Читают слова.
Работают в парах.
Отвечают по поднятой руке. |
Фронтальная
Работа в парах |
|
Зрительный контакт, ответы на вопросы |
4. Первич-ное чтение текста. |
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Посидим в тишине» вслух, а вы внимательно меня послушаете. Учитель наизусть и с выражением рассказывает стихотворение. |
Внимательно слушают. |
Фронтальная |
|
Зрительный контакт |
5. Проверка первично-го вос-приятия |
- Ребята, что вас удивило в данном стихотворении? - А что вас восхитило? |
Отвечают на вопросы. |
Фронтальная |
|
Ответы на вопросы |
6. Повтор-ное чтение |
- Сейчас я вам предлагаю еще раз самостоятельно прочитать данное стихотворение. - Открываем учебник на странице 119. - Для начала мы прочитаем стихотворение жужжащим чтением. - А теперь мы прочитаем его вслух. - Начнет читать (имя ученика) до слова «достаточно». - Вот мы с вами и прочитали стихотворение все вместе. И мы готовы к обсуждению. |
Читают стихотворение. |
Индивидуаль-ная, фронтальная |
|
Чтение стихотворения |
7. Беседа по содер-жанию |
- О ком это произведение?
- Почему девочка не играет в игрушки?
- Докажите словами текста.
- Что девочка сказала лучу? Докажите словами текста.
- А что луч ответил девочке? Докажите словами текста.
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию, что на ней изображено?
- Девочке трудно сидеть в тишине? - Почему?
- Ребята, а какие звуки передают тишину? - Что бы вы сделали на месте девочки? - Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты?
- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению. - Отгадайте, какая она будет? - Она должна быть похожа на колыбельную? - Мы с вами обсудили стихотворение Елены Благининой «Посидим в тишине». |
- О девочке, которая сидит тихонечко и не мешает маме. - Потому что ее мама устала и спит. - «Мама спит, она устала… Ну, и я играть не стала». - «И сказала я лучу: - Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу» - «– Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине!» - Девочка сидит, вокруг нее игрушки, а над ней солнце с лучами. - Да. - Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть. - [с], [ш], [ч].
Ответы детей. - Смотрит за мамой, чтобы ее никто не побеспокоил.
- Плавная, медленная. |
|
|
|
8. Физми-нутка |
- А сейчас пришло время отдохнуть. Звучит мелодия к песне «Песенка мамонтёнка», дети выполняют движения под музыку. - Мы с вами отдохнули и теперь можем приступить к выразительному чтению. |
Повторяют движения |
Фронтальная |
|
Зрительный контакт |
9. Подготов-ка к выра-зительно-му чтению |
- Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание. - Выполним дыхательную гимнастику. Учитель показывает 3 упражнения: «Ладошки» - разжимаем ладони и делаем вдох, затем сжимаем руки в кулак, делая резкий выдох. «Повороты головы» - максимально поворачиваем голову в стороны и делаем резкие выдохи носом. «Обними себя» - когда локти находятся друг над другом, то осуществляем резкий выдох носом. - Мы с вами подготовили наше дыхание. - И теперь давайте расставим ноты выразительности на отрывке стихотворения. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу! - У каждого из вас есть карточка с отрывком. Придвиньте ее к себе и достаньте карандаш. Отмечайте вместе со мной. - Для начала расставим паузы. - Длинные паузы мы поставим в конце второй и четвертой строк – там заканчиваются предложения. - Средние паузы мы поставим в конце первой и третей строк. - Короткую паузу мы поставим перед словом «золотой». - А теперь отметим, где мы будем повышать и понижать голос. - На первой строке мы немного повышаем голос. - А во второй строке мы понижаем голос. - В третьей строке мы снова понижаем голос. - А в четвертой строке мы вначале немного повышаем голос, а затем к концу снова понижаем. - Вот мы с вами и подготовились к выразительному чтению. |
|
|
|
|
10. Вырази-тельное чтение |
- Сейчас мы с вами будем выразительно читать этот отрывок стихотворения. - Прочитайте этот отрывок друг другу в парах с выражением. На это у вас 1 минута. - А теперь поднимите руку те, кто похвалил бы выразительное чтение соседа по парте. Учитель выбирает 3 человек из тех, кого похвалили, и они читают с выражением у доски. - Мы с вами научились выразительно читать отрывок стихотворения Елены Благининой «Посидим в тишине». - Те, кого похвалили соседи по парте, мысленно скажите себе «я молодец». |
Читают стихотворение в парах. |
Фронтальная, работа в парах |
|
Чтение стихотворения, оценивание учениками друг друга |
11. Обобщаю-щая беседа |
- Чему нас с вами учит стихотворение Елены Благининой «Посидим в тишине»? |
- Это стихотворение учит нас тому, что нужно любить и уважать свою маму. И если мама устала и хочет отдохнуть, не нужно ей мешать. Мы всегда успеем поиграть и пошуметь. |
Фронтальная |
|
Ответы учеников |
12. Итог |
- Какое произведение мы читали на уроке? - Что вы узнали об авторе? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось? |
Ответы учеников. |
Фронтальная |
|
Ответы учеников |
13. Рефлексия |
- У каждого из вас есть огоньки души. Красный, желтый и голубой. Эти огоньки символизируют нашу с вами любовь к нашим мамам. Давайте составим один большой костер любви к нашим мамам. - Ваша задача выбрать огонек того цвета, который соответствует вашей работе на уроке. - Красный огонек – вы справились с работой на уроке. - Желтый огонек – у вас были затруднения. - И голубой огонек – вы не справились с работой на уроке. - Выберите огонек и подойдите ко мне и моей помощнице, и мы приклеим ваш огонек на общий костер. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.