Литературное чтение 2 класс. Благинина Елена Александровна «Посидим в тишине»

  • docx
  • 07.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературное чтение1.docx

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта урока литературного чтения

Для 2 «В» класса

На тему:

«Благинина Елена Александровна «Посидим в тишине»»

 

Выполнил:

студент группы Ш-37

Смирнова Анастасия Семёновна

Проверили:

Методист колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

_________________

Учитель 2 «В» класса

Лобанова Ирина Евгеньевна

_________________

Отметка: «        » (________________)

 

г. Соликамск, 2021


 

Технологическая карта

Тема урока

Благинина Елена Александровна «Посидим в тишине». 2 «В» класс.

УМК

«Школа России»

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с творчеством Благининой Елены Александровны, с ее стихотворением «Посидим в тишине», работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность; привить через стихотворение уважение и любовь к маме.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений.

Метапредметные:

· регулятивные – анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины;

· познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи;

· коммуникативные – создавать условия для культуры общения, интереса к урокам литературного чтения, умения выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.

Предметные:

· ознакомление с творчеством Благининой Елены Александровны, с ее стихотворением «Посидим в тишине»;

· отработать навык выразительного чтения.

Методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная формы обучения и работа в парах.

Оборудование

АРМ педагога


 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей

ствия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

1.Оргмо-мент

- Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Семёновна. Я проведу у вас урок литературного чтения.

- Улыбнитесь друг другу.

- Проверьте, на столе у вас должны лежать учебник и раздаточный материал.

- Если у вас все готово, можете садиться.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

 

Зрительный контакт

2.СТИЦ

- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!

- Кто пришел ко мне с утра?

- Кто сказал: «Вставать пора!»?

- Кашу кто успел сварить?

- Чаю в чашку кто налил?

- Кто косички мне заплел?

- Целый дом один подмел?

- Кто меня поцеловал?  

- Кто ребячий любит смех?

- Кто на свете лучше всех?

- Это наши мамы.

 

- Как вы думаете, зачем нам в жизни нужны мамы?

 

- Наши мамы – это те, кто нас любят всегда, при любом настроении.

- Но как мы можем отблагодарить наших мам за их любовь?

- Мы должны любить наших мам так же сильно, как и они нас, а так же уважать их.

- Но наши мамы много устают.

- Что вы делаете для того, чтобы она меньше уставала?

 

- Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня читать, на какую тему?

- Сегодня мы будем читать стихотворение о маме.

- Стихотворение Благининой Елены Александровны «Посидим в тишине».

 

 

 

 

- Ма-моч-ка!

- Ма-моч-ка!

- Ма-моч-ка!

- Ма-моч-ка!

- Ма-моч-ка!

- Ма-моч-ка!

- Ма-моч-ка!

- Ма-моч-ка!

- Ма-моч-ка!

 

 

- Мамы любят нас и заботятся о нас. Они дают нам жизнь.

 

 

 

- Только таким же отношением.

 

 

 

 

 

 

 

- Стихотворение о маме.

Фронтальная

 

 

Ответы по поднятой руке, зрительный контакт

3. Подго-товка к восприя-тию текста

- Елена Александровна Благинина (1903 – 1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника.

- Дом, в котором росла поэтесса, не был богатым, но в нем царила удивительная атмосфера радости, взаимопонимания и творчества.

- В детстве и семье она видела образ идеального мира, где уважают старость, любят трудиться, помогают в беде.

- Именно маленькая дочка раскрыла в Елене Благининой особый талант: писать стихи для детей. При всей незамысловатости таких стихов, это очень сложный жанр.

- В своих стихотворениях Елена Благинина показывает нам, что гармонические отношения в семье складываются не только из заботы взрослых о детях, но и из детской заботливости.

 

- Я принесла книги Елены Благининой.

- Я рекомендую вам их к прочтению, а взять вы их можете в школьной или городской библиотеке.

 

- Но прежде чем познакомиться со стихотворением, давайте узнаем значения новым слов.

- У вас на партах лежит карточка со словами и их значениями. Прочитайте их жужжащим чтением.

- Вслух нам новые слова прочитает (имя ученика).

- А теперь в парах соедините слова с теми значениями, которые вы считаете правильными.

Волчок (игрушка) - юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.

Крадётся - перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным

Метнулся - резким движением броситься куда-нибудь

Скользнул - быстро и незаметно пройти, промелькнуть.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Ученики по поднятой руке говорят по одному слову и его значению.

- Мы с вами узнали значение новых слов.

- Те, кто правильно соединили все слова с их значением, мысленно похвалите себя.

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают слова.

 

 

 

 

Работают в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают по поднятой руке.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

Зрительный контакт, ответы на вопросы

4. Первич-ное чтение текста.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Посидим в тишине» вслух, а вы внимательно меня послушаете.

Учитель наизусть и с выражением рассказывает стихотворение.

Внимательно слушают.

Фронтальная

 

Зрительный контакт

5. Проверка первично-го вос-приятия

- Ребята, что вас удивило в  данном стихотворении?

- А что вас восхитило?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

 

Ответы на вопросы

6. Повтор-ное чтение

- Сейчас я вам предлагаю еще раз самостоятельно прочитать данное стихотворение.

- Открываем учебник на странице 119.

- Для начала мы прочитаем стихотворение жужжащим чтением.

- А теперь мы прочитаем его вслух.

- Начнет читать (имя ученика) до слова «достаточно».

- Вот мы с вами и прочитали стихотворение все вместе. И мы готовы к обсуждению.

 

 

 

 

Читают стихотворение.

Индивидуаль-ная, фронтальная

 

Чтение стихотворения

7. Беседа по содер-жанию

- О ком это произведение?

 

 

- Почему девочка не играет в игрушки?

 

- Докажите словами текста.

 

 

- Что девочка сказала лучу? Докажите словами текста.

 

 

 

 

 

 

 

- А что луч ответил девочке? Докажите словами текста.

 

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию, что на ней изображено?

 

- Девочке трудно сидеть в тишине?

- Почему?

 

 

- Ребята, а какие звуки передают тишину?

- Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты?

 

- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

- Отгадайте, какая она будет?

- Она должна быть похожа на колыбельную?

- Мы с вами обсудили стихотворение Елены Благининой «Посидим в тишине».

- О девочке, которая сидит тихонечко и не мешает маме.

- Потому что ее мама устала и спит.

- «Мама спит, она устала… Ну, и я играть не стала».

- «И сказала я лучу: - Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу»

- «– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!»

- Девочка сидит, вокруг нее игрушки, а над ней солнце с лучами.

- Да.

- Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть.

- [с], [ш], [ч].

 

Ответы детей.

- Смотрит за мамой, чтобы ее никто не побеспокоил.

 

 

 

- Плавная, медленная.

 

 

 

8. Физми-нутка

- А сейчас пришло время отдохнуть.

Звучит мелодия к песне «Песенка мамонтёнка», дети выполняют движения под музыку.

- Мы с вами отдохнули и теперь можем приступить к выразительному чтению.

Повторяют движения

Фронтальная

 

Зрительный контакт

9. Подготов-ка к выра-зительно-му чтению

- Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание.

- Выполним дыхательную гимнастику. Учитель показывает 3 упражнения: «Ладошки» - разжимаем ладони и делаем вдох, затем сжимаем руки в кулак, делая резкий выдох.

«Повороты головы» - максимально поворачиваем голову в стороны и делаем резкие выдохи носом.

«Обними себя» - когда локти находятся друг над другом, то осуществляем резкий выдох носом.

- Мы с вами подготовили наше дыхание.

- И теперь давайте расставим ноты выразительности на отрывке стихотворения.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

- У каждого из вас есть карточка с отрывком. Придвиньте ее к себе и достаньте карандаш. Отмечайте вместе со мной.

- Для начала расставим паузы.

- Длинные паузы мы поставим в конце второй и четвертой строк – там заканчиваются предложения.

- Средние паузы мы поставим в конце первой и третей строк.

- Короткую паузу мы поставим перед словом «золотой».

- А теперь отметим, где мы будем повышать и понижать голос.

- На первой строке мы немного повышаем голос.

- А во второй строке мы понижаем голос.

- В третьей строке мы снова понижаем голос.

- А в четвертой строке мы вначале немного повышаем голос, а затем к концу снова понижаем.

- Вот мы с вами и подготовились к выразительному чтению.

 

 

 

 

10. Вырази-тельное чтение

- Сейчас мы с вами будем выразительно читать этот отрывок стихотворения.

- Прочитайте этот отрывок друг другу в парах с выражением. На это у вас 1 минута.

- А теперь поднимите руку те, кто похвалил бы выразительное чтение соседа по парте.

Учитель выбирает 3 человек из тех, кого похвалили, и они читают с выражением у доски.

- Мы с вами научились выразительно читать отрывок стихотворения Елены Благининой «Посидим в тишине».

- Те, кого похвалили соседи по парте, мысленно скажите себе «я молодец».

 

 

Читают стихотворение в парах.

Фронтальная, работа в парах

 

Чтение стихотворения, оценивание учениками друг друга

11. Обобщаю-щая беседа

- Чему нас с вами учит стихотворение Елены Благининой «Посидим в тишине»?

- Это стихотворение учит нас тому, что нужно любить и уважать свою маму. И если мама устала и хочет отдохнуть, не нужно ей мешать. Мы всегда успеем поиграть и пошуметь.

Фронтальная

 

Ответы учеников

12. Итог

- Какое произведение мы читали на уроке?

- Что вы узнали об авторе?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

Ответы учеников.

Фронтальная

 

Ответы учеников

13. Рефлексия

- У каждого из вас есть огоньки души. Красный, желтый и голубой. Эти огоньки символизируют нашу с вами любовь к нашим мамам. Давайте составим один большой костер любви к нашим мамам.

- Ваша задача выбрать огонек того цвета, который соответствует вашей работе на уроке.

- Красный огонек – вы справились с работой на уроке.

- Желтый огонек – у вас были затруднения.

- И голубой огонек – вы не справились с работой на уроке.

- Выберите огонек и подойдите ко мне и моей помощнице, и мы приклеим ваш огонек на общий костер.