ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского»
Технологическая карта урока литературного чтения
Для 2 «А» класса
На тему:
«Козлов Сергей Григорьевич «В небе туча хмурится»»
Выполнил:
студент группы Ш-37
Смирнова Анастасия Семёновна
Проверили:
Методист колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
_________________
Учитель 2 «А» класса
Кичигина Татьяна Петровна
_________________
Отметка: « » (________________)
г. Соликамск, 2021
Технологическая карта
Тема урока |
Козлов Сергей Григорьевич «В небе туча хмурится». 2 «А» класс. |
УМК |
Развивающая система Л..В.Занкова |
Цели деятельности педагога |
Познакомить учащихся с творчеством Козлова Сергея Григорьевича, с его стихотворением «В небе туча хмурится», работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность; показать через стихотворение чудеса явления дождя. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений. Метапредметные: · регулятивные – анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины; · познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; · коммуникативные – создавать условия для культуры общения, интереса к урокам литературного чтения, умения выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других. Предметные: · ознакомление с творчеством Козлова Сергея Григорьевича, с его стихотворением «В небе туча хмурится»; · отработка навыка выразительного чтения. |
Методы и формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная формы обучения и работа в парах. |
Оборудование |
АРМ педагога |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
1.Оргмо-мент |
- Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Семёновна. Я проведу у вас урок литературного чтения. - Улыбнитесь друг другу. - Проверьте, на столе у вас должны лежать учебник и раздаточный материал. - Если у вас все готово, можете садиться. |
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
Фронтальная |
|
Зрительный контакт |
2. Провер-ка дом. задания |
- Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. - Вам был задано на дом выразительное чтение стихотворения Овсея Овсеевича Дриза «Как сделать утро волшебным». - Кто желает у доски выразительно прочитать данное стихотворение? 3 ученика у доски выразительно читают. Учитель анализирует выразительное чтение детей и ставит отметки. - Вот мы с вами и проверили, как вы справились с вашим домашним заданием. |
|
Фронтальная |
|
Выразительное чтение детей, зрительный контакт |
3.СТИЦ |
- Скажите, с каким временем года у вас ассоциируется утро в данном стихотворении? - Лично у меня утро из данного стихотворения ассоциируется с весной. - А как вы думаете, почему именно с весной?
- Скажите, а какое явление природы впервые появляется весной после зимы? - Какие дожди бывают?
- На самом деле, в природе существует много разных видов дождей. - Слепой дождь — дождь, идущий при свете солнца; грозовой дождь (дождь с грозой), градный дождь (дождь с градом), снежный дождь (дождь со снегом), купальный (окатный) дождь, ливень (проливной дождь), моросящий дождь (изморось), полосовой дождь (идущий полосами), косой дождь, косохлёст, ситный дождь - мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь сито», грибной дождь - когда идёт дождь и одновременно светит солнце (легенда гласит, что от такого дождя хорошо растут в лесу грибы). Если использовать переносное значение, можно рассказать о метеоритном дожде - так называют одновременно падение нескольких (а иногда и нескольких тысяч) метеоритов. - А знаете ли вы, как появляются некоторые из этих видов дождей? - Облака, из которых идет дождь, называют «дождевыми». - Дождевые облака – это облака, у которых капли воды укрупнились и под воздействием силы тяжести готовы выпасть на землю в виде осадков. - А теперь посмотрите внимательно на слайд. На нем изображены 4 тучи. На слайде 4 тучи с надписями: рифма, стихотворение, рассказ, поэзия. - Скажите, какая туча на слайде лишняя? - Объясните, почему именно эта туча лишняя.
- А что об\ъединяет оставшиеся три тучи? - Как вы думаете, какое произведение мы с вами сегодня будем читать? - Мы сегодня будем читать стихотворение Козлова Сергея Григорьевича «В небе туча хмурится». |
- В тексте сказано, что рассвет весенний. И многие явления связаны с весной. - Весной идет первый дождь. - Грибной дождик, ливень.
- Происходит круговорот воды в природе.
- Туча со словом «рассказ». - В отличие от остальных трех, рассказ – это другой жанр. - Они относятся к одному жанру.
- Стихотворение о дожде. |
Фронтальная |
|
Ответы по поднятой руке, зрительный контакт |
4. Подго-товка к восприя-тию текста |
- Козлов Сергей Григорьевич – сказочник и поэт. - Дети очень любят сказки Сергея Козлова. По многим его сказкам сняты мультфильмы. Сказки Сергея Козлова интересны тем, что они не содержат явных чудес и приключений, даже в названиях этих сказок мы ощущаем присутствие реального мира, например, "Звуки и голоса", "В родном лесу", "Мы будем приходить и дышать". Эти истории представляют собой небольшие отрывки, вырезанные из детских фантазий. - Сергей Козлов обладал уникальной способностью говорить с детьми простым языком о сложных вещах: о любви, доверии, радости жизни, о хрупкости красоты. - Будучи еще начинающим писателем С. Козлов придумал своих основных персонажей: Ежика, Медвежонка и Зайчика. Постепенно вокруг них сформировался целый сказочный мир. - Особое внимание в сказках уделяется описанию леса, природы, временам года. Время в сказках С. Козлова течет медленно, но оно безвозвратно.
- Я принесла книги Сергея Козлова. - Я рекомендую вам их к прочтению, а взять вы их можете в школьной или городской библиотеке.
- Но прежде чем познакомиться со стихотворением, давайте узнаем значения новым слов. - Обратите внимание, у вас на парте лежат небольшие тучи и капельки, на которых написаны слова. - Прочитайте слова на капельках жужжащим чтением. - Вслух нам эти слова прочитает (имя ученика). - А сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно подобрать пары: слово и его значение. - На эту работу у вас 1 минута. жестяным, загорится, сумерки. - Давайте проверим, что у вас получилось. Ученики по поднятой руке говорят, какие у них пары получились. - И нам с вами осталось узнать значение еще одного слова. Прочитайте его про себя. - Вслух это слово нам прочитает (имя ученика). - Откройте в учебниках словарь. Найдите это слово и прочитайте его значение жужжащим чтением. - Вслух нам прочитает (имя ученика). - Мы с вами узнали значение новых слов. - Те, кто правильно соединили все слова с их значением, мысленно похвалите себя. |
Внимательно слушают.
Читают слова.
|
Фронтальная
Работа в парах |
|
Зрительный контакт, ответы на вопросы |
5. Первич-ное чтение текста. |
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение «В небе туча хмурится» вслух, а вы внимательно меня послушаете. Учитель наизусть и с выражением рассказывает стихотворение. Под звуки дождя. |
Внимательно слушают. |
Фронтальная |
|
Зрительный контакт |
6. Проверка первично-го вос-приятия |
- Ребята, что вы почувствовали? - А какие эмоции вызвало? |
Отвечают на вопросы. |
Фронтальная |
|
Ответы на вопросы |
7. Повтор-ное чтение |
- Сейчас я вам предлагаю еще раз самостоятельно прочитать данное стихотворение. - Открываем учебник на странице 120. - Для начала мы прочитаем стихотворение жужжащим чтением. - А теперь мы прочитаем его вслух. - Начнет читать (имя ученика) до слова «достаточно». - Вот мы с вами и прочитали стихотворение все вместе. И мы готовы к обсуждению. |
Читают стихотворение. |
Индивидуаль-ная, фронтальная |
|
Чтение стихотворения |
8. Беседа по содер-жанию |
- Почему туча хмурится? - Что хотел сказать нам поэт? - Какое настроение создаст это стихотворение? - Можете придумать название этому стихотворению? На что будем обращать внимание, придумывая название? - Важно не только то, о чем стихотворение, но и то, как об этом говорится. Автор пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Значит нельзя назвать стихотворение: «Дождь», «Песня». Можно «Дождик», «Песенка». Название должно соответствовать настроению и тону стихотворения. - Какие образы представлены? Подтвердите словами текста. - Среди них есть образы, которые не являются для вас открытиями? - А много ли образов – открытий? (Конечно: образы тучи, цветов, дождя, крыльца, корзинки, месяца, тишины, кота). - Какие понравились больше всего и почему? - Каким приемом пользуется автор для создания более ярких образов? (приемом олицетворения). - Что такое олицетворение? - А как вы думайте настроение этого стихотворения можно выразить в музыкальных звуках? - Сейчас представьте себя композиторами. - Какой должна быть музыка, чтобы она соответствовала стихотворению?
- Мы с вами обсудили стихотворение Сергея Козлова «В небе туча хмурится». |
|
|
|
|
9. Физми-нутка |
- А сейчас пришло время отдохнуть. Поутру надел на ножки Дождь хрустальные сапожки. Где наступит сапожок — Там раскроется цветок. От дождя травинки Распрямляют спинки. - Мы с вами отдохнули и теперь можем приступить к выразительному чтению. |
Повторяют движения |
Фронтальная |
|
Зрительный контакт |
10. Подготов-ка к выра-зительно-му чтению |
- Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание. - Выполним дыхательную гимнастику. Учитель показывает 3 упражнения: «Ладошки» - разжимаем ладони и делаем вдох, затем сжимаем руки в кулак, делая резкий выдох. «Повороты головы» - максимально поворачиваем голову в стороны и делаем резкие выдохи носом. «Обними себя» - когда локти находятся друг над другом, то осуществляем резкий выдох носом. - Мы с вами подготовили наше дыхание. - И теперь давайте расставим ноты выразительности на отрывке стихотворения. В небе туча хмурится, Скоро грянет гром. Дождь пойдет по улице С жестяным ведром. - У каждого из вас есть карточка с отрывком. Придвиньте ее к себе и достаньте карандаш. Отмечайте вместе со мной.
- Вот мы с вами и подготовились к выразительному чтению. |
|
|
|
|
11. Вырази-тельное чтение |
- Сейчас мы с вами будем выразительно читать этот отрывок стихотворения. - Прочитайте этот отрывок друг другу в парах с выражением. На это у вас 1 минута. - А теперь поднимите руку те, кто похвалил бы выразительное чтение соседа по парте. Учитель выбирает 3 человек из тех, кого похвалили, и они читают с выражением у доски. - Мы с вами научились выразительно читать отрывок стихотворения Сергея Козлова «В небе туча хмурится». - Те, кого похвалили соседи по парте, мысленно скажите себе «я молодец». |
Читают стихотворение в парах. |
Фронтальная, работа в парах |
|
Чтение стихотворения, оценивание учениками друг друга |
12. Обобщаю-щая беседа |
- Чем вам запомнилось стихотворение? |
|
Фронтальная |
|
Ответы учеников |
13. Итог |
- Что помог вам по-новому увидеть поэт Сергей Козлов? - Что понравилось в стихотворении? - Что запомнилось? |
Ответы учеников. |
Фронтальная |
|
Ответы ученков |
14. Рефлексия |
- Посмотрите на доску. На доске висит туча и скоро из нее пойдет дождь. - У каждого из вас на парте лежит 3 капли: большая, средняя и маленькая. - Эти капли символизируют полученные вами знания на уроке. Чем больше знаний вы получили, тем больше капля. - Большая капля означает, что у вас на уроке все получилось, и что вы получили новые знания. - Средняя капля – у вас были затруднения и еще остались вопросы. - И маленькая капля – вы не смогли усвоить новые знания. - Выберите каплю, которая соответствует вашей работе на уроке, и по очереди подойдите к моей помощнице. |
|
|
|
|
15. Дом. задание |
- Дома вам необходимо выполнить творческое задание. - Вам нужно будет самостоятельно придумать продолжение к стихотворению Сергея Козлова «В небе туча хмурится». - Вы можете придумать как рифмованное продолжение, так и без рифмы. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.