Литературное чтение 2 класс. Козлов Сергей Григорьевич «В небе туча хмурится»

  • docx
  • 07.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературное чтение2.docx

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта урока литературного чтения

Для 2 «А» класса

На тему:

«Козлов Сергей Григорьевич «В небе туча хмурится»»

 

Выполнил:

студент группы Ш-37

Смирнова Анастасия Семёновна

Проверили:

Методист колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

_________________

Учитель 2 «А» класса

Кичигина Татьяна Петровна

_________________

Отметка: «        » (________________)

 

г. Соликамск, 2021


 

Технологическая карта

Тема урока

Козлов Сергей Григорьевич «В небе туча хмурится». 2 «А» класс.

УМК

Развивающая система Л..В.Занкова

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с творчеством Козлова Сергея Григорьевича, с его стихотворением «В небе туча хмурится», работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность; показать через стихотворение чудеса явления дождя.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений.

Метапредметные:

· регулятивные – анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины;

· познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи;

· коммуникативные – создавать условия для культуры общения, интереса к урокам литературного чтения, умения выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.

Предметные:

· ознакомление с творчеством Козлова Сергея Григорьевича, с его стихотворением «В небе туча хмурится»;

· отработка навыка выразительного чтения.

Методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная формы обучения и работа в парах.

Оборудование

АРМ педагога


 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей

ствия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

1.Оргмо-мент

- Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Семёновна. Я проведу у вас урок литературного чтения.

- Улыбнитесь друг другу.

- Проверьте, на столе у вас должны лежать учебник и раздаточный материал.

- Если у вас все готово, можете садиться.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

 

Зрительный контакт

2. Провер-ка дом. задания

- Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

- Вам был задано на дом выразительное чтение стихотворения Овсея Овсеевича Дриза «Как сделать утро волшебным».

- Кто желает у доски выразительно прочитать данное стихотворение?

3 ученика у доски выразительно читают.

Учитель анализирует выразительное чтение детей и ставит отметки.

- Вот мы с вами и проверили, как вы справились с вашим домашним заданием.

 

Фронтальная

 

Выразительное чтение детей, зрительный контакт

3.СТИЦ

- Скажите, с каким временем года у вас ассоциируется утро в данном стихотворении?

- Лично у меня утро из данного стихотворения ассоциируется с весной.

- А как вы думаете, почему именно с весной?

 

 

- Скажите, а какое явление природы впервые появляется весной после зимы?

- Какие дожди бывают?

 

- На самом деле, в природе существует много разных видов дождей.

- Слепой дождь — дождь, идущий при свете солнца; грозовой дождь (дождь с грозой), градный дождь (дождь с градом), снежный дождь (дождь со снегом), купальный (окатный) дождь, ливень (проливной дождь), моросящий дождь (изморось), полосовой дождь (идущий полосами), косой дождь, косохлёст, ситный дождь - мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь сито», грибной дождь - когда идёт дождь и одновременно светит солнце (легенда гласит, что от такого дождя хорошо растут в лесу грибы).

Если использовать переносное значение, можно рассказать о метеоритном дожде - так называют одновременно падение нескольких (а иногда и нескольких тысяч) метеоритов.

- А знаете ли вы, как появляются некоторые из этих видов дождей?

- Облака, из которых идет дождь, называют «дождевыми».

- Дождевые облака – это облака, у которых капли воды укрупнились и под воздействием силы тяжести готовы выпасть на землю в виде осадков.

- А теперь посмотрите внимательно на слайд. На нем изображены 4 тучи.

На слайде 4 тучи с надписями: рифма, стихотворение, рассказ, поэзия.

- Скажите, какая туча на слайде лишняя?

- Объясните, почему именно эта туча лишняя.

 

- А что об\ъединяет оставшиеся три тучи?

- Как вы думаете, какое произведение мы с вами сегодня будем читать?

- Мы сегодня будем читать стихотворение Козлова Сергея Григорьевича «В небе туча хмурится».

 

 

 

 

 

- В тексте сказано, что рассвет весенний. И многие явления связаны с весной.

- Весной идет первый дождь.

- Грибной дождик, ливень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Происходит круговорот воды в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Туча со словом «рассказ».

- В отличие от остальных трех, рассказ – это другой жанр.

- Они относятся к одному жанру.

 

- Стихотворение о дожде.

Фронтальная

 

 

Ответы по поднятой руке, зрительный контакт

4. Подго-товка к восприя-тию текста

- Козлов Сергей Григорьевич – сказочник и поэт.

- Дети очень любят сказки Сергея Козлова. По многим его сказкам сняты мультфильмы. Сказки Сергея Козлова интересны тем, что они не содержат явных чудес и приключений, даже в названиях этих сказок мы ощущаем присутствие реального мира, например, "Звуки и голоса", "В родном лесу", "Мы будем приходить и дышать". Эти истории представляют собой небольшие отрывки, вырезанные из детских фантазий.

- Сергей Козлов обладал уникальной способностью говорить с детьми простым языком о сложных вещах: о любви, доверии, радости жизни, о хрупкости красоты.

- Будучи еще начинающим писателем С. Козлов придумал своих основных персонажей: Ежика, Медвежонка и Зайчика. Постепенно вокруг них сформировался целый сказочный мир.

- Особое внимание в сказках уделяется описанию леса, природы, временам года. Время в сказках С. Козлова течет медленно, но оно безвозвратно.

 

- Я принесла книги Сергея Козлова.

- Я рекомендую вам их к прочтению, а взять вы их можете в школьной или городской библиотеке.

 

- Но прежде чем познакомиться со стихотворением, давайте узнаем значения новым слов.

- Обратите внимание, у вас на парте лежат небольшие тучи и капельки, на которых написаны слова.

- Прочитайте слова на капельках жужжащим чтением.

- Вслух нам эти слова прочитает (имя ученика).

- А сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно подобрать пары: слово и его значение.

- На эту работу у вас 1 минута.

жестяным, загорится, сумерки.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Ученики по поднятой руке говорят, какие у них пары получились.

- И нам с вами осталось узнать значение еще одного слова. Прочитайте его про себя.

- Вслух это слово нам прочитает (имя ученика).

- Откройте в учебниках словарь. Найдите это слово и прочитайте его значение жужжащим чтением.

- Вслух нам прочитает (имя ученика).

- Мы с вами узнали значение новых слов.

- Те, кто правильно соединили все слова с их значением, мысленно похвалите себя.

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают слова.

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

Зрительный контакт, ответы на вопросы

5. Первич-ное чтение текста.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение «В небе туча хмурится» вслух, а вы внимательно меня послушаете.

Учитель наизусть и с выражением рассказывает стихотворение.

Под звуки дождя.

Внимательно слушают.

Фронтальная

 

Зрительный контакт

6. Проверка первично-го вос-приятия

- Ребята, что вы почувствовали?

- А какие эмоции вызвало?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

 

Ответы на вопросы

7. Повтор-ное чтение

- Сейчас я вам предлагаю еще раз самостоятельно прочитать данное стихотворение.

- Открываем учебник на странице 120.

- Для начала мы прочитаем стихотворение жужжащим чтением.

- А теперь мы прочитаем его вслух.

- Начнет читать (имя ученика) до слова «достаточно».

- Вот мы с вами и прочитали стихотворение все вместе. И мы готовы к обсуждению.

 

 

 

 

Читают стихотворение.

Индивидуаль-ная, фронтальная

 

Чтение стихотворения

8. Беседа по содер-жанию

- Почему туча хмурится?

- Что хотел сказать нам поэт?

- Какое настроение создаст это стихотворение?

- Можете придумать название этому стихотворению? На что будем обращать внимание, придумывая название?

- Важно не только то, о чем стихотворение, но и то, как об этом говорится. Автор пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Значит нельзя назвать стихотворение: «Дождь», «Песня». Можно «Дождик», «Песенка». Название должно соответствовать настроению и тону стихотворения.

- Какие образы представлены? Подтвердите словами текста.

- Среди них есть образы, которые не являются для вас открытиями?

- А много ли образов – открытий? (Конечно: образы тучи, цветов, дождя, крыльца, корзинки, месяца, тишины, кота).

- Какие понравились больше всего и почему?

- Каким приемом пользуется автор для создания более ярких образов? (приемом олицетворения).

- Что такое олицетворение?

- А как вы думайте настроение этого стихотворения можно выразить в музыкальных звуках?

- Сейчас представьте себя композиторами.

- Какой должна быть музыка, чтобы она соответствовала стихотворению?

 

- Мы с вами обсудили стихотворение Сергея Козлова  «В небе туча хмурится».

 

 

 

 

9. Физми-нутка

- А сейчас пришло время отдохнуть.

Поутру надел на ножки

Дождь хрустальные сапожки.

Где наступит сапожок —

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки.

- Мы с вами отдохнули и теперь можем приступить к выразительному чтению.

Повторяют движения

Фронтальная

 

Зрительный контакт

10. Подготов-ка к выра-зительно-му чтению

- Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание.

- Выполним дыхательную гимнастику. Учитель показывает 3 упражнения: «Ладошки» - разжимаем ладони и делаем вдох, затем сжимаем руки в кулак, делая резкий выдох.

«Повороты головы» - максимально поворачиваем голову в стороны и делаем резкие выдохи носом.

«Обними себя» - когда локти находятся друг над другом, то осуществляем резкий выдох носом.

- Мы с вами подготовили наше дыхание.

- И теперь давайте расставим ноты выразительности на отрывке стихотворения.

В небе туча хмурится,

Скоро грянет гром.

Дождь пойдет по улице

С жестяным ведром.

- У каждого из вас есть карточка с отрывком. Придвиньте ее к себе и достаньте карандаш. Отмечайте вместе со мной.

 

- Вот мы с вами и подготовились к выразительному чтению.

 

 

 

 

11. Вырази-тельное чтение

- Сейчас мы с вами будем выразительно читать этот отрывок стихотворения.

- Прочитайте этот отрывок друг другу в парах с выражением. На это у вас 1 минута.

- А теперь поднимите руку те, кто похвалил бы выразительное чтение соседа по парте.

Учитель выбирает 3 человек из тех, кого похвалили, и они читают с выражением у доски.

- Мы с вами научились выразительно читать отрывок стихотворения Сергея Козлова «В небе туча хмурится».

- Те, кого похвалили соседи по парте, мысленно скажите себе «я молодец».

 

 

Читают стихотворение в парах.

Фронтальная, работа в парах

 

Чтение стихотворения, оценивание учениками друг друга

12. Обобщаю-щая беседа

- Чем вам запомнилось стихотворение?

 

Фронтальная

 

Ответы учеников

13. Итог

- Что помог вам по-новому увидеть поэт Сергей Козлов?

- Что понравилось в стихотворении?

- Что запомнилось?

Ответы учеников.

Фронтальная

 

Ответы ученков

14. Рефлексия

- Посмотрите на доску. На доске висит туча и скоро из нее пойдет дождь.

- У каждого из вас на парте лежит 3 капли: большая, средняя и маленькая.

- Эти капли символизируют полученные вами знания на уроке. Чем больше знаний вы получили, тем больше капля.

- Большая капля  означает, что у вас на уроке все получилось, и что вы получили новые знания.

- Средняя капля – у вас были затруднения и еще остались вопросы.

- И маленькая капля – вы не смогли усвоить новые знания.

- Выберите каплю, которая соответствует вашей работе на уроке, и по очереди подойдите к моей помощнице.

 

 

 

 

15. Дом. задание

- Дома вам необходимо выполнить творческое задание.

- Вам нужно будет самостоятельно придумать продолжение к стихотворению Сергея Козлова «В небе туча хмурится».

- Вы можете придумать как рифмованное продолжение, так и без рифмы.