Технологическая карта урока литературного чтения в 3-м классе по Программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Тема: «Былины Л.Н. Толстого». Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь»
Название предмета |
Литературное чтение |
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования продолжения знакомства детей с творчеством Л.Н.Толстого; продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н. Толстого ( сказка, басня, былина, рассказ);знакомства с новыми произведением Л. Н. Толстого «Как боролся русский богатырь» |
Тип урока |
изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) |
Воспринимать на слух текст былины, следить по тексту; выделять композиционные элементы в тексте – повторы, находить устаревшие слова и объяснять их значение, работать со словарем к тексту; готовить рассказ о русском богатыре. |
Личностные результаты |
Интерес к изучению былины, интерес к чтению, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли; Регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. |
Методы обучения |
Поисковый, словесный, наглядный, практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания. |
Формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная |
Оборудование |
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебник для 3 кл. 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2012 Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс Ефросинина Л. А. Стикеры, листы в виде щита |
Технологическая карта урока
№ п/п Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I.Организационный момент |
- Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины |
Слушают учителя
Настраиваются на работу на уроке. |
К. готовность к деятельности; положительная эмоциональная направленность. |
II. Актуализация знаний
|
-Какого автора сейчас изучаем? (портрет на доске) - Что вы видите на доске? -Вспомним, с какими жанрами работал, и какие произведения вы уже изучили Л.Н. Толстого
-Соедините жанры с произведениями
-Все верно -Но посмотрите, одна карточка у нас закрыта. -Значит, Л. Н. Толстой, работал еще с каким то жанром -Хотите ли вы еще узнать, в каком жанре работал автор? -Давайте, проверим, как хорошо изучили произведения, изученные раннее. - Перед вами кроссворд (на доске) -Читайте первый вопрос? - Записываю первый ответ. ( и так читают по желанию все вопросы)
- Какое слово выпало в кроссворде? - Почему выпало это слово?
-Верно, значит в закрытой карточке был жанр былина. -Что вы знаете о былине?
-Каких богатырей вы знаете? |
(Лев Николаевич Толстой)
Таблички с жанрами и названиями произведений.
(Жанр сказка - «Два брата», жанр басня – «Белка и волк», жанр рассказ –«Лебеди», «Зайцы», жанр быль – «Прыжок»
(хотим узнать)
1.В сказке «Два брата», что сеяли герои? Хлеб 2.Что сказал отец, увидев сына на мачте? Прыгай 3.Красивые и сильные птицы? Лебеди 4.Какой был заяц в рассказе «Зайцы»? трусливым 5.Фраза Волка, в басне «Белка и волк» «Мне всегда…..» скучно 6.Кто забавлял всех в быле? обезьяна Былина (новый жанр, над которым работал Л.Н.Толстой)
(поэтическое произведение, русского фольклора, написанные особым былинным стихом. В них повествуется о фантастических подвигах богатырей, которые борятся с чудовищами – врагами земли русской.) |
|
III. Постановка учебной задачи. |
- Как вы думаете, с каким жанром познакомитесь сегодня и с каким новым произведением Л.Н.Толстого? -Откройте учебник и найдите тему урока. -На какой странице вы открыли и почему? -Ребята, а какую цель вы поставите перед собой на уроке? -Что нужно будет сделать, чтобы достичь поставленных целей? |
(Былина. Как боролся русский богатырь) ( страница учебника 138)
(ответы детей) |
|
IV. Изучение нового материала.
|
-По заголовку и иллюстрациям, как вы думаете, о чем будет говорится, в этой былине? - Сейчас эту былину прочитаю я вам. -Все слушаете и следите, пальчики поставили на начало былины. - Что вы можете сказать о прослушанном? -Понравилось произведение или нет? Почему? - Что есть былинах?
-Можете ли вы сказать, что это былина? Почему?
- Назовите отличие от предыдущих былин, которые читали ранее?
-Верно, это литературное произведение |
( о богатыре, как боролся русский богатырь, о врагах)
(ответы детей)
(богатыри, подвиги, древнерусские, устаревшие слова) (можем, в этой былине есть богатыри, подвиг и устаревшие слова) (нет напевности, былинного стиха) |
РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий. |
VI.Физкультминутка
|
Видео физминутка -Не много отдохнем, проведем физминутку, встаньте и выйдите из за парт.
-Повторяйте движение. -Посмотрим какой ряд сядет тише 1ряд садится, 2ряд садится, 3ряд садится |
Выполняют движения
|
ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.
|
VII.Закрепление изученного материала.
|
-В тексте вам встретились незнакомые слова – это устаревшие слова, понятие которых вы не совсем понимаете. -Теперь вы будете читать и если, встретиться непонятное (устаревшее) слово, останавливаетесь и мы объясняем, что это за слово. -Выделять устаревшие слова будете стикерами в учебнике. Печенеги - кочевое племя, совершавшее набеги на Русь. Покорись ты со всей своей землею – признай меня победителем. Сам-четверт - четвертый Мне не показалось, как он это делает, я и побрани его.- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его. Побрани – поругал князь– предводитель войска и правитель области; покорись ты со всей своей землею – признай меня победителем; однова мял воловью шкуру – однажды; одолеет – победит; сошлись, – встретились, подошли друг к другу; поброни его – поругай; кушаки – матерчатый, широкий пояс; шмякнул – уронил или бросил со шлепающим звуком. - Ответьте на вопросы, где происходили события? Находите в тексте и зачитываете?
-Что предложил печенежский князь?
-Как проверяли силу Ивана?
Прочитайте описание поединка -Чем он закончился? |
(чтение учащимися произведение и нахождение устаревших слов)
(Подошли они с большим войском под Киев. Князь Владимир вышел со своим войском навстречу. Сошлись они на реке Трубеже и остановились) ( «Зачем нам много народа убивать. А сделаем вот как: ты выпустишь своего силача, а я своего выпущу, и пускай они поборются. Если твой будет сильнее моего, так я уйду, а если мой одолеет, то покорись ты со всей своей землею») ( Князь Владимир велел привести большого быка и сказал: «Ну покажи над ним свою силу». Иван велел раздразнить быка, и когда бык набежал на него, он схватил его рукой за бок, вырвал кусок кожи с мясом, а потом кулаком ударил его между рог и убил.) (чтение учащимся описания поединка) |
ПУУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; поиск необходимой информации, выдвижение гипотез; доказательство. РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания. ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь. |
VIII.Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия |
Наш урок подходит к концу -С каким жанром произведения Л. Н Толстого мы познакомились на уроке? -Как называется эта былина? Зачем написана такая былина?
-Что было интересным на уроке?
|
(показать, что русский народ непобедим, мужество, отвагу, силу нашего народа) |
РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
-Открываем дневники записываем домашнее задание Уч.с. 146 выбрать любое произведение автора и прочитать - На странице 146, книжная полка, вы выбираете произведение Л.Н. Толстого и читаете его. |
Запись домашнего задания в дневник |
|
|
- Предлагаю вам оценить свою работу. -На рядах лежит лист в виде щита - Каждому раздаю маленькие щиты. -Кто считает, что был сильным, умным, отвечал на вопросы, активно работал, был смелым как богатырь. - Приклеиваете свой щит на большой. -Все молодцы. Урок окончен |
(Учащиеся оценивают свою работу) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.